Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общение как процесс взаимодействия




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 21

 



ВВЕДЕНИЕ

 

В мире психологии общение – один из основных процессов, связанный с психической деятельностью. Как и в отношении большинства других понятий, психологи до сих пор не пришли к устоявшемуся и повсеместно признанному определению общения.

В психологии принято оценивать общение в соответствии с тремя характеристиками: по содержанию, по функциям и по средствам. Что касается содержания, то оно может принимать вид передачи информации, взаимной оценки, взаимного влияния, взаимодействия, управления или просто восприятия.

Поскольку общение –  это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек –  человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Работа посвящена общению как процессу взаимодействия.

Целью работы является изучение общения как процесса взаимодействия.

В задачи работы входит:

–  рассмотреть стороны и виды общения;

–  раскрыть механизмы социальной перцепции.



Общение как процесс взаимодействия

 

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Другое определение заключается в понимании общения, как процесса установки и развития контактов между людьми, порождаемого потребностью совместной деятельности и включающего в себя:

- обмен информацией;

- выработку единой стратегии взаимодействия;

- восприятие и понимание людьми друг друга.

Идея взаимодействия как принцип подхода к пониманию социально– психологического общения, его места и роли в социальной жизни общепринята и получила распространение среди социологов и психологов.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействия. Основной идеей осуществления такого описания – было фиксирование некоторых компонентов взаимодействия: люди, их связь, взаимодействия друг на друга и, как следствие, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Проблема межиндивидуального взаимодействия ставится и по– разному освещается в работах ведущих американских социологов Т. Парсонса, К. Янга, Л. Фримена, П. Сорокина и др. По мнению Т. Парсонса, элементарное взаимодействие индивидов составляет содержание первичного уровня социальной структуры. Аналогичного мнения придерживаются и другие социологи. Взаимодействие между двумя и более человеческими индивидами сейчас признается в качестве основного объекта исследования и единицы, подлежащей социологическому анализу.

К. Янг и Л. Фримен отмечают, что концепция взаимодействия всегда рассматривалась как центральная и в социальной психологии, и в социологии, поскольку человек с самого момента рождения является неотъемлемой частью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных единиц.

Структура взаимодействия. Основными компонентами в процессе взаимодействия между людьми являются они сами, их взаимная связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга.

Не менее существенным компонентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов является и факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния друг на друга.

Даже в таком, казалось бы, чисто символическом акте межиндивидуального взаимодействия, каким является восприятие человека человеком, присутствуют все необходимые компоненты рассматриваемого процесса. Восприятие человека человеком вместе с основывающимся на нем пониманием одним человеком другого, является совершенно обязательной стороной процесса любой совместной деятельности людей, необходимым условием целесообразной ориентировки и действий воспринимающего субъекта в общественной среде. Весь процесс, начиная с воздействия одного человека и кончая ответной реакцией на него воспринимающего, представляет собой единый рефлекторный акт взаимодействия человека с другим человеком в определенной ситуации (А. А. Бодалев).

Я. Щепанский предпринял попытку обобщенной и систематической характеристики структуры общения как процесса взаимодействия. Взаимодействие, по его мнению, представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

Взаимодействие, таким образом, складывается из действий. Каждое же социальное действие представляет собой систему, включающую в себя ряд элементов: а) действующий индивид, б) объект действия или индивид, на которого действуют, в) средства или орудия действия, г) метод действия или способ использования средств, д) реакция индивида, на которого действуют, или результат действия.

Взаимодействие как физический и как духовный контакт. Структурная характеристика общения как взаимодействия не исчерпывается указанием на основные элементы данного процесса. В целом взаимодействие в структурном отношении может рассматриваться как процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного вербального или невербального информационного контакт.

Исторически первыми формами человеческого общения были как раз такие взаимодействия между индивидами, которые предполагали главным образом упорядочение, интеграцию, кооперацию и дифференциацию их усилий и не затрагивали до поры до времени сферу духовного, интеллектуального контакта.

Первоначально язык, или, точнее сказать, речевые рефлексы, выступали только как средство социального взаимодействия, без всякой мыслительной функции. И лишь позже речь становится самым важным орудием нашей мысли (Б. Ф. Поршнев).

Естественно, что аспект совместной групповой пространственно– временной деятельности как один из моментов взаимодействия заслуживает внимания и самостоятельного изучения.

Нельзя не учитывать вместе с тем, что совместная групповая деятельность в процессе общения находится в прямой зависимости от уровня информационного, а в определенном смысле и духовного контакта между людьми и что, наконец, сами способы как групповой кооперации, так и информационной связи в процессе взаимодействия имеют относительно самостоятельное значение. А из этого следует, что в структуре общения можно различать следующие основные аспекты, характеризующие взаимодействие как процесс:

а) совокупной, кооперативной деятельности;

б) информационной связи;

в) взаимовлияния;

г) взаимоотношения;

д) взаимопонимания.

Вся структура общения как процесса взаимодействия должна рассматриваться исторически и в динамике. Есть основание, в частности, предполагать, что такие пласты взаимодействия, как взаимоотношение и взаимопонимание, получали развитие постепенно, лишь по мере дифференциации межиндивидуальных и социальных отношений и по мере формирования человеческой личности.

Процесс общения состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

Содержание общения представляет собой информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

 

Стороны   общения

 

Обычно выделяют три стороны общения:

1. Коммуникативная – обмен информацией:

–  Единый язык общения;

–  Единое понимание ситуации общения.

2. Интерактивная – выработка единой стратегии взаимодействия (сотрудничество или конкуренция);

3. Перцептивная – создание на уровне восприятия психологического портрета партнера.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между субъектами общения.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.

2. Интерактивная – выработка единой стратегии взаимодействия (сотрудничество или конкуренция);

Интерактивная сторона общения –  это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция означает противодействие. Одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

3. Перцептивная – создание на уровне восприятия психологического портрета партнера.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

 

Виды общения

 

В зависимости от содержания, целей и средств Р.С. Немов выделяет следующие виды общения:

1. По содержанию оно может быть:

-    материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

-   когнитивное (обмен знаниями);

-   кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);

-  мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

-   деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

2. По целям общение делиться на:

- биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);

- социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

3. По средствам общение может быть:

- непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);

- опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);

- прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

- косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Кроме того, выделяют следующие виды общения:

В зависимости от цели:

- деловое общение (цель выработка определенной стратегии);

- личностное (ориентируется на образ);

- конгитивное (получение информации(

- фактическое (пустое, ник чему не приводящее)

В зависимости от стратегий:

1. открытое –  закрытое общение –  желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1. если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» –  полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» –  человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

2. монологическое –  диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) –  личностное (общение по душам»).

4. Вербальное и невербальное общение

В зависимости от средств общения выделяют:

– вербальное

– невербальное.

Вербальное общение включает:

- Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

- Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Невербальное общение состоит из следующих систем:

Оптико-кинетические системы (мимика, жесты, поза, глазные сигналы доступа, изменение цвета кожи и т.д.);

Мимика движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние –  способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова и предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на несколько групп:

1. Жесты иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы движения телом; жесты «биты» (жесты «отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему– либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты эмблемы это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях «здравствуйте», а поднятые над головой «до свидания».

4. Жесты-адапторы это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера;

в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.).

Система организации времени и пространства (расстояние между собеседниками, наличие предметов между общающимися, соблюдение времени и т.д.)

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

- интимная зона (15-45 см.) в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

- личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально– зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

- социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встречв кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают;

- публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Параэкстралингвистическая система (около– сверхсловесная) включает паузы, звуковые реакции, изменение интонации, изменения тембра и т.п.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...