Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: ЗАНЯТИЕ 1 1. Понятие институтов, основные институты рыночной экономики. Какова роль институтов в функционировании экономической системы? 2. Каковы основные функции институтов? В чем особенности формальных и неформальных институтов, зоны их конфликта и совпадения? 3. Отношения собственности в рыночной экономике. Какие существуют типы собственности? 4. Пучок прав собственности и их спецификация. 5. В чем проявляется особенности спецификации прав собственности в современной России. 6. Государство как собственник и предприниматель. Государственная собственность в рыночной экономике. Национализация и приватизация. 7. Тесты
ЭССЕ. А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе): Является ли рынок институтом? 1. Если да, то в каком смысле рынок является институтом? 2. Какие экономические функции выполняет рынок в качестве института? Каким образом он их выполняет? 3. Нужны ли институты в экономике, в которой отсутствует общественное разделения труда («экономика Робинзона Крузо»)? 4. В условиях усиления общественного разделения труда увеличивается или уменьшается потребность общества в институтах? 5. Какие функции институтов становятся все более актуальными в условиях глобализации? Экономические теории прав сбственности. Существуют ли проблемы нарушений прав собственности в современной России? 1. Опишите права собственности как вид социальных правил (формальных и неформальных). Рассмотрите экономическое определение права собственности как более широкое понятие по сравнению с юридической концепцией (определение в праве). 2. В чем особенность неоинституционального направление «теория прав собственности». Частная собственность как неустойчивая развивающаяся система. Теоретические взгляды А. Алчиана, Й. Барцеля, Х. Демсеца, Р. Коуза. 3. Проблема спецификации прав собственности. Размывание прав собственности. 4. Экономические последствия плохой спецификации прав собственности в России. Рейдерство – результат плохой специализации и нарушений прав собственности. 5. Проблема прав интеллектуальной собственности в России. Пиратство, его причины и экономические последствия и защита.
ТЕМА 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса. 2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России? 3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения. 4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России? 5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной экономике. 6. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково? 7. Эластичность рыночного предложения по цене. 8. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий. 9. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики. 10. Что такое полезность блага? Какие виды полезности используются в экономической теории? В чем состоит значение выделения каждого вида? 11. Охарактеризуйте общую и предельную полезность: их функции и взаимосвязь. Дайте графическую интерпретацию. На основе каких предпосылок выводится функция полезности? Каковы свойства функции полезности? 12. Являются ли предпочтения индивида стабильными? Чем отличаются полезность и предпочтение? Каковы свойства предпочтений? 13. От чего зависят рыночные возможности потребителя? Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает? 14. Какие виды ограничений характерны для экономического выбора? Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? Каким образом изменяется набор факторов, влияющих на благосостояние потребителя, при переходе от одного типа экономической системы к другой? 15. Сопоставьте объяснение процессов рыночного ценообразования теориями предельной полезности и трудовой стоимости. Какое из них представляется вам более обоснованным? 16.Обсудите возможности практического использования теории потребительского поведения в деятельности российских предприятий. Б. Каковы преимущества и недостатки количественного измерения полезности (кардиналистские теории полезности) и порядковой оценки полезности (ординалистские теории полезности)? Заполните таблицу:
Тесты
3. ЗАДАЧИ: 3.1. а) Эластичность предложения - 4. Цена единицы продукта - 12 дол. Объём предложения -15000 единиц. Определите функцию предложения. б) Функция спроса: Q= 105000 - 7500 Р. Определите новые: равновесные цену и объём при условии, что предложение вырастет на 20%. 3.2. Перекрёстная эластичность спроса по цене товаров X и У равна 4. а) Как изменится величина спроса на каждый из товаров, если цена товара X вырастет на 5%? б) Определите тип пары товаров Х и У (независимые, субституты, комплиментарные). ЭССЕ. А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе): Можно ли применить теорию спроса в практической деятельности фирмы? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Должен ли менеджер знать размеры и динамику рынка своего товара? · Как взаимосвязаны выручка и эластичность спроса? Какую ценовую политику следует обдумать при неэластичном и при эластичном спросе на товар? · Известны ли менеджеру характеристики кривой спроса на товар, выпускаемый его фирмой? Какими способами их можно установить? · Есть ли разница между общеотраслевой кривой спроса и кривой спроса на продукцию данной фирмы? · Какое значение для фирмы имеет перекрестная эластичность спроса на ее товар и товары фирм-конкурентов? Влияет ли на ситуацию наличие или отсутствие близких аналогов? Б. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе): Можно ли применить теорию потребительского поведения в практической деятельности фирмы? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Каким образом можно выявить и сравнить потребительские предпочтения? · Как можно оценить полезность блага? · От каких факторов зависит полезность блага? · Какие факторы ограничивают выбор рационального потребителя? · Возможно ли увеличение предельной полезности? · Каким образом спрос связан с полезностью блага? · Каким образом можно повлиять на потребительские предпочтения? Раскройте в терминах теории потребительского поведения преимущества и недостатки т.н. «программ стимулирования потребителя» (подарки, начисление очков, дополнительные услуги постоянным клиентам и т.п.). От каких факторов зависит их стимулирующее воздействие? Возможен ли оптимум потребителя в условиях реализации «программ стимулирования потребителя»? В. Примерные темы эссе: 1. Как вы считаете: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у не столь необходимых алмазов такая высокая цена?» (парадокс А. Смита). 2. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике. 3. Свободное эссе по проблемам спроса и предложения, по проблемам потребительского поведения. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям. ТЕМА 4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 1. Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Поясните сущность понятий бухгалтерских и альтернативных издержек. Какую роль каждое из них играет в деятельности российских предприятий? 2. Чем отличаются, друг от друга разные концепции прибыли? 3. Объясните взаимосвязь краткосрочной производственной функции и закона убывающей отдачи. 4. Охарактеризуйте понятия постоянных, переменных и валовых издержек. Каков их уровень на современных российских предприятиях? Какие меры на уровне отдельных фирм и всего государства должны, на ваш взгляд, быть приняты для их снижения? 5. Объясните понятия износа и амортизации. Какой вид износа (моральный или физический) определяет современную ситуацию на отечественных предприятиях? 6. Что такое краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом понимании? 7. Что такое экономия и дезэкономия на масштабах производства? 8. Как связана структура отрасли и характер отраслевой кривой долгосрочных издержек? 9. Какую роль играют естественные монополии в экономике России? 10. Почему существует оптимальный размер предприятия? 11. Условия и критерий совершенной конкуренции. 12. Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли на ваш взгляд роль этого типа рынка в экономике нашей страны? 13. Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек? 14. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции? 15. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию. 16. Феномен банкротства и его роль в современной России. 17. Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями? Б. Опишите соотношение между бухгалтерской, экономической, нормальной и нулевой экономической прибылью.Попробуйте дать графическую интерпретацию (изобразить прямоугольниками разных размеров) этих категорий. Как изменится ситуация, если нормальная прибыль в условиях кризиса станет отрицательной?
ТЕСТ
Задачи 3.1. При производстве 40 деталей средние переменные издержки (AVC) составили 20 рублей. При производстве 20 деталей средние постоянные издержки (AFC) составили 10 рублей. При выпуске 50 деталей средние общие издержки (ATC) равны 60 рублям. Определите: 1. Величину ATC при производстве 40 деталей. 2. Величину AVC при производстве 50 деталей. 3.2. При выпуске 10 единиц продукции средние постоянные издержки (AFC) составляют 20 рублей. При выпуске 11 единиц продукции они снижаются до 18,2 рублей. Можем ли мы на основе имеющихся данных определить величину предельных издержек при выпуске одиннадцатой единицы продукции. Если да, то определитеих величину. Если нет, то какими данными необходимо располагать для их подсчета. 3.3. Зависимость общих издержек предприятия (TC) от объема производства (Q) представлена таблицей: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 410. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |