Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ




Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

ЗАНЯТИЕ 1

1. Понятие институтов, основные институты рыночной экономики. Какова роль институтов в функционировании экономической системы?

2. Каковы основные функции институтов? В чем особенности формальных и неформальных институтов, зоны их конфликта и совпадения?

3. Отношения собственности в рыночной экономике. Какие существуют типы собственности?

4.  Пучок прав собственности и их спецификация.

5. В чем проявляется особенности спецификации прав собственности в современной России.

6. Государство как собственник и предприниматель. Государственная собственность в рыночной экономике. Национализация и приватизация.

7.

Тесты

Тест

Обоснование

1. Какие из перечисленных являются неоинституциональными теориями:

а) экономическая теория прав собственности;

б) теория предельной полезности;

в) теория общественного выбора;

г) трудовая теория стоимости;

теория народонаселения.

 

2. Собственность как экономическая категория — это:

а)  система общественных отношений между людьми по поводу присвоения и отчуждения материальных благ;

б) совокупность частичных прав собственности;

в) правовые отношения по закреплению материальных благ за индивидуумами;

г) объекты, которыми владеют экономические субъекты;

е) юридически закрепленные во владение субъекта экономические блага.

 

 

 

3. Что из нижеперечисленного не может находится в частной собственности:

а) информация;

б) полезные ископаемые;

в) воздушное пространство;

г) материальные блага;

д) ресурсы мирового океана.

 

4. Спецификация прав собственности означает:

а) детальное определение всех элементов системы отношений собственности;

б) точное установление границ прав собственности;

в) определение прав собственности таким образом, чтобы условия доступа к материальным благам регулировались конкретным субъектом

г) создание режима исключительности использования вещи.

д) определяет содержание и распределение этих прав.

 
     

 

ЭССЕ.

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Является ли рынок институтом?

1. Если да, то в каком смысле рынок является институтом?

2. Какие экономические функции выполняет рынок в качестве института? Каким образом он их выполняет?

3. Нужны ли институты в экономике, в которой отсутствует общественное разделения труда («экономика Робинзона Крузо»)?

4. В условиях усиления общественного разделения труда увеличивается или уменьшается потребность общества в институтах?

5. Какие функции институтов становятся все более актуальными в условиях глобализации?

Экономические теории прав сбственности. Существуют ли проблемы нарушений прав собственности в современной России?

1. Опишите права собственности как вид социальных правил (формальных и неформальных). Рассмотрите экономическое определение права собственности как более широкое понятие по сравнению с юридической концепцией (определение в праве).

2. В чем особенность неоинституционального направление «теория прав собственности». Частная собственность как неустойчивая развивающаяся система. Теоретические взгляды А. Алчиана, Й. Барцеля, Х. Демсеца, Р. Коуза.

3. Проблема спецификации прав собственности. Размывание прав собственности.

4. Экономические последствия плохой спецификации прав собственности в России. Рейдерство – результат плохой специализации и нарушений прав собственности.

5. Проблема прав интеллектуальной собственности в России. Пиратство, его причины и экономические последствия и защита.

 

ТЕМА 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.

2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?

3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.

4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?

5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной экономике.

6. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково?

7. Эластичность рыночного предложения по цене.

8. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

9.  Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.

10. Что такое полезность блага? Какие виды полезности используются в экономической теории? В чем состоит значение выделения каждого вида?

11. Охарактеризуйте общую и предельную полезность: их функции и взаимосвязь. Дайте графическую интерпретацию. На основе каких предпосылок выводится функция полезности? Каковы свойства функции полезности?

12. Являются ли предпочтения индивида стабильными? Чем отличаются полезность и предпочтение? Каковы свойства предпочтений?

13. От чего зависят рыночные возможности потребителя? Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

14. Какие виды ограничений характерны для экономического выбора? Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? Каким образом изменяется набор факторов, влияющих на благосостояние потребителя, при переходе от одного типа экономической системы к другой?

