Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Грамматические средства и грамматические значения




 

Практические задания

1.Определите, при помощи каких грамматических средств передаются указанные грамматические значения в следующих формах.

а) Грамматическое значение числа: рука – руки, человек – люди, одно пальто – семь пальто, ребенок – дети, теневой – теневые, спал – спали, руки’ – ру’ки (Род.п.), hand – hands, man – men, tooth – teeth.

б) Грамматическое значение падежа: кот – кота, без кашне – о кашне, лисий – лисьего, ночь сменяет день, из леса – в лесу, я – меня, мы – нас, she – her, they – them, we - us.

в) Грамматическое значение лица и числа: пою – поешь, обсуждаю – обсуждают, буду знать – будем знать, хотел бы – хотели бы, позови – позовите, see – saw, know – knew, prepare – prepared.

г) Грамматическое значение рода: проток – протока, выучил – выучила, простодушный – простодушное, большой неряха – большая неряха, узнать его – узнать ее.

д) Грамматическое значение вида: подсказать – подсказывать, собрать – собирать, знать – узнать, выпроводить – выпроваживать.

е) Грамматическое значение склонения: команда – командир, туш – тушь, земля – знамя, окно – пальто, мороженое – поле, кий – ловчий, стая – гостиная.

ж) Грамматическое значение степени сравнения: высокий – выше, низкий – нижайший, старый – самый старый, young – younger – the youngest, small – smallest.

2.Сравните наборы грамматических форм в татарском, английском и русском языках, определите, какие грамматические средства более популярны в русском языке, какие - в английском, в татарском.

а) Русск.:(Им – Пр.падеж ед.числа и Им.падеж мн.числа) друг, друга, другу, друга, другом, о друге, друзья – Англ.:(те же формы) friend (N – Loc Sg) – friends (N Pl) – Тат.:дус, дусны, дуска, дусны, дус белэн, дус турында, дуслар.

б) Русск.:играть, играю, играешь, играет – Англ.:to play, I play, you play, he plays – Тат.:Уйнарга, уйныйм, уйныйсын, уйный.

3.Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какими средствами.

Русск.:стол – стола – столу; избегал – избежал; день сменяет ночь – ночь сменяет день; белый – белее – белейший; синий – синий-синий; хорошо – лучше; и’глы – иглы’; иду – шел; говорю – говоришь – говорят; прилежнейший – самый прилежный; разре’зать – разреза’ть; напишу – буду писать; поехать – поехал бы.

Англ.:man – men; sing – sang; good – better – best; easy – easier – easiest; write – writes; spoke – had spoken; boy – boy’s; I – me; go – went; girl – girls.

 

4.Приведите примеры грамматических форм, значения которых противопоставлены за счет а) только флексии; б) только ударения; в) только служебного слова.

5.Какие варианты прочтения предложения предполагают следующие контексты? Каким грамматическим средством определяется эта “двусмысленность” в прочтении?

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Завидовать было некому.

Платье задело весло.

Мать встретила Гузель.

Глаза утомляют яркие краски.

6.Сгруппируйте пары слов по общности средств, использованных для выражения грамматических значений, укажите, какие значения какими средствами выражены:

Книга – книгу; я – меня; читаю – буду читать; сидишь – сидит; напишу – напишем; даем – дадим; пи’лы – пилы’; плохо – хуже; теплый – самый теплый; иду – шел; ле’са – леса’; читал – читала; избегать – избежать; светлый – светлее; везу – вез; насы’пать – насыпа’ть; черный – черная; ходит – ходил; вымыл – был вымыт; мой – моего; много – больше; сковать – сковывать; запретить – запрещать; милый – милейший; чудо – чудеса; прыгать – прыгнуть; падаю – упал; придем – придете; придете – придите; книга – книги; кладу – положу; стол – стола; она – ее; гребу – греб; выразить – выражать; хороший – лучше; белый – белого; сказал – сказала; ребенок – дети; старый – самый старый.

7.Переведите данные в предыдущем задании пары форм на изучаемый язык и сопоставьте средства выражения одинаковых грамматических значений в двух языках. Все ли значения, выраженные средствами изучаемого языка в данных парах можно считать грамматическими? Ответ обоснуйте.

8.Опишите подчеркнутые в тексте грамматические формы, укажите все передаваемые ими грамматические значения и средства их выражения:

Под окнами, на главном канале, буйствовали туристы: звучали гитары, тонкими мелодичными голосами итальянские кочующие певцы пели про солнце, море, любовь; свои переливчатые соло вплетали в музыку сотни колокольчиков с гирлянд на балконах и лодках; пронзительно покрикивали гондольеры; с шипеньем взлетали и гулко лопались ракеты, осыпая сборище лодок и катеров многоцветными, холодными искрами; доносился говор и крик шумной компании весельчаков – заурядный будний день карнавала на каналах города.

9.Определите грамматические средства в перечисленных ниже формах, укажите выражаемые ими частные и категориальные грамматические значения.

Русск.:светает, деревьями, работаем, красивого, меня, еле-еле, шли, лба, пишущий, сделанный, будешь знать, сильнее.

Англ.:became, feet, reads, boy’s, easier, is done, went, more useful, me, spoke, worked, himself, will come.

Лат.:animalibus, verbis, omni, habebant, copiarum, erat, amare, sua, misera, vidi, nullum, dulce, pulcher, eum, crepitu, clangore.

10.Выделите из приведенных форм те, что обладают нулевым грамматическим либо словообразовательным показателем. Какие грамматические значения им выражаются?

Русск.:стол, еще, коров, лучи, вперед, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, тишь, дал, миг, такси, пять, вчера, сидя, режь, туч, мышь, сплошь.

Англ.:bitter, letter, spoke, ready, run, man, forward, dear, way, always, geese, about, nearer, much, house, smallest, beneath, breath.

Лат.:solus, pro, mos, sine, puer, pax, libri, saepe,opto, sed, nihil, dixi, senis, sui, tremo.

11.Разделите данные формы на синтетические и аналитические. Какие грамматические значения ими выражены?

Русск.:будем читать, моего, было написано, трех, прочитает, на столе, о бабушке, к бабушке, манто, везу, дал бы, пошел, ушедший, наилучший, самый высокий, люди, бросаете, верьте, ниже, всех, более четкий, говорящим, простейшее, белый-белый, весь, наобум, мог, буду.

Англ.:came, boys, is going, more useful, women, mice, had seen, will enter, dog’s, had, has written, was found, went, shall bring, shorter, peoples, has been done, runs, was crying, expelled, am, better, greatest, confirmed.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...