Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Механизмы социальной перцепции ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Назвав восприятие «социальным» он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Довольно часто в научной литературе понятие «социальная перцепция» используется в узком значении: под социальной перцепцией понимают восприятие субъектом субъекта (межличностное восприятие) в процессе общения. Социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, постепенно выстраивается взаимодействие. По сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель. К механизмам социальной перцепции относят: идентификацию, эмпатию и рефлексию. Идентификация (перцептивная) (англ. perceptual identification) — один из видов перцептивного действия; является промежуточным звеном между актом различения и опознанием; состоит в сличении 2 объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти, и установлении их тождества или различия. Идентификация всегда предполагает дихотомическое разделение всей совокупности сигналов на класс сигналов, тождественных эталону по всем признакам (положительная идентификация), и на класс сигналов, не тождественных эталону хотя бы по 1 признаку (отрицат. идентификация). По данным Т. П. Зинченко (1981), отрицательная идентификация осуществляется с большей скоростью и точностью по сравнению с положительной. Это объясняется тем, что для положительной идентификации необходимо установление тождества сигналов по всем опознавательным признакам, в то время как для отрицательной идентификации достаточно установление различия между ними хотя бы по 1 признаку. (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь). Идентификация— это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от собственного «Я». Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание). 1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к эмпатии — необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта). 2. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе эмпатии как социального познания и высших форм эмпатии как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах эмпатии выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая эмпатия) и за другого (гуманистическая эмпатия). Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает. Наконец, симпатия— теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты Эмпатия имеет три уровня. В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния. Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического реагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека. Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости. В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная). Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния), является, по нашему представлению, чисто когнитивным процессом. Эмпатия, эмпатийность в отношении с партнером может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника, менеджера. В большинстве случаев высокая профессиональная эмпатийность — результат специального обучения навыкам самоанализа, развития сензитивности, способности к эмпатическому вниманию (слушанию). Рефлексия подразумевает осознание обратной связи. То есть знание не только того, что переживает или чувствует партнер, но и знание того, что партнер знает обо мне, как он понимает и оценивает мою личность. Социальная рефлексия – осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А.А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии на прямую зависит от субъективной значимости партнера. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Указание на факт взаимодействия в процессе общения представляет собой наиболее общую характеристику последнего, равно как и любого другого природного или социального явления. Рассмотрение общения как процесса взаимодействия вместе с тем крайне существенно и для понимания его природы, структуры, механизмов и законов функционирования. Огромно значение взаимодействия людей и как фактора общественного развития, определяющего воспроизводство существующих социальных отношений. Таким образом, общение, если оно выстраивается грамотно, по всем правилам, позволяющим добиться нужной цели в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным собеседником, является самым лучшим способом взаимодействия людей друг с другом. Когда люди общаются, они применяют все – и свои знания, и подкуп, и устрашение, и обман, и лесть, и подстройку, и множество других приемов, позволяющих нам повлиять на людей нужным нам образом, чтобы добиться от них нужных нам решений, действий. Общение – это работа, или лучше сказать, игра ума и игра слов, благодаря которой люди могут выигрывать в этой жизни очень солидные призы. А психология общения учит людей тому, как правильно играть в эту игру, поэтому изучая ее – человек открывает перед собой большие возможности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова– Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 2. Абульханова– Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения. // Проблема общения в психологии. – М., 1981. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. 4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2006. 5. Балл Г. А., Брановицкий В. Н., Довгялло A. M. // Мышление и общение, 1973 6. Бобнева М.И.Проблема общения в психологии. М, 1981. 7. Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995. 8. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М. ИНФРА-М, 2000. 9. Годфруа Ж. Что такое психология. - М. Мир 1997. 10. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 2005. 11. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии (вместо введения) // Проблема общения в психологии.—М.: Наука, 1981. 12. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 2007. 13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 189. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |