Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Словарь основных педагогических терминов⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34
Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка. Акмеология – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека. Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.
Воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий (материальных, духовных, организационных) для развития личности.
Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы. Дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу. Демократический стиль – стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения. Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью. Дидактический материал – система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи. Диспут – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений.
Идентификация – установление тождественности какого-либо объекта образцу. Индуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу. Инновация – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы.
Консультация – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.
Лабораторные работы – самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся.
Методические приемы – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя. Методы обучения – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал.
Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Образовательная система – комплекс институтов образования. Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования. Педагогическая задача – это желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс. В качестве предмета педагогической задачи выступают знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т. д. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе. Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педагогический процесс – специально организованное (с системной точки зрения) взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т. д. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Рабочие учебные программы – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся. Репродуктивные методы – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.
Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения. Семинарские занятия – одна из форм организации учебной деятельности. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством педагога. Синтез – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей. Содержание образования – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Социализация (от лат. socialis – общественный) – развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социально-психологический климат в коллективе – система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Стиль педагогического общения – устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых.
Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Учебные пособия – материальные средства обучения, используемые в учебном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Факультатив – одна из форм дифференцированного обучения и воспитания, основная задача которой – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную.
Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Литература
Основная
Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998. Бодалев А. А. Психология общения. – М., 1996. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1999. Давыдов В. А. Педагогика. – М., 1997. Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1984. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1999. Немов Р. С. Психология. – М., 1993. Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998. Педагогика: Педагогическая теория, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 1998. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1998. Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998.
Дополнительная
Абрамова Г. С. Психология только для студентов. – М., 2001. Аверченко Л. К. Психология управления. – М. – Новосибирск, 1997. Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003. Асмолов А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России. – М., 1996. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности. – М., 1996. Басаков М. И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста. – М., 2001. Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – СПб., 2004. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов н/Д. 1999. Борикова Л. В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов. – М., 2002. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 1998. Виноградова Н. А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. – М., 1999. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – М., 2001. Воронцов Г. А. Работа над рефератом. – М., 2002. Воронцов Г. А. Письменные работы в вузе. – М., 2002. Выгодский Л. С. Психология. – М., 2001. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М., 2000. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль, Оформление научной работы: Учеб. пособие. – М., 1991. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. – М., 1993. Ждан А. И. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М., 2001. Зверева О. Л., Ганичева А. И. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999. Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А. Воспитание – проблемы современного образования в России. – М., 1998. История педагогики в России: Хрестоматия. – М., 2000. Каменская Е. И. Педагогика: Курс лекций. – Ростов н/Д. 2003. Климов Е. А. Основы психологии. – М., 1997. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, 2000. Коменский Я. А., Руссо Ж. – Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М., 1990. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997. Кузин В. С. Психология. – М., 1999. Кузнецов И. И. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления. – М., 2002. Куницына В. И., Казаринова И. В., Погольша В. М. Межличностное общение. – СПб., 2001. Методические указания по организации поиска литературы, оформлению библиографического списка, ссылок. – Л., 1986. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. – М., 1998. Митрофанов К. Г., Шаповал В. В. Как правильно написать реферат и эссе по истории: Пособие для старшеклассников и студентов. – М., 2004. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. – М., 1986. Педагогика /Под ред. Д. К. Бабанского. – М., 1983. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д. 1998. Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2000. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. Психология и педагогика. – М. – Новосибирск, 1999. Психология и педагогика: Курс лекций. – М., 1997. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1997. Психология, педагогика, этика. – М., 1999. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М., 2002. Рогожин М. Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учеб. – практ. пособие. – М., 2001. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. – Т. 1. – С. 57. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1997. Самоенко Ю. А. Психология и педагогика. – М., 2001. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. – М. – Ростов н/Д. 1997. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д. 2002, 2003. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1999. Слуцкий В. И. Элементарная педагогика. – М., 1992. Титов В. А. Психология и педагогика (конспект лекций). – М., 2003. Францифоров Ю. В., Павлова Е. П. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: Практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ. – М., 2003. Харламов О. В. Педагогика. – М., 1997. Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. – М., 1998. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М., 2000. Эхо Ю. Письменные работы в вузах: Практическое руководство. – М., 2001. Якунин В. А. История психологии. – СПб., 1998. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины XX века. – М., 1997.
[1] От англ. standart – норма, образец.
[2] На примере специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
[3] С греч. psyche – душа, logos – учение, наука.
[4] От лат. test – проба, проверка.
[5] История зарубежной психологии. – М., 1986. – С. 209.
[6] От лат. anyma – дух.
[7] От лат. dualis – двойственный.
[8] От англ. behaviour – поведение.
[9] От нем. gestalt – целостная форма, образ, структура.
[10] От лат. cognition – знания.
[11] От лат. individuum – неделимое.
[12] От лат. soma – тело.
[13] От лат. persona; в римском театре persona – маска, лицо, обращенное к аудитории.
[14] От греч. charakter – черта, признак, примета, особенность.
[15]Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1989. – С. 222.
[16]Личко Е. А. Подростковая психиатрия. – М., 1985. – С. 34.
[17] От греч. psychikos – душевный.
[18] От греч. ontos – сущее, genesis – рождение.
[19] От греч. phyle – род, вид, племя, genos – происхождение.
[20] От греч. homoios – равный, stasis – состояние.
[21]Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. – 1975. – № 2.
[22]Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
[23]Генотип – совокупность прирожденных признаков, определяемых исключительно генетически.
[24]Немов Р. С. Психология: В 3 т. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 1 т.
[25] От лат. intentio – стремление.
[26] От лат. reflexio – обращение назад.
[27]Джеймс У. Психология. – М., 1991. – С. 91.
[28]Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Дело, 1994.
[29] От лат. induction – наведение
[30] От лат. deduction – выведение.
[31] От лат. intellectus – понимание, познание.
[32] От греч. mneme – память.
[33] От лат. affectus – душевное волнение.
[34] От лат. perception – восприятие.
[35] От лат. collectivus – собранный, collectives – собирательный.
[36] Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike – «детоводчество» (paidos – ребенок, дитя, agos – вести).
[37] От греч. didaktikos – поучающий.
[38] От лат. in – в, novus – новый.
[39] ЮНЕСКО (UNESCO – United Nations Educational, Sciеntific and Cultural Organization) – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
[40] От лат. differentia – разница.
[41] От лат. structura – строение.
[42] От лат. principium – начало, основа.
[43]Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1989. – С. 167.
[44] От греч. methodos – путь, способ продвижения к истине.
[45]Рачинский Г. П., Кузьмин В. С. К вопросу о классификации методов обучения // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 6. – С. 13.
[46] От лат. forma – очертание, внешний вид.
[47] От лат. lection – чтение.
[48] Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1998. Т. 2. С. 165.
[49]Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. – 1998. – № 2. – С. 9.
[50]Караковский В. А. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. – 1993. – № 2. – С. 4.
[51] От лат. recreatio – восстановление.
[52] От лат. conflictus – столкновение.
[53] От лат. refero – докладываю, сообщаю.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |