Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б. Какие возможности дают экономисту следующие методы?




Эмпирический метод   Статистический метод   Метод научных абстракций
      Наблюдение за количественной стороной экономических процессов    
Причинно-следственный метод   Функциональный метод   Эконометрические методы
           

В. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

Античные теории ® Меркантилизм ® Классическая политэкономия ®
Традиционная экономика с элементами товарности   Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал      
Первые теории товара и денег   Богатство = деньгам = золоту      
Марксизм ® Маржинализм ® Кейнсианство ®
           
           
Неоклассика (монетаризм) ® Институционализм ®   ®
          Глобализация, экология, терроризм. Интернет.  
             

Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.

Тесты

Тест

Обоснование

1. Экономическая теория: это наука:

а) о том, как улучшить личное экономическое положение;

б) о регулировании государством национальной экономики;

в) о средствах удовлетворения человеческих потребностей;

г) о том, как общество решает вопросы "что, как и для кого" производить;

д) о законах функционирования рыночной экономики.

 

2. Фундаментальную проблему экономической теории отражает следующая пара понятий:

а) спрос и предложение;

б) эффективность и справедливость;

в) предпринимательство и прибыль;

г) ограниченность и выбор;

д) производство и потребление.

 
3. Редкость (ограниченность) ресурсов — это проблема, которая: а) существует только в бедных странах; б) связана с определенными типами цивилизаций; в) типична для социализма (экономика дефицита); г) никогда не возникает в богатых странах; д) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства.

 

4 . Если экономика изучается как целостная система, то это анализ: а) макроэкономический; б) нормативный; в) описательный; г) микроэкономический; д) позитивный.

 

5. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает: а) как обществу достигнуть полной занятости; б) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов; в) проблемы ускорения экономического роста; г) вопросы экономической безопасности; д) организацию деятельности отдельных фирм.

 

6. Полное использование всех ресурсов общества показывает: а) сдвиг кривой производственных возможностей вправо; б) точка вне кривой производственных возможностей; в) точка внутри кривой производственных возможностей; г) точка на кривой производственных возможностей; д) сдвиг кривой производственных возможностей влево.

 

7. Кривая производственных возможностей показывает: а) все возможные комбинации выпуска продуктов; б) все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства; в) оптимальную комбинацию выпуска продуктов; г) фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства; д) степень социального неравенства в обществе

 

8. Исходным критерием разграничения типов экономических систем служит: а) темпы экономического роста; б) используемые технологии и уровень благосостояния членов общества; в) способ ответа на три фундаментальные проблемы экономической жизни; г) эффективность использования редких ресурсов; д) степень социальной справедливости.

 

9. Фактором производства не является: а) капитал; б) земля; в) деньги; г) предпринимательские способности; д) труд.

 

10. Способность рыночной экономики к cаморегулированию объясняется: а) умением предпринимателей верно оценивать объем и динамику рынка; б) значительной степенью правительственного вмешательства; в) развитием политической демократии; г) конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков; д) координацией деятельности крупнейших фирм (в современных условиях).

 

11. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют: а) рынки факторов производства; б) рынки потребительских товаров; в) производители (фирмы); г) взаимодействие всех сегментов данной модели; д) потребители.

 

12. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относятся: а) антимонопольное регулирование; б) обеспечение общественными благами; в) определение цен на продукты и ресурсы; г) перераспределение доходов; д) достижение макроэкономической стабилизации.
13. Экономика является смешанной, если: а) существует полная свобода конкуренции ("laissez faire"); б) не завершился процесс перехода к рынку от традиционной или социалистической экономики; в) государство обладает монопольным правом на собственность и предпринимательскую деятельность; г) действия рыночных сил дополняются государственным регулированием; д) преобладает смешанная (частная с участием государства) форма собственности.
14. Товар, обладающий абсолютной ликвидностью — это: а) ценные бумаги; б) золото; в) информация; г) деньги; д) дефицитные ресурсы.
15. Выполнение деньгами функции меры стоимости: а) связано с оборотом наличных денег; б) разъединяет во времени акты купли-продажи; в) обеспечивает возможность экономического учета; г) служит накоплению капитала; д) обеспечивает сохранение стоимости.
16. В современных условиях ценность денег определяется: а) золотым запасом страны; б) количеством денег, находящихся в обращении; в) средним уровнем цен; г) пропорцией обращающихся экономических благ и денег; д) золотым содержанием самих денег.
17. Марксистская теория помимо трех общепринятых функций выделяет еще и функцию: а) меры стоимости; б) средства образования сокровищ; в) средства обращения; г) средства накопления; д) средства платежа.
     

 

ЗАДАЧИ

3.1.

В гипотетической экономике имеется 4 молочных завода, каждый из которых за день может произвести или 3 т кефира или 2 т ряженки. Задание:

а) Начертите кривую производственных возможностей этой экономики.

б) Определите, сколько ряженки могло бы быть произведено в этой экономике, если бы общество могло совсем отказаться от кефира.

в) Отметьте точку на графике кривой производственных возможностей, соответствующую экономической неэффективности производства. Дайте свои пояснения.

г) Отметьте точку, лежащую над кривой производственных возможностей. О чем говорит данная ситуация? Что должно произойти, чтобы экономика смогла достичь уровня производства, который показывает эта точка?

г) В результате внедрения прогрессивной технологии производство ряженки увеличилось до 5 т. Изобразите новую кривую производственных возможностей.

3.2.

Подсчитайте объем личного потребления и объем производственного потребления в условной экономике, если за год было продано: 5 тысяч стиральных машин по 15 тыс. рублей, 15 тракторов по 500 тыс. рублей, 100 л йогурта по 50 рублей, 5 авиадвигателей по 100 тыс. рублей.

3.3.

Гражданин арендует квартиру и платит арендодателю 240 тысяч рублей в год. Остальные деньги он хранит в банке, что приносит ему 11 % годовых. Арендуемую квартиру можно купить за 4200 тысяч рублей. Целесообразно ли арендатору купить квартиру?

ЭССЕ.

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Объективно ли экономическое знание?

Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

· С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

· Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?

· Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?

· Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?

Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?

Б. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Россия (не?) является особым типом цивилизации и особой экономической системой?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Хорошо известно, что историческая судьба нашей страны отличается исключительным своеобразием. В разные эпохи (при Иване III, Петре I, Николае I, в конце XIX в., сегодня) активно обсуждалась проблема «особого русского пути». При этом четко сложились два основных подхода к проблеме: славянофильский и западнический.

· Лейтмотив славянофильского подхода состоит в подчеркивании особости, «инаковости» российского общества и экономики. Согласно этой точке зрения, копирование институтов западного общества не совместимо с природой России, а реформы, переносящие их на российскую почву, только вредят стране.

· Наиболее радикальные сторонники этого подхода считают, что в России действуют особые экономические законы, а хозяйство страны не должно быть ни социалистическим, ни капиталистическим (рыночным), а представлять некий третий национально-русский тип.

· Сторонники западнического подхода полагают, что существуют лишь общемировые цивилизационные типы. Конкретнее, наиболее эффек-тивным типом организации хозяйственной жизни является в настоящее время рыночная экономика. России надлежит заимствовать институты развитых стран (чаще всего упоминаются так называемые «либеральные ценности»). Только переход к ним введет нашу страну в число процветающих экономик.

· Наиболее радикальные сторонники западничества настаивают на ускоренном и насильственном (или полунасильственном) внедрении западного опыта. В ходе этого процесса особенности российской экономики (трактуемые радикальными западниками как признаки отсталости) исчезнут.

· Какая из позиций представляется более обоснованной? Какие аргументы можно привести в их пользу? О чем говорит исторический опыт российских реформ в разные эпохи?

Возможен ли компромисс между обеими позициями (некий средний вариант)?

В. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Целесообразно ли введение государственных гарантий банковских вкладов?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Какое значение имеет соотношение тезаврации и кредитного накопления для развития страны? Какой из этих вариантов реализации функции накопления характерен для современной России?

· Постарайтесь найти в журналах статистику структуры сбережений. Какая часть накоплений граждан хранится «в чулке»?

· Какие минусы влечет введение государственных гарантий? Не придется ли бюджету рассчитываться по вкладам недобросовестных банков?

· Как изменится отношение населения к рискованным, но высокопроцентным вкладам? Не поощряют ли государственные гарантии безответственного поведения вкладчиков и банков?

Можете ли вы предложить какие-то дополнительные условия предоставления гарантий, которые препятствовали бы мошенническому (или, как говорят экономисты, оппортунистическому) поведению субъектов банковских сделок?

Г. Примерные темы эссе:

1. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

2. Свободное эссе по вводным проблемам курса (истории экономической науки, ее предмета, метода, связи с другими дисциплинами), по проблемам основных принципов функционирования рыночной экономики (праву собственности, механизмам саморегуляции рынка, социальным проблемам и др.), по проблемам денег.  Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...