Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционное право зарубежных стран – как учебная дисциплина




Перейдем к рассмотрению понятия конституционного права зарубежных стран в третьем его аспекте – учебной дисциплине, которая представляет собой совокупность правовых знаний о конституционном праве как отрасли права и как науке.

Безусловно, в рамках этой учебной дисциплины изучаются лишь основы действующего конституционного права зарубежных стран и науки о нем.

Программа учебного курса «Конституционного права зарубежных стран» предусматривает, что учебный материал состоит их двух частей:

· Общей части, в которой концептуально изучаются понятия и основные институты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном плане, а также

· Особенной части, где излагаются основы конституционного права отдельных стран таких как Великобритания, Германия, Испания, Италия, Китай, Индия, США, Франция, Япония.

Как известно, многие конституционно-правовые институты, действующие или возникающие в Российской Федерации, появились раньше в конституционном праве зарубежных стран. Это прежде всего конституции, права и свободы человека и гражданина, парламентаризм, разделение властей, федерализм, местное самоуправление и др.

Их изучение позволяет познать закономерности развития этой отрасли права, социальную ценность политических институтов и конституционно-правовых отношений в конкретной стране, а также способствует формированию современного правосознания.

Изучение данной учебной дисциплины совершенно необходимо для приобретения широкого юридического кругозора, без которого не может быть полноценного юриста.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что составляет предмет и метод конституционного права?

2. Какова система конституционного права?

3. В чём состоит характер и особенности конституционно-правовых отношений?

4. Каковы источники конституционного права зарубежных стран и их специфика?

5. Дайте понятие конституционного права зарубежных стран.



Тема 2. Конституции зарубежных стран

Понятие конституции (определение, причины появления, свойства,

сущность, функции, значение).

Форма и структура конституций (понятие формы, их разновидности, структура кодифицированных конституций).

Классификация конституций (сущность, основания, виды).

Основные тенденции развития зарубежных конституций, их

Периодизация.

Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений.

Институт конституционного контроля.

Понятие конституции

1.1. Определение конституции и причины появления

Своим происхождением конституции обязаны приходу к государственной власти буржуазии и, как следствие, ограничение абсолютизма и власти феодалов в целом.

В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека, разработанными учеными – просветителями в XVII – XVIII веках, цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к личности.

В современной науке конституционного права термин конституция в переводе с латинского означающий «установление», употребляется в двух значениях:

· конституция юридическая и

· конституция фактическая.

Конституция юридическая – это система правовых норм, принимаемых и изменяемых в особом порядке, имеющих высшую юридическую силу. Они устанавливают: основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенции и взаимоотношения, государственную символику, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина.

Конституция фактическая– это реально существующие основы общественного и государственного строя, действительное положение личности в государстве.

Расхождение между юридической и фактической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала или изначально была и остается фиктивной. Возникает необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот, эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституций, как правило, характерна для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Юридические конституции в этих странах зачастую содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима.

Не случайно, в таких странах нет ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция конституцию непосредственно не применяет, поскольку власть не заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм.

В результате конституция как бы повисает в воздухе: так как текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягаются с конституцией, которая вследствие этого остается актом политическим и идеологическим, во многом не выполняя своего главного предназначения – регулирование общественных отношений.

Так, Конституционный закон о Чехословацкой Федерации 1968 года предусмотрел создание системы конституционных судов. Однако, за 21 год до так называемой «бархатной революции» 1989 года они не были созданы. Таким образом, согласно юридической конституции они существовали, а согласно фактической нет, то есть упомянутый конституционный закон был фиктивным.

В ходе изучения учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» мы будем употреблять понятие «конституция», как правило, в значении юридическая конституция, то есть основном законе, обладающем высшей юридической силой, которая проявляется в следующем.

· Нормы конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов и актами исполнительной власти;

· Законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре;

· Нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции должен быть признан недействительным.

Конституции отдельных государств обеспечивают свою высшую юридическую силу собственными нормами. Например, ст.15 Конституции Ирландии 1937 года гласит:

1. «Никакой закон, противоречащий в чем-либо настоящей Конституции или какому-либо ее предписанию, не может быть принят Парламентом.

2. Любой закон, противоречащий в чем-либо настоящей Конституции или какому-либо ее предписанию, будет недействителен, но лишь в той мере, в какой он им противоречит».

В тех же странах, где конституция не содержит специальных норм о высшей юридической силе основного закона, это вытекает из статей конституции, которые определяют юрисдикцию специальных органов по контролю за конституционностью законов и актов имеющих силу законов.

Наряду с высшей юридической силой нормы Конституции обладают свойством непосредственного действия, в соответствии с которым нормы основного закона применяются независимо от существования детализирующего законодательства. Непосредственное действие конституции означает, в частности, признание возможности обращения в суд за защитой конституционных прав. В некоторых странах конституции прямо говорят об этом важнейшем принципе. (Ст.5 Конституции Болгарии 1991 года: «Положения Конституции имеют непосредственное действие»).

Ст.8 Конституции Украины 1996 года более детально прописывает данный принцип: «Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется».

Другой аспект действия конституции – по кругу лиц. Конституция имеет обязательную силу для всех государственных органов, лиц, учреждений и организаций на территории страны, а также для граждан, юридических лиц, учреждений и организаций государства, находящихся за границей.

Наконец, еще один аспект заключается в том, что конституция действует на территории всей страны.

1.2. Социально-политическая сущность конституции

Конституция любого государства имеет свою социально-политическую сущность, заключающуюся в том, что Конституция представляет собой запись соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия в учредительном собрании, парламенте или избирательном корпусе. Конституция – это документ, в котором согласованы, насколько это возможно, политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть – общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность защищает в политической борьбе свои социальные интересы и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции.

Безусловно, создать конституцию, которая бы учитывала бы все социальные интересы в равной мере едва ли возможно. Часть общества более влиятельная по тем или иным причинам, в первую очередь экономическим, оказывает более сильное, либо определяющее влияние на содержание конституции.

В странах с авторитарными и тоталитарными режимами социально-политическая сущность конституции выражается в господстве определенной части общества или военно-политической группировки.

Говоря о социально-политической сущности конституции, следует отметить, что конституция есть регулятор политических процессов в обществе.

 

1.3. Юридическая сущность конституции

Каждая конституция имеет кроме социально-политической юридическую сущность, которая заключается:

· в особом ее содержании;

· высшей юридической силе;

· роли конституции как юридической основы текущего законодательства;

· принципах действия конституции;

· повышенной стабильности, связанной с более сложным порядком ее принятия и изменения, чем обычных законов.

 

1.4. Наряду с юридической и социально-политической сущностью конституция имеет и свою цель – защищать и укреплять соответствующий общественный и государственный строй.

 

1.5. Из изложенного вытекает, что конституция обладает тремя основными функциями

· юридической – заключающейся в том, что конституция – это закон для законов, она – главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений. Конституция есть основа всего правопорядка в стране.

· политической – поскольку конституция определяет устройство государства и служит правовой основой политической системы общества. Политическая функция конституции обеспечивает ее объединяющую роль в обществе.

· идеологической – так как именно в конституции в концентрированном виде отражается господствующая в обществе или принятая его руководящими силами социально-политическая доктрина, определенное мировоззрение.

Эти идеологические установки чаще всего получают закрепление в преамбулах конституций и в разделах о правах и свободах.

Так, Конституция Ирландии в ст.41 провозглашает: «Государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему».

Конституция Китая 1982 года, выполняя свою идеологическую функцию, непосредственно закрепляет идеи марксизма-ленинизма и Мао-цзе-дуна. В Конституции Алжира 1996 года закреплены исламские ценности.

 

1.6. Значение конституции

Подводя некоторый итог, можно сказать, что значение конституции состоит в том, что это политико-правовой документ являющийся основным законом не только государства, но и общества.

Ее значение определяется тем, что Конституция есть результат социально-экономического, политического, духовного и правового развития общества на конкретном этапе.

Это документ, который фиксирует уровень развития демократии, отражает права и свободы личности в данном обществе, закрепляет отношение к собственности и формам хозяйствования, характеризует общественную активность народа и политическую систему, определяет роль государства в экономической и социальной жизни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...