Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 9. Сады Средневековья




В феодальном искусстве ведущее место занимала архитектура. В культуре средних веков (V-XV) выделяют два основных стиля: романский, царивший до половины XIII в., и готический, который сменил романский и господствовал до эпохи Возрождения. На развитие садово-паркового искусства средневековья оказало влияние знакомство с трудами ученых античного мира, посвященными технике обработки земли и приемам композиции парковых пространств.

Размеры садов, создаваемых в пределах монастырских, дворцовых и городских укреплений, резко уменьшились, что вынуждало паркостроителей уделять больше внимания внутренним садам. Именно внутренний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой.

В монастырях средневековья одна-две наружные стены выходили за пределы городских укреплений и были связаны с окружающей природой. Монахи-бенедиктинцы свои монастыри строили на плодородной и богатой водными источниками земле, на которой можно было бы закладывать сады. Утилитарные сады и рощи на прилегающих к монастырям и замкам местностях, которые служили для выращивания плодов, ягод, для охоты, отдыха и развлечений, были регулярными. Эстетические вопросы при устройстве таких садов обычно отодвигались на второй план. Подтверждение этому можно найти, изучая планы садов монастыря Сан-Галлен (IX) в Швейцарии, монастырей в Кларвоксе во Франции и в населенном пункте Могила под Краковом. В монастырях средневековья декоративные растения в основном разводили в замкнутом дворике - клуатре. Он был заключен в строгих геометрических формах архитектуры, и уже это требовало регулярной планировки. Клуатр окружали главные строения монастыря. Оформляли его наподобие римского перистильного дворика. Прямые или диагонально перекрещивающиеся дорожки в центре делили участок двора на простые геометрические фигуры. Центр был акцентирован колодцем, деревом или скульптурой. В клуатре выращивали декоративные растения, лекарственные травы и плодовые кустарники. Деревья в саду росли ровными рядами и были в основном местного происхождения, хотя не исключались и экзоты. По периметру сад обычно окружали заслоном из лиственных деревьев (липа, тополь, ясень) для защиты слабых фруктовых древостоев. Из фруктовых деревьев культивировали райскую яблоню, сливу, абрикос. Регулярный характер имели также грядки с лекарственными и декоративными растениями (шалфей, мальва, полынь, рута, чай, мак, богородная трава) - прообраз современных цветников. Грядки формировали в виде высоких призм, откосы которых укрепляли дерном, плетнями из лозы или жердями. Излюбленным элементом средневекового сада были дерновые скамьи, которые располагали в виде выступов на ограде.

Основные объекты садово-паркового строительства средневековья - внутримонастырские сады-клуатры, призамковые и примонастырские, декоративные и утилитарные сады и увеселительные рощи (цветочный луг или сад любви). Для средних веков характерно использование достижений античного естествознания и теории садово-паркового искусства и дальнейшее их усовершенствование. Можно выделить такие особенности садового строительства средневековья: геометричность планировки внутренних садиков; рядовые посадки и стрижка деревьев; лабиринт; феодальный тип синтеза искусств, то есть подавление присущих каждому виду искусства особенностей, подчинение их общей идее; символика.

Вопрос 10. Монастырские сады
Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.

С 9 века в Средневековой Европе происходит разделение типов садов на монастырские и городские. Исторически монастыри выполняли роль не только духовную, но и были крепостями-убежищами и возводились на возвышенностях. В связи с этим, монастырские сады часто создавались на искусственных (насыпных) грунтах.

Из-за ограниченности территории, сад выполнял не только роль зоны отдыха, но и утилитарную. Основной идеей сада была мысль: что полезно, то и красиво, бесполезное не может быть красивым. Замкнутость и отстраненность от внешнего мира олицетворяла рай на земле и ограждение от всего грешного. Каждый элемент сада наделялся особым символизмом. Так, деление сада перпендикулярными дорожками символизировало крест, вода - символ очищения, ландыш - страдания, аквилегия - святой дух, белая лилия - богоматерь, розы - Пресвятая Дева Мария и страдания Христа, фонтан был символом веры и благодати.

В центральной части сада (на перекрестии) обязательно должен был находиться небольшой фонтан, колодец, апельсиновое дерево или цветник с лилиями или розами. Водоем использовали для питья, полива и разведения рыбы на еду. Для экономии пространства деревья и кусты располагались вдоль стен.

