Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы по теме «Грамматические средства и грамматические значения»




1. Дайте определение грамматического значения.

2. Назовите основные отличия грамматических и лексического

значений.

3. Почему грамматические значения не могут быть индивидуальными?

4. Как определить грамматические значения формы в тексте?

5. При помощи чего реализуются грамматические значения?

6. Перечислите синтетические грамматические средства.

7. Перечислите аналитические грамматические средства.

8. При каких условиях грамматическим средством может быть словесное ударение?

9. При каких условиях грамматическим средством может быть внутренняя флексия?

10. При каких условиях грамматическим средством может быть супплетивизм?

11. На каком основании пары основ определяются как супплетивные?

12. При каких условиях грамматическим средством может быть служебное слово?

13. При каких условиях грамматическим средством может быть удвоение корневой морфемы (основы)?

14. При каких условиях грамматическим средством может быть порядок слов в предложении?

15. Одинаковы ли потенциальные возможности различных грамматических средств в различных языках?

16. Какие грамматические средства являются наиболее “популярными” в русском языке?

17. Какие грамматические средства являются наиболее “популярными” в изучаемом Вами иностранном языке?

18. В чем отличие агглютинации от фузии как двух разновидностей аффиксации?

19. Какова природа аффиксов в изучаемом вами языке?

Парадигма. Грамматическая категория

Практические задания

1.Составьте парадигматические ряды из следующих словоформ, укажите, если такие представлены, полные парадигмы.

Русск.:а) кочерыжка, спящего, веники, простой, спят, кочерыжкой, упростить, спящим, проще, кочерга, простейший, спящими, о кочерыжке, самый простой, более простой, кочерыжки, кочерыжке, веник, кочерыжку.

б) семи, логово, партитура, укромный, всемером, логовище, семью, укромного, семь, партитурный, логова, семеро, седьмого, партитур, логовом, укромному, седьмой.

в) ползет, рыбака, мог, хитер, можем, ползу, хитрее, рыбаки, мочь, рыбный, хитрейший, могучий, рыбак, ползаем, оползень, рыбачить, хитрый, могущий, полз, хитрить, могли, хитрого, польза, могли, рыбаками, хитрец;

г) о петельке, меня, послезавтра, петелька, дочь, нас, петля, завтракать, дочерями, мы, завтракал, дочерний, петельку, буду завтракать, дочерью, нам, я, петелькам, завтрашний, петельки, дочери, мною.

Англ.:а) a bee, escaped, being, to be, have escaped, bees, to escape, was, have been, escaping, were, will be, escapade.

б) master, hear, clean, mastering, heard, hearing, master’s, cleaner, masters, cleaning, hereafter.

в) to lose, season, make, loser, seaside, lost, made, making, see, loose, sea, remake, seasons.

 

2.Завершите ряд соответствий между грамматическими формами и их кодовыми обозначениями.

Слон n(NmSg) Слоны n(NmPl)

Слона n(GmSg) Слонам n(DmPl)

Слону n(DmSg) Слониха n(NfSg)

Слона n(AmSg) Слонихе _______

Слоном n(ImSg) Слонихам _______

о Слоне n(LmSg) _________ n(IfSg)

Объясните значение каждого кодового обозначения данной

парадигмы: n - ?, N…L - ?, m - ?, f - ?, Sg - ?, Pl - ?

 

3.Исходя из логики заданных последовательностей, придумайте русскоязычные примеры, иллюстрирующие следующие кодовые обозначения:

n(NfPl), n(GfPl), n(LfPl), n(NmSg).

Какие из приведенных ниже форм иллюстрируют кодовое обозначение n(AmSg): Зазноба, кота, города, воина, специалиста, рана, дела, тишина, террариума, пешехода.

Какие из приведенных ниже форм иллюстрируют кодовое обозначение n(NfPL): Крокодила, швабра, облака, камни, сени, капли, жабы, жабры, столы, крысы.

Какие из приведенных ниже форм иллюстрируют кодовое обозначение n(LfPl): городах, компаниях, окнах.

