Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Горшок из Кувы (на берегу Исфара). Письмо руника. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Транскрипция: «Улак ткни айаг». Глоссарий на башкирском языке: «Улактынг тэгэйенлэнеше азык». Перевод на русский язык: «Назначение посуды еда».(Все образцы граффити взяты из книги И.Л.Кызласова «Рунические письменности Евразийских степей»).Само слово «рез»,со значениями «хлеб насущный; дневное пропитание; судьба; доля», из текста Байдибекского горшка встречается и в дореволюционной башкирской литературе. Вот пример из творчества Мухамедиара – «Рузи кылса мэн колынга хак зэбан\\Пусть мне, рабу своему, даст долю мою Непогрешимый (Бог)в красноречии». Тамга на горшке из Байдибекских курганов Казахстана и та же тамга на монетах Пантикапея.
Примечание. {25}. « \\Ргз». Корень слова «риг»соответствует слову «смотреть». Встречается в башкирской дореволюционной литературе. Привожу пример из творчества Каюма Насыйри – «…эгэр дусынг оч турыда хифыз вэ ригая кыйлмаса» - диде\\ … если друг твой в трех вещах не предохранится и не будет предусмотрительным» - сказал (он)». Вполне возможно, что тюркский гидроним «(И)ргиз» происходит тоже из этого слова. Такое же предварительное мнение можно высказать и относительно титула у европейских гуннов «герцог\\смотритель стрелы; смотритель области». Слово встречается и в китайских кальках того времени. Как записал китайский историк Фань Е, самые могущественные и авторитетные четыре вельможи (по двое из левого и правого крыла) носили звание «четыре рога». В башкирском языке и ныне существует слово «Дурткуз», буквально переводимое как «четыре глаза», смысловое значение которой «внимательный присмотр». В русских летописях и в записках Бруно Бонифация сохранилось печенежское слово «Кердигез» со значением «смотритель гузов». Прочтения этих тамг как название одной из высших государственных должностей «смотрящего» заставляет нас полностью переосмысливать информации, зафиксированные в Боспорских монетах с точно такой же тамгой!
Примечания: {30}. « \\король, смотрящий». Пояснения смотрите в п {25}. {31}. «584» дата, написанная юнанскими числами, означающая «584 год эры «А Мат хаммиат хин»». Что соответствует 360 году после рождества Христова, времени правления Баламир кагана в государстве европейских гуннов. {26}. В соответствии с примечанием {31}, данный барельеф — это портрет Баламир-кагана. {27}. По источнику https://realnoevremya.ru/articles/71305-kolonka-realnogo-vremeni-o-prihode-gunnov-v-evropu известно, что «в Эддеской хронике говорилось что в 706 г. эры Александра в месяц таммуз (395 г., у сирийцев была принята эра Александра Великого) гунны достигли Осроены в Северной Месопотамии. Иешу Стилит говорил, что во время правления Гонория и Аркадия Сирия была отдана в руки гуннов из-за предательства Руфина и безразличия полководца Аддая. Гунны взяли множество пленных и дошли до Эддесы. В Кодексе Феодосия сообщалось о новом вторжении. Кирилл говорил о угрозе опустошения римского Востока. Клавдий Клавдиан датировал события 397 г. Сообщалось, что они пришли, откуда их не ожидали (возможно не Дербентский, а Дарьяльский проход). Среди опустошенных земель названы Каппадокия и Сирия. Иероним указывал, что Антиохию и города на Галисе, Оронте, Евфрате, Синде осаждают гунны. Приск Панийский отмечал, что вторжение на Ближний Восток и Персию произошло в прошлом и вторгшихся на восток гуннов возглавляли Васих и Курсих. Э. Томпсон относил этот поход к 420—422 г. О. Менчен-Хелфен относил его к 395 г. Эта датировка принята Ю. Джафаровым и М. Артамоновым». Я думаю, что антропонимы «Васих» и «Басил» это разные кальки одного и того же антропонима. {28}. « \\Тоту». Тюркское слово, однокоренное с башкирским глаголом «тотоу\\удерживать». Этот тюркский глагол зафиксирован и в «МК ДЛТ».
Транскрипция: «Баши анинг аликти, кани иузуб туркти, балиг булуб тагикди, амди ани гм тутар». Перевод – «Голова ее попалась, кровь ее высохла истекая, совершеннолетней она стала, кто ее уже удержит». «Тоток» башкирское слово «наместник»,зафиксировано и в «МК ДЛТ» в том же значении.
Транскрипция – «Тутук – алхаси уа алмжабуб кахан». Перевод – «Тутук – назначенец и повелитель (подчиненных народов) хакана». {29}. « \\Басил» - антропоним, по всей видимости из одноименного титула со значением «глава государства».
Примечания: {35}.« \\586» дата, написанная юнанскими числами, означающая «586 год эры «А Мат хаммиат хин»». Что соответствует 362 году после рождества Христова, времени правления Баламир кагана в государстве европейских гуннов. {32}. Барельеф Баламир-кагана. Идентифицирован по дате на монете. {33}. Барельеф тутука Агиова, по всей видимости сына Базила. Идентифицирован по тексту монеты. {34}. Смотрите примечание {28}. {36}.Смотрите примечание {25}. {37}. « \\Басилеуус». Первую часть слова «Басилеу» смотрите в примечании {14}. Окончание композитного слова «ус» означает на башкирском языке «навершие; конец; край; окраина». Я думаю это производное от более древнего слова «бэс\\конец; окончание, достаток». Это слово встречается в башкирской дореволюционной литературе (в том числе и на эпитафиях). Пример из творчества Габдуллы Тукая – «Шулай булгач, димэк, нэтижэдэ, куренэ ки. Акчасы юк, бэс, бу мэжлестэ ананг беткэн эше\\Раз так, следовательно, виден и итог. Нет у него денег, значит конец, ничего ему делать на этом собрании». Само башкирское слово «ос» зафиксировано в «МК ДЛТ» следующим образом.
Транскрипция – «Бутак аучи аии тараф алхуси». Превод – «Окончание ветки или относящиеся к веткам». Осмелюсь предположить, что слово «Бос+пор» это юнанская калька тюркского слова «Бэс+бур» с значением «край земли; окраина владений». {38}. « \\агиоу» антропоним, происходящий от слова «Ага эв» со значением «старший дом (правления)».
Ранее мы рассмотрели Боспорские монеты, найденные в Иштугановских курганах Башкортостана и из Курганской области и убеждались в тюркоязычности их текстов. Данный факт и примеры, рассмотренные выше, дают нам право выдвинуть гипотезу о тюркоязычности всех Боспорских монет, и возможности прочтения иероглифов этих монет на тюркском (башкирском) языке! Рассмотрим два типа Боспорских монет с иероглифами «горита\\колчана для лука» и «казана для литья металла». А. Колчан для лука (греческое название «горит», а башкирское названия «яндык\\зиандык» и «hазак») и Боспорские монеты с его изображением.
|