Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические основы воспитательного воздействия труда




 

Трудовое воспитание — один из основных путей формирова­ния личности советского человека. Еще Л. С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме: «Правильной советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудо­вое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Однако коммунистически воспитывает далеко не всякий труд. Труд формирует личность при всех условиях, всегда, но ведь речь идет не о формировании личности вообще, а о формирова­нии личности советского человека с определенными общественно ценными чертами, правильной системой отношений к обществу, коллективу. Если даже труд правильно организован и способст­вует формированию таких качеств личности, как трудолюбие, аккуратность, настойчивость, целеустремленность, то это еще не решение воспитательной задачи. Труд может оказывать самое различное, иногда отрицательное влияние на формирование нуж­ной нам направленности личности.

А. С. Макаренко укалывал, что осуществляемый при некоторых условиях труд может быть в каком-то смысле «нейтральным про­цессом» по отношению к коммунистическому воспитанию. Труд может воспитать и идейного, целеустремленного коллективиста, и носителя индивидуалистической психологии, для которого цель жизни — личное благополучие, который готов охотно имного трудиться на собственную пользу, но которому чужда сама мысль о возможности добросовестно и бескорыстно трудиться на общую пользу. Воспитывает не столько сам труд, сколько те коллектив­ные, общественные отношения, в которые включается школьник в процессе труда.

Формирование коммунистического отношения к труду, ува­жения к коллективу, умения подчинять свое поведение интересам коллектива, соответствующая шлифовка и коррекция характера, когда преодолеваются черты эгоизма, индивидуализма,— все это происходит в процессе не любого труда, а труда, осуществляемо­го в определенных условиях,специальным образом организован­ного.

Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях.

1. Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет опреде­ленную общественную ценность, общественную значимость, при­носит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу школе (работа на пришкольных участках, оформление школы, ремонт школьной мебели и учебных пособий, благоустрой­ство и озеленение школьного двора, строительство школьной спор­тивной площадки и т. д.).

Но работа только внутри школы и только для школы еще не решает полностью задачи воспитания. Необходимо, чтобы школьники принимали участие в труде на пользу других,а не только на пользу своего общешкольного коллектива. Поэтому, например, такое большое значение имеет участие школьников во всесоюз­ных игородских субботниках, в работе по озеленению, в колхоз­ных полевых работах, в борьбе с сельскохозяйственными вреди­телями. Пусть даже это будет изготовление младшими школьни­ками полезных предметов для подшефного детского сада.

Надо иметь в виду, что у младших школьников часто высту­пают личные мотивы труда — сделать вещь для себя, для личного пользования. Привыкая делать для себя счетный материал,для себя закладку, себе папку для тетрадей, ребенок начинает руко­водствоваться в трудовой деятельности личными, потребитель­скими мотивами. Но вот в одном из первых классов учительница изменила характер трудового задания — счетный материал учени­ки стали делать не каждый для себя, а для всего класса. И вдруг один из мальчиков сделал открытие: «Я сделал для Вити, а для меня сделала Надя!» Класс воспринял эти слова с большим инте­ресом и реагировал на них очень живо. Все стали обсуждать создавшуюся ситуацию. Впервые дети реально почувствовали, что значит труд на пользу другому человеку, и это вызвало у них положительные эмоции, радость и удовлетворение.

2. Результатом труда обязательно должен быть полезный про­дукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. В этой связи очень важно на деле знакомить школьника с обще­ственным назначением цели его труда, показать ученику, кому нужен его труд. Если школьники не видят, что их работа при­носит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.

Отрицательное отношение к труду формируется в тех случаях, когда труд бесцелен, а продукты детского труда никому не нужны. Например, ученики IIIкласса отказались работать на пришколь­ном участке, а когда их заставили работать, они трудились небрежно, превратив работу в игру. Выясняя причину такого отношения школьников к труду, установили, что в прошлом году ребята охотно работали, сделали грядки, посадили цветы, сажа­ли кустарники, но осенью после каникул увидели не сад, а фут­больное поле, посевы были уничтожены.