4.Сколько парадигм и сколько лексем представлено в следующем списке словоформ? Распределите слова по парадигмам и лексемам.

Русск.:бегу, читаешь, спали, плачет, ем, сел, скачет, встаем, хотят, живешь, будете, пишут, бегаю, сидите, рисую, степью, летит, дарю, прыгал, бежал, читал, книгу, стене, пером, бродим, поет, веришь, летаю, рычат, люблю, ходили, таскают, бежали, ехал, слышим, ручьи, сплю, спать, книгой, степи, летели, беги, читаешь, обедаешь, воробьев, перья, спим, стенам, лечу, степями, книги, спали, воробьи, перьев, спи, обедаете, бежите, стеной, ручей, степей, летят, перо, воробья, книга.

Англ.:go, I, she, child, was, man, went, gone, me, men, are, going, my, children, were, us, mine, childhood, is, her, be.

Лат.:orno, teream, tegebam, audies, suspico, frendui, fractum, cepi, utor, fertis, pati, dedi, traditum, terreant, ornabunt, tactum, disco, venire, scivi, audiemus, ornabor, gaudeamus, dividunt, metiri, dicebat, seretis, terret, loqui.

5.Какой из приведенных ниже рядов форм не является грамматической парадигмой? Мотивируйте свой ответ.

а) Земля – земли; б) красивый – красивая – красивое; в) лежал – лежу – буду лежать; г)голова – головной – головня; д)знаешь – знай – знал бы; е) грибы – грибов – грибам – грибы – грибами – о грибах; ж) светлый – светлее – светлейший.

 

6.Верны ли приведенные ниже утверждения? От чего зависит появление двусмысленных случаев, отмеченных звездочкой?

а) Слово «сани» не имеет числовой парадигмы.

б) Слово «бетон» не имеет числовой парадигмы.

в) Слово «лыжи» не имеет числовой парадигмы.

г) Слово «любовь» не имеет числовой парадигмы.

д) Слово «сени» не имеет числовой парадигмы.

е) Слово «краснота» не имеет числовой парадигмы.

ж) Слово «апартаменты» не имеет числовой парадигмы.

а) Слово «слепой» не имеет родовой парадигмы.

б) Слово «прихожая» не имеет родовой парадигмы.

в) Слово «ловкий» не имеет родовой парадигмы.

г) Слово «мороженое» не имеет родовой парадигмы.

д) Слово «гостиная» не имеет родовой парадигмы.

е) Слово «ласковая» не имеет родовой парадигмы.

ж) Слово «второе» не имеет родовой парадигмы.

а) Слово «пальто» не имеет падежной парадигмы.

б) Слово «его» не имеет падежной парадигмы.

в) Слово «зло» не имеет падежной парадигмы.

г) Слово «строже» не имеет падежной парадигмы.

д) Слово «строгий» не имеет падежной парадигмы.

7.Приведены праславянские реконструкции грамматических форм и их русские эквиваленты:

*Ved-o-n веду *Pros-i-on прошу

*Ved-e-si ведешь *Pros-i-si просишь

*Ved-e-Ø ведет *Pros-i- Ø просит

*Ved-o-mos ведем *Pros-i-mos просим

*Ved-e-te ведете *Pros-i-te просите

*Ved-e-ntis ведут *Pros-i-ntis просят

Определите, какие служебные морфемы выделяются в праславянских и современных русских формах, за счет каких праславянских грамматических средств (суффиксов, флексий) оформилось современное противопоставление глаголов по спряжению и какой процесс изменения морфемной структуры слова произошел в данных формах на протяжении истории русского языка.

Установите русские соответствия для праславянских форм: *Zna-jesi, *Dvig-ne-te, *Dvig-no-n, *Zna-jo-n.

Вопросы по теме «Парадигма. Грамматическая категория»

1. Дайте определение грамматической формы слова, используя термины “грамматическое значение” и “грамматическое средство”.

2. Почему один из элементов структуры слова может быть назван “грамматическим показателем”?

3. Что такое нулевой грамматический показатель?

4. В чем разница между синтетическими и аналитическими грамматическими формами?