15. Сопоставьте объяснение процессов рыночного ценообразования теориями предельной полезности и трудовой стоимости. Какое из них представляется вам более обоснованным?

16.Обсудите возможности практического использования теории потребительского поведения в деятельности российских предприятий.

Б. Каковы преимущества и недостатки количественного измерения полезности (кардиналистские теории полезности) и порядковой оценки полезности (ординалистские теории полезности)?

Заполните таблицу:

  Преимущества Недостатки
Кардиналистский подход        
Ординалистский подход        

 

Тесты

Тест

Обоснование

1. Закон спроса отражает следующая зависимость: а) прямая зависимость объема спроса от его цены; б) обратная зависимость объема спроса от его цены; в) прямая зависимость между объемом предложения и объемом спроса; г) прямая зависимость между объемом спроса и доходами потребителей; д) прямая зависимость цены от качества товара.
2. Если рост цен на 1% вызывает увеличение предложения на 1,2%, то оно является: а) эластичным; б) неэластичным; в) с единичной эластичностью; г) абсолютно эластичным; д) абсолютно неэластичным.
3. Два товара являются индифферентными к друг другу (то есть не являются ни взаимозаменяющими, ни взаимодополняющими), если их перекрестная эластичность равна: а) Ecross > 0; б) Ecross < 0; в) Ecross = 0; г) Ecross > 1; д) Ecross < 1.

 

4. Предположим, что эластичность спроса по цене для конкретного товара равна 1,5. Если произошло увеличение объема спроса на 30%, то процентное уменьшение цены в этом случае было: а) 10; б) 15; в) 20; г) 30; д) 50.
5. На эластичность предложения оказывает влияние: а) уровень доходов потребителей; б) наличие на рынке товаров заменителей; в) фактор времени; г) доля расходов в бюджете на данный товар; д) не влияет ни один из указанных факторов.
6. Государство увеличивает налог с продаж на некий товар. При этом: а) чем более эластичен спрос, тем большую долю налога платит покупатель; б) чем более эластично предложение, тем большую часть налога платит продавец; в) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит покупатель; г) чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платит покупатель; д) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит продавец.
7. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда: а) предельная полезность равна «0»; б) предельная полезность имеет максимальное значение; в) предельная полезность имеет минимальное значение; г) все ответы неверны.

 

8. Кривая безразличия показывает:

а) полезность экономического блага;

б) различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность;

в) одинаковые по полезности потребительские блага;

г) замену одного блага другим;

д) действие эффекта дохода.

 

9. Кривая «доход—потребление»:

а) это линия, соединяющая точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями при равно кратном изменении цен на товары;

б) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода;

в) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага;

г) все ответы верны.

 

10.Потребитель достигает оптимума в потреблении, когда:

а) каждый приобретаемый товар приносит одинаковую предельную полезность;

б) достигается максимизация общей полезности при имеющемся бюджетном ограничении;

в) тратится одинаковая сумма денег на покупку каждого вида блага;

г) достигается максимальный объем потребляемых благ;

д)  возрастание покупок одного вида блага сокращают закупки другого.

 

 

11. Точка равновесия потребителя:

а)  это точка, где потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе;

б)  называется также точкой потребительского оптимума;

в)  это точка, где потребитель тратит весь свой доход;

г)  это точка, где потребитель не может повлиять на цены товаров;

д)  это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.

 

12. Предельная норма замещения двух товаров:

а)  всегда постоянна в рыночном обмене;

б)  это характеристика кривой безразличия;

в)  выражает убывающую предельную полезность благ;

г)  это характеристика кривой Энгеля;

д)  равна соотношению цен на товары;

е)  показывает количество товара Х, которое потребитель согласен отдать в обмен на единицу товара Y так, чтобы потратить весь свой доход;

ж)  равна отношению величин спроса на них.

 
     

3. ЗАДАЧИ:

3.1.

а) Эластичность предложения - 4. Цена единицы продукта - 12 дол. Объём предложения -15000 единиц. Определите функцию предложения.

