Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Философия Нового времени




Рабочая тетрадь

Для самостоятельной работы

Студентов

По дисциплине

«Основы философии»

 

Выполнил:

 Студент ____________________

Группа_____________________

Проверил:

Преподаватель______________

Роспись____________________

 

Красноярск 2012

Тема: Роль философии в жизни общества. Историко-философское введение.

  1. Понятие мировоззрения. Предпосылки философии как теоретического мировоззрения.
  2. Предмет, структура и функции философии.
  3. Основные типы философских ориентаций: материализм и идеализм, объективизм и субъективизм, гносеологичесий оптимизм и агностицизм, сциентизм и антисциентизм.
  4. Роль философии в духовной культуре

ü Как Вы понимаете слова русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева о сущности философии:

 

«Философия появляется лишь тогда, когда прежний общественный организм начинает разлагаться. Коренясь, таким образом, в раздвоении между отдельным лицом и обществом, философия тем самым есть начало распадения между теорией и практикой, между школой и жизнью»?

                                                                    Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т Т. 2. М., 1988. С.91. 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

Дидактические единицы темы

Агностицизм

Аксиология

Антисциентизм

Гносеология

Дуализм

Идеализм

Материализм

Методология

Мировоззрение

Натурфилософия

Онтология

Основной вопрос философии

Объективизм

Объективный идеализм

Плюрализм

Социальная философия

Субъективизм

Субъективный идеализм

Субъективная реальность

Сциентизм

Философская антропология

Тема: Древневосточная философия. Становление философского знания.

1. Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект

2. Своеобразие восточной философской традиции.

3. Йога как система упражнений появилась во II в. н.э., однако не утратила своей популярности в настоящее время. Объясните философский смысл данного учения. Чем объясняется его столь длительная популярность?

 

Дидактические единицы темы

Брахманизм

Варны

Веды

Даосизм

Джайнизм

Йога

Карма

Конфуций

Лао-Цзы

Мокша

Нирвана

Сансара

Упанишады

ü Центральным понятием философии буддизма является «страдание». Можно ли говорить об излишней пессимистичности, характерной для древнеиндийской философии? (Ответ обоснуйте).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ü Познакомьтесь с мыслями древнекитайского философа Лунь Юя (Конфуция)

Какие ценности характерны для древнекитайского общества и его культуры? Выпишите их. Как Вы считаете, потеряли ли они свое значение сегодня?

 

Учитель сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Цзи Кан-цзы спросил: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным? Учитель ответил: «Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу), то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным».

 

Лунь Юй. Древнекитайская философия. М., 1972. С 144 – 145.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Античная философия.

Заполните схему:

Античная философия (_______________ вв.) Этапы развития:
 


   

    4

                                                 

ü Прочтите отрывок из поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Подумайте и ответьте на вопрос - сторонников материализма или идеализма является этот античный мыслитель (приведите аргументы в пользу Вашего мнения из приведенных строк)

        

    Из ничего не творится ничто по божественной воле.

    И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

    Видят явлений они на земле и на небе нередко,

    Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,

    И полагают, что все это божьим веленьем творится.

    Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть

    Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим

    Наших заданий предмет: и оттуда являются вещи,

    И каким образом все происходит без помощи свыше.

 

Горбачев В. Г. История философии. Брянск «Курсив», 2002. С. 46.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

* Решите задачу: на вопрос, сколько у Пифагора учеников, мыслитель ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, одна четвертая – природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы».

Сколько учеников было у Пифагора?

 

                                                   В.В. Кравченко. Тесты по философии. М., «Экзамен», 2003. С. 133.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Дидактические единицы темы

Аристотель

Атомизм

Гераклит

Демокрит

Западная философия

Идеи

Кинизм

Космоцентризм

Милетская школа

Пифагор

Платон

Сократ

Софисты

Стоицизм

Фалес

Эпикур

Эпикурейство


Тема: Философия Средневековья и Возрождения.

1. От космоцентризма - к теоцентризму, от разума – к вере.

2. Бог – природа – человек в христианской философии.

3. Докажите, что философия в средние века являлась «служанкой богословия».

4. Номинализм и реализм как способы пониманий действительности.

5. Пантеизм, гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

 

Дидактические единицы темы

Августин Аврелий

Фома Аквинский

Антропоцентризм

Бруно Джордано

Вера

Возрождение

Гуманизм

Догматизм

Николай Кузанский

Макиавелли Н.

Номинализм

Пантеизм

Патристика

Реализм

Схоластика

Теодицея

Томизм

 

Тема: Философия Нового времени

1. Проблема обоснования научного метода в трудах Ф.Бэкона и Р.Декарта.

2. Дилемма рационализма и сенсуализма.

ü Приведите примеры дедуктивного и индуктивного способа мышления (из любой сферы научного знания)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дидактические единицы темы

Бэкон Ф.

Дедуктивный метод

Деизм

Декарт Р.

Индуктивный метод

Рационализм

Сенсуализм

Эмпиризм

ü Прочтите отрывок из произведения Ф. Ницше. Как Вы думаете, что хотел показать философ? Подумайте, есть ли здесь мысли, с которыми Вы согласны? Если да – отметьте их в тексте.

 О массовой, поверхностной морали.

«Насколько можно обойтись без морали.Обнаженный человек являет собой, как правило, зрелище жалкое и позорное — я имею ввиду здесь нас, европейцев.... Представим себе какое-нибудь веселое застолье, и вдруг по мановению палочки коварного волшебника все обществом оказывается раздетым догола, — я думаю, тут бы улетучилось не только всякое веселье, но и пропал бы всякий аппетит, — по-видимому, мы, европейцы, никак не можем обойтись без маскарада, именуемого одеждой. Не объясняется ли столь же весомыми причинами вся эта зачехленность «человека морального», закутанного в моральные формулы и правила приличия, и вся благопристойность наших поступков, умело прикрывающаяся понятиями «долг», «добродетель», «чувство общности», «порядочность», «самоотверженность»? Я вовсе не хочу этим сказать, что мы имеем дело здесь с замаскированной человеческой злобой и что за этой маской скрывается какой-нибудь дикий зверь; совсем наоборот, я думаю, что мы скорее ручные звери,являющие собой постыдное зрелище и изо всех сил старающиеся прикрыть свой позор моралью, — мне думается, что в «душе человека» европейского никак не может накопиться достаточно скверны, чтобы ее можно было гордо «выставить напоказ» (чтобы она была настоящим украшением). Европеец прикрывается моралью, потому что он стал больным, бессильным, увечным зверем, ему есть резон быть «ручным», ибо он являет собой нечто уродливое, недоделанное, немощное, неуклюжее. Свирепость хищника не нуждается в моральных одеяниях, они нужны лишь стадному животному, чтобы скрыть свою невыразимую посредственность, свой страх и свою скуку от самого себя. Европеец рядится в мораль— признаем это честно! - как во что-то более благородное, значительное, важное - «божественное».

Ницше Ф. Веселая наука // Стихотворения. Философская проза. М., 1993. С. 478.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...