Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по базовой подготовке




Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 32
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе:  
теоретическое обучение 28
практические занятия 32
Промежуточная аттестация                                                                                           

Примерные условия реализации программы Дисциплины

 

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Экология и основы безопасности жизнедеятельности», оснащенный оборудованием:

o многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);

Рекомендуемые плакаты по дисциплине:

1. Схема очистки газовых выбросов.

2. Схема очистки промышленных сточных вод.

3. Схема утилизации отходов.

4. Альтернативные источники энергии. Альтернативная энергетика. Традиционные источники энергии. Традиционная энергетика. Смешанные источники энергии.

5. Классификация понятия «среда».

6. Соотношение понятий среда социальная, среда искусственная, среда развития, среда биологическая, среда биотическая, среда абиотическая в приложении к человеку.

7. Соотношение объемов понятий: охрана природы, охрана среды жизни, энвайронментология, охрана окружающей человека среды, охрана природной среды, окружающей человека, энвайронменталистика.

8. Схема взаимосвязи экологических компонентов.

9. Экологические принципы охраны окружающей среды.

10. Основные принципы рационального природопользования.

11. Приоритетные типы охраняемых природных территорий (опт).

12. Источники образования, распределения и направления расходования экологических фондов.

13. Система наземного мониторинга окружающей среды (по И. П. Герасимову).

14. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды.

15. Взаимодействие основных направлений научных исследований экосистем и физико-географических районов земного шара в рамках программы «Человек и биосфера» (МАБ).

16. Искусственная экосистема космического корабля.

17. Экологическое проектирование.

18. Пример «карты памяти».

19. Экологическая игра «засели остров».

20. Компас— средство для изучения местной окружающей среды.

21. Образование для устойчивого развития.

 

 

техническими средствами обучения:

  • информационно-коммуникационные средства;
  • мультимедийное оборудование.

Рекомендуемы аудиовизуальные средства обучения (видеофильмы)

1. В гостях у природы, в 3-х частях, 120 мин.

2. Многоликая среда обитания, 2 частях, 120 мин.

3. Воздействие окружающей среды, в 3-х частях, 120 мин.

4. Экологические системы и их охрана, 1 частях.

5. Охрана окружающей среды города, 2 частях.

6. Экология. Нетрадиционная энергетика.

7. Жить или не жить.

8. Экология охраны природы.

 

Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых или допущенных для использования в образовательном процессе

 

Печатные издания

 Основной источник:

  1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник /М.В.Гальперин. – 2-е издание, испр. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА- М, 2017.- 256 с. – (Профессиональное образование)

Дополнительные источники:

  1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. «Экологические основы природопользования»: 5-е изд. перераб. и доп., М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008.-320 с.
  2. Введенин Н.Н.Аграрное право, вопросы и ответы. М.: Юриспруденция 2000
  3. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. Учебник – 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2013.- 256 с.
  4. Константинов В.М.: Экологические основы природопользования: Уч. пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр “Академия”, Мастерство,2001.
  5. Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008.-304 с.
  6. Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. ЭОПП: Учебное пособие для студентов учреждения среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», НМЦ СПО, 4-е изд., испр. и доп. 2006.-208 с.
  7. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Учебник для колледжей и средне-специальных учебных заведений. 5-е изд. перераб., Ростов на Дону: «Феникс», 2009.- 408 с.
  8.  Федеральные законы:

   Федеральный закон "Об охране окружающей среды" 2002.

  Ф3-Водный кодекс, 1995 . ФЗ -Лесной кодекс, 1997.

  ФЗ - Земельный кодекс,2001.

  ФЗ – «Об охране атмосферного воздуха», 1999.

  ФЗ – «О животном мире», 1995.

  ФЗ - «О недрах», 1992.

  ФЗ – «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения», 1999.

  ФЗ – «О радиационной безопасности», 1996.

  ФЗ – «Об экологической экспертизе», 1995.

Электронные издания (электронные ресурсы)

 

1. www.moseco.ru Портал Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы.               

2.       www.ecosystema.ru. Ассоциация Экосистема описании проблем экологии, природопользования и охраны природы. 

3. www.claw.ru Образовательный портал    

4. www.mnr.gov.ru Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере  природопользования               

5.      www.konferencii.ru Открытый каталог событий (Экология, Природопользование)       

6. www.nature.gov.ru Комитет промышленного развития, экологии и природопользования -       

7.      www.prognoz.ru Прогноз. Экология и природопользование.

8.     www.aboutecology.ru Комитет по экологии. Отдел природопользования и защиты окружающей среды.

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки
Знать структуру биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды   o Верно выбран один или несколько ответов (по эталону); o Верно определены соответствия понятий (по эталону)     Студент:  · правильно и четко отвечает на поставленные вопросы; · использует специальные термины и понятия; · отстаивает свою точку зрения; · способен выбрать и использовать необходимую информацию из ранее изученного материала; · имеет достаточный словарный запас для аргументации устного или письменного ответа  Тестирование   Решение ситуационных задач  
Знать экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы   o Верно выбран один или несколько ответов (по эталону); o Верно определены соответствия понятий (по эталону) o  Тестирование
Знать основы экологического права Выполнение практической работы, используя инструкционно-технологическую карту   o Верно выбран один или несколько ответов (по эталону); o Верно определены соответствия понятий (по эталону) Оценка результатов выполнения практической работы     Тестирование
Уметь минимизировать антропогенные нагрузки на природные экосистемы Выполнение практической работы, используя инструкционно-технологическую карту   o Верно выбран один или несколько ответов (по эталону); o Верно определены соответствия понятий (по эталону) Оценка результатов выполнения практической работы     Тестирование
Уметь определять характер загрязнений при осуществлении профессиональной деятельности     Выполнение групповых проектов Решение тестовых заданий  
Уметь организовать правовое сопровождение всего комплекса природоохранных мероприятий o Составление искового заявления в суд по факту нарушения природоохранного законодательства РФ Проверка наличия и правильности оформления документа



Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.03. Экологические основы природопользования

                                                       

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы
1

2

3 4

Раздел 1. Основные понятия экологии

8

Тема 1.1.  Основные понятия и законы

Содержание учебного материала

2

1 Экология как наука об экологических системах, становление экологии как науки. Экосистема как совокупность всех живых организмов и их неживого окружения в некоторых пространственных пределах Понятие популяции, законы популяционной экологии. Структура популяции. Гомеостаз популяции. Динамика популяций. Биогеоценоз – Система, состоящая из сообщества живых организмов и его биотического окружения. Устойчивость и динамика биогеоценозов и экосистем.   

Тема 1.2. Разнообразие экосистем. Биосфера

Содержание учебного материала

2

1 Виды природных экосистем земли. Трофические цепи в экосистемах различного типа. Механизм атмосферной циркуляции. Влияние атмосферной циркуляции на климатические особенности природных экосистем. Свойства воды. Климатообразующее влияние воды. Виды водных экосистем. Особенности антропогенных экосистем. Понятие антропогенной нагрузки. Потоки энергии в биосфере. Вода, кислород и углерод в биосфере. Фосфор и сера в биосфере. Потоки информации в биосфере

Тема 1.3. Образование биосферы. Развитие биосферы.

.

Содержание учебного материала

        

2

1. Потоки энергии в биосфере. Вода, кислород и углерод в биосфере. Фосфор и сера в биосфере. Потоки информации в биосфере. Ноосфера.

Практическое занятие:

Определение антропогенной нагрузки на природные экосистемы в результате профессиональной деятельности и пути её снижения.

2

Раздел 2. Особенности взаимодействия общества и природы.

14

Тема 2.1. Загрязнение окружающей природной среды токсичными веществами.

Содержание учебного материала

2

1  Типы и характеристики загрязняющих веществ. Понятие ПДК. Распространение загрязняющих веществ. Рациональное размещение производства. Кислотное загрязнение. Загрязнение пылью, тяжелыми металлами, ядовитыми химическими соединениями, биологическое и физическое разрушение и загрязнение природной среды.

Тема 2.2. Радиация, радиоактивное загрязнение.

Содержание учебного материала

 

2

1 Радиация, радиоактивное загрязнение и атомная энергетика.

Тема 2.3. Глобальные проблемы загрязнения окружающей среды.

Содержание учебного материала

 2

1 Аварии как источники загрязнения, глобальные проблемы загрязнения окружающей среды. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Утилизация бытовых и промышленных отходов.  

Тема 2.4. Население и ресурсы Земли

Содержание учебного материала

 

 2

1 Динамика народонаселения Земли. Продовольственная проблема, её характер. Причины зелёной революции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Тема 2. 5.

Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Содержание учебного материала

 

 2

1 Природные ресурсы: классификация природных ресурсов и их общая характеристика. Минеральные ресурсы. Почва и категории земель. Водные ресурсы. Леса. Пастбища. Ресурсы мирового океана

Тема 2.6. Энергетические ресурсы.

Содержание учебного материала

 

1

1  Энергетические ресурсы. Угроза энергетического голода.

Тема 2.7. Природные потенциалы.

Содержание учебного материала

1

1 Проблема сохранения рекреационных зон. Понятие особо охраняемой территории. Биосферные заповедники.

Тема 2.8. Концепция устойчивого развития.

 

Содержание учебного материала

 

2

1 Эволюция взаимоотношений природы и общества. Характер научно-технической революции. Понятие постиндустриального общества. Концепции устойчивого развития.

Радел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования.

8

Тема 3.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

Содержание учебного материала

2

1 История Российского и международного природоохранных законодательств Природоохранный надзор. Экологический мониторинг состояния природной среды. Экологическое прогнозирование.

Тема 3.2. Экологическое регулирование и экологическое право.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие экологического регулирования и экологического права. Проблемы экологического регулирования. Экологический контроль в РФ. Особенности природоохранного законодательства.

Тема 3.3. Социальные проблемы природопользования

Содержание учебного материала

 

2

1 Взаимоотношение общественных и государственных организаций в области экологического мониторинга и экологического регулирования. Приемлемый и сбалансированный риск.

Практическое занятие: Нормативные документы по рациональному природопользованию окружающей среды (изучение ФЗ и Кодексов РФ по охране природной среды).

Тема 3.4.

 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Содержание учебного материала

1 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международное природоохранное законодательство. Мировоззрение устойчивого развития. 2
Итоговое занятие

Зачет

2

Всего:

32

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...