б) Функция спроса: Q= 105000 - 7500 Р. Определите новые: равновесные цену и объём при условии, что предложение вырастет на 20%.

3.2.

 Перекрёстная эластичность спроса по цене товаров X и У равна 4.

а) Как изменится величина спроса на каждый из товаров, если цена товара X вырастет на 5%?

б) Определите тип пары товаров Х и У (независимые, субституты, комплиментарные).

ЭССЕ.

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Можно ли применить теорию спроса в практической деятельности фирмы?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Должен ли менеджер знать размеры и динамику рынка своего товара?

· Как взаимосвязаны выручка и эластичность спроса? Какую ценовую политику следует обдумать при неэластичном и при эластичном спросе на товар?

· Известны ли менеджеру характеристики кривой спроса на товар, выпускаемый его фирмой? Какими способами их можно установить?

· Есть ли разница между общеотраслевой кривой спроса и кривой спроса на продукцию данной фирмы?

· Какое значение для фирмы имеет перекрестная эластичность спроса на ее товар и товары фирм-конкурентов? Влияет ли на ситуацию наличие или отсутствие близких аналогов?

Б. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Можно ли применить теорию потребительского поведения в практической деятельности фирмы?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Каким образом можно выявить и сравнить потребительские предпочтения?

· Как можно оценить полезность блага?

· От каких факторов зависит полезность блага?

· Какие факторы ограничивают выбор рационального потребителя?

· Возможно ли увеличение предельной полезности?

· Каким образом спрос связан с полезностью блага?

· Каким образом можно повлиять на потребительские предпочтения?

 Раскройте в терминах теории потребительского поведения преимущества и недостатки т.н. «программ стимулирования потребителя» (подарки, начисление очков, дополнительные услуги постоянным клиентам и т.п.). От каких факторов зависит их стимулирующее воздействие? Возможен ли оптимум потребителя в условиях реализации «программ стимулирования потребителя»?

В. Примерные темы эссе:

1. Как вы считаете: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у не столь необходимых алмазов такая высокая цена?» (парадокс А. Смита).

2. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике.

3. Свободное эссе по проблемам спроса и предложения, по проблемам потребительского поведения. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.


ТЕМА 4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

1. Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Поясните сущность понятий бухгалтерских и альтернативных издержек. Какую роль каждое из них играет в деятельности российских предприятий?

2. Чем отличаются, друг от друга разные концепции прибыли?

3. Объясните взаимосвязь краткосрочной производственной функции и закона убывающей отдачи.

4. Охарактеризуйте понятия постоянных, переменных и валовых издержек. Каков их уровень на современных российских предприятиях? Какие меры на уровне отдельных фирм и всего государства должны, на ваш взгляд, быть приняты для их снижения?

5. Объясните понятия износа и амортизации. Какой вид износа (моральный или физический) определяет современную ситуацию на отечественных предприятиях?

6. Что такое краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом понимании?

7. Что такое экономия и дезэкономия на масштабах производства?

8. Как связана структура отрасли и характер отраслевой кривой долгосрочных издержек?

9. Какую роль играют естественные монополии в экономике России?

10.   Почему существует оптимальный размер предприятия?

11.  Условия и критерий совершенной конкуренции.

12.  Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли на ваш взгляд роль этого типа рынка в экономике нашей страны?

13.  Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек?

14.  Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?

15.  Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.

16.  Феномен банкротства и его роль в современной России.

17. Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями?

Б. Опишите соотношение между бухгалтерской, экономической, нормальной и нулевой экономической прибылью.Попробуйте дать графическую интерпретацию (изобразить прямоугольниками разных размеров) этих категорий. Как изменится ситуация, если нормальная прибыль в условиях кризиса станет отрицательной?

