Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Межведомственное взаимодействие при оказании психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи пострадавшим при ЧС




 

В связи с необходимостью тесной координации и взаимодействия сил и средств городских учреждений и служб при оказания психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи пострадавших при ЧС в г. Москве в течение сентября 2005 – марта 2006 г. А. И. Аппенянским, Ю. П. Бойко, А. И. Лященко, С. В. Тиуновым, Е. В. Бурмистровой, Н. Е. Кыровым, Т. Н. Левашовой, Л. Н. Магалецкой, К. И. Николиным, О. Н. Антиповой, Н. С. Баскаковой, Н. И. Жарковой, А. В. Захаровым, И. Н. Лисенко, Е. В. Орловой и В. Н. Шатило была проведена работа по подготовке городского документа под рабочим названием «Порядок межведомственного взаимодействия при  оказании специализированной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи при ЧС в городе Москве»[6].

    Документ состоит из разделов: основные положения; контингенты лиц, нуждающихся в специализированной помощи, основные поражения жертв ЧС, этапы специализированной помощи и медицинская сортировка; принципы оказания специализированной помощи в зоне ЧС и вокруг нее; функции участников оказания специализированной помощи в отдаленный период; межведомственная координационная группа по оказанию специализированной помощи; социальный регламент и ресурсы межведомственной помощи. Данный документ разрабатывался при непосредственном участии сотрудников Московского городского психолого-педагогического университета и ниже мы приводим его основное содержание.

Основные положения

 

Оказание специализированной психологической, психотерапевтической и психиат­рической помощи при ЧС имеет своими задачами профилактику психических и личност­ных расстройств, раннюю диагностику, лечение, медицинскую и социально-психологическую реабилитацию лиц, пострадавших в результате действия чрезвычайной ситуации.

Настоящий документ регламентирует порядок и содержание работы по оказанию специализированной психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи при ЧС силами городских учреждений и служб, находящихся на территории города Москвы.

В создаваемые в городе штабы по ликвидации последствий ЧС включается межве­домственная координационная группа (далее – группа) по оказанию помощи при ЧС, в за­дачи которой, наряду с оказанием специализированной помощи пострадавшим, входит подготовка соответствующих рекомендации для штабов. В состав группы входит руково­дители соответствующих подразделений городских учреждений и служб.

В данном документе определены:

· контингенты лиц, нуждающихся в специализированной помощи и основныепоражения пострадавших при ЧС, этапы и направления специализированнойпомощи пострадавшим;

· потребность в экстренной и отсроченной специализированной помощи;

· принципы оказания специализированной помощи пострадавшим при ЧС.

Специализированная помощь оказывается в период ликвидации ближайших послед­ствий ЧС, а также в более отдаленный период.

В период ликвидации ближайших последствий ЧС координацию специализирован­ной помощи осуществляет Межведомственная координационная группа.

В документеописаны вопросы отчетности об оказанной специализированной по­мощи, регламент работы по оказанию специализированной помощи и ее ресурсы.

Контингенты лиц, нуждающихся в специализированной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи при ЧС в городе Москве помощи. Ос­новные поражения жертв ЧС. Этапы специализированной помощи и медицинская сортировка

 

К контингентам лиц, нуждающихся в специализированной помощи при нештатных и чрезвычайных ситуациях, актах экстремизма и терроризма относятся:

· лица, непосредственно пострадавшие при нештатных и чрезвычайных си­туациях, актах экстремизма и терроризма, в том числе раненые и больные;

· родные и близкие пострадавших и население, находящееся непосредственно
в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций или вне нее;

· сотрудники соответствующих служб, осуществляющие в зоне нештатных ичрезвычайных ситуаций спасательные и иные работы; медицинские работники, оказывающие помощь пострадавшим как в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций, так и влечебных учреждениях;

· сотрудники социальных и психологических служб, участвующиев устранении последствий чрезвычайных ситуаций;

· лица, не находившиеся в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций и не за­нятые в оказании помощи пострадавшим, у которых развились те или иные отклонения в состоянии психического здоровья и поведении в связи с воздействием стрессовых факто­ров, обусловленных информацией о ситуации, или обострились ранее существовавшие
психические расстройства.

Расстройства здоровья пострадавших при ЧС требуют специальной помощи в по­рядке, определяемом степенью их опасности для жизни, здоровья и социального функ­ционирования.

Они подразделяются на:

· телесные травмы и расстройства здоровья, медико-биологические расстрой­ства, связанные со стрессом (патофизиологические расстройства в органах и системах иастенизация);

· психопатологические (психические) расстройства, связанные с факторамиЧС (непсихотические и психотические);

· психологические расстройства личности, связанные с факторами ЧС; рас­стройства социального функционирования и статуса гражданина, связанные с травмой,болезнью, личностными и материальными расстройствами и потерями в результате ЧС.

Очередность подключения различных специалистов к оказанию помощи определя­ется с учетом степени тяжести поражения пострадавших в соответствии с нижеследую­щими этапами:

/ этап. Предупреждение развития факторов ЧС и их дальнейшего воздействия на пострадавших – осуществляется специалистами органов внутренних дел и органов ГО и ЧС.

2 этап. Оказание скорой медицинской помощи по жизненным показаниям на местеи госпитализация (травматологическая, психиатрическая при развитии острого психоза) – осуществляется врачами Центра экстренной медицинской помощи, Службы скорой меди­цинской помощи, института и больниц скорой медицинской помощи, психиатрическихбольниц, в т.ч. специализированной больницы № 8 «Клиника неврозов» Департаментаздравоохранения г.Москвы и лечебно-профилактических учреждений МВД России.

3 этап. Оказание квалифицированной и специализированной экстренной и про­лонгированной психотерапевтической медицинской помощи при непсихотических рас­стройствах и управление медико-биологической антистрессовой терапией – осуществля­ется врачами-психотерапевтами и медицинскими психологами Городской психотерапевтической поликлиники № 223 и других ЛПУ Департамента здравоохранения города Мо­сквы.

