Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Расчёт размеров зубцовой зоны статора и воздушного размера.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Курсовой проект
по курсу «Электрические машины»
на тему: «Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором»
Вариант 11
Нижний Тагил 2003
Содержание.
Проектное задание·································································································· Введение·················································································································· Выбор главных размеров······················································································· Определение , и сечения провода обмотки статора··································· Расчёт размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора·························· Расчёт ротора·········································································································· Расчёт намагничивающего тока············································································ Параметры рабочего режима················································································· Расчёт потерь·········································································································· Расчёт рабочих характеристик··············································································· Расчёт пусковых характеристик············································································· Тепловой расчёт········································································································ Заключение·············································································································· Библиография··········································································································
Проектное задание.
Спроектировать трёхфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором: ; ; ; конструктивное исполнение IM1001; исполнение по способу защиты от воздействия окружающей среды IP44; категория климатического исполнения У3.
Введение.
Прогресс в развитии электромашиностроения зависит от успехов в области теории электрических машин. Глубокое понимание процессов электромеханического преобразования энергии необходимо не только инженерам-электромеханикам, создающим и эксплуатирующим электрические машины, но и многим специалистам, деятельность которых связана с электромеханикой. Проектирование электрических машин – это искусство, соединяющее знание процессов электромеханического преобразование энергии с опытом, накопленным поколениями инженеров-электромехаников, умением применять вычислительную технику и талантом инженера, создающего новую или улучшающего уже выпускаемую машину. При проектировании необходимо учитывать возможные изменения стоимости материалов и электроэнергии, спрос на международном рынке, затраты на технологическое оборудование и другие факторы. Выбор оптимального варианта определяется критерием, который определяется минимумом суммарных затрат, т.е. минимумом стоимости материалов, затрат на изготовление и эксплуатацию. Стоимость эксплуатации зависит от КПД, коэффициента мощности, ремонтоспособности и ряда других факторов. В последние десятилетия благодаря широкому применению ЭВМ теория электрических машин получила дальнейшее развитие. Большая математизация позволяет более строго излагать теорию электрических машин и ввести более глубокие математические методы исследования. В настоящее время редко проектируется индивидуальная машина, а проектируются и выпускаются серии электрических машин. На базе серий выполняются различные модификации машин, что накладывает определённые требования на выполнение проекта новой электрической машины. Основная серия асинхронных машин 4А включает в себя двигатели от 0,4 до 400 кВт. Выпускаются высоковольтные машины в виде единой серии А4 на мощности свыше 400 кВт. Разработана единая серия асинхронных машин АИ, АИР, 5A и RA. При конструировании асинхронных двигателей единых серий обеспечивается максимальная унификация узлов и отдельных деталей. Кроме асинхронных двигателей единой серии 4А промышленностью выпускаются двигатели серий А2 и А02. Асинхронные машины серий А2 и А02 имеют больший расход материалов и другие установочные размеры. В последние годы Ярославский электромашиностроительный завод освоил новую серию RA — Российская асинхронная, а Владимирский электромоторный завод выпускает серию 5А, которая заменяет серию 4А. Электротехнической промышленностью выпускаются высоковольтные асинхронные двигатели серий А, АК 12—13-го габаритов и их модификации на мощность свыше 100 кВт на напряжение 6000 В. Такие двигатели выпускаются с короткозамкнутым и фазным ротором. В двигателях с короткозамкнутым ротором применяется сварная клетка. Обмотки статора имеют изоляцию типа «монолит-2». Изоляция соответствует классу нагревостойкости F. Для насосов и аэродинамических труб выпускаются асинхронные двигатели мощностью до 20 МВт. Одной из распространенных серий мощных асинхронных двигателей является серия АТД. Двигатели АТД выполняются с короткозамкнутым массивным ротором и водяным охлаждением обмотки статора. Конструкции асинхронных микродвигателей отличаются от конструкций двигателей общего назначения. Это связано с особыми требованиями работы в системах автоматического управления, применением в бытовых приборах с однофазным питанием и функциональным использованием (тахогенераторы, датчики и другие устройства). Конструкции асинхронных машин делятся на два основных типа: с короткозамкнутым ротором и фазным ротором. Наибольшее распространение получили двигатели с короткозамкнутым ротором, которые в серии 4А выполняются на все мощности, включая 400 кВт.
Обмотки короткозамкнутых роторов выполняются литыми из алюминия или его сплавов. При заливке одновременно отливаются стержни, лежащие в пазах, и короткозамыкающие кольца с размещенными на их торцах вентиляционными лопатками и штырями для крепления балансировочных грузиков. Короткозамкнутые роторы крупных машин и специальных асинхронных машин с улучшенными пусковыми характеристиками выполняются сварными. Стержни ротора из меди или латуни привариваются к короткозамыкающим кольцам, имеющим отверстия, куда перед сваркой вставляются стержни обмотки. Асинхронные машины с фазным ротором имеют на роторе обмотку из круглых или прямоугольных проводов, которая выполняется так же, как и обмотка статора. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором серии 4А можно разделить на две разновидности по степени зашиты и способу охлаждения.
Электрические машины подразделяются по степени защиты от воздействия окружающей среды. Машины закрытые, защищенные от попадания внутрь ее брызг любого направления и предметов диаметром более 1 мм, имеют внешний обдув вентилятором. По ГОСТ это исполнение имеет обозначение IР44. Второй разновидностью конструкции являются машины с исполнением по степени защиты IР23. В этих машинах обеспечивается защита от возможности соприкосновения пальцев рук и твердых предметов диаметром более 12,5 мм с токоведущими вращающимися частями машины. Исполнение IР23 предусматривает защиту от попадания внутрь машины капель, падающих под углом 60° к вертикали. Иногда такое исполнение называют каплезащищённым.
Статор асинхронной машины с короткозамкнутым или с фазным ротором состоит из магнитопровода с обмоткой и станины. Магнитопровод статора набирается из листов электротехнической стали, изолированных друг от друга и имеющих на внутренней поверхности пазы. Сердечник статора состоит из отдельных пакетов, которые после сборки скрепляют скобами и укрепляют в станине. При сборке пакетов магнитопровода статора может быть выполнен скос пазов. Форма пазов и число пазов на статоре зависят от мощности и частоты вращения. Климатическое исполнение У3 – двигатели, предназначенные для эксплуатации на суше, реках, озерах для макроклиматических районов с умеренным климатом, в закрытых помещениях, в которых колебания температуры и влажности, а также воздействие песка и пыли на машину существенно меньше, чем на открытом воздухе.
Классы нагревостойкости электроизоляционных материалов (по ГОСТ 8865-70)
Принцип действия асинхронного двигателя. Пусть на зажимы трёхфазной обмотки статора подано напряжение от трёхфазного симметричного источника сигнала. Под действием напряжения, в трёхфазной обмотке статора протекает ток, который создаёт вращающееся магнитное поле. Это поле в проводниках обмотки статора наводит ЭДС самоиндукции. А в проводниках – ЭДС взаимоиндукции. Под действие последней в обмотке ротора протекает ток, который в свою очередь создаёт собственное вращающееся магнитное поле. Это поле вращается в ту же сторону и с той же угловой скоростью, что и поле, созданное токами обмотки статора. Таким образом, в зазоре асинхронной машины вращается результирующее магнитное поле, обусловленное взаимным действием МДС обмоток статора и ротора. При взаимодействии вращающегося магнитного поля и тока, в обмотке ротора, возникают электромагнитные силы и момент, под действием которого ротор начинает вращаться в сторону вращения магнитного поля. При вращении ротора, его скорость относительно вращающегося магнитного поля, уменьшается. Следовательно, уменьшаются амплитуды ЭДС и тока в обмотке ротора, а так же частота (ЭДС и тока). При номинальной скорости вращения ротора, частота ЭДС и тока в обмотке ротора составляет 2..4Гц. Если под действием рабочей машины, скорость вращения ротора станет равной угловой скорости вращения магнитного поля, то будет иметь место режим идеального холостого хода, амплитуда и частота ЭДС и тока в обмотке ротора будут равны 0. Электромагнитный момент так же равен 0. 1. Число пар полюсов
Выбор главных размеров.
2. Предварительное определение высоты оси вращения [1] рис. 9.18 а и табл. 9.8 Принимаем ближайшее меньшее значение и – наружный диаметр статора. 3. Внутренний диаметр статора , где - коэффициент, характеризующий отношения внутренних и наружных диаметров сердечников статоров АД серии 4А при различных числах полюсов ([1], табл. табл. 9.9) 4. Определение полюсного деления. 5. Определение расчётной мощности по формуле , где - мощность на валу двигателя, Вт - приближённое отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению ([1], рис. 9.20) - примерное значение КПД ([1], рис. 9.21 а) - примерный коэффициент мощности рис. 9.21 а) 6. Определение электромагнитных нагрузок (предварительно) ([1], рис. 9.22 б) , где - линейная нагрузка двигателя, - магнитная индукция в зазоре машины, 7. Выбор предварительного значения обмоточного коэффициента. Для однослойной обмотки примем ([1] стр. 348). 8. Определение расчётной длины воздушного зазора по формуле ([1], стр. 168): , где - синхронная угловая скорость вращения двигателя, ([1], стр. 168) - коэффициент формы поля ([1], стр. 167) Правильный выбор воздушного зазора во многом определяет энергетические показатели АД. Чем меньше воздушный зазор, тем меньше его магнитное сопротивление и магнитное напряжение, составляющее основную часть МДС магнитной цепи всей машины. Поэтому уменьшение зазора приводит к соответственному уменьшению МДС магнитной цепи и намагничивающего тока двигателя, благодаря чему возрастает его cosj и уменьшаются потери в меди обмотки статора. Но чрезмерное уменьшение воздушного зазора приводит к возрастанию амплитуды пульсаций индукции в воздушном зазоре и, как следствие этого, к увеличению поверхностных и пульсационных потерь. Поэтому КПД двигателей с очень малыми зазорами не улучшается, а часто даже становится меньшим. В современных АД зазор выбирают, исходя из минимума суммарных потерь. Т. к. при увеличении зазора потери в меди возрастают, а поверхностные и пульсационные уменьшаются, то существует оптимальное соотношение между параметрами, при котором сумма потерь будет наименьшей. 9. Проверка правильности выбора главных размеров и ([1], стр. 168). Критерием правильности выбора служит отношение: Это отношение также влияет на технико-экономические показатели машины (при увеличении l уменьшается относительная величина неактивных лобовых частей машины, однако ухудшаются условия охлаждения), поэтому существуют оптимальные пределы, полученные эмпирическим путем. Полученное значение находится в допустимых пределах ([1], рис. 9.25a).
Определение , и сечения провода обмотки статора.
10. Определение предельных значений зубцового деления ([1], ], стр. 351, рис. 9.26.) , 11. Определение числа пазов статора по формуле ([1], стр. 170) , Окончательное число пазов статора следует выбирать в полученных пределах с учётом условий, налагаемых требованиями симметрии обмотки, и желаемого для проектируемой машины числа пазов на полюс и фазу . Число пазов статора в любой обмотке АМ должно быть кратным числу фаз, а число должно быть целым. Принимаем , тогда для однослойной обмотки. 12. Определение окончательного значения зубцового деление статора. 13. Определение предварительного числа эффективных проводников в пазу при условии отсутствия параллельных ветвей, т.е. , где - номинальный ток обмотки статора, А 14. Принимаем a=1, тогда 15. Окончательное число витков в обмотке статора Окончательное значение линейной нагрузки Уточняем обмоточный коэффициент . Коэффициент укорочения для однослойной обмотки ([1], стр. 172). Следовательно, . Коэффициент распределения находим для первой гармоники с учётом ([1], табл. 3.16 ) . Отсюда Уточняем значение потока Окончательное значение индукции в воздушном зазоре Значение индукции в зазоре не превышает рекомендованное ([1], рис. 9.23а) для . Максимальное значение рекомендованного значения .
