Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологический контакт между родителями и детьми




 

Поскольку семья как малая группа проходит определенные фазы развития, внутрисемейные отношения сообразно этому строятся по-разному. Опасность для родителей состоит в том, что причины отклонения психического развития детей (или нежелательные проявления в индивидуальном развитии) легко усмотреть не там, где они коренятся на самом деле. Очень важно быть осторожными в выводах. Следует поддерживать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся независимо от конфликтов его с родителями. Это создает необходимый для развития личности психологический контакт,  который достигается не материальными затратами, а искренней заинтересованностью во всем, что происходит в жизни и душе ребенка.

При построении психологического контакта с детьми психологи рекомендуют родителям следующее:

♦ принять ребенка таким, каков он есть, признать его право быть не похожим на других, помнить об его индивидуальности, быть осмотрительными при высказывании оценок в адрес ребенка, стараться не давать резких и частых негативных оценок его личным качествам, делать акцент на положительном;

♦ по мере взросления ребенка признать его право на возрастающую самостоятельность, на приобретение своего собственного опыта;

♦ дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его поступков, логически разъяснять причину таких последствий;

♦ признать право взрослеющего ребенка на проявление симпатии и установление эмоциональных контактов вне семьи, сдерживать свою «родительскую ревность»;

♦ не впадать в состояние «слепой любви» к ребенку, дать возможность развиваться его самостоятельности;

♦ остерегаться проявлений «родительского эгоизма» – желания «сделать» из своего ребенка лучший вариант самих себя, воплотить непременно в ребенке то, что у самих не сбылось;

♦ проявлять постоянство по отношению к ребенку;

♦ стараться культивировать в семье диалог, совместное рассмотрение ситуаций, проблем, целей;

♦ чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

♦ расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

♦ на личном примере создавать у ребенка правильное представление о системе жизненных приоритетов, о модели системы внутрисемейных отношений.

 

В заключение отметим, что современные задачи, решаемые российским обществом, требуют от выпускников высших учебных заведений овладения психолого-педагогическими технологиями их практического выполнения. Решение многих вопросов профессиональной деятельности зависит от уровня усвоения теоретических и прикладных компонентов психологии и педагогики.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем состоит особенность психологии и педагогики как учебной дисциплины?

2. Охарактеризуйте структуру и содержание учебной дисциплины «Психология и педагогика».

3. Выделите предмет и объект психологии, дайте их характеристику.

4. Определите этапы развития психологического знания.

5. Укажите место психологии в системе наук и характер взаимосвязей.

6. Назовите основные теории, научные школы и концепции современной психологии.

7. Охарактеризуйте основные методы психологии.

8. Перечислите основные отрасли психологии.

9. Выделите основные социально-психологические макрохарактеристики человека.

10. Дайте определение психики человека. Какова ее структура?

11. Что такое гомеостаз?

12. Расскажите о развитии психики в процессах филогенеза и онтогенеза.

13. Какова структура деятельности?

14. Охарактеризуйте субъект деятельности.

15. Перечислите свойства сознания.

16. Перечислите группы психических явлений.

17. Дайте характеристику основным психологическим процессам.

18. В чем состоит «Я-концепция»?

19. Каково соотношение сознания и бессознательного?

20. Перечислите основные познавательные психические процессы.

21. Каково значение ощущений в жизни человека?

22. Какие виды ощущений вы знаете?

23. Что влияет на процесс ощущений?

24. Дайте характеристику процессам восприятия.

25. Каковы физиологические основы восприятия?

26. Каковы особенности восприятия?

27. Назовите виды восприятий и их характеристики.

28. Охарактеризуйте сущность процесса представления.

29. Что составляет основу представлений?

30. Каковы основные закономерности представлений?

31. Дайте характеристику вниманию как психическому процессу.

32. Охарактеризуйте основные виды внимания.

33. Каковы свойства внимания?

34. В чем заключается связь внимания с другими психическими процессами?

35. Каково значение внимания в деятельности человека?

36. Дайте характеристику памяти как психическому процессу.

37. Назовите основные процессы памяти.

38. Какие виды памяти существуют?

39. Что называется воображением?

40. Каковы основные виды воображения?

41. Охарактеризуйте воссоздающее и творческое воображения.

42. Дайте общую характеристику мышлению.

43. Охарактеризуйте индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

44. Дайте характеристику речи и ее функциям.

45. Как связаны между собой речь и мышление?

46. Назовите виды речи и ее основные свойства.

47. Что такое эмоции и чувства, в чем их значение?

48. Чем вызываются эмоции и чувства человека?

49. Какова разница между настроением и аффектом?

50. Охарактеризуйте высшие чувства человека.

51. Определите структуру личности в психологии.

52. Определите понятия перцепции и аттракции в психологии.

53. Какие факторы влияют на формирование личности современного специалиста?

54. В каком соотношении находятся цели и мотивы деятельности личности?

55. Охарактеризуйте основные свойства и типы нервной системы человека.

56. Что такое темперамент?

57. Дайте характеристику видам темперамента.

58. Дайте определение характера. Чем отличается характер от темперамента?

59. Чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера?

60. Как классифицируются черты характера?

61. Как формируется характер человека? Каковы пути воспитания характера?

62. Что включает в себя понятие способности?

63. Дайте классификацию способностей.

64. Чем отличаются способности от таланта?

65. Что составляет основу развития способностей?

66. Выделите основные характеристики малых групп.

67. Дайте определение коллектива.

68. Что принято называть психологией трудового коллектива?

69. Каковы способы и правила воздействия на взаимоотношения в коллективе?

70. Чем различаются понятия «лидер» и «руководитель»?

71. Охарактеризуйте семью как малую группу.

72. Определите, что такое предмет и объект педагогики.

73. Перечислите основные задачи и методы педагогики.

74. Определите место педагогики в системе современных наук.

75. В чем состоит особенность педагогики как науки?

76. Перечислите основные категории педагогики.

77. В чем сущность образования как социального явления?

78. Перечислите социокультурные функции образования.

79. Охарактеризуйте образование как систему.

80. Каковы особенности современного мирового образовательного пространства?

81. Охарактеризуйте основные мировые образовательные модели.

82. В чем отличие образовательной системы России от образовательных систем других стран?

83. Перечислите типы образовательных учреждений России.

84. Раскройте сущность педагогического процесса и опишите его основные компоненты как целостной системы.

85. Выделите основные закономерности педагогического процесса.

86. Перечислите основные принципы дидактики.

87. Охарактеризуйте систему принципов обучения в высшей школе.

88. Перечислите функции обучения.

89. Раскройте понятие метода обучения. Дайте классификацию методов обучения.

90. Перечислите и дайте характеристику основным системам организации педагогического процесса.

91. Укажите формы организации учебной деятельности в высших учебных заведениях.

92. В чем заключается самостоятельная работа студентов? Каковы ее виды?

93. Какие элементы составляют управленческий цикл?

94. Перечислите виды педагогического анализа и его значение.

95. Перечислите особенности педагогического контроля в высшей школе.

96. Сформулируйте основные закономерности воспитания.

97. Раскройте содержание принципов воспитания, обоснуйте их взаимосвязь.

98. Дайте характеристику сущности и содержанию процесса воспитания.

99. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека.

100. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

101. Охарактеризуйте семью как субъект педагогического взаимодействия.

102. В чем заключаются основные задачи семейного воспитания?

103. Перечислите принципы семейного воспитания.

104. Дайте характеристику стилям взаимоотношений в семье.

105. Что такое семейный конфликт?

106. Дайте характеристику основным типам отношений родителей и детей.

107. Каких ошибок следует избегать при установлении психологического контакта между родителями и детьми?

108. Раскройте смысл понятия «авторитет в семье».

109. Что такое ложный авторитет? Приведите примеры.

110. Как установить психологический контакт между родителями и детьми?

 

Приложения

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...