Сборметаллического лома имеет важное государственное зна­чение. Но если учащиеся собирают не лом «вообще», а лом на строительство пионерской колонны тракторов или пионерского тепловоза «Юный ленинец», которые потом в торжественной обстановке передают обслуживающему персоналу (вместе с тех­ническими паспортами и ключами), то работа по сбору лома выполняется с огромным подъемом и энтузиазмом и имеет гораздо большее воспитательное значение. Равным образом понаблюдайте за реакцией младших школьников, которые пришлив гости в подшефный детский сад иувидели изготовленные ими игрушки, висящие на новогодней елке!

3. Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд не означает просто работы вместе, в одном помещении, в одно время. Коллективный труд — это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведе­ние воле коллектива, умение регулировать свое поведение в интересах коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдель­ному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности, взаимного контроля. Если стимулом труда служит только личный успех, то отсутствует основа для формирования качеств коллективиста. Коллективная же работа вызывает у школьников заинтересованность в общих ре­зультатах труда, так как результаты работы коллектива находятся в прямой зависимости от показателей каждого его члена.

4. Труд школьников должен быть инициативным. Желатель­но, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возмож­ность проявить инициативу, стремление к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.

5. Там, где возможно, в труде (особенно подростков и стар­ших школьников) должны применяться различные формы само­организации и самодеятельности. Дело не только в том, что школьники приобретают организаторские навыки (хотя и это очень важно), но и в том, что самоорганизация помогает разви­вать самостоятельность, навыки руководства иподчинения, твор­ческую инициативу, чувство ответственности.

6. Труд школьников должен быть интересным для них. Дея­тельность школьников, особенно младшего возраста, далеко не всегда может мотивироваться сознанием ее общественной значи­мости. Деятельность младшего школьника в гораздо большей сте­пени мотивируется непосредственным интересом. Разумеется, не всегда надо стремиться занять ребят только таким трудом, ко­торый непосредственно интересует их. Они должны привыкать за­ниматься и таким трудом, который малоинтересен. Но и в этом случае воспитателю следует пробудить у школьников хотя бы косвенный интерес к работе, связав ее с тем, что представляет непосредственный интерес для школьников. Иначе учащиеся бу­дут тяготиться таким трудом, даже сознавая его общественную ценность.

7. Труд школьников должен быть посильным для них. Он не должен приводить к перенапряжению сил, переутомлению детей. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику, ученик теряет веру в себя и часто вообще отказывается выпол­нять даже посильную работу, так как чувство неуверенности преследует его.

8. Там, где возможно, труд школьников должен быть увя­зан, с их учебной деятельностью. Необходимо устанавливать органическую взаимосвязь между теоретическими знаниями школьни­ков и их практической трудовой деятельностью (при различных сельскохозяйственных работах, работе на пришкольном участке, строительстве спортивной площадки и т. п.) так, чтобы их труд требовал знания биологии, химии, физики, геометрии, умения составить чертеж и разобраться в нем.

9. Совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Школьник отчетливо сознает, что наказания трудом нет, если ему говорят: «Подклей разорванную тобой книгу»; «Почини сломан­ный тобой стул»; «Насорил — подмети». И совсем другое дело, если его заставляют трудиться за то, что он нагрубил учителю, опоздал на уроки или получил плохую отметку. Тогда в созна­нии учащихся труд ассоциируется с неприятными переживаниями, и у детей неизбежно возникает отрицательное отношение к нему. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно иног­да практиковать обратное — наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с коллективом. Но это можно делать, твердо зная, что подобное наказание будет глубоко пере­живаться ребенком. Тогда он начнет понимать, что право на труд надо заслужить. В одной из школ, например, учком икомитет комсомола, недовольные тем, как выполнил свое зада­ние на строительстве площадки один из классов, отказали ему в праве работать вместе со всеми. Класс глубоко переживал это и всячески стремился вернуть себе утраченное право.

10. Наконец, необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Если соблюдаются все указанные условия, то труд становится для школьников весьма привлекательной деятельностью, вызы­вает у них чувство большого морального удовлетворения. В та­ком труде они приобретают практический опыт правильного об­щественного поведения, у них формируется коммунистическое отношение к труду и людям труда.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...