Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль коллектива в процессе воспитания




 

Как известно, один из основных принципов коммунистическо­го воспитания — воспитание через организацию сплоченного и целеустремленного коллектива, отличающегося высокой идейкой направленностью, объединенного общей целью. Такой коллектив, его здоровое общественное мнение являются опорой, помощником воспитателя, мощным орудием воспитательного воздействия. Ор­ганизация правильных взаимоотношений в детском коллективе, организация требований к школьнику со стороны коллектива, приобретение ребенком опыта коллективной общественно полез­ной деятельности — важнейший путь формирования полноценной личности. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащих­ся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» подчеркивается роль ученических сплоченных коллективов как дейст­венного средства идейно-нравственного воспитания личности.

Разумеется, роль коллектива в воспитании личности различ­на на разных возрастных этапах. Первоклассники по сути дела не представляют собой по-настоящему организованного коллекти­ва. Дети еще мало общаются друг с другом, держатся обособлен­но. Задача учителя — создать коллектив, поэтому опираться на него в воспитательной работе пока еще нет возможности. К III классу положение меняется. К этому времени детский коллек­тив уже складывается, создастся общественное мнение, формиру­ется система внутриколлективных отношений. В подростковом возрасте коллектив уже начинает играть весьма значительную роль в жизни школьника, становится основным условием и сред­ством воспитания.

Трудно переоценить роль, которую играют в формировании личности школьника октябрятская, пионерская, а затем и комсо­мольская организации, представляющие широкое поле для разви­тия общественно ценных черт личности. Эти организации воспи­тывают школьника в духе советского патриотизма и коллекти­визма, в духе беззаветной преданности Родине, пароду и ком­мунистической партии. Если класс как коллектив складывается прежде всего на основе совместной, коллективной учебной дея­тельности, то пионерская и комсомольская организации — это коллективы, складывающиеся на общественно-политической осно­ве. Их основная функция — организация коллективной обществен­но полезной деятельности, практики общественной жизни и обще­ственного поведения.

Благодаря тому, что школьник объективно оценивает общест­венно-политический характер пионерской и комсомольской орга­низаций, он придает их мнению особое значение. Для него не­безразлично, критикует и осуждает его класс или пионерский отряд, класс или комсомольская организация (пусть даже это те же самые одноклассники, но выступают они в ином качестве!). Поэтому воспитательные возможности пионерского и особенно комсомольского коллективов следует расценивать значительно выше, чем воспитательные возможности классного коллектива.

Основная линия развития форм воспитательного воздействия заключается в следующем. От требований учителя, поддержан­ных коллективом, надо переходить к воспитанию у коллектива умения предъявлять требования своим членам и контролировать их выполнение; прямое педагогическое воздействие учителя надо сочетать с косвенным воздействием через коллектив. Так назы­ваемый принцип параллельного действия заключается в том, что наряду с непосредственными воздействиями воспитателя на вос­питанника в том же направлении действует и коллектив, руково­димый воспитателем.

Активно участвуя в жизни и деятельности коллектива сверст­ников, подросток приучается жить интересами коллектива и руководствоваться ими в своем поведении. Только в коллективе и под влиянием коллектива школьник приобретает опыт солидарных коллективных взаимоотношений, опыт развития общественной направленности, правильного отношения между личным и обще­ственным. Но этим не ограничивается роль коллектива. Коллек­тив сверстников влияет на формирование и развитие всех поло­жительных качеств личности: требовательности к себе, целеуст­ремленности, дисциплинированности, инициативности, настойчи­вости, выдержки; помогает изживать такие отрицательные черты, как застенчивость, замкнутость, упрямство, трусость, зазнайство, эгоизм. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдель­ных учащихся, серьезные требования коллектива к его членам играют важную воспитывающую роль. Нарушитель дисциплины, чувствующий поддержку класса, с трудом поддается воспитатель­ному воздействию. Но если его поступки не встречают сочувст­вия, вызывают дружное, резкое осуждение, получают должный отпор со стороны коллектива, то поведение нарушителя меняется.

Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует правильного формирования личности. Все зависит от того, каков коллектив, как и на какой основе организован.

Но именно потому, что коллектив обладает такой силой вос­питательного влияния, действиями его надо руководить. Роль наставника-руководителя в этом отношении сводится по сущест­ву к четырем моментам. Во-первых, надо добиваться, чтобы кол­лектив был дружным, тесно спаянным, сплоченным. Группировок внутри коллектива не должно быть, но вполне допустимо и даже неизбежно существование (на здоровой основе) отдельных групп и объединений, связанных общностью интересов и устремлений, даже взаимной симпатией. Надо не допускать разрозненности, разобщенности и тем более вражды, любых форм антагонизма между этими группами или отдельными учащимися.

Организация и сплочение коллектива обычно начинаются с организации и консолидации актива и с укрепления его автори­тета. Актив складывается на основе учебной и общественной деятельности школьников, в актив входят лучшие, наиболее сознательные, энергичные школьники. Не следует прибегать к каким-то особенным, искусственным мерам для укрепления авто­ритета актива. Требования подчиняться авторитету актива, наде­ление активистов особыми правами и привилегиями в глазах школьников не могут иметь никакого значения. Добросовестное выполнение общественных обязанностей, высокая принципиаль­ность, глубокое чувство коллективизма — вот что делает школь­ника авторитетным, вот что позволяет ему влиять на товарищей.

Разумеется, нельзя считать, что всякий сплоченный и спаян­ный коллектив обязательно здоровый и хороший. Сплоченность и спаянность коллектива обеспечивают ему возможность влиять на своих членов. Но в каком направлении будет это влияние — вот вчем вопрос.

Отсюда вторая задача: добиваться того, чтобы коллектив был не только спаянным, сплоченным, но и идейно-направленным, со здоровым общественным мнением, критикой и самокритикой, с высокой требовательностью к каждому члену. Эти качества коллектива складываются не иначе, как на основе постановки перед ним общественно полезной и в то же время увлекательной пели. Последний момент очень важен, так как подростки и осо­бенно младшие школьники не всегда могут увлечься делом лишь из-за осознания его общественного значения. Искусство воспи­тателя и сказывается в умении так преподнести школьникам ту или иную задачу, чтобы она стала увлекательной для них, что­бы ее общественное значение стало до только попятным, но и близким, дорогим, чем-то личным. Таким важным, полезным и увлекательным делом может быть общественно полезный труд, общешкольные дежурства, осуществляемые поочередно клас­сами, организация сменных редколлегий школьной газеты, под­готовка и проведение вечеров и обеспечение порядка на них, организация выставок, выступление в общешкольной спортив­ной команде, организация шефства старших школьников над младшими.

Третья задача, которую ставят перед собой учитель, воспи­татель,— это добиваться, чтобы классный коллектив был есте­ственной и необходимой частью общешкольного коллектива. Школьники должны руководствоваться в своем поведении созна­нием того, что они члены общешкольного коллектива в той же степени, в какой они являются членами классного коллектива. Иначе может формироваться групповой эгоизм — признание инте­ресов только первичного коллектива (группы, класса, отряда) при полном пренебрежении интересами других коллективов. В этих случаях школьники могут глубоко переживать успехи и неудачи своего класса и проявлять равнодушие и безразличие к успехам и неудачам общешкольного коллектива.

Четвертая задача — создавать у коллектива умение приме­нять правильные формы воздействия, применять индивидуальный подход, воспитывать тактичность. Известны отдельные случаи, когда коллектив, действуя дружно и в нужном направлении, пы­тался применить неоправданные формы воздействия (абсолютный бойкот, изъятие пионерского галстука и т. д.). Конечно, за учи­телем во всех случаях сохраняется право вмешаться и поправить коллектив, но надо добиваться, чтобы коллектив и сам умел избрать правильные формы воздействия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...