5. Что является грамматическим показателем в аналитической форме?

6. Дайте определение грамматической категории, используя термин “грамматическая форма”.

7. В каком отношении находятся друг к другу грамматические формы одной и той же категории?

8. Как объяснить несовпадение грамматических категорий тождественных разрядов слов в разных языках?

9. Что такое категориальное значение?

10.Что такое категориальный показатель?

Части речи

Практические задания

1.На основании общности какой или каких грамматических категорий мы относим к одной части речи следующие слова?

Русск.:а) лошадь, погода, рабочий, Осло, вуз, такси; б) мог, осознает, будет посещать, рисовала, съешьте, печь, хотел бы; в) натощак, затемно, исподтишка, слева, по-хорошему, без устали, вдоль; г) красен, бестолковый, теплейший, голодный, седой; д) двое, семьдесят, девятьсот пятый, три; е) их, я, мой, весь, который, нечто; ж) бодрящий, окрашенный, прописан, евший; з) или, словно, потому что, не то чтобы…, а как будто бы.

Англ.:а) smallness, wind, driver, reason; б) cold, reasonable, easiest; в) have, had, drive.

 

2.Сколько разных частей речи представлено в следующем ряду форм? Мотивируйте свой ответ.

Русск.:а) хитрый, являться, переехал, проще, понятный, изречь, сухому, трансатлантические, лисий, расскажет, кравчий, сушить; б) голый, высочайший, легок, понят, наивный, традиционен, лучший, шедший; в) смешно, нарочно, зло, критически, невпопад, водопад, внутрь, топь.

Англ.:а) birth, youth, teeth, beneath, south; б) pharaoh, richness, liability, stand, conversation; в) accept, relax, choose, were, sleep, try.

 

3.Объясните, почему формы “купленный, ставший, разбитый” мы относим к одной части речи, а формы “знакомый, жареный” - к другой?

4.Объясните, почему формы “купил, любил, узнал, устал” мы относим к одной части речи, а формы “устало, нагло, тепло” - к другой?

5.Объясните, почему формы “сотый, сто, двенадцать, тысяча девятьсот восемьдесят пять ” мы относим к одной части речи, а формы “тысяча, сотня, тридцатка” - к другой?

6.Определите, к каким частям речи относятся выделенные формы:

Русск.:а) Человек! – это великолепно, это звучит гордо. б) В комнате накурено и сыро. в) Вновь в ожидании набега хоронят по лесам добро. г) Мал, да умел не по летам: с пятилеток умел куропатку камнем сшибить.

Англ.:а) This be the verse you grave for me. б) It was not a bound that she was prepared to break and certainly not for a perfect stranger. в) They will never reach London before dark. г) I can’t stand the whole time here – the stand doesn’t seem to be dependable enough.

 

7.Объясните, на каком основании следующие формы мы называем а) существительными.

Русск.:военный, тысяча, зло, учитель, ученый, молодость, шило, рабочий, гостиная, стена, новизна, зодчий, ребенок, канапе, Осло, Канада, тюль.

Англ.:the poor, government, hundreds, easiness, the love, the native, length, university, whites, the wounded, ability, connection, the advice.

Лат.:lex, civitas, leo, anser, miles, labor, mos, hiems, mare, guttur, nomen, tempus, cornu, luna, ration, saxum, ars.

б) глаголами.

Русск.:постой, стекло, бежать, буду знать, лезь, мог, смеется, споришь, знал бы, пью.

Англ.:to love, satisfied, came, to demonstrate, lead, led, share.

Лат.:dixi, orno, audis, usus, metior, scriptum.

в) прилагательными.

Русск.:белый, новее, самый простой, строжайший, выше, красен, откровенный, жженый.

Англ.:beautiful, capable, lucky, easier, cool, senseless, dark, smartest, actual, active, evident.

 

8.В следующих предложениях определите частеречную принадлежность всех форм, укажите, какие признаки совпадают и какие – не совпадают в тождественных частях речи в русском и английском языках. Есть ли несовпадения между частями речи в разных языках?

