Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гуманистическая и трансперсональная теории. Позитивная психология.




 

В гуманистической теории личности выделяется два базовых направления. Первое, ʼʼклиническоеʼʼ (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, ʼʼмотивационногоʼʼ, направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции.

Первая, названная им ʼʼсамоактуализирующейсятенденциейʼʼ, содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека.

Втораяʼʼорганизмический отслеживающий процессʼʼ – представляет собой механизм контроля за развитием личности.

На базе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура ʼʼЯʼʼ, которая включает ʼʼидеальноеЯʼʼ и ʼʼреальноеЯʼʼ. Эти подструктуры структуры ʼʼЯʼʼ находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (РоджерсК,, 1994).

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, – реализовать весь свой врожденный потенциал, быть ʼʼполностью функционирующей личностьюʼʼ, т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в базе развития личности: ʼʼдефицитарныеʼʼ, которые прекращаются после их удовлетворения, и ʼʼростовыеʼʼ, которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Трансперсональная теориявключает в себя представления о предельных возможностях человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») — так называемые — измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Лидером этого направления является американский психиатр чешского происхождения Стэм (Станислав) Гроф(род. 1931 г.). По мнению многих экспертов С.Гроф, наряду с З.Фрейдом, К.Юнгом и А. Маслоуявляется крупнейшим реформатором психологии и психиатрии XX в., заложившим основы психологии будущего.

 

Позити́внаяпсихоло́гия — направление психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. В отличие от классической психологии, которая ориентируется в основном на проблемы и патологии, основными темами исследований позитивной психологии является то, что способствует достижению счастья людей (например, оптимизм, поток, доверие, прощение и солидарность). Эта область исследований стремится раскрыть природные способности человека и сделать опыт жизни более удовлетворительным.

 

Основателем позитивной психологии как академической области являетсяМартин Селигман, который, при избрании президентом Американской психологической ассоциации в 1998 году, свою речь посвятил именно этому новому направлению психологии.

В своем выступлении Селигман подчеркнул, что в течение предшествующих пятидесяти лет психология занималась исследованием и лечением всевозможных патологий, не обращая внимания на позитивные аспекты жизни человека, такие, как способность к творчеству, надежда или упорство в достижении своих целей. Селигман призвал своих коллег «восстановить равновесие» и предложил три основных направления для будущих исследований:

положительные эмоции и субъективное ощущение счастья (например, наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своём будущем, оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);

позитивные черты характерачеловека(мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т. д.);

социальные структуры, способствующие счастью и развитию людей (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

 

Развитие психики в процессе филогенеза.

Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) – это процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).

 

Существуют различные подходы к пониманию того, кому может быть присуща психика:

 

1) панпсихизм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);

 

2) биопсихизм (Т. Гоббс и др.) понимает психику как свойство живой природы (т.е. она присуща и растениям);

 

3) нейропсихизм (Ч. Дарвин и др.) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;

 

4) мозгопсихизм (К.К. Платонов и др.) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга);

 

5) антропопсихизм (Р. Декарт и др.) полагает, что психика присуща только человеку.

 

Выделяют три основные стадии развития психикив филогенезе:

1.Стадия элементарной чувствительности.На данной стадии животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически.

Инстинкт –это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

2.Перцептивная стадии психики.На данной стадии у животных (птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3.Стадия интеллектуальной психики (как наивысший уровень развития перцептивной психики)характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...