Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Межличностные отношения в классе.




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ВВЕДЕНИЕ

Производственная практика студентов является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится в базо­вых и других образовательных учреждениях. Она предусматривает изучение будущими учителями многосторонней деятельности школы, выработку у них комплекса психолого-педагогических умений и навыков.

Практика студентов по психологии призвана решать ряд задач:

1. Приобретение профессиональных и личностных качеств будущего препо­давателя.

2. Применение психологических знаний в учебно-воспитательном процессе, а также изучение индивидуальных и возрастных особенностей учеников.

3. Овладение методами психологического исследования.

Данный материал адресуется студентам − практикантам V курса. Он состоит из 2-х разделов: заданий и комплекса методик. В содержание психологических заданий входят:

· изучение детского коллектива и составление психолого-педагогической характеристики на коллектив учащихся (воспитанников) с использованием научно-психоло­гических методов;

· задание на группу студентов в школе – профконсультация с применением методов интерактивного взаимодействия.

Основная цель психологической задания практики на V курсе − выработать у студентов умения и навыки решать задачи, требующие применения психоло­гических знаний. Во время практики студенты проводят многообразную учебно-воспитательную работу с учащимися. Одно из направлений ее − руководство коллективом школьников. Практиканты учат ребят жить и трудиться в кол­лективе, учатся сами организовывать коллективные дела, создавать и под­держивать внутри коллективные взаимоотношения. Овладение умениями ра­ботать с коллективом учащихся может быть успешным, если практикант од­новременно будет овладевать тактикой изучения данной общности, вскры­вать структуру коллектива, уровень развития, реально существующие отно­шения, направленность и др. Поэтому задание на практику по психологии − изучение классного коллектива и составление его социально-психологической характеристики, с целью проектирования его развития  и воспитания. Работа над харак­теристикой требует от студентов знаний теоретических положений общей, возрастной, педагогической, социальной психологии.

При всей важности предлагаемых приемов (анкетирование, беседы, социометрия, изучение документов и продуктов деятельности) главным методом сбора материала должно быть вклю­ченное наблюдение, которое предполагает участие самого наблюдателя в дея­тельности коллектива. В этом случае наблюдение ведется как бы изнутри общности, с позиции участника всех дел.

Результаты оформляются в отдельной тетради в соответствии с требо­ваниями к отчету (См. «Требования к отчету по результатам пед­практики по психологии»).

Выбор психодиагностических методик осуществляется как при непосредственном участии и рекомендациях преподавателя психологии, так и самостоятельно. Для тестирования необходимо использовать не менее 5 методик. Обязательными методиками являются:

· методика социометрии с обязательным приложением социоматрицы, общей и индивидуальных социограмм, выделеных группировок;

· методика «Психологическая атмосфера в коллективе»,

· методика ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации) ребенка.

Кроме того, для исследования личности учащихся можно использовать следующие методы:

- беседа (с учителями, с учащимися),

- изучение документов (классный журнал, медицинская карта, личное дело учащегося),

- изучение продуктов деятельности учащегося (рабочие тетради, сочинения и т.д.).

Требования к письменному отчету по результатам педпрактики по психологии

Задание по психологической практике оформляется в отдельной тетради и заверяется печатью учебного заведения. К отчету обязательно прилага­ютсяматериалы (тесты, анкеты выполненные учениками), на основании ко­торых выполнено задание.

В отчете должно быть отражено:

1. Школа, классы, где проходил практику студент, время прохождения
практики.

2. Общее впечатление и особенности данной практики.

3. Уровни реализации целей и задач практики.

4. Содержание психологических характеристик в соответствие с требо­ваниями, предъявленными к ним.

5. Положительные и отрицательные моменты в подготовке студентов к
психологической работе, выявленные в процессе практики. Иллюстрация
примерами.

6. Рекомендации по дальнейшему улучшению преподавания общей,
возрастной, специальной, педагогической психологии, социальной психологии.

7. Конкретные рекомендации по улучшению руководства практикой
студентов по психологии.

8. Выводы.

 






Схема составления социально-психологической характеристики школьного коллектива

1. Краткое описание школы в целом(район, статус школы, состав учащихся, и т.д.).

2. Общие сведения о классе и истории его формирования(численность
учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, были ли слияния
с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).



Официально-деловые отношения в классе.

План работы, поручения, их выполняемость; учет интересов учащихся, об­щественные дела, их направленность; организация вечеров, конкурсов, экс­курсий и т.д.)

Межличностные отношения в классе.

а) Товарищество и дружба в классе.

Неофициальные лидеры, характер их влияния на класс, его причины, отношение к «вожакам» официальных лидеров; наличие «отверженных», воз­можные пути изменения отношения к ним товарищей; нейтральные.

Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах класса). Причины уважения и неуважения учащихся друг другом. Дружеские пары и их характеристики по учебе, дружбе, интересам. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным руководителем, с отдельными учителями. Традиции в классе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие учеников. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;

б)    эмоциональный фон класса, настроения в учебе, труде, обществен­ных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха.

в)    коллективные переживания успехам и неудачам одноклассников, со­бытиям внутри страны и за рубежом, приходу нового учителя, родителей,
директора, ухода в другую школу одноклассников.

г)    требовательность друг к другу, морально-аморальным поступкам
одноклассников, сверстников, взрослых, малышей. Осуждение антиобщест­венных явлений (пьянства, драк, воровства), одобрение заслуживающих
одобрение поступков взрослых, сверстников, учащихся младших классов.
Требовательность к себе.

д)    исполнительность, скромность, отзывчивость, общительность класс­ного коллектива. Дисциплина.

5.    Учебная деятельность коллектива:

а)    успеваемость: отличники, неуспевающие. Причины. Перспективы
ликвидации отставания по учебе. Взаимопомощь по учебе.

б)    культура поведения в классе. Избирательность. Отношение к пред­метам. Причины. Факультативы, их роль, отношение учащихся к ним.

в)    отношение учащихся к домашним заданиям. Своевременность, акку­ратность, результативность выполнения домашних заданий. Взаимная по­мощь, коллективные подготовки. Отношение учащихся к дополнительным
занятиям, консультациям.







Общественно-полезный труд.

Трудовые навыки и умения. Отношения к труду. Индивидуальные осо­бенности отношения к труду. Участие класса в различных видах обществен­но-полезного труда. Энтузиазм и пассивность. Результаты. Виды обществен­но-полезного труда, в которых участвовали учащиеся. Оценка результатов.

7.    Жизнь членов классного коллектива вне школы: друзья, интересы,
увлечения. Посещение кино, театров, музеев, количество и результативность.
Спорт в жизни класса. Чтение художественной литературы, тематика. Худо­жественная самодеятельность. Культурные запросы, включая моду.

8.    Отношения с родственниками (отец, мать, братья, сестры)
Помощь по хозяйству, участие в домашнем труде. Наличие обязанностей, качество выполнения. Самообслуживание дома, уход за младшими. От­ношение к деньгам, одежде, обуви. Оценка поведения и отношения к учебе
со стороны родителей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...