Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления внешней политики в 1645-1676.




           Внешняя политика Алексея Михайловича началась с русско-польской войны 1654-1667 годов. Ни один народ так официально, серьезно и обстоятельно не был принят в лоно Российского Государства (ни до, ни после), как украинцы (тогда - казаки запорожские или малороссы) в 1654 году. В 1653 году прошел Земский собор, на который был вынесен вопрос о принятии Гетманщины в состав Русского царства. 8 января 1654 года в Переяславле состоялось всеобщее собрание запорожцев (Переяславская Рада), на которой казаки приняли решение о присоединении к Руси и закрепили это присягой на верность русскому престолу. Чуть позже, по инициативе хитрого Алексея Михайловича, присягу приняли все малороссы, вплоть до простых казаков и самых нищих крестьян.

           В 1656 годуШвеция напала на Русское царство, и на время боевых действий со шведами, Алексей заключил с поляками Виленское перемирие.Надо сказать, что Алексей Романов сам спровоцировал войну со Швецией, чтобы не допустить союза последней с Речью Посполитой, а также захвата ливонских земель на территории Русского царства.Через два года боевых действий, в декабре 1658 года был подписан Валиссарский мирный договор, по которому Русь оставляла себе на три года завоеванные в Прибалтике земли, в том числе Яму и Юрьев.

           20 января 1667 года поляки были вынуждены подписать мир. Это произошло в деревне Андрусово (Андрусовское перемирие). Согласно этому документу, Алексей Михайлович вернул Смоленск и множество земель, которые долгое время находились под Речью Посполитой. Кроме этого, Левобережная Малороссия и Киев возвращались в Русское государство (показательно, что представители Малороссии на подписание приглашены не были). Договор также стал основой последующих русско-польских союзов против шведов и османских турков.

           Освоение Сибири: С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов

           Алексей Михайлович, также, как и Иван Грозный, поощрял колонизацию Сибири и других восточных земель. Особенно стал известен исследователь Дальнего Востока Ерофей Хабаров, составивший множество карт Забайкалья и Приамурья, основавший новые города и открывший много месторождений полезных ископаемых. В его честь назван город Хабаровск, столица Хабаровского края.

           Выдающийся исследователь и путешественник Семен Дежнев первым прошел весь Берингов пролив (причем за 80 лет до того, как это сделал Беринг, который так и не смог пройти весь пролив), исследовал Аляску, Чукотку, Северный Ледовитый океан и север Тихого океана, а также территории Восточной и Северной Сибири, открыл Колыму и Анадырский край.

               

9. Русские землепроходцы и значение их деятельности.

           Землепрохо́дцы — русские путешественники XVII века, осваивавшие неизвестные ранее территории Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Имели разное социальное происхождение — казаки, служилые люди, купцы. Многие из них были уроженцами Русского Севера. Известными землепроходцами были Пётр Бекетов, Иван Москвитин, Семён Дежнёв, Еналей Бахтеяров, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Иван Ребров, Владимир Атласов и др.

           В процессе своей деятельности землепроходцы осуществляли далёкие экспедиции в неизведанные земли, которые наносили на карты ("чертежи"), собирали ясак с местных жителей и основывали поселения в виде зимовий и острогов. Наименование землепроходец не исключало того, что новые земли могли быть открыты речным, либо морским путём с использованием кочей, стругов или дощаников.

           Русские землепроходцы открыли бассейны таких рек, как Лена, Амур и Енисей, вышли к побережью Охотского моря. Они прошли всю Сибирь и Дальний Восток и открыли полуострова Таймыр, Ямал, Чукотку и Камчатку. Русские землепроходцы 17 века Дежнев и Попов первыми прошли по Берингову проливу, Москвитин открыл побережье Охотского моря, Поярков и Хабаров исследовали Амурский край.

           Семен Иванович Дежнев: Знаменитый русский землепроходец, за 80 лет до Беринга прошедший полностью по проливу, разделяющему Северную Америку и Азию. Был сначала служилым казаком в Тобольске и Енисейске. Занимался сбором ясака (дани) с местных племен и одновременно стремился разведать и изучить новые территории. С этой целью с большим отрядом казаков на нескольких кочах (небольших кораблях) он отправился от устья Колымы на восток по Северному Ледовитому океану. Экспедицию ждали суровые испытания. Судна попали в шторм, и часть кораблей затонула. Дежнев продолжил свой поход и доплыл до выступа Азии, мыса, получившего позднее его имя. Дальше путь экспедиции проходил по Берингову проливу. Они прошли всю Сибирь до побережья Тихого океана. (1641-1648).