4 этап. Оказание экстренной и пролонгированной психологической помощи приличностных расстройствах –  осуществляется специалистами ГУ «Московская службапсихологической помощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы {взрослому населению), Центра экстренной психологической помощи при Московском городском психолого-педагогическом университете Департамента образования го­рода Москвы {детям и подросткам, предпочтительно, в составе семьи), кабинетов пси­хорегуляции органов и подразделений ГУВД города Москвы {сотрудникам ГУВД городаМосквы и членам их семей).

5 этап. Оказание экстренной и пролонгированной социальной помощи и реабили­тации – осуществляется специалистами территориальных учреждений социального обслуживания населения.

Особенностью специализированной помощи пострадавшим при ЧС является необ­ходимость длящегося (динамического) выявления у них и у персонала проявлений рас­стройств психического здоровья {приложение 2) путем активного наблюдения и медицин­ской сортировки, выполняемых врачами-психотерапевтами Департамента здравоохране­ния и ведомственных поликлиник ГУВД города Москвы, при участии психологов.

Активное психологическое и медицинское наблюдение за пострадавшими и сотруд­никами соответствующих служб, осуществляющими спасательные и иные работы в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций, проводится путем визуального (фронтального или включенного) наблюдения за их поведением, вербальным (беседы) и невербальным обще­нием в местах их пребывания после ЧС («в толпе», в реабилитационных и других центрах для пострадавших и членов их семей, в местах приема пострадавших, в больничных пала­тах и вестибюлях, местах проведения траурных мероприятий и пр.), а также в процессе последующего неформального клинического расспроса пострадавших.

При этом действия врачей (психотерапевты, психиатры) и психологов нацелены на:

· максимальное выведение родных и близких пострадавших из мест, непосредст­венно прилегающих к территории ЧС {рекомендуется направиться домой и др.);

· разделение пострадавших на две основные группы в соответствии с состоянием здоровья и характером оказываемой специализированной помощи.

В первой из этих групп (группа заболевших) состояние психического здоровья по­страдавших укладывается в картину соответствующего заболевания и помощь им оказы­вается медицинскими специалистами.    

Во второй группе (группа условно здоровых) наблюдаются признаки личностного реагирования на факторы ЧС, которые не достигают болезненного уровня. Психологиче­ская помощь им оказывается психологами и социальными работниками.

При такой сортировке важно учитывать подвижность границ между группами {воз­можен переход от личностной реакции к заболеванию и, наоборот). В связи с этим спе­циалисты, оказывающие специализированную помощь, должны находиться в постоянном контакте с пострадавшими с целью немедленного реагирования на изменения в их состоя­нии и переводе того или иного пострадавшего из одной группы в другую.

Основания для медицинской сортировки пострадавших на группы заболевших и ус­ловно здоровых приведены в приложении 2.

Потребность в экстренной и отсроченной специализированной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи

 

· В экстренной и отсроченной психотерапевтической и медико-психологической по­мощи (расстройства непсихотического уровня) нуждаются до 40 – 50% пострадавших, ихродственников и сотрудников соответствующих служб, осуществляющих спасательные ииные работы в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций;

· в психологической помощи на 1-м этапе нуждаются до 30% пострадавших и 50%их родственников;

· в пролонгированной психологической помощи и сопровождении могут нуждатьсядо 60 % пострадавших и их родственников;

· В психиатрической помощи (расстройства психотического уровня) нуждаются до10% пострадавших, их родственников и сотрудников соответствующих служб, осуществ­ляющих спасательные и иные работы в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций.

Принципы оказания специализированной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи пострадавшим при ЧС

 

В данном документе выделены следующие основные принципы оказания и органи­зации экстренной специализированной помощи при ЧС.

1. Принцип неотложности специализированной помощи – несвоевременное выявле­ние болезненных психопатологических проявлений и психологических расстройств, не
достигающих болезненного уровня, и неоказание или несвоевременное оказание специализированной помощи, приводят к тому, что эти расстройства приобретают затяжное вол­нообразное, часто инвалидизирующее течение.

2. Принцип предвидения дальнейшего развития расстройств (патогенетическийпринцип) – динамика развития расстройств у пострадавших при ЧС представлена в соот­ветствующих разделах Международной классификации болезней МКБ-10 (приложение 2).

Для пострадавших с сочетанием психической травмы с соматическими поврежде­ниями и заболеваниями характерно проявление психопатологических последствий по ме­ре стихания соматических проявлений.

У сотрудников штабов, спасательных служб, медицинских работников, психологов и социальных специалистов, оказывающих помощь пострадавшим в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций и в лечебных учреждениях, также развиваются, как правило, не­замеченные, частично компенсированные пограничные психические расстройства невро­тического, психосоматического и поведенческого характера. Эти расстройства, при отсут­ствии необходимых лечебных и немедицинских психокоррекционных мероприятий, могут повлечь за собой нарушения профессиональной дееспособности этих специалистов, снижение качества управления ликвидацией последствий ЧС и качества помощи, оказывае­мой пострадавшим.

3. Принцип пролонгированности (динамичности) специализированной помощи – пролонгированная специализированная помощь и психологическое сопровождение постра­давших и членов их семей осуществляются в учреждениях городских служб и ведомств
непосредственно после ЧС и в период отдаленных последствий.

4. Принцип этапности и преемственности специализированной помощи – по показа­ниям специализированная помощь пострадавшим и членам их семей осуществляется доих выздоровления (или достижения оздоровительного результата). При этом осуществля­ется перевод каждого конкретного пострадавшего из области компетенции одних специа­листов к другим в направлении: «медицинская помощь и реабилитация» —► «социально-психологическая помощь и реабилитация» —♦ «социальная помощь и реабилитация». Приухудшении состояния пострадавшего он возвращается к специалистам, оказывавшим специализированную помощь на предыдущем этапе (как непосредственно после ЧС, так и в
период отдаленных последствий).