Одним из важнейших элементов сада был запутанный лабиринт из стриженого кустарника, что символизировало блуждание души на пути к Богу. Скульптур было мало, но христианство не запрещало изображение животных и людей, поэтому в монастырском саду можно было встретить гарпий, грифонов, птиц, изображения библейских сюжетов. Отдохнуть можно было в уединенных уголках, в которых располагались беседки, ротонды, скамейки у гротов.

Для личного пользования устраивались небольшие огороды, где выращивалась репа, пастернак, бобовые, лук, огуречник, крапива, гвоздика.Так же на грядках выращивали аптекарские и ароматные травы: тмин, фенхель, окопник, петрушка, пиретрум девичий, тысячелистник, шалфей, лаванда, мята. Для того, что бы растения получали больше тепла грядки делали приподнятыми, а края укрепляли дерном или жердями. Вид искусственной запущенности сада создавался при помощи соседства замшелых камней, декоративных благородных садовых растений и растений природной формы: лилий, ирисов, шток розы, примул, ландышей, маргариток, пионов, подснежников, клубники. Из плодовых были сливы, яблоки, миндаль, виноград, каштан, инжир, фундук, груша, грецкий орех, шелковица, крыжовник, земляника.

Примерами монастырских садов могут быть: Мон-Сен-Мишель (Франция), Сент-Одиль (Франция), Аббатство Панконхалма (Венгрия).

Сад в монастырском стиле может стать тихим уголком уединения для отдыха, спокойных прогулок и обдумывания своих мыслей. В этом стиле можно сделать и огород, тогда он будет носить не только утилитарную функцию, но и будет приятным для времяпрепровождения.

11) Сады Ренессанса

Ренессанс по-своему снял противоречие между человеком и природой. В ренессансных садах воплотилась преобразованная природа с преобразованным и освобожденным человеком. Главным стал человек в подчиненной ему и его разуму природе. Человек не только идеализировал природу, но и считал себя способным улучшать ее, выявляя в ней ее идеальные свойства.

Три характерные черты свойственны садам ренессанса. Первая — это новое обращение к античности. Вторая — это значительная секуляризация символико-аллегорической системы садово-паркового искусства. Третья — это расширение на новой основе архитектурной стороны садов. Все эти три черты отразились на всех последующих стилях европейского садово-паркового искусства.

Подбор античных скульптур в садах ренессанса по содержанию был более или менее случаен, но тем не менее, античные скульптуры не были чисто формальным украшением: они создавали историческую перспективу, крайне важную для эпохи Ренессанса и последующего Барокко. В эпоху Ренессанса сад расширял дворец хозяина с внешней стороны, продолжал сохранять ограду. Внутренние балюстрады итальянских садов закрывали окружающие виды и служили уюту больше, чем парадности, разделяя сад на отдельные помещения.

В прямоугольных зеленых кабинетах ренессансных садов можно было уединиться, читать, размышлять или беседовать с друзьями. Они были изолированы и посвящены каждый своей теме. В некоторых был устроен лабиринт с тем или иным аллегорическим значением, вдругом — плодовый сад, в третьем были собраны душистые растения

Подобно римским садам античности, сады ренессанса были прорезаны аллеями, пересекающимися под прямым углом (но без прежнего символического значения креста), украшены статуями и бассейнами, насыщены редкими цветами.

12) Регулярный стиль

Регулярный стиль — стилевое направление в ландшафтном искусстве, для которого характерны геометрическая сетка плана, архитектурно обработанный, террасированный рельеф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка.

Широко использовался в древних садах Востока, Греции и Рима, садах Эпохи Возрождения, французских регулярных парках XVII в, в России конца XVII- первой половины XVIII в.

Регулярный стиль садового искусства находится в русле идей классицизма. Основной тмотив этого стиля – порядок. Четкость плана и строгость линий – главное, что отличает садовые композиции регулярного стиля. Одно из непременных условий, при которых сад любого размера может быть назван регулярным,— наличие в его композиции того или иного типа симметрии.

Существует три принципиально различных типа симметрии: зеркальная, поворотная и переносная.

Но если по какой-то причине организовать симметрию не представляется возможным на помощь можно призвать другие средства — ритм и геометрические фигуры.

