Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Словарь основных педагогических терминов




 

Авторитарное воспитание  – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка.

Акмеология  – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Анализ  – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

 

Воспитание  – целенаправленная, специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий (материальных, духовных, организационных) для развития личности.

 

Девиантное поведение  – поведение, отклоняющееся от нормы.

Дедуктивные методы  – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу.

Демократический стиль  – стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

Деятельность  – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Дидактика  – отрасль педагогики, теория образования и обучения.

Дидактические задачи  – задачи управления учебно-познавательной деятельностью.

Дидактический материал  – система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи.

Диспут  – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений.

 

Идентификация  – установление тождественности какого-либо объекта образцу.

Индуктивные методы  – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу.

Инновация  – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы.

 

Консультация  – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.

 

Лабораторные работы  – самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся.

 

Методические приемы  – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод.

Методы контроля  – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.

Методы обучения  – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы педагогического исследования  – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

 

Наблюдение  – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал.

 

Образование  – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Образовательная система  – комплекс институтов образования.

Обучение  – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание.

Объект педагогики  – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

 

Педагогическая деятельность  – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая задача  – это желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс. В качестве предмета педагогической задачи выступают знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т. д.

Педагогическая система  – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе.

Педагогическая технология  – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогический процесс  – специально организованное (с системной точки зрения) взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие  – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.

Поощрение  – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.

Практические занятия  – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т. д.

Предмет педагогики  – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

 

Рабочие учебные программы  – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Репродуктивные методы  – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.

 

Самовоспитание  – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения.

Семинарские занятия  – одна из форм организации учебной деятельности. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством педагога.

Синтез  – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей.

Содержание образования  – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Социализация  (от лат. socialis  – общественный) – развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социально-психологический климат в коллективе  – система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.

Стиль педагогического общения  – устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых.

 

Управление  – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Учебные пособия  – материальные средства обучения, используемые в учебном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой.

Учебная программа  – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

 

Факультатив  – одна из форм дифференцированного обучения и воспитания, основная задача которой – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную.

 

Целостность педагогического процесса  – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

 

 

Литература

 

Основная

 

Абульханова К. А.  Педагогика и психология. – М., 1998.

Бодалев А. А.  Психология общения. – М., 1996.

Гиппенрейтер Ю. Б.  Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1999.

Давыдов В. А.  Педагогика. – М., 1997.

Ильина Т. А.  Педагогика. – М., 1984.

Леонтьев А. А.  Психология общения. – М., 1999.

Немов Р. С.  Психология. – М., 1993.

Николаенко В. М.  Психология и педагогика. – М., 1998.

Педагогика:  Педагогическая теория, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 1998.

Подласый И. П.  Педагогика. – М., 1998.

Радугин А. А.  Психология и педагогика. – М., 1998.

 

Дополнительная

 

Абрамова Г. С.  Психология только для студентов. – М., 2001.

Аверченко Л. К.  Психология управления. – М. – Новосибирск, 1997.

Андреева И. В.  Психология и педагогика. – СПб., 2003.

Асмолов А. Г.  Стратегия развития вариативного образования в России. – М., 1996.

Асмолов А. Г., Ягодин Г. А.  Образование как расширение возможностей развития личности. – М., 1996.

Басаков М. И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста. – М., 2001.

Безрукова В. С.  Как написать реферат, курсовую, диплом. – СПб., 2004.

Бондаревская Е. В., Кульневич С. В.  Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов н/Д. 1999.

Борикова Л. В., Виноградова Н. А.  Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов. – М., 2002.

Бороздина Г. В.  Психология делового общения. – М., 1998.

Виноградова Н. А.  Методические рекомендации по выполнению письменных работ. – М., 1999.

Волков Ю. Г.  Как написать диплом, курсовую, реферат. – М., 2001.

Воронцов Г. А.  Работа над рефератом. – М., 2002.

Воронцов Г. А.  Письменные работы в вузе. – М., 2002.

Выгодский Л. С.  Психология. – М., 2001.

Гальперин П. Я.  Введение в психологию. – М., 2000.

Демидова А. К.  Пособие по русскому языку. Научный стиль, Оформление научной работы: Учеб. пособие. – М., 1991.

Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А.  Психология высшей школы. – М., 1993.

Ждан А. И.  История психологии: от античности к современности. – М., 1999.

Загвязинский В. И., Атаханов Р.  Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М., 2001.

Зверева О. Л., Ганичева А. И.  Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.

Зимняя И. А.  Педагогическая психология. – М., 1999.

Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А.  Воспитание – проблемы современного образования в России. – М., 1998. История  педагогики в России: Хрестоматия. – М., 2000.

Каменская Е. И.  Педагогика: Курс лекций. – Ростов н/Д. 2003.

Климов Е. А.  Основы психологии. – М., 1997.

Коломинский Я. Л.  Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, 2000.

Коменский Я. А., Руссо Ж. – Ж., Песталоцци И. Г.  Педагогическое наследие. – М., 1990.

Краткий справочник  по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997.

Кузин В. С.  Психология. – М., 1999.

Кузнецов И. И.  Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления. – М., 2002.

Куницына В. И., Казаринова И. В., Погольша В. М.  Межличностное общение. – СПб., 2001.

Методические  указания по организации поиска литературы, оформлению библиографического списка, ссылок. – Л., 1986. Методы  исследования в психологии: квазиэксперимент. – М., 1998.

Митрофанов К. Г., Шаповал В. В.  Как правильно написать реферат и эссе по истории: Пособие для старшеклассников и студентов. – М., 2004.

Общая психология  / Под ред. В. В. Петровского. – М., 1986.

Педагогика  /Под ред. Д. К. Бабанского. – М., 1983.

Педагогика  и психология высшей школы. – Ростов н/Д. 1998.

Первин Л. А., Джон О. П.  Психология личности: Теория и исследования. – М., 2000.

Питюков В. Ю.  Основы педагогической технологии. – М., 1997.

Психология  и педагогика. – М. – Новосибирск, 1999.

Психология  и педагогика: Курс лекций. – М., 1997.

Психология  и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1997.

Психология,  педагогика, этика. – М., 1999.

Психология  семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М., 2002.

Рогожин М. Ю.  Подготовка и защита письменных работ: Учеб. – практ. пособие. – М., 2001.

Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. – Т. 1. – С. 57.

Рыбакова М. М.  Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1997.

Самоенко Ю. А.  Психология и педагогика. – М., 2001.

Самыгин С. И., Столяренко Л. Д.  Психология управления. – М. – Ростов н/Д. 1997.

Самыгин С. И., Столяренко Л. Д.  Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д. 2002, 2003.

Скиннер Р., Клииз Д.  Семья и как в ней уцелеть. – М., 1999.

Слуцкий В. И.  Элементарная педагогика. – М., 1992.

Титов В. А.  Психология и педагогика (конспект лекций). – М., 2003.

Францифоров Ю. В., Павлова Е. П.  От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: Практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ. – М., 2003.

Харламов О. В.  Педагогика. – М., 1997.

Шелихова Н. И.  Техника педагогического общения. – М., 1998.

Шнейдер Л. Б.  Психология семейных отношений. – М., 2000. Эхо Ю.  Письменные работы в вузах: Практическое руководство. – М., 2001.

Якунин В. А.  История психологии. – СПб., 1998.

Ярошевский М. Г.  История психологии. От античности до середины XX века. – М., 1997.

 


[1] От англ. standart  – норма, образец.

 

[2] На примере специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

 

[3] С греч. psyche  – душа, logos  – учение, наука.

 

[4] От лат. test  – проба, проверка.

 

[5] История зарубежной психологии. – М., 1986. – С. 209.

 

[6] От лат. anyma  – дух.

 

[7] От лат. dualis  – двойственный.

 

[8] От англ. behaviour  – поведение.

 

[9] От нем. gestalt  – целостная форма, образ, структура.

 

[10] От лат. cognition  – знания.

 

[11] От лат. individuum  – неделимое.

 

[12] От лат. soma  – тело.

 

[13] От лат. persona;  в римском театре persona  – маска, лицо, обращенное к аудитории.

 

[14] От греч. charakter  – черта, признак, примета, особенность.

 

[15]Кречмер Э.  Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1989. – С. 222.

 

[16]Личко Е. А.  Подростковая психиатрия. – М., 1985. – С. 34.

 

[17] От греч. psychikos  – душевный.

 

[18] От греч. ontos  – сущее, genesis  – рождение.

 

[19] От греч. phyle  – род, вид, племя, genos  – происхождение.

 

[20] От греч. homoios  – равный, stasis  – состояние.

 

[21]Ломов Б. Ф.  О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. – 1975. – № 2.

 

[22]Ганзен В. А.  Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

 

[23]Генотип  – совокупность прирожденных признаков, определяемых исключительно генетически.

 

[24]Немов Р. С.  Психология: В 3 т. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 1 т.

 

[25] От лат. intentio  – стремление.

 

[26] От лат. reflexio  – обращение назад.

 

[27]Джеймс У.  Психология. – М., 1991. – С. 91.

 

[28]Асмолов А. Г.  Психология личности. – М.: Дело, 1994.

 

[29] От лат. induction  – наведение

 

[30] От лат. deduction  – выведение.

 

[31] От лат. intellectus  – понимание, познание.

 

[32] От греч. mneme  – память.

 

[33] От лат. affectus  – душевное волнение.

 

[34] От лат. perception  – восприятие.

 

[35] От лат. collectivus  – собранный, collectives  – собирательный.

 

[36] Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike  – «детоводчество» (paidos  – ребенок, дитя, agos  – вести).

 

[37] От греч. didaktikos  – поучающий.

 

[38] От лат. in  – в, novus  – новый.

 

[39] ЮНЕСКО (UNESCO – United Nations Educational, Sciеntific and Cultural Organization) – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

 

[40] От лат. differentia  – разница.

 

[41] От лат. structura  – строение.

 

[42] От лат. principium  – начало, основа.

 

[43]Амонашвили Ш. А.  Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1989. – С. 167.

 

[44] От греч. methodos – путь, способ продвижения к истине.

 

[45]Рачинский Г. П., Кузьмин В. С.  К вопросу о классификации методов обучения // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 6. – С. 13.

 

[46] От лат. forma  – очертание, внешний вид.

 

[47] От лат. lection  – чтение.

 

[48] Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1998. Т. 2. С. 165.

 

[49]Байкова Л. А.  Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. – 1998. – № 2. – С. 9.

 

[50]Караковский В. А.  Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. – 1993. – № 2. – С. 4.

 

[51] От лат. recreatio  – восстановление.

 

[52] От лат. conflictus  – столкновение.

 

[53] От лат. refero  – докладываю, сообщаю.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...