Русск.:Пожилой водитель улыбнулся, не отрывая глаз от дороги, и кивнул. Разговор иссяк. Полина отвернулась к окну и промолчала до самого города.

Англ.:The elderly driver has smiled, not tearing his eyes off from a road, and has noded. The conversation has run low. Poline has turned away to a window and has kept silent till they were up to the city.

 

9.Во всех ли случаях выделенные в тексте формы можно отнести к одной и той же части речи (подчеркнутые формы – к причастию, выделенные курсивом – к наречию)? Мотивируйте свой ответ.

Русск.:Подводя итоги развития лингвистической науки в конце нашего столетия, ученые обращаются к истокам идей, разрабатывавшихся в течение века, то есть избранных в качестве предмета изучения еще лингвистами восемнадцатого столетия. Очень часто представление о первых попытках решения актуальных и сейчас проблем современной лингвистики связано с именами представителей Казанской лингвистической школы. Одним из выдающихся представителей этой школы был Н.В.Крушевский. Р.О.Якобсон в своем предисловии к польскому изданию избранных работ Н.В.Крушевского писал об ученом, что “он оставался недооценен и полузабыт и в польской, и в русской, и в международной научной печати”. Действительно, о Крушевском писали меньше, чем о Бодуэне и Соссюре. Но даже в немногочисленных высказываниях о нем теоретическое наследие его оценивалось высоко, а среди авторов критических разборов его исследований мы находим имена выдающихся российских и европейских ученых. Вклад Крушевского в развитие лингвистической мысли не меньше, если не больше, чем любого из названных выше ученых.

10.Во всех ли случаях выделенные в тексте формы можно отнести к одной и той же части речи (подчеркнутые формы – к глаголу)? Мотивируйте свой ответ.

Англ.:After returning from a theatre we have had supper and went to sleep. Unfortunately, nobody made up his mind to set up an alarm clock. Thus, my sleep did not interrupt till eleven o'clock in the morning, when my colleagues, concerned with my absence, started knocking at the door.

11.Сравните приведенные ниже ряды форм, укажите, какие из них представляют собой полные парадигмы:

1. Море Сани Думаю Понятный

Моря Саней Думаешь Понятного Себя

Морю Саням Думает Понятному Себе

Море Сани Думаем Понятного Себя

Морем Санями Думаете Понятным Собой

Море Санях Думают Понятном Себе

2. Голос Голос Охотник Кошка Стар

Голоса Голоса’ Охотники Кошки Стара

Голосу Кошке Старо

Голос Кошку

Голосом

Голосе

12.В каждом приведенном ниже отрывке текста содержится 10 местоимений. Верно ли это утверждение?

Русск.:Любые учебные пособия, предназначенные для будущих специалистов, отражают научную позицию своих составителей, их понимание ряда явлений, которое может не совпадать с “традиционным” толкованием фактов. Как правило, пособия указанного назначения ориентированы на определенные теоретические труды, обосновывавшие ту или иную точку зрения. Причем каждое теоретическое построение этого порядка может в прикладной работе рассматриваться критически, даже если автор пособия разделяет саму точку зрения “теоретика” на все освещаемые теорией и затрагиваемые в его (автора) учебном пособии вопросы.

Англ.June, of course, had not seen this, but, though not yet nineteen, she was notorious. Had she not said to Mrs.Soames – who was always so bautifully dressed – that feathers were vulgar? Mrs.Soames had actually given up wearing feathers, so dreadfully downright was dear June! These misgivings, this disapproval and perfectly genuine distrust, did not prevent the Forsytes from gathering to old Jolyon’s invitation. Never had there been so full an assembly, for mysteriously united in spite of all their differences, they had taken arms against a common peril.

 

13.Определите частеречную принадлежность выделенных слов в следующих контекстах. Имеют ли выделенные слова омонимические формы, относящиеся к другой части речи? Ответ мотивируйте.

Русск.:За лесом грянуло “ура”! Россия начала войну, будучи неподготовленной к ней. Невидимые невооруженным глазом микроогранизмы.

Англ.We met at the Mall’s center. One should focus on his material. Birds of a feather flock together.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...