 

 

 


ТЕСТ

Тест Обоснование
1. Неявные издержки фирмы — это: а) затраты на содержание оборудования (амортизационные отчисления); б) затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции; в) альтернативная стоимость ресурсов, находящихся в собственности владельца фирмы; г) затраты на организацию фирмы; д) затраты на охрану окружающей среды.  
2. Экономические издержки фирмы: а) определяются явными (внешними) издержками; б) состоят из неявных (внутренних) издержек фирмы; в) включают в себя явные и неявные издержки фирмы; г) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли; д) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки.  
3. К постоянным издержкам (ТFC) могут быть отнесены: а) заработная плата рабочих; б) расходы на электроэнергию; в) затраты на сырье и материалы; г) обязательные страховые платежи; д) затраты основного капитала на приобретение производственных площадей и оборудования.  
4. К переменным издержкам (ТVC) могут быть отнесены: а) налог на недвижимость; б) проценты на банковский кредит; в) арендная плата; г) заработная плата, стоимость сырья и материалов; д) служебный оклад директора завода.  
5. Какая из перечисленных ниже формул выражает предельные (MC) издержки фирмы? а) TC/Q; б) dТVC/Q; в) dTC/dQ; г) TC/dQ; д) ни одна из них.  
6. Предельный продукт фактора производства — это: а) максимально возможный выпуск продукции при использовании данного фактора производства; б) объем выпуска при использовании всех факторов производства; в) дополнительный выпуск продукции при увеличении данного фактора на единицу при неизменных объемах использования других факторов; г) выпуск продукции на единицу данного фактора; д) производительность данного фактора.  
7. Экономия на масштабах производства означает, что в условиях крупномасштабного производства: а) достигается лучшая организация труда; б) происходит снижение издержек производства на единицу продукции; в) увеличивается предельная производительность факторов производства; г) увеличивается объем выпуска на единицу затрат; д) происходит рост прибыли.  
8. Условием прекращения производства в краткосрочном периоде является: а) цена ниже минимума средних общих издержек; б) цена ниже минимума средних переменных издержек; в) цена ниже предельных издержек; г) совокупный доход ниже совокупных издержек; д) цена ниже средних постоянных издержек.  
9. Если цена товара ниже предельных издержек, то фирма, максимизирующая прибыль, должна: а) прекратить производство; б) увеличить производство; в) сократить производство; г) ответ зависит от того, о восходящей или нисходящей ветви предельных издержек идет речь; д) не верен ни один ответ.  
10. Кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с: а) возрастающей ветвью кривой предельных издержек; б) возрастающей ветвью кривой средних общих издержек; в) нисходящей ветвью кривой средних общих издержек; г) частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных издержек; д) частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних общих издержек.  
11. Экономическая прибыль в долгосрочном периоде: а) получается всеми фирмами, действующими в условиях совершенной конкуренции; б) получается только лучшими фирмами, действующими в условиях совершенной конкуренции; в) не получается ни одной фирмой, действующей в условиях совершенной конкуренции; г) превышает экономическую прибыль, получаемую на всех других типах рынков; д) все предыдущие ответы неверны.                                 
12. Долгосрочная кривая предложения отрасли в условиях совершенной конкуренции представляет собой: а) горизонтальную прямую; б) понижающуюся кривую; в) повышающуюся кривую; г) кривую с высокой эластичностью; д) все приведенные выше варианты возможны.  

 

Задачи

3.1.

При производстве 40 деталей средние переменные издержки (AVC) составили 20 рублей. При производстве 20 деталей средние постоянные издержки (AFC) составили 10 рублей. При выпуске 50 деталей средние общие издержки (ATC) равны 60 рублям.

Определите:

1. Величину ATC при производстве 40 деталей.

2. Величину AVC при производстве 50 деталей.

3.2.

При выпуске 10 единиц продукции средние постоянные издержки (AFC) составляют 20 рублей. При выпуске 11 единиц продукции они снижаются до 18,2 рублей.

Можем ли мы на основе имеющихся данных определить величину предельных издержек при выпуске одиннадцатой единицы продукции. Если да, то определитеих величину. Если нет, то какими данными необходимо располагать для их подсчета.

3.3.

Зависимость общих издержек предприятия (TC) от объема производства (Q) представлена таблицей:










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...