5. Принцип ведомственной компетенции и межведомственной координации –спе­циализированная помощь пострадавшим оказывается специалистами служб города в зонеЧС и за ее пределами в соответствии с их ведомственной принадлежностью и специализацией, согласно:

а) возможности доступа специалистов различных ведомств к работе на разных этапах ликвидации последствий ЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации, характером ЧС, оперативной обстановкой, сложившейся в результате ЧС.

Оказание первой (в т.ч. психологической) помощи пострадавшим, вывод их из очага ЧС и препровождение к медицинским специалистам осуществляется сотрудниками и спе­циалистами-психологами УВД и МЧС;

б) принадлежности пострадавших к сотрудникам соответствующих служб, осуществляющих спасательные и иные работы в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций, или кгруппам гражданского населения.

Специалисты каждого из ведомств работают с соответствующими контингентами пострадавших. При необходимости, если специалисты одного из ведомств из-за большого количества пострадавших, в том числе собственных сотрудников, не справляются со своими обязанностями, оказание специализированной помощи может принять межведом­ственный (взаимный) характер;

в) характеру физических или психических травм, полученных пострадавшими.

Пострадавшие, нуждающиеся в лечении в стационарных условиях, экстренно дос­тавляются в городские и ведомственные больницы, где им оказывается специализирован­ная помощь в полном объеме.

Амбулаторную медицинскую помощь оказывают врачи-психотерапевты, медицин­ские психологи, психиатры; при физической травме или соматическом заболевании по­мощь оказывают врачи службы скорой медицинской помощи или выделенных бригад территориальных поликлиник из организованных на месте временных медпунктов.

Специализированная помощь пострадавшим, не нуждающимся в медицинском по­собии, оказывается немедицинскими психологами в соответствии с характером их лично­стных расстройств и возрастом пострадавших (дети, подростки; взрослое население; по­жилые люди).

Реализация данного принципа обеспечивается специалистами Департамента здравоохранения города Москвы, направляющими пострадавших к специалистам различной компетенции по результатам экстренной и продленной (периодической, повторной) меди­цинской сортировки.

6. Принцип целесообразности – необходимость сбора и привлечения к работе межве­домственной бригады специалистов для оказания специализированной помощи постра­давшим при ЧС и ее численный состав определяется в зависимости от характера, длительности и масштаба ЧС (региональный от 50 до 500 человек, более масштабные ЧС) с уче­том оперативной обстановки, сложившейся в результате ЧС.

При численности пострадавших менее 50 человек межведомственная бригада спе­циалистов не создается, специализированная помощь пострадавшим оказывается в соот­ветствующих учреждениях в соответствии с их регламентом работы.

В случае террористического акта или его угрозы, чрезвычайных обстоятельств, в ко­торых присутствует уголовный или иной противоправный мотив устроителей беспоряд­ков, решение о целесообразности привлечения специалистов межведомственной коорди­национной группы, принимает руководитель Объединенного оперативного штаба (ОШ) силовых структур, либо ОШ ГУВД города Москвы.

7. Территориальный принцип – оказание специализированной помощи (в особенно­сти на первых ее этапах) осуществляется в территориальных районах города, приближен­ных к зоне ЧС (за исключением оказания помощи пострадавшим, госпитализированным в
городские и ведомственные стационары).

8. Принцип очередности оповещения – психологи ГУВД города Москвы и ГУ МЧСРФ по городу Москве прибывают на место ЧС в составе оперативных штабов своих ведомств и первоначально оказывают психологическую помощь всем пострадавшим.

Затем, в соответствии с принципами целесообразности и ведомственной компетен­ции, руководители психологических служб ГУВД г. Москвы и  ГУ МЧС России по городу Москвео факте ЧС других членов межведомственной координационной группы и обеспечивают их проход на территорию, прилегающую к зоне ЧС, для организации и оказания помощи пострадавшим при ЧС.

9. Принцип предупреждения негативных последствий для качества специализиро­ванной помощи из-за стрессовых расстройств и заболеваний среди специалистов, оказывающих помощь – решение о временном или окончательном отстранении специалиста
от оказания специализированной помощи в связи с его переутомлением или развитиемпослестрессового расстройства принимает руководитель группы специалистов каждого изведомств, участвующих в оказании специализированной помощи.

В более сложных случаях такое отстранение в установленном порядке производит врач соответствующего ведомства или Департамента здравоохранения города Москвы, при этом может быть принято и исполнено обязательное для сотрудника решение о его госпитализации.

Функции участников оказания специализированной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи в зоне ЧС и вокруг нее

 

В оказании специализированной помощи принимают участие специалисты медицин­ского профиля (врачи-психотерапевты, медицинские психологи и психиатры) и немеди­цинского профиля (психологи, психологи-педагоги, педагоги, педагоги-дефектологи, спе­циалисты по социальной работе) из следующих ведомств:

· ГУВД города Москвы (работают в гражданской форме одежды);

· ГУ МЧС России по городу Москве;

· Департамента здравоохранения города Москвы;

· Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы;

· Департамента социальной защиты населения города Москвы;

· Департамента образования города Москвы.

Специалисты ГУВД города Москвы и ГУ МЧС России по городу Москве выполняют свои обязанности в соответствии со своими должностными инструкциями и оказываютпомощь, в основном, сотрудникам своих ведомств, а также гражданам для вывода их из очага ЧС и препровождения к медицинским специалистам.

Гражданские специалисты оказывают специализированную помощь только за пре­делами очага ЧС, в основном, гражданскому населению.

При возникновении необходимости в оказании неотложной помощи специалисты всех ведомств оказывают помощь всем нуждающимся вне зависимости от их социального положения и служебного статуса.

Во время ЧС, в период ближайших и отдаленных последствий специалисты всех ве­домств участвуют в создании системы информационной безопасности, обеспечивают чет­кое информирование пострадавших и остального населения:

· об особенностях поведения в зоне ЧС;

· о местонахождении пострадавших и жертв ЧС;

· о местах получения помощи;

· о других необходимых сведениях по своему профилю.

Систему оповещения и вызова специалистов своих служб и ведомств участники оказания специализированной помощи разрабатывают самостоятельно.

Функции участников специализированной помощи и дислокация этой помощи в ходе ЧС и при ликвидации ее ближайших последствий приведены ниже.

В зоне ЧС (внутри кольца оцепления)

Психологическая служба ГУВД города Москвы осуществляет:

· экстренную психологическую помощь пострадавшим гражданам, организацию вы­хода их из очага ЧС и сопровождение к специалистам Департамента здравоохране­ния, либо, в отдельных случаях, направление к сотрудникам оперативных службдля проведения необходимых следственных мероприятий;

· психологическое обеспечение деятельности органов и подразделений внутреннихдел при выполнении оперативно-служебных, служебно-боевых задач при ЧС;

· подготовку предложений руководству ОШ ГУВД г. Москвы по психологическомуобеспечению своевременного пресечения массовых беспорядков, агрессивных про­явлений среди населения и др.;

· проведение психологических инструктажей для сотрудников и граждан, оказав­шихся в зоне ЧС;

· в соответствующих чрезвычайных обстоятельствах, при возможности организациипереговоров с преступниками, участие в составе переговорной группы для выработки стратегии ведения переговоров;

· наблюдение за психологическим состоянием сотрудников, спасателей и др. спе­циалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, оказание своевременнойпомощи.

Психологическая служба ГУ МЧСРоссии  по городу Москве осуществляет:

 

· психологическое обеспечение деятельности сотрудников Главного управленияМЧС России по городу Москве при выполнении оперативно-служебных задач при ЧС идругих специалистов, задействованных в спасательных работах (Мосводоканал,Мосгаз, Мосэнерго и т.п.).

· постоянное взаимодействие с оперативным штабом Главного управления МЧСРоссии по городу Москве по ликвидации последствий ЧС, информирование его о со­стоянии сотрудников Главного управления МЧС России по городу Москве и другихспециалистов, задействованных при ЧС.

· экстренное психологическое сопровождение пострадавших граждан, находящихсяв зоне оцепления, с целью передачи их под наблюдение специалистам Департамента здравоохранения города Москвы;

· экспресс помощь гражданам, нуждающимся в поддержке и информационных сведениях о временных и мобильных пунктах помощи, местах сбора родных и близ­ких пострадавших, местах траурных и следственных мероприятий;

· ведомственный учет пострадавших и погибших.

 

В местах, непосредственно прилегающих к территории ЧС (в т. ч. временные и мобильные пункты помощи, места сбора родных и близких пострадавших, места траурных и следственных мероприятий)

 

Психологическая служба ГУВД г. Москвы осуществляет:

 

· оказание психологической помощи гражданам и психологический патронаж со­трудников ОВД, задействованных в ликвидации последствий ЧС;

· своевременное информирование службы милиции общественной безопасности онарушениях режима по ограничению доступа в места скопления населения лицами,не являющимися представителями ведомств организаций, участвующих в оказанииспециализированной помощи пострадавшим, о лицах провоцирующих массовыебеспорядки, панику, агрессивные проявления;

· изучение социально-психологических явлений, возникающих среди населения, оказавшегося в ЧС, своевременную профилактику негативных стихийных прояв­лений, в том числе распространения нежелательных слухов;

· сбор и анализ информации об источниках отрицательного информационного воз­действия на личный состав ОВД и население с целью подготовки предложений дляруководства ОШ по их нейтрализации;

· выявление лиц с неадекватным поведением, психическими отклонениями и их на­правление к специалистам Департамента здравоохранения г. Москвы;

· информирование пострадавших, их родных и близких о местах оказания помощи;

· определение уровня работоспособности сотрудников ОВД, контроль их состояния,своевременное проведение психокоррекционных восстановительных мероприятий;

· психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудниковОВД и спецслужб, в том числе оказание необходимой помощи сотрудникам опера­тивных служб и следственных органов во время работы с освобожденными заложниками, в ситуации захвата заложников;

· психологическую поддержку родственников пострадавших и погибших сотрудни­ков в случае необходимости во время траурных мероприятий;

· проведение профилактических мероприятий среди населения с целью недопущения провокационных действий со стороны граждан, конфликтных ситуаций с сотруд­никами милиции, стоящими в оцеплении и выполняющими другие служебные обя­занности по ликвидации ЧС;

· работу по стабилизации социально-психологических явлений, происходящих вовремя ЧС среди собравшегося населения;

· ведомственный учет пострадавших.

 

Психологическая служба ГУ МЧС России  по городу Москве осуществляет:

 

· психологический инструктаж и психологическую помощь сотрудникам подразде­лений Главного управления МЧС России по городу Москве, своим сотрудникам и спаса­телям всех категорий, другим специалистам, задействованным в спасательных ра­ботах (Мосводоканал, Мосгаз, Мосэнерго и др.) и принимающим участие в ликви­дации последствий ЧС;

· психологическую оценку оперативной обстановки в зоне ЧС и информирование оней руководителей оперативного штаба Главного управления МЧС России по городу Москве;

· проведение профилактики распространения слухов и возникновения других психо­логических реакций;

· определение и прогнозирование дальнейшего развития событий и потребностивпсихологической помощи сотрудникам Главного управления МЧС России по городу Москве и населению, принятие решения о вызове дополнительных служб для работы с пострадавшими;

· информирование пострадавших, их родных и близких о местах оказания помощипострадавшим;

· психологическое обеспечение деятельности подразделений Главного управления МЧС России по городу Москве при проведении следственных действий, при выполне­нии оперативно-служебных задач при ЧС (по запросу), принимающих участие врасследовании причин возникновения ЧС;

· психологическое сопровождение пострадавших сотрудников и их родных и близ­ких;

· психологическую поддержку родственникам погибших сотрудников во время тра­урных мероприятий;

· прогнозирование психологического состояния пострадавших из числа сотрудникови их родственников, с целью определения необходимости пролонгированной пси­хологической помощи;

· ведомственный учет пострадавших и погибших.

Психотерапевтическая служба Департамента здравоохранения г. Москвы осуществля­ет:

 

· активное наблюдение за состоянием психического здоровья всех групп нуждаю­щихся в помощи;

· медицинскую сортировку на группы для оказания психотерапевтической помощи,психологической коррекции у медицинских и немедицинских психологов силовыхструктур, Центра экстренной психологической помощи при Московском город­ском психолого-педагогическом университете Департамента образования г. Моск­вы, ГУ «Московская служба психологической помощи населению» Комитета по
делам семьи и молодежи города Москвы;

· координацию деятельности специалистов по вопросам оказания помощи;

· прогнозирование динамики здоровья населения и своего персонала, потребностивспециализированной помощи; привлечение, при необходимости, дополнительныхспециалистов;

· ведомственный учет пострадавших.

Центр экстренной психологической помощи при Московском городском психолого-педагогическом университете Департамента образования г. Москвы осуществляет:

 

· по результатам медицинской сортировки - экстренную психолого-педагогическуюпомощь пострадавшим в ЧС детям и подросткам (при возможности, в составе се­мьи);

· направление пострадавших при утяжелении их состояния к врачу-психотерапевту;

· прогнозирование динамики психологического состояния детско-семейных контингентов, затронутых факторами ЧС, и своего персонала, потребности в помощи;

· привлечение, при необходимости, дополнительных специалистов;

· ведомственный учет пострадавших.

Городское учреждение «Московская служба психологической помощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы осуществляет:

 

· по результатам медицинской сортировки – экстренную психологическую помощьпострадавшим в ЧС (взрослое население, пожилые люди, члены семей пострадав­ших);

· направление пострадавших при утяжелении их состояния к врачу-психотерапевту;

· прогнозирование динамики психологического состояния взрослого населения,затронутого факторами ЧС, и своего персонала, потребности в помощи; привлечение,при необходимости, дополнительных специалистов;

· ведомственный учет пострадавших.

Отдел по решению проблем беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних и со­циальной поддержки семей с детьми Департамента социальной защиты населения горо­да Москвы осуществляет:

 

· первичную помощь пострадавшим и специалистам, участвующим в оказании помощи, путем предоставления им питания и питья;

· сводный учет пострадавших.

В помещениях учреждений социальной защиты и других, выделенных для обслуживания пострадавших и членов их семей,  после ликвидации ЧС

Городские учреждения социальной защиты осуществляют:

· социальную помощь пострадавшим.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМСЦ) Департамента образования (действуют под руко­водством Центра экстренной психологической помощи при Московском городском пси­холого-педагогическом университете Департамента образования г. Москвы) осуществ­ляют:

 

· экстренную психолого-педагогическая помощь пострадавшим в ЧС детям и подро­сткам;

· направление пострадавших при утяжелении их состояния в отделение психотерапии при ЧС городской психотерапевтической поликлиники № 223 Департаментаздравоохранения г. Москвы;

· ведомственный учет оказанной помощи.

 

Городское управление«Московская служба психологической помощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы осуществляет:

 

· экстренную психологическую помощь пострадавшим в ЧС (взрослое население,пожилые люди, члены семей пострадавших);

· направление пострадавших при утяжелении их состояния в отделение психотерапии при ЧС городской психотерапевтической поликлиники № 223 Департаментаздравоохранения г. Москвы;

· ведомственный учет оказанной помощи.

 

Психологи ГУВД г. Москвы оказывают помощь в работе с населением по запросу администраций управ административных округов.

В штабах по ликвидации ЧС

 

· Все участники специализированной помощи разрабатывают совместные рекоменда­ции для штабовпо прогнозированию и ликвидации социально-психологических и медико-психологических последствий ЧС;

· по психиатрическим и психологическим вопросам оказания помощи пострадавшими населению, в т.ч. детскому и подростковому;

· по коммуникациям со средствами массовой информации, освещающими событияпри ЧС.

Кроме того, в случае необходимости, осуществляют Психологическая служба ГУВД г. Москвы:

 

· психологический патронаж сотрудников ОШ;

· психологическое консультирование сотрудников, организующих, координирую­щих деятельность ОВД и сотрудников, проводящих спецоперации, а также участвующих в переговорной деятельности;

· взаимодействие с психологическими, психотерапевтическими и психиатрическимислужбами различных ведомств по вопросам оказания психологической помощигражданскому населению;

· ведомственный учет оказанной помощи.

Психологическая служба ГУ МЧС России  по городу Москве:

 

· активное наблюдение за руководителями, сотрудниками и работниками штабаГлавного управления МЧС России по городу Москве, с целью предложенияи оказанияпсихологической помощи;

· психологические рекомендации руководителям оперативного штаба Главногоуправления МЧС России по городу Москве по ликвидации ЧС и сотрудникам, проводя­щим специальные работы (операции) и участвующим в переговорной деятельности(по запросу);

· взаимодействие с психологическими, психотерапевтическими и психиатрическимислужбами различных ведомств по вопросам оказания психологической помощигражданскому населению;

· ведомственный учет оказанной помощи.

Психотерапевтическая служба Департамента здравоохранения г. Москвы:

 

· активное наблюдение за состоянием здоровья руководителей и работников штаба;

· психотерапевтическую и медико-психологическую помощь работникам штабов (попоказаниям и с согласия);

· направление на коррекцию к немедицинским психологам;

· ведомственный учет оказанной помощи.

Городское управление «Московская служба психологической помощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы:

 

· психологическую помощь по направлению врача-психотерапевта или по собственной инициативе;

· при утяжелении состояния - направление пострадавших, нуждающихся в помощи,к врачу-психотерапевту отделения психотерапии при ЧС городской психотерапев­тической поликлиники № 223 Департамента здравоохранения г. Москвы;

· ведомственный учет оказанной помощи.

В учреждениях и подразделениях участников специализированной помощи (по месту постоянной деятельности)

Психологическая служба ГУВД г. Москвы осуществляет:

 

· в случае необходимости, дифференцированную переадресацию звонков, поступающих на телефон доверия ГУВД г. Москвы, от пострадавших при ЧС и от дру­гих граждан в ГУ «Московская служба психологической помощи населению» Ко­митета по делам семьи и молодежи города Москвы, в Центр экстренной психологической помощи при Московском городском психолого-педагогическом университете, в Отделение психотерапии пострадавших при ЧС Городской психотерапев­тической поликлиники № 223;

· организацию и проведение профилактической и целевой психологической реабилитации сотрудников в кабинетах психорегуляции органов и подразделений ГУВДгорода Москвы в соответствии с ведомственными нормативными документами;

· ведомственный учет оказанной помощи.

Психологическая служба ГУ МЧС России  по городу Москве осуществляет:

 

· при поступлении звонков от пострадавших в ЧС и других нуждающихся в специализированной помощи граждан на телефон доверия ГУ МЧС России по городу Москве, при не­обходимости, дифференцированную переадресацию их в Городское управление «Московская служба
психологической помощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи горо­да Москвы, в Центр экстренной психологической помощи при Московском город­ском психолого-педагогическом университете, в Отделение психотерапии пострадавших при ЧС Городской психотерапевтической поликлиники № 223;

· направление в Городское управление «Московская служба психологической помощи населению»Ко­митета по делам семьи и молодежи города Москвы сотрудников (спасателей, пожарных) на реабилитацию и пролонгированную психологическую помощь;

· направление сотрудников (спасателей, пожарных) на лечение в поликлиники и гос­питали ГУВД г. Москвы;

· ведомственный учет оказанной помощи.

Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и психотерапевтическая служба Департамента здравоохранения г. Москвы осуще­ствляют:

 

· помощь в полном объеме в соответствии с нормативными документами Департамента здравоохранения г. Москвы всем госпитализированным, обратившимся амбулаторно (в том числе, по направлениям из Городского управления «Московская служба психологи­ческой помощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы,Центра экстренной психологической помощи при Московском городском психоло­го-педагогическом университете) и выявленным в ходе активного наблюдения, атакже персоналу ЛПУ, оказывающему помощь пострадавшим;

· направление лиц, не нуждающихся в психотерапевтической и медико-психологической помощи, на пролонгированную психологическую реабилитациюв Городское управление «Московская служба психологической помощи населению» Комитета по де­
лам семьи и молодежи города Москвы, в Центр экстренной психологической по­мощи при Московском городском психолого-педагогическом университете;

· ведомственный учет оказанной помощи.

Центр экстренной психологической помощи при Московском городском психолого-педагогическом университете и образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМСЦ) Департамента обра­зования г. Москвы осуществляют:

 

· пролонгированную психологическую помощь и психологическое сопровождениедетей и подростков (по возможности, в составе семьи) при их обращении и по направлению от других участников специализированной помощи;

· психологическую помощь родным и близким пострадавших, госпитализированныхв городские ЛПУ, временно находящимся в выделенных для них помещениях го­родских ЛПУ (вестибюли и холлы вне лечебных отделений);

· психологическую и психофизиологическую реабилитацию пострадавших;

· направление пострадавших при утяжелении их состояния в Отделение психотерапии пострадавших при ЧС Городской психотерапевтической поликлиники № 223;

· ведомственный учет оказанной помощи.

 

Городское управление «Московская служба психологической помощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы осуществляет:

 

· пролонгированную психологическую помощь, психологическое сопровождение,
психологическую и психофизиологическую реабилитацию пострадавших при ихобращении и по направлению от других участников специализированной помощи;

· направление пострадавших при утяжелении их состояния в Отделение психотерапии пострадавших при ЧС Городской психотерапевтической поликлиники № 223;

· психологическую помощь родным и близким пострадавших, госпитализированныхв городские ЛПУ, временно находящимся в выделенных для них помещениях го­родских ЛПУ (вестибюли и холлы вне лечебных отделений);

· ведомственный учет оказанной помощи.

Отдел по решению проблем беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних и со­циальной поддержки семей с детьми Департамента социальной защиты населения г. Москвы, городские учреждения социальной защиты осуществляют:

 

· социальную помощь пострадавшим и членам их семей;

· направление пострадавших и членов их семей ГУ «Московская служба психологи­ческой помощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи городаМосквы,в Центр экстренной психологической помощи при Московском городском психолого-педагогическом университете, в Отделение психотерапии пострадавших приЧС Городской психотерапевтической поликлиники № 223.

Функции участников оказания специализированной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи в более отдаленный период

 

По окончании периода непосредственной ликвидации последствий ЧС специали­зированная помощь пострадавшим оказывается в соответствующих городских учрежде­ниях в соответствии с их регламентами работы.

Психологическая служба ГУВД г. Москвы проводит:

 

· при необходимости, дифференцированную переадресацию звонков и обращенийотпострадавших в ЧС и других граждан, поступивших на телефон доверия ГУВД г.Москвы, в Городское управление «Московская служба психологической помощи населению» Коми­тета по делам семьи и молодежи города Москвы, в Центр экстренной психологиче­ской помощи при Московском городском психолого-педагогическом университете,в отделение психотерапии пострадавших при ЧС Городской психотерапевтическойполиклиники № 223, в лечебно-профилактические учреждения ГУВД города Москвы;

· профилактическую и, при необходимости, целевую психологическую реабилита­цию всех сотрудников, участвовавших в ликвидации ЧС и ее последствий, членових семей в Консультационно-диагностическом реабилитационном центре ГУВДг. Москвы и кабинетах психологической реабилитации в подразделениях в соот­ветствии с ведомственными нормативными документами;

· ведомственный учет оказанной помощи.

Психологическая служба ГУ МЧС России  по городу Москве проводит:

 

· при необходимости, дифференцированную переадресацию звонков и обращений отпострадавших в ЧС и других граждан, поступивших на телефон доверия ГУ МЧС России по городу Москве, в Городское управление «Московская служба психологической помощи населению»Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы, в Центр экстренной психо­логической помощи при Московском городском психолого-педагогическом университете, в Отделение психотерапии пострадавших при ЧС Городской психотера­певтической поликлиники № 223;

· профилактическую и, при необходимости, целевую психологическую реабилита­цию сотрудников и членов их семей в подразделениях ГУ МЧС России по городу Москве всоответствии с ведомственными нормативными документами;

· направление в Городское управление «Московская служба психологической помощи населению» Ко­митета по делам семьи и молодежи города Москвы сотрудников (спасателей, по­жарных) на реабилитацию и пролонгированную психологическую помощь;

· направление сотрудников (спасателей, пожарных) на лечение в поликлиники и гос­питали ГУВД г. Москвы;

· ведомственный учет оказанной помощи.

ЛПУ и психотерапевтическая служба Департамента здравоохранения г. Москвы осуще­ствляют:

 

· помощь в полном объеме в соответствии с нормативными документами Департа­мента здравоохранения г. Москвы всем госпитализированным и обратившимся амбулаторно (в том числе, по направлениям Городского управления «Московская служба психологиче­ской помощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы, Центра экстренной психологической помощи при Московском городском психоло­го-педагогическом университете) и выявленным в ходе активного наблюдения, а также персоналу ЛПУ, оказывающему помощь пострадавшим;

· направление лиц, не нуждающихся в психотерапевтической и медико-психологической помощи, на пролонгированную психологическую реабилитациюв Городское управление «Московская служба психологической помощи населению» Комитета по де­лам семьи и молодежи города Москвы, в Центр экстренной психологической по­мощи при Московском городском психолого-педагогическом университете;

· ведомственный учет оказанной помощи.

ЛПУ, МВД и МЧС осуществляют

 

· то же, применительно к персоналу своих ведомств.

Центр экстренной психологической помощи при Московском городском психолого-педагогическом университете и образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМСЦ) Департамента обра­зования г. Москвы осуществляют:

 

· пролонгированную психологическую помощь и психологическое сопровождениепострадавших детей и подростков (по возможности, в составе семьи) при их об­ращении и по направлению от других участников специализированной помощи;

· психологическую и психофизиологическую реабилитацию пострадавших;

· направление пострадавших при утяжелении их состояния в Отделение психотерапии пострадавших при ЧС Городской психотерапевтической поликлиники № 223;

· ведомственный учет оказанной помощи.

 

Городское управление «Московская служба психологической помощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы осуществляет:

 

· пролонгированную психологическую помощь и психологическое сопровождение,психологическую и психофизиологическую реабилитацию пострадавших при ихобращении и по направлению от других участников специализированной помощи;

· направление пострадавших при утяжелении их состояния в Отделение психотера­пии пострадавших при ЧС Городской психотерапевтической поликлиники № 223;

· ведомственный учет оказанной помощи.

Отдел по решению проблем беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних и со­циальной поддержки семей с детьми Департамента социальной защиты населения г. Москвы, городские учреждения социальной защиты осуществляют:

 

· социальную помощь пострадавшим и членам их семей;

· направление пострадавших и членов их семей в Городское управление «Московская служба психологической помощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи города Моск­вы, в Центр экстренной психологической помощи при Московском городском пси­холого-педагогическом университете, в Отделение психотерапии пострадавшихпри ЧС Городской психотерапевтической поликлиники № 223.

Межведомственная координационная группа по оказанию специализированной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи

Координация усилий участников специализированной помощи начинается с мо­мента объявления периода повышенной готовности (или часа «Ч»), сигнал о котором уча­стники специализированной помощи получают в порядке, установленном в каждом из ве­домств.

Первыми в зону ЧС прибывают руководители соответствующих структурных под­разделений вышеназванных ведомств (или лица их замещающие в соответствии с внут­ренними распорядительными документами), составляющие межведомственную коорди­национную группу по оказанию специализированной помощи. Их допуск в район ЧС обеспечивается руководителем оперативного штаба ГУВД г. Москвы, создан­ного в районе ЧС.

Межведомственная координационная группа является временным функциональным формированием, действующим в течение ликвидации ближайших последствий ЧС, под­чиняется единому штабу по ликвидации последствий ЧС и Межведомственному совету по координации деятельности психологических служб города, созданному постановлением Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. № 106-ПП «О деятельности Государст­венного учреждения города Москвы "Московская служба психологической помощи на­селению" Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы и дальнейшем его раз­витии». В случаях, когда создается Федеральный штаб по ликвидации последствий ЧС, межведомственная специализированная помощь оказывается в порядке, установленном Городским Штабом.

 

По прибытии на местоЧС руководители указанных в приложении 1 подразделе­ний:

 

· проводят оценку ситуации и принимают решение о необходимых объемах и наибо­лее удобных местах оказания специализированной помощи;

· определяют списочный состав специалистов своих подразделений, привлекаемых коказанию специализированной помощи, и вызывают их на конкретные места деятельности;

· формируют межведомственные бригады специалистов для работы во временныхпунктах оказания специализированной помощи и местах сбора пострадавших вбли­зи зоны ЧС;

· обеспечивают допуск специалистов к местам работы через соответствующие служ­бы ГУВД г. Москвы;

· организуют деятельность бригад по оказанию специализированной помощи пострадавшим и их текущее взаимодействие;

· совместно готовят информацию для пострадавших и населения об адресах местоказания специализированной и дифференцированной помощи;

· имеют право обращаться в штабы по ликвидации последствий ЧС по вопросам организации своей деятельности, информирования населения и СМИ.

Работу участников специализированной помощи координирует ответственный врач отделения психотерапии при ЧС Городской психотерапевтической поликлиники № 223 Департамента здравоохранения г. Москвы, в функции которого входит также координация взаимодействия со службой скорой медицинской помощи Департамента здравоохранения г. Москвы.

 

В задачи межведомственной координационной группы входит:

 

· координация сил и средств подразделений ведомств, участвующих в специализированной помощи пострадавшим при ЧС;

· разработка информационных материалов (листков, памяток) по вопросам оказанияспециализированной помощи, особенностях поведения в период ЧС и после негодля пострадавших и населения;

· выработка рекомендаций для руководителей штабов и силовых ведомств по огра­ничению доступа иных лиц в зоны оказания специализированной помощи и скоп­ления пострадавших;

· выработка рекомендаций для СМИ по информированию населения в период лик­видации последствий ЧС;

· выработка рекомендаций для органов местного самоуправления по вопросам организации специализированной помощи,   поддержания гигиенического режима,формирования благоприятного социально-психологического климата и чувствазащищенности упострадавших;

· обращение в благотворительные организации по вопросам дополнительного обеспечения пострадавших медикаментами, средствами личной гигиены и др.;

· разработка предложений для учреждений участников специализированной помо­щи по медицинской, психологической и социальной реабилитации персонала, уча­ствующего в оказании специализированной помощи пострадавшим при ЧС обеспечение режима труда и отдыха, компенсаций и др.;

· совершенствование организации взаимодействия участников специализирован­ной помощи пострадавшим при ЧС;

· разработка рекомендаций для Межведомственного совета по координации деятельности психологических служб города по вопросам материально-техническогообеспечения (стационарное и мобильное оборудование, автотранспорт, связь, ме­дикаменты, специальное оборудование) учреждений участников специализированной помощи пострадавшим при ЧС;

· разработка рекомендаций для Межведомственного совета по координации дея­тельности психологических служб города по организации системы взаимного обмена опытом, повышения квалификации, проведения совместных научно-практических конференций, разработки образовательных программ и методиче­ских материалов для специалистов, участвующих в оказании специализированнойпомощи пострадавшим при ЧС.

 

Ежедневно Межведомственная координационная группа готовит информацию для населения и СМИ о ходе и результатах специализированной помощи, содержащую све­дения, способствующие стабилизации настроений населения:

· позитивную информацию санитарно-просветительного характера;

· справочные и другие материалы об учреждениях, оказывающих помощь.

 

     Контакты с представителями СМИ специалистов, участвующие в оказании специализированной помощи регламентируются межведомственной координационной группой.

Отчетность об оказанной специализированной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи

 

Учет пострадавших, которым была оказана специализированная помощь, осущест­вляется всеми участниками специализированной помощи с последующей передачей све­дений в учреждения социальной защиты в установленном порядке.

Отчеты о проделанной работе подаются специалистами, участвующими в специа­лизированной помощи, руководителям своих учреждений в установленном порядке.

По окончании работы по каждому случаю ЧС межведомственной координацион­ной группой составляется аналитический отчет с выделением важнейших итогов работы, проблем и предложений, который направляется в установленном порядке в свое ведомст­во и Межведомственный совет по координации деятельности психологических служб города.

Социальный регламент и ресурсы межведомственной специализированной психо­терапевтической, психологической и психиатрической помощи

Режим труда и отдыха

Работа специалистов межведомственной бригады осуществляется в постоянном, круглосуточном режиме или вахтенным способом до окончания действия ЧС.

При этом следует учитывать, что эффективная деятельность специалистов по ока­занию специализированной помощи в условиях ЧС возможна в течение не более 6 часов подряд, после чего необходим не менее чем 12-часовой отдых.

Все специалисты, оказывающие специализированную помощь, обеспечиваются бесплатным питанием и питьем на местах проведения работ в установленном порядке.

Компенсации

 

На каждого сотрудника, оказывающего специализированную помощь при ЧС, рас­пространяются положения Трудового законодательства РФ, Гражданского кодекса РФ и другие законы Российской Федерации и г. Москвы.

Реабилитация

 

Все специалисты, работающие в составе межведомственной бригады, по окончании ЧС должны пройти курс медико-психологической реабилитации по месту работы.

В случае выявления у специалиста признаков болезненных расстройств обуслов­ленных стрессом, его направляют на санаторно-курортное лечение.

Медицинская страховка

 

Все специалисты, входящие в межведомственную бригаду и работающие в зоне ЧС, должны иметь медицинскую страховку.

Связь

Специалистов, входящих в межведомственную бригаду и работающих в зоне ЧС, радиосвязью обеспечивает ГУ МЧС России по городу Москве.

Все специалисты, работающие в составе межведомственной бригады, получают компенсационную выплату на оплату разговоров по мобильному телефону.

Медикаменты

 

Обеспечение медикаментами межведомственной бригады осуществляет Департа­мент здравоохранения г. Москвы в соответствии с приложением 3.

Возможно дополнительное привлечение средств Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и благотворительных организаций, фармацевтических фирм для обеспечения пострадавших медикаментами.

Транспорт

 

К местам оказания специализированной помощи доставку специалистов осуществ­ляют на автотранспорте учреждений, в которых они служат, или на транспорте ведомст­венных автохозяйств (ГУВД, Станции «Скорой медицинской помощи» и др.).

Для мобильных пунктов экстренной специализированной помощи целесообразно специально оборудовать3 крупногабаритных (см. приложение 4) комфортабельных ав­тобуса с пунктами связи и необходимым количеством персональных рацийстремя выходами, по одному для:

· оказания психологической помощи детям и подросткам;

· оказания психологической помощи взрослым и пожилому населению;
оказания психотерапевтической и фармакотерапевтической помощи.

 

Автобусы содержатся на автобазе Мэрии Москвы, прибывают на место оказания специализированной помощи при получении установленного сигнала и используются для обеспечения:

· психологической помощи детям, подросткам – Центром экстренной психологической помощи при Московском городском психолого-педагогическом университетеДепартамента образования г. Москвы;

· психологической помощи взрослым – Городским управлением «Московская служба психологическойпомощи населению» Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы;

· психотерапевтической и психофармакотерапевтической помощи – отделениемпсихотерапии при ЧС Городской психотерапевтической поликлиники № 223 Де­партамента здравоохранения г. Москвы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...