Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Межличностные отношения в классе.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВВЕДЕНИЕ Производственная практика студентов является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится в базовых и других образовательных учреждениях. Она предусматривает изучение будущими учителями многосторонней деятельности школы, выработку у них комплекса психолого-педагогических умений и навыков. Практика студентов по психологии призвана решать ряд задач: 1. Приобретение профессиональных и личностных качеств будущего преподавателя. 2. Применение психологических знаний в учебно-воспитательном процессе, а также изучение индивидуальных и возрастных особенностей учеников. 3. Овладение методами психологического исследования. Данный материал адресуется студентам − практикантам V курса. Он состоит из 2-х разделов: заданий и комплекса методик. В содержание психологических заданий входят: · изучение детского коллектива и составление психолого-педагогической характеристики на коллектив учащихся (воспитанников) с использованием научно-психологических методов; · задание на группу студентов в школе – профконсультация с применением методов интерактивного взаимодействия. Основная цель психологической задания практики на V курсе − выработать у студентов умения и навыки решать задачи, требующие применения психологических знаний. Во время практики студенты проводят многообразную учебно-воспитательную работу с учащимися. Одно из направлений ее − руководство коллективом школьников. Практиканты учат ребят жить и трудиться в коллективе, учатся сами организовывать коллективные дела, создавать и поддерживать внутри коллективные взаимоотношения. Овладение умениями работать с коллективом учащихся может быть успешным, если практикант одновременно будет овладевать тактикой изучения данной общности, вскрывать структуру коллектива, уровень развития, реально существующие отношения, направленность и др. Поэтому задание на практику по психологии − изучение классного коллектива и составление его социально-психологической характеристики, с целью проектирования его развития и воспитания. Работа над характеристикой требует от студентов знаний теоретических положений общей, возрастной, педагогической, социальной психологии. При всей важности предлагаемых приемов (анкетирование, беседы, социометрия, изучение документов и продуктов деятельности) главным методом сбора материала должно быть включенное наблюдение, которое предполагает участие самого наблюдателя в деятельности коллектива. В этом случае наблюдение ведется как бы изнутри общности, с позиции участника всех дел. Результаты оформляются в отдельной тетради в соответствии с требованиями к отчету (См. «Требования к отчету по результатам педпрактики по психологии»). Выбор психодиагностических методик осуществляется как при непосредственном участии и рекомендациях преподавателя психологии, так и самостоятельно. Для тестирования необходимо использовать не менее 5 методик. Обязательными методиками являются: · методика социометрии с обязательным приложением социоматрицы, общей и индивидуальных социограмм, выделеных группировок; · методика «Психологическая атмосфера в коллективе», · методика ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации) ребенка. Кроме того, для исследования личности учащихся можно использовать следующие методы: - беседа (с учителями, с учащимися), - изучение документов (классный журнал, медицинская карта, личное дело учащегося), - изучение продуктов деятельности учащегося (рабочие тетради, сочинения и т.д.). Требования к письменному отчету по результатам педпрактики по психологии Задание по психологической практике оформляется в отдельной тетради и заверяется печатью учебного заведения. К отчету обязательно прилагаютсяматериалы (тесты, анкеты выполненные учениками), на основании которых выполнено задание. В отчете должно быть отражено: 1. Школа, классы, где проходил практику студент, время прохождения 2. Общее впечатление и особенности данной практики. 3. Уровни реализации целей и задач практики. 4. Содержание психологических характеристик в соответствие с требованиями, предъявленными к ним. 5. Положительные и отрицательные моменты в подготовке студентов к 6. Рекомендации по дальнейшему улучшению преподавания общей, 7. Конкретные рекомендации по улучшению руководства практикой 8. Выводы.
Схема составления социально-психологической характеристики школьного коллектива 1. Краткое описание школы в целом(район, статус школы, состав учащихся, и т.д.). 2. Общие сведения о классе и истории его формирования(численность Официально-деловые отношения в классе. План работы, поручения, их выполняемость; учет интересов учащихся, общественные дела, их направленность; организация вечеров, конкурсов, экскурсий и т.д.) Межличностные отношения в классе. а) Товарищество и дружба в классе. Неофициальные лидеры, характер их влияния на класс, его причины, отношение к «вожакам» официальных лидеров; наличие «отверженных», возможные пути изменения отношения к ним товарищей; нейтральные. Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах класса). Причины уважения и неуважения учащихся друг другом. Дружеские пары и их характеристики по учебе, дружбе, интересам. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным руководителем, с отдельными учителями. Традиции в классе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие учеников. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; б) эмоциональный фон класса, настроения в учебе, труде, общественных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха. в) коллективные переживания успехам и неудачам одноклассников, событиям внутри страны и за рубежом, приходу нового учителя, родителей, г) требовательность друг к другу, морально-аморальным поступкам д) исполнительность, скромность, отзывчивость, общительность классного коллектива. Дисциплина. 5. Учебная деятельность коллектива: а) успеваемость: отличники, неуспевающие. Причины. Перспективы б) культура поведения в классе. Избирательность. Отношение к предметам. Причины. Факультативы, их роль, отношение учащихся к ним. в) отношение учащихся к домашним заданиям. Своевременность, аккуратность, результативность выполнения домашних заданий. Взаимная помощь, коллективные подготовки. Отношение учащихся к дополнительным Общественно-полезный труд. Трудовые навыки и умения. Отношения к труду. Индивидуальные особенности отношения к труду. Участие класса в различных видах общественно-полезного труда. Энтузиазм и пассивность. Результаты. Виды общественно-полезного труда, в которых участвовали учащиеся. Оценка результатов. 7. Жизнь членов классного коллектива вне школы: друзья, интересы, 8. Отношения с родственниками (отец, мать, братья, сестры) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |