Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическое учение МарсилияПадуанского. Критика им теологической концепции государства и права
Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Па- дуанский (ок. 1280-1343 гг.), бывший некоторое время ректором Сорбонны, написал книгу «Защитник мира» (1324 г.), в которой выступил с протестом против притязаний католической церкви на светскую власть. В 1327 г. Марсилий Падуанский был отлучен от церкви и объявлен еретиком; от инквизиции его спасло покровительство Людвига Баварского. Марсилий Падуанский критикует теократические теории. Основная причина войн, смут и возмущений, мешающих мирному, упорядоченному общежитию, — неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства. Марсилий Падуанский различает два вида законов: божественные и человеческие. Они отличаются по трем основаниям: по их цели, содержанию и способам обеспечения. Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос. Цель человеческого закона — достижение справедливости и общего блага, прочность и твердость власти; различая правомерное и неправомерное, закон устанавливает справедливость; соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением. Цель человеческого закона — «хорошая жизнь на земле». Цель божественного закона — вечное спасение. Право — это установленное государством приказание, дозволение или запрещение, обладающее принудительной силой. Право регулирует отношения между людьми и удерживает человеческую власть от произвольных действий. Если государство следует праву, его власть долговечна и стабильна. Поскольку люди по-разному определяют в законах справедливое и несправедливое, в разных странах и у разных народов право различается. Подобно законам, должны разграничиваться и властеотношения. К ведению церкви относятся только божественные законы; служа высшей цели, церковь не должна вмешиваться в «мирские дела». Церковь не имеет права казнить еретиков, которых может наказать только бог на том свете. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития; но и это (изгнание) может осуществить лишь князь, но не церковь, которая должна лишь учить праведной жизни. Таким образом, Марсилий Падуанский обосновывает право на свободу совести. Марсилий Падуанский высказывался за реформу церкви, за выборность священников, отмену ряда привилегий пап. По его мнению, священники должны работать и подчиняться государству, не иметь собственности. Даже утверждение папы должно зависеть от светской власти. Государство рассматривается Марсилием Падуанским как форма человеческого общения, основанная на общем согласии всех составляющих его лиц и служащая достижению общего блага. Государство возникает естественным образом в результате разрастания семей, которые объединяются в роды, а роды - в племена. Законодательная власть, по мнению Марсилия Падуанского, должна принадлежать народу, а точнее, почетным сословиям (военные, священники, судьи). Простой народ (земледельцы, ремесленники, купцы) фактически отстраняется от управления государством. Человеческие законы должны приниматься народом, поскольку только такие законы выражают общее благо; народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал; эти законы всем известны; большинству (общества) принадлежит наибольшая сила для принуждения непокорных к соблюдению законов; наконец, каждый может заметить упущения и предложить способы их устранения. После принятия законы должны быть обнародованы. Выдвигается и обосновывается принцип подзаконности всех действий правительства, которое для того и создано, чтобы осуществлять правосудие и исполнять законы, определяющие цели и порядок общежития. Правительство должно избираться народом, который имеет право наказать и даже низложить его. Данные принципы во многом повторяли практику итальянских городов-республик. Обосновывая выборность правителя, Марсилий Падуанский разбирает и сопоставляет 13 доводов в пользу наследственной и избирательной монархий (в результате наилучшей признается избирательная монархия, где пожизненно избранный народом и ответственный перед ним правитель правит на основе законов). Марсилий Падуанский особо подчеркивает независимость от папского престола любого правителя (единоличный правитель, Большой совет и т.п.), который, как предполагается, всегда правит на основе божественного права и с согласия народа.
Эпоха Возрождения приходится на середину XIV - начало XVII в. и характеризуется постановкой в центре внимания человека с его потребностями и взглядами. Основанием для этого были экономические, духовные и другие факторы, в частности, рост авторитета науки, падение влияния церкви, Реформация, крах схоластической системы, распространение рационализма. Для эпохи Возрождения характерны гуманизм, признание уникальности каждого индивида, призыв к автономии личности. Мыслители Возрождения считали, что судьба человека определяется не ее знатным происхождением, конфессиональным статусом, а исключительно ее активностью, благородством. Идеалом считалась государство с республиканским устройством, которая опиралась на принцип равенства и справедливости. В общем политическая мысль эпохи Возрождения в своем развитии делилась на три этапа: 1. Гуманистический (середина XIV - середина XV в.). Этот период характеризовался противопоставлением средневекового геоцентризма интереса к человеку в ее отношениях с миром. 2. Неоплатонический (середина XV - первая треть XVI в.). Этап отмечается постановкой проблемы социального бытия. 3. Натуралистический (середина XVI - начало XVII в.) На этом этапе законы природы пытаются применить к познанию социальной действительности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 516. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |