Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физиологические основы работы психики. Свойства нервной системы.




 

Нервная система человека состоит из двух разделов:

- центрального,

- периферического.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из:

- головного мозга,

- спинного мозга.

Головной мозг в свою очередь состоит из:

- переднего мозга,

- среднего мозга,

- заднего мозга.

В головном мозге выделяются, например, такие важнейшие структуры, как:

- таламус,

- гипоталамус,

- мост,

- мозжечок,

- продолговатый мозг.

Можно сказать, все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении, переработке и отправке информации. Однако особое, самое характерное значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и пр.

В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующих в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной области.

 

Существенную роль в раскрытии механизмов взаимодействия организма и среды сыграло понятие рефлекс. Развитие этого понятия и распространение его механизма на все психические процессы было осуществлено И.М. Сеченовым. «Все акты сознательной и бессознательной жизни – по способу происхождения суть рефлексы»

В рефлекторном акте Сеченов выделял три звена:

В первом раздражение чувствующего «снаряда» превращается в нервное возбуждение.

Во втором, среднем звене на основе процессов возбуждения и торможения происходит своеобразная переработка информации и принятие решения.

Третье – исполнительное, т.е. передача команд в исполнительные органы (мышцы, железы и т.д.).

Основные его идеи нашли свое дальнейшее развитие в исследовании И.П. Павлова. Он уделил особое внимание тем рефлексам, механизмы которых формируются прижизненно, назвав их условными.

Свойства нервной системы (англ. propertiesofthenervoussystem) - основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и в отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды

 

В настоящее время общепризнанным считается наличие трёх уровней свойств нервной системы:

«Общие» (системные)свойства нервной системы: представляют собой наиболее фундаментальные функциональные характеристики интеграции нервных процессов всего мозга. Они определяют индивидуальные различия в общеличностных характеристиках, таких как темперамент и общий интеллект.

«Комплексно-структурные»свойства нервной системы: особенности интеграции нервных процессов в отдельных структурах мозга (полушариях, лобных отделах, анализаторах, подкорковых структурах и т.д.). Большинство определяемых традиционными методами свойств нервной системы (или частных свойств) относится к этой категории. Они определяют, прежде всего, специальные способности и отдельные черты личности.

«Элементарные» свойства нервной системы: проявляются в особенностях интеграции нервных процессов в отдельных элементах нервной системы (нейронах), являются компонентами свойств более высокого порядка. (В.М. Русалов)

 

 

Виды и качества внимания. Связь внимания с познанием и работой.

Внимание – это сосредоточенность сознания человека на определенных предметах, явлениях и видах деятельности при одновременном отвлечении от других.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание – возникает непреднамеренно.

2. Произвольное внимание – возникает и развивается в результате волевого усилия.

3. Послепроизвольное внимание – возникает из произвольного внимания человека и характеризуется рядом качеств.

Качества внимания:

1. Объем внимания – определяется количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу времени (среднее 4-6 объектов одновременно).

2. Устойчивость внимания – это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте.

3. Переключение внимания.

4. Распределение внимания – это способность распределить внимание на несколько объектов и воспринимать их в равной степени.

5. Концентрация внимания – это качество, противоположное устойчивости.

 

 

Связь внимания с познанием и работой.

 

1.Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

2.Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;

 3.Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;

4.С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов (что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности);

5. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности, т.е. функционирование всей познавательной активности;

6.Для перцептивных процессов (восприятия) внимание является усилителем, позволяющим различать детали изображений;

7. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в долговременную память;

8.Для мышлениявнимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи;

9.В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. (О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный).

Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой – психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность.

Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.

 

 

Сущность классификация и свойства ощущений. Механизм их возникновения.

Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

Классификация ощущений.

 

Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.

 

По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы:

К первой группеотносятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Этоэкстерорецептивные ощущения.

 

Ко второй группеотносятсяинтерорецептивныеощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

 

К третьей группеотносятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях —проприорецептивныеощущения.

 

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые.

Различаются также контактные и дистантные ощущения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...