Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретические проблемы возникновения речи




Существует много разнообразных теорий, которые пытаются объяснить возникновение и развитие речи. Важным вопросом является вопрос является ли речь врожденной или она формируется в процессе развития человека. Существует ряд теорий, которые пытаются объяснить или описать процесс формирования речи. Среди наиболее известным – теория научения. Согласно этой теории, ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать звукам. Положительное эмоциональное подкрепление ведет к усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкреплениеТеория специфических задатков, автором которой является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к 1 году и открывают возможность для ускоренного развития речи с 1 года до 3 лет. Данный возраст является сензитивным для развития речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить трудно или вообще невозможно. Следующая наиболее популярная теория – когнитивная теория Ж.Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Следующая теория рассматривает развитие речи с психолингвистических позиций. С данной точки зрения, процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. В результате одна и та же мысль может быть выражена и словом, и целой фразой. ( по Маклакову)

 

 

Развитие мышления в онтогенезе. Мышление и речь

Развитие мышления в онтогенезе (теория Жана Пиаже). Согласно теории Пиаже, в развитии интеллекта человека можно выделить четыре главных периода: сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет), дооперационная стадия (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) и стадия формальных операций ( от 11 до 15 лет).

Сенсомоторный интеллект - стадия развития интеллекта (от рождения до двух лет), которая разворачивается к периоду интенсивного изучения языка. На этой стадии достигается координация восприятия и моторики, ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, однако не со знаками, символами, которые представляют объект.Доопераций не мышление - стадия развития интеллекта ребенка от двух до семи лет, характеризуется формированием символической функции, которая обеспечивает различение обозначаемого и определения и является основой развития представлений. На этой стадии развития ребенок ориентируется только на перцептивные соотношения. Детское мышление на этой стадии отмечается эгоцентризмом.Стадия конкретных операций - форма мышления, осуществляется на основе логических операций, в которых используются внешние наглядные данные. Эта стадия развития свойственна детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. На этой стадии формируется понятийное отражение среды, ребенок овладевает простые операции классификации, формируются понятия числа, времени, движения и тому подобное. На этой стадии операции мышления еще не вполне развиты, они не формализованы, зависящие от конкретного содержания, в различных предметных областях развиваются неравномерно, не объединенные в целостную систему.Стадия формальных операций - стадия развития интеллекта, характерная для ребенка в возрасте от 11-12 до 14-15 лет. Это система, надстроена над конкретными операциями. Овладев формальные операции, ребенок может строить собственные гипотетико-дедуктивные выводы, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их последствий. Гипотетическое и абстрактное мышление позволяет выходить в гипотетические миры, исследовать и устанавливать существенные закономерности.Развитие операционного мышления, по теории Пиаже, знаменует завершение интеллектуального развития, однако не все люди достигают стадии формальных операций. Это свойственно только высокоразвитым в интеллектуальном плане индивидам.Единство речи и мышления обусловлено значением слова: отсутствие значения не может выразить мысль и не образует речь. Слово не табличка, навешенная на данный реальный объект. Оно обобщает большую «семью» аналогичных объектов и этим самым включено в мыслительные акты. Мысль возникает в неразрывной связи со словом. Человек мыслит словами даже в тех случаях, когда мыслительная деятельность «запускается» образом объекта. Связь речи и мышления как центральный вопрос психологии вызвал к жизни ряд научных позиций. Их краткое содержание можно выразить следующим образом:- мышление - это речь с выключенным звуком, т.е. между ними нет четкой границы ввиду того, что они тождественны; - мышление и речь есть столь различные психические процессы, что их впору рассматривать исключительно раздельно; - мышление и речь образуют психическое единство, проявляющееся в их пересечении на семантическом понимании элементов действительности (и речь, и мышление требуют понимания того, на что они направлены в данный момент; без этого речь не в состоянии описать действительность, а мышлению не под силу производить соответствующие операции). Отечественная психология придерживается последней позиции, но и внутри данной позиции имеются различные взгляды.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...