           Василий Данилович Поярков: Впервые проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение реки Амур до устья (1640-1645). Собрал ценные сведения о народах, живущих на Амуре, убеждал якутских воевод присоединить амурские страны к Руси.

           Ива́нЮ́рьевичМоскви́тин (ок. 1603—1671) — русский землепроходец, атаман пеших казаков. В 1639 году с отрядом казаков первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив.

           Ерофе́йПа́вловичХаба́ров-Святи́тский (ок. 1603 – 1671, Усть-Киренгский острог) — русский землепроходец; происходил из крестьян из-под Великого Устюга. Продолжатель дела Еналея Бахтеярова и Василия Пояркова по освоению Приамурья.Он продолжил дело Пояркова по изучению Амурского края. Хабаров был предпринимателем, занимался скупкой пушнины, построил соляную варницу и мельницу. Вместе с отрядом казаков прошел на судах весь Амур и составил первую карту Приамурского края. По пути он завоевывал многочисленные местные племена. Повернуть назад Хабарова заставила собранная против русских путешественников армия маньчжур.

           Иван Иванович Камчатый (также Камчатой) (ум. около 1661 года) — русский землепроходец, первооткрыватель полуострова Камчатка. му принадлежит честь открытия Камчатки. Полуостров носит теперь имя первооткрывателя. Камчатый был зачислен в казаки и отправлен для службы на реку Колыму. Занимался пушным промыслом и поиском моржовой кости. Он первым открыл реку Камчатка, узнав о ней у местных жителей. Позже, в составе небольшого отряда под предводительством Чукичева, Камчатый отправился на поиски этой реки. Через два года пришло известие о гибели экспедиции на реке Камчатке.

           Влади́мирВаси́льевичАтла́сов (ок. 1661/1664, Великий Устюг — 1 февраля 1711, Нижнекамчатск) — русский землепроходец, сибирский казак, исследователь Камчатки. Весной 1697 года Атласов во главе отряда из 120 человек (60 казаков и 60 юкагиров) на оленях предпринял поход на юг от Анадырского острога, через Корякский хребет. Достигнув Камчатки, отряд Атласова разъединился. Лука Морозко со своими людьми отправился исследовать восточное побережье Камчатки, а Владимир Атласов — западный берег полуострова. Затем отряды снова объединились, и их дальнейший маршрут пролёг по центральной части Камчатки. В ходе похода были захвачены четыре корякских острожка, поставлен на реке Кануч памятный крест и на реке Камчатке заложен Верхнекамчатский острог. Маршрут экспедиции закончился на южной оконечности полуострова, где из устья реки Нынгичу (Голыгиной) Атласов имел возможность наблюдать неизвестные ранее острова – Курилы.

           В 1700 году прибыл в Якутск, где систематизировал собранные в ходе похода материалы, написав подробные «сказки», в которых сообщил о рельефе, климате, флоре и фауне, населении полуострова и близлежащих островах «через кои путь лежит в зело чудное Нифонское царство». К «сказкам» прилагалась и первая карта Камчатки.

 

10. Диалог запада и востока в культурном процессе 17 века.

           XVII в. занимает особое место в истории русcкой культуры, поскольку именно в это столетие: а) начался процесс формирования русской нации и подъем национального самосознания и б) более отчетливо обозначился процесс разрушения средневекового религиозного мировоззрения, а вместе с ним обмирщение или секуляризация культуры.

           При этом ряд авторов (Д. Лихачев) утверждают, что именно барокко выполнило в России ту же историческую миссию, что и культура Возрождения в Европе. Барокко, которое в Европе стало антитезой Ренессанса, в России оказалось близким к возрожденческим традициям и идеалам, поскольку несло в себе просветительское начало и способствовало процессам обмирщения культуры и религиозного мировоззрения.

           Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и культурных связей с странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

           Просвещение: Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» МелетияСмотрицкого (1648) и таблица умножения (1682). В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии ... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и ИоанникийЛихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов. В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

           Литература: В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

           Театр: Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

           Архитектура: Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном.

           Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

           В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев.

           Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

           Живопись: Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...