Ритм — понятие больше музыкальное, но применительно к дизайну это более чем двукратный повтор какого-нибудь определенного «мотива»: формы, цвета, фактуры или их сочетания. В садовом дизайне ритм может быть задан одними посадками: ритмичная композиция из трех-четырех хорошо подходящих друг к другу видов смотрится порой более выигрышно, чем разнообразная, но случайная смесь из многих растений.

Наконец, даже на очень маленьком и неудобном участке, где ни симметрия, ни ритмичные повторы не уместны, можно использовать простые геометрические фигуры.

В регулярном саду широко применяется топиарное искусство. Прежде всего, стричь можно растения с более или менее жесткими и многолетними побегами, чтобы ежесезонные усилия не пропадали даром. В наших условиях это листопадные деревья и кустарники, а также некоторые хвойные породы.

Простейший способ добиться регулярности сада — посадить в различных местах живые изгороди из подходящих для этого пород деревьев и кустарников. Они могут быть разной высоты и ширины. Изгороди не только придают саду упорядоченность и структурность, они способствуют формированию более благоприятного микроклимата, скрывают недостатки и направляют взгляды гостей в нужном направлении.

Безусловно, за регулярными посадками требуется более кропотливый уход, нежели за свободными. Зато сад, выполненный в геометрических линиях на небольшом пространстве создать проще.

13) Сады барокко

Барокко - это парковый стиль, который первым довел увлечение садовым искусством до фантастических масштабов, а расходы на обустройство садов при дворцах практически уравнял с расходами на строительство самих дворцов. Прежде, чем пытаться создать у себя на приусадебном участке сад в стиле барокко, следует понять, каковы его характерные особенности.
Один из главных признаков барочного сада – наличие множества вертикальных элементов, таких, как арки, перголы, беседки, красивые вазоны разнообразной формы и садовые скульптуры. Лианы и ампельные растения помогают создать еще один элемент характерный для таких садов - «зеленые комнаты», участки сада, отделенные друг от друга стеной растений. Как именно и в каком количестве эти элементы будут скомпонованы, зависит только от вкуса и фантазии владельца.

Барочный сад – это сад непрерывного цветения, об этом следует помнить, сажая в нем цветущие растения. Главный акцент в саду барокко делается на розы, с их пышностью и нежным ароматом. Украшением сада станут, также, вишни, яблони и сливы, особенно, в период цветения. На ветвях деревьев или специальных подпорах можно разместить кашпо с яркими цветами, например, петуниями.
В общее полотно барочного сада органично впишутся фонтаны или высокие водопады, но важно учитывать, что в угоду стилю они должны быть затейливы и роскошны, их форма должна отличаться изысканностью и изобиловать мелкими причудливыми деталями.
Для сада в стиле барокко более всего подходит, ступенчатый или каскадный рельеф. В этой связи, интересным приемом оформления барочного сада являются так называемые обманки. Разместить подобный элемент декора, возможно далеко не на всяком участке, так как для его создания требуется довольно много места. Для создания эффекта обманки в конце сада выкапывается ров, который служит своеобразной его границей. Она скрыта от зрителя до времени и открывается лишь при определенном ракурсе. Это прием весьма любопытный и требующий от дизайнера креативности и полета фантазии.

В саду барокко всегда есть главная аллея в обрамлении деревьев, чаще всего, лип или кипарисов, боковые аллеи, обсаженные аккуратно подстриженными кустарниками и деревьями. Часто, в середине сада, где дорожки пересекаются, устанавливают украшение. Как правило, это статуя или фонтан, реже - солнечные часы. Клумбы и рабатки располагаются симметрично.
Цветники на газоне всегда отличает сложность формы и композиции. Газон, естественно, тоже, имеет в результате весьма причудливые очертания. Стрижется газон в барочном саду не слишком коротко, но и не обрастает до состояния лужайки. Скашивать траву на нем удобнее всего триммером. 

14) Сады классицизма

Создание сада в классическом стиле придется по душе и убежденным консерваторам и людям, которые просто не любят излишне помпезных деталей и показной роскоши, а отдают предпочтение обычному порядку и четким линиям. Тем не менее, в концепцию сада в стиле классицизм входит использование различных предметов декора, таких как арки, фонтаны, статуи и скамейки.
Как правило, добиться на участке строгого порядка возможно, если прибегнуть к ровным линиям и углам, а также строгим формам. Добиться этого возможно, используя в декоре садового участка классические аллеи из деревьев или террасы. В целом, концепция классического сада будет состоять из двух частей: фокусной точки и окружающего ее пространства. В качестве фокуса отлично подойдет фонтан или небольшая группа статуй, своеобразная изюминка вашего участка.
Немаловажным аспектом классицизма будет использование на участке исключительно старинной мебели.
Ограда участка, выполненного в классическом стиле должна также подчеркивать общее направление и гармонично сливаться с пейзажем. Поэтому, от новомодных еврозаборов и автоматических ворот придется отказаться. Неплохая замена им – либо кованая решетка, по которой можно будет пустить вьющиеся растения, скрывающие своей листвой ваш участок от посторонних глаз; либо каменный забор под старину и массивные железные ворота, которые умелый мастер декора сможет искусственно запатинировать краской, придавая им налет старины.
Гармоничное создание садового участка в классическом стиле довольно масштабное и хлопотное дело, но полученный результат, особенно если вы все будете делать с удовольствием, обязательно приятно поразит вас.

15) Пейзажные сады

Важное значение в садах пейзажного стиля имеет чередование открытых и закрытых пространств, а также создание живописных перспектив. Наиболее эффектные виды открываются из так называемых видовых точек: за поворотом дорожки, с вершины холма, берега водоема. Как правило, такие места отмечены беседкой или просто скамейкой, где приятно посидеть, любуясь открывающимся красивым видом.

Главными элементами рельефа в пейзажном саду становятся округлые формы холмов и возвышенностей, покрытые сочной зеленью откосы речных долин. Широко используются камни.

Динамичность струящейся воды проявляется уже не в фонтанах, как в садах барокко, а в более естественных и спокойных формах – родниках, ручьях, реках. Спокойная водная гладь прудов и озер становится важным компонентом всего пейзажа, создавая соответствующее настроение для неспешных прогулок.

В пейзажном саду деревья и кустарники растут естественными живописными группами. Кажется, что они всегда росли на этом месте, хотя их и посадила рука опытного садовника. Очень ценятся старые отдельно стоящие деревья, особенно с искривленным стволом и причудливо изогнутыми ветвями. В регулярных садах такого рода деревья были бы в лучшем случае всего лишь «диковинными уродцами», в пейзажных же парках они ценятся за неповторимую индивидуальность.

Большое значение в ландшафте пейзажного сада играют группы деревьев и кустарников. Их высаживают таким образом, чтобы «заиграли» форма и окраска листьев, цвет и фактура кроны, особенности ветвления.

Вместо замысловатых по очертанию клумб, засаженных низкорослыми цветами, образующими ковровый узор на зеленом фоне, в пейзажном парке цветы растут в свободных композициях. В миксбордерах на заднем плане обычно высаживаются высокорослые растения, а на переднем – низкорослые. Причем их специально подбирают по срокам цветения, чтобы композиция в любое время года радовала глаз. Естественно смотрятся в пейзажных садах луговые газоны, на которых наряду со злаками растут полевые цветы. Все это создает атмосферу доверительного общения с природой, которой так не хватает современным жителям городов. Может быть, в этом причина того, что и в наши дни пейзажный стиль по-прежнему остается наиболее актуальным направлением ландшафтного дизайна.

16) Сады Китая

Условно различают 6 типов китайских садов – императорские сады и парки, расположенные на севере Китая, в пригородах Пекина, сады при императорских гробницах, храмовые сады, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады ученых. Тем не менее, не входя в детали, все многообразие китайских садов можно свести к двум основным типам: императорские и частные.

Императорские сады создавались искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев.

В отличие от императорских, частные сады, столь характерные для юга Китая, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились «вписать» в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально. Для них характерны небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами в виде пагод, композиции из естественного камня.

По канонам китайского ландшафтного искусства разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид». Такой прием назывался «принципом заимствования пейзажа». Окружающая сад природа словно входила в него, становясь его частью. Это позволяло зрительно раздвинуть границы сада и придать многоплановость открывающимся пейзажным видам.

Масштаб сада для китайцев не имеет значения. По их мнению, главное в искусстве создания сада – способность «в меньшем увидеть наибольшее».

Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и поэтому он обязательно должен содержать три основных ее элемента – воду, камни и растения.

Очень ценят китайцы и старые многовековыедеревья. Они обязательно становятся главной достопримечательностью садового пейзажа. И чем старше дерево, тем большим почетом оно окружено.

Из цветовособое поклонение в Китае вызывал древовидный пион. Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, а из водяных цветов – лотосы. Вообще же, все растения китайского сада имеют свою символику. Обычно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года.

Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии окружающей природы: плавно изгибаются над водой мостики, закруглены скаты крыш ярких беседок, мягко очерчены силуэты павильонов. Дверным проемам придаются фигурные очертания. Глядя в них, вы видите прекрасную картину в раме. Это тоже своего рода «заимствование пейзажа». Благодаря такому приему сад словно входит в дом, становясь его неотъемлемой частью. Может быть, в этом и есть главный урок, которому учат нас китайские сады: человек не должен противопоставлять себя природе, он должен чувствовать себя ее частицей.

17) Сады Кореи

В I – VII веках нашей эры начинается история корейских садов. Своим появлением сады Кореи обязаны китайским императорским паркам, так как разбивались по их образцу. Китайская культура оказалась своеобразным донором для Кореи. Китайские образцы заимствовались полностью, однако попадая в совершенно другое онтологическое пространство, в котором человек не мог существовать отдельно от природы.

Корейским садам присущи некоторые особенности: они в большинстве случаев небольшого размера, скорее всего от того, что и минимума пространства достаточно для раскрытия множества связей дикой природы. Также, несмотря на то, что сама идея создания садов была позаимствована у Китая, где камень может означать облако, а вода – это не просто вода, а некоторое подобие ветра, в корейских садах вода – это просто вода, и она находится там, где положено находиться воде, а камень – это только камень.

Корейский сад поражает своей естественностью и позитивным эмоциональным настроем. Здесь прослеживается любовь к природе, как к таковой, во всех ее проявлениях.

Корейская культура обретает зрелость и большую самостоятельность во времена династии Ли (1392 - 1910). В этот период в придворных садах Кореи пропадает столь явная связь с китайской культурой.

Сады в Корее можно разделить на несколько основных типов: придворные сады (для придворных и дипломатических аудиенций, а также для отдыха правителя.), государственные и общественные сады, храмовые сады (при буддийских монастырях), частные сады (для приема посетителей, сады при частных конфуцианских школах).

18) Сады арабского Востока

Композиция исламских садов достаточно узнаваема. Прежде всего обращает на себя внимание подчеркнутая геометричность их плана. Основу ее составляет главный композиционный принцип – «чор-бак», что в переводе означает «4 сада». В соответствии с этим принципом территория сада делилась на крупные квадраты, каждый из которых в свою очередь делился на еще более мелкие. Отдельные квадраты, из которых состоял сад, были подобны мозаичному панно, из которого складывалась целостная картина. Они отделялись друг от друга дорожками и рядами растений, а иногда и каналами с водой. В центрах квадратов частенько устраивались небольшие фонтаны или даже целые бассейны, от которых вода по системе каналов расходилась в разные стороны. Лиричные, тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, текущие по мраморному ложу, создавали особую интимную атмосферу. Ее усиливали экзотические деревья и благоухающие цветы, гуляющие павлины и поющие в золоченых клетках птицы. Пение птиц очень любили на Востоке. Оно наполняло сад весельем и радостью.

В садах Востока декоративные растения соседствовали с плодовыми. Из цветов особой любовью мусульман пользовалась роза. Ее лепесткам приписывалась очистительная сила.

Очень любили на Востоке и красиво цветущие луковичные растения – тюльпаны и гиацинты.

19) Мавританский стиль

Мавританский стиль ландшафтного дизайна делает сад похожим на восточную сказку — пышный, напоенный сладкими ароматами, яркий и роскошный, он выглядит по-настоящему впечатляюще. Первые исламские сады были облагороженными оазисами, и это определило их основные черты: обязательное наличие воды и пышных, раскидистых, дающих тень растений. Современные мавританские сады — смешение мусульманской и испанской традиции. Это делает их более универсальными: использовать такой стиль можно и для небольшого патио, и для просторного участка.

Пышная зелень и яркое цветение. Мавританский стиль ландшафта демонстрирует буйство красок — цветы, кустарники и деревья растут свободно, занимают максимум пространства, создают яркое, живое оформление. В южных регионах для такого озеленения используют экзотические сорта растений. В средней полосе подбирают растения, кустарники, устойчивые к холоду, но при этом обильно и ярко цветущие.

Вода — символ и источник жизни, и потому в оформлении участка она становится обязательным, центральным элементом. Традиционно для просторных садов в центре размещают водоем с фонтаном, от которого расходятся декоративные каналы. Они делят пространство мусульманского сада на четыре части. Для небольших участков допустимо использование только центрального фонтана. Водоемы или фонтаны размещают так, чтобы в любой точке сада было слышно журчание воды и виден ее блеск.

Строгая геометрия. Планировка мавританского сада подчиняется строгой симметрии — от центра композиции расходятся прямые водные каналы, которые делят исламский сад на правильные по форме сегменты. Если такие сегменты имеют большой размер, внутри них также прокладываются каналы. Строгость такого зонирования компенсируется пышным и буйным цветением растений.

Открытые пространства. В саду создают просторные мощеные площадки. Для мощения выбирают сложные узоры, цветную плитку или камень. Часто такие площадки заменяют традиционные газоны. Такое оформление использовалось в условиях пустынного климата для экономии воды. Сейчас же оно оказывается практичным и удобным решением — мощеная площадка требует меньше ухода, чем газон.

20) Сады древнего Египта

Характерная особенность египетских садов состояла в том, что овощи и цветы занимали практически все свободное пространство между деревьями. Египетские садовники занимались не только культивацией, но и выгонкой ландышей, левкоев и роз. В египетских садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы. Цветок лилии был символом надежды и краткости жизни, из него добывали благовонное масло. Цветы широко использовали для художественного оформления празднеств, из них плели венки и гирлянды. А в период царствования царицы Клеопатры (69- 30 гг. до н. э.) особое внимание уделялось выращиванию разнообразных роз.

Храмовые террасы украшали садами, в которых пруды часто были центром композиции. Портики храмов покрывали рельефами, из которых видно, что, помимо большого количества сокровищ, из дальних странствий привозили деревья в кадках, диковинные плоды и другие редкости. В период расцвета Фив – древней столицы Египта, садовое строительство достигло особого размаха. В Фивах строили роскошные виллы с садами и прудами, окруженные стенами. Центром композиции являлся прямоугольный бассейн, иногда довольно внушительных размеров (60X120 м). В прудах росли водные растения, плавали птицы. Главное здание всегда помещалось на центральной композиционной оси. Все элементы сада — аллеи, пруды, цветочные клумбы, виноградники, открытые павильоны — были связаны в единый композиционный ансамбль. Это позволяет предположить, что сады создавали по заранее разработанному плану. Строителями египетских садов учитывались соотношения не только между отдельными элементами сада, но и между шириной аллеи и высотой деревьев. Городские улицы были прямыми, узкими, плотно застроенными. Пальмы и другие растения зачастую высаживали на крышах домов. Но были в столицах Египта и улицы для религиозных процессий, шириной от 40 до 60 м (улица Великого жреца в Ахетатоне). Эти улицы, ведущие к храму, всегда обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку. Вдоль главных улиц Ахетатона находились вырытые прямоугольные ямы, по которым мы можем судить о наличии пальмовых аллей. Поскольку город лежал на песочных холмах, ямы перед посадкой деревьев наполняли плодородной землей, доставленной с берега Нила. Помимо прочего, для поливки деревьев и кустарников в Ахетатоне были устроены колодцы.

Существовало два основных типа египетских садов: при храмах и при жилых домах. Прославление неограниченной власти фараонов было идеологической целью садово-храмового строительства. В основе композиции — регулярность и прямолинейность планировки, обусловленная системой орошения. В садово-парковом строительстве Древнего Египта использовалось большое количество заморских растений и цветов, что свидетельствует о высоком развитии агротехники

Садовое искусство в Древнем Египте формировалось с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярный план

Наличие водоемов

Формирование замкнутых композиций

Применение рядовых и аллейных посадок

Использование экзотических растений

Использование ритма, как композиционного приема

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1136.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...