16. Предварительный расчёт плотности тока в обмотке статора ([1], стр. 172): , где - произведение линейной нагрузки на плотность тока ([1], рис. 9,27а) 17. Предварительное значение сечения эффективного проводника Принимаем число элементарных проводников и выбираем обмоточный провод ПЭТВ ([1], табл. П3.1): - номинальный диаметр неизолированного провода, - площадь поперечного сечения неизолированного провода. По своему функциональному назначению изоляция обмоток подразделяется на корпусную (наружную изоляцию катушек, изолирующую их от стенок пазов в сердечниках (пазовая изоляция) и от других металлических частей машины (изоляция лобовых частей катушек)); межфазовую, изолирующую катушки каждой фазы обмотки от других фаз; витковую, изолирующую каждый виток катушки от других витков; проводниковую изоляцию каждого из проводов обмотки. Каждый из видов изоляции имеют свою специфическую конструкцию и к ним предъявляются различные требования. 18. Окончательное значение плотности тока в обмотке статора ([1], стр. 172):
Расчёт размеров зубцовой зоны статора и воздушного размера. Требования к пусковым характеристикам с короткозамкнутым ротором следует обязательно учитывать при выборе конфигурации пазов статора. Так, узкие и глубокие пазы с сужающейся верхней частью обеспечивают большое увеличение расчётного активного сопротивления при пуске и большие пусковые моменты, но при таких пазах возрастает индуктивное сопротивление рассеяния обмотки и уменьшается перегрузочная способность двигателя и коэффициент мощности при номинальном режиме. Размеры пазов в электрических машинах должны быть выбраны таким образом, чтобы, во-первых, площадь паза соответствовала количеству и размерам размещаемых в нем проводников обмотки с учетом всей изоляции и, во-вторых, чтобы значения индукций в зубцах и ярме статора находились в определенных пределах, зависящих от типа, мощности, исполнения машины и от марки электротехнической стали сердечника. Конфигурация пазов и зубцов определяется мощностью машины и типом обмотки. Расчет размеров зубцовой зоны проводят по допустимым индукциям в ярме и в зубцах статора. На рис. 1 изображён паз статора для всыпной обмотки с соотношением размеров, обеспечивающих параллельность боковых граней зубцов. 19. Принимаем предварительно ([1], табл. 9.12): - значение индукция в ярме статора, - значение индукции в зубцах статора. Тогда ширина зубца и высота ярма: ,
- коэффициент заполнения сталью магнитопровода статора для оксидированных листов стали марки 2013 20. Размеры паза в штампе: - ширина шлица - высота шлица Высота паза ([1], стр. 178): Ширина паза в нижней части ([1], стр. 178): Ширина паза в верхней части для ([1], стр. 178): Высота паза между наибольшей шириной и наименьшей для ([1], стр. 179): 21. Размеры паза в свету ([1], табл. 9.14) с учётом припуска на сборку , Площадь поперечного сечения паза для размещения проводников , где - площадь поперечного сечения прокладок ,для однослойной обмотки - площадь поперечного сечения корпусной изоляции , где - односторонняя толщина изоляции в пазу 22. Коэффициент заполнения паза Полученное значение коэффициента заполнение чрезмерно велико, т.к. среднее значение должно быть . Не изменяя главных размеров, снизить значение можно уменьшением или увеличением . Уменьшение приведёт к ещё большему увеличению индукции в зазоре, что недопустимо. Будем увеличивать . Для этого зададимся большими значениями и , превышающими рекомендуемые на 10-12%:
23. Коэффициент заполнения паза: Полученное значение коэффициента заполнения паза превышает рекомендуемое примерно на 15%.
Расчёт ротора.
24. Воздушный зазор ([1], рис. 9.31.) . 25. Число пазов ротора ([1], стр. 373, табл. 9.18.) . 26. Внешний диаметр 27. Длина 28.
29. Внутренний диаметр ротора равен диаметру вала, так как сердечник непосредственно насажен на вал 30. , где ([1], стр. 385, табл. 9.19). 31. Ток в стержне ротора , где - коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания и сопротивления обмоток на отношение - коэффициент приведения токов
32. Площадь поперечного сечения стержня ([1], стр. 186): , где - плотность тока в стержнях ротора ([1], стр. 186) при заливке пазов алюминием рекомендуется в пределах , причём для меньшей мощности нужно брать большее значение; ввиду очень малой мощности двигателя принимаем плотность тока выше рекомендуемых пределов, иначе при расчёте будет очень малым или под корнем получится отрицательное число. 33. Выбираем трапецеидальные закрытые пазы ([1], стр. 380), которые при высоте оси вращения h<250мм имеют узкую прорезь со следующими размерами: , . Допустимая ширина зубца , где - допустимая индукция в зубцах ротора ([1], стр. 174) Ширина паза в верхней части ([1], стр. 188): Ширина паза в нижней части ([1], стр. 188): Высота паза между центрами окружностей с диаметрами и ([1], стр. 188): Полная высота паза: Сечение стержня ([1], стр. 188): 34. Плотность тока в стержне: 35. Расчёт замыкающих колец: Площадь поперечного сечения короткозамыкающих колец , где - токи в кольце; , где - коэффициент, зависящий от угла сдвига между токами в стержнях ([1], стр. 186) ; выбирают в среднем на 15-20% меньше, чем в стержнях, т.к. замыкающие кольца имеют лучшие условия охлаждения Размеры замыкающих колец: Средняя высота паза выбирается из условия - средний диаметр замыкающего кольца.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |