Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил — это результат общей воспитанности. Исследования психологов показывают, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь. Поэтому очень важно в данном направлении работы с дошкольниками сотрудничать с родителями. Жизнь детей, их здоровье, забота о них - это самый важный для нас вопрос. Вырасти им дисциплинированными пешеходами, уберечь их от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого. Прежде всего, родители должны быть личным примером, поэтому необходимо родителям напоминать о правилах дорожного движения через рекомендации, памятки, информационные листы в родительских уголках. Необходимо в каждом родительском уголкеиметь хорошо оформленный уголок инспектора I ИБДД, информация которого будет напоминать: - нельзя перебегать дорогу перед близко проходящим транспортом, так как это может повлечь за собой несчастный случай; - следует уступать дорогу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предотвратить беду; - надо помнить, что водитель и пешеход являются равноправными участниками движения; - взаимоуважение водителя и пешехода — это безаварийность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происшествий. Важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Причиной ДТП являются: - переход перед близко идущим транспортом; - переход в запрещенном месте; - невнимательность пешеходов; - хождение по проезжей части при наличии тротуара. Существует явная зависимость числа происшествий в городе от времени в пределах суток, в пределах месяца и недели. Наибольшее число происшествий происходит в часы пик, особенно в вечернее время, когда пешеходы и водители устали. Среди жертв дорожных происшествий более 20 % дети в возрасте от 7 до 12 лет. Особенно часто случается несчастье в самые теплые дни весны и в начале учебного года, сразу же после учебных каникул. Происходит это обычно недалеко от дома - примерно половина случаев в радиусе 600 метров от дома. В больших городах число детей, ставших жертвами дорожно-транспортных происшествий, особенно велико. Поэтому очень важно, чтобы родители были активными участниками в процессе обучения детей правилам дорожного движения. Они должны закреплять знания детей, полученные в детском саду, и знакомить детей с правилами безопасно! о поведения на дороге. Им можно рекомендовать это сделать черезнаблюдение на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений. Читая художественную литературу, нужно помнить, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. Поэтому после чтения необходимо еще раз обратить внимание детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице. Родителям следует рассказать, что к концу дошкольного детства дети должны знать ответы на следующие вопросы: 1. Из каких частей состоит улица? 2. Что такое перекресток? 3. Зачем нужны тротуары? 4. Как пешеходы должны вести себя на тротуарах? 5. Когда и где можно переходить улицу? 6. Зачем нужен светофор? 7. Что обозначает красный, желтый, зеленый цвета светофора? 8. Почему нельзя перебегать через улицу перед идущим автомобилем? 9. Как надо вести себя при выходе из автобуса? 10. Где можно кататься на велосипеде? 11. Где пассажиры должны ожидать транспорт? 12.Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны? Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожногодвижения, он и сам должен быть грамотным в этих вопросах;знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личнымпримером, так как за жизнь ребенка несет ответственность взрослый.Для того чтобы еще раз напомнить родителям о некоторых правилах поведения на дороге, разработаны рекомендации. Кроме информационных листов, памяток и рекомендаций с родителями можно взаимодействовать и через общие собрания, через семинары-практикумы, через участие родителей в вечерах досуга с детьми по ПДД. Очень хорошо, если в работепо изучению с дошкольниками правил дорожного движения предусмотрены мероприятия для родителей, например, организуются на базе детского сада встречи с инспектором ГИБДД, школа для родителей по безопасности, на которых родители могут повышать уровень своих компетенций по данной проблеме. Среди многих интересных методов взаимодействия с родителями на сегодняшний день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса. Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник совместно со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других взрослых.
Тема:Проектный метод обучения как эффективный СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПОПДД Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену - жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед ним стоит важная задача - уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге. Первым учителем, который поможет обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Проблема обучения детей в детском саду имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку правила безопасного поведения в любой дорожной ситуации.Программой воспитания в детском саду предусматривается ознакомление детей с различными видами транспорта (грузовыми и легковыми автомобилями, трамваем, троллейбусом, автобусом), работой регулировщиков дорожного движения; воспитание умения правильно вести себя на улице. Для правильной организации работы с детьми педагогу надо хорошо знать правила движения по улице пешеходов и транспорта, дорожные знаки, требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и на транспорте. Воспитатель должен, учитывая имеющиеся у детей знания и умения, постепенно и последовательно ставить перед ними новые задачи, показывать знакомые явления под новым углом зрения, обогащать, закреплять и систематизировать их представления о правилах движения по улицам и дорогам. Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения, необходимо, начиная с дошкольного возраста, осуществлять связь между всеми разделами программы. В играх дети учатся конструировать машины, различают кабину, двери, окна и т. д., в сюжетных играх типа «Поехали на машине», «Пошли на праздник», «Водители» обращается внимание детей на передвижение в заданном направлении. Эти игры еще и очень просты по своему содержанию. На занятиях по развитию речи используются беседы, проводится чтение художественной литературы и инсценировки литературных произведений, заучивание стихотворений, загадывание загадок, рассказы; рассматривание и обсуждение иллюстраций, картинок. Формируя элементарные математические представления детей, воспитатель при этом учит различать левую и правую руки, при этом он говорит: «Возьмите линейку так, как я, - в левую руку, положите кружок как у меня, - на середину листка» и т. д. Во время занятий физкультурой малышей учат двигаться в определенном направлении, находить свое место, различать пространственное, например: вперед, обратно, назад, сбоку и т. д.; проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Найти свой свет» и др. Организуются викторины, игры, конкурсы по безопасности движения, просматривание диафильмов, встречи с работниками ГИБДД. Таким образом, у детей постепенно накапливается определенный опыт движения по улицам, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. Это позволяет усложнить программные задачи ознакомления детей с правилами дорожного движения. Воспитатель расширяет словарный запас детей, их представление ориентирования на улице. Старшему дошкольному возрасту разрозненные сведения о правилах дорожного движения необходимо связывать в последовательную и стройную систему представлений. Дети должны называть и практически использовать имеющиеся знания правил движения по улицам. Они знакомятся с дорожными знаками, регулированием дорожного движения сотрудниками ГИБДД. Пред детьми необходимо постоянно ставить новые задачи, требующие самостоятельности действий и активности мыслей, умение применять знания на практике. Подключая детей к обыгрыванию правил дорожного движения в различных играх, воспитатель готовит их к жизни, практическому переносу знаний о правилах дорожного движения в повседневную жизнь. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений. Ознакомление детей с правилами дорожного движения необходимо закладывать с самого раннего возраста (с 2 лет). Но не следует думать, что детей этого возраста учат дорожной азбуке. Воспитательная работа, проводимая с ними, является предпосылкой для более глубокого ознакомления в будущем с окружающим миром, формирования у детей ориентировки в нем, закладывается основа для ознакомления с правиламидорожного движения. В работе используются различные методические приемы, формы. С малышами 2—3 лет проводятся целевые прогулки, во время которых дети наблюдают несколько видов транспорта (в зависимости от условий): автомобили легковые, грузовые, автобусы, троллейбусы. На занятиях по развитию речи и других дети рассматривают картинки с изображением транспортных средств, учатся рассказывать о нарисованном, различать красный, зеленый и желтый цвета. Из года в год эти знания расширяются. Детей постарше (в возрасте четырех лет) приучают понимать и использовать пространственные понятия: тут, там, здесь, вверху, внизу, близко, далеко. С детьми также проводятся целевые прогулки, но цель наблюдений при этом уже намного сложнее. Во время прогулок дети могут ответить на различные вопросы, например: Где едут машины? Из каких частей состоит машина? Какие машины проезжают по улице? Где ходят люди? Можно ли играть на дороге ? Почему опасно играть на улице и дороге? Детям очень нравятся прогулки с целью наблюдения за работой светофора. После этого дошкольники изображают светофор в своей творческой деятельности, закрепляют полученные знания о светофоре в играх. Известно, что пешеходы на улице должны быть внимательными, осторожными. В детском саду с 3—4 лет детей учат внимательности. Сначала в играх, во время которых они должны увидеть определенные изменения в обстановке («Кто ушел?», «Что изменилось?»), затем начинается знакомство с правилами дорожного движения. Дети знакомятся с элементами улицы, с понятиями «проезжая часть дороги», «переход», узнают, что для пешеходов и транспорта есть специальные правила движения, которые все обязаны соблюдать. Дети узнают значение сигналов светофора: зеленый свет разрешает проезд по улице и переход через нее, красный запрещает, желтый сообщает о том, что сигнал сейчас изменится. В старшей группе знания детей расширяются, углубляются. Воспитатели стремятся применять разные методы и формы работы, чтобы заинтересовать детей, доступнее раскрыть материал. То, что дети видят во время прогулок, закрепляется в процессе занятий в саду. Детям дается задание рассказать, что они видели, когда шли в детский сад. Цель задания — воспитание внимания, памяти, наблюдательности, активизация мышления ребенка. Все знания закрепляются в специальных играх. От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь. Поэтому педагог находятся в постоянном поиске новых форм организационнопедагогической деятельности. Среди многих интересных методов взаимодействия на сегодняшний день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса. Благодаря технологии проектирования дети сами ставят перед собой проблему, которая их интересует, и с помощью различных источников информаций ищут ответы на свои вопросы, активно включаясь в процесс своего образования. Кроме этого проектная технология реализуется только в триаде: педагоги - дети - родители. Проектная технология как метод активного приобщения дошкольников к чему-либо очень эффективна, ребенок полностью погружается в ту проблему, которая ему интересна, которую необходимо решить. Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник самостоятельно или со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Ребенок, решая поставленную перед собой задачу, может посетить совместно с родителями библиотеку, использовать Интернет, телевизор, расспросить кого-то из взрослых. После активного получения информации по проблеме ребенок получит более качественные знания и навыки. Кроме того, если говорить об эффективности приобщения дошкольников к правилам безопасного поведения, нельзя не сказать о взаимодействии с роди-телями. Именно благодаря проектной деятельности взаимодействие с родителями приобретает качественный характер. Родители становятся активными участниками образования своих детей. Очень важно, что родители, входя в проектную технологию, взаимодействуют с детьми на равных. И дети, и родители открываются в совместной деятельности, они объединены одной целью, поэтому, как правило, в результате проектной деятельности улучшается психологическая обстановка и в семье. По проблеме приобщения детей к правилам безопасного поведения на дороге можно предложить такие проекты для решения: § «Когда появился первый светофор?»; § «От кареты до метро»; § «Какими были первые автомобили?»; § «Когда появились первые дороги?»; § «Чем опасен перекресток?». * Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСИДЕЛКИ «КОЛЕСО ИСТОРИИ» I. Исторический экскурс в историю ПДЦ. Вопросы: 1. Каково, по вашему мнению, происхождение дорожных знаков? а) Историческое прошлое; б) придумали люди с появлением транспорта; в) изобретение какого-либо деятеля. 2. Откуда во всем мире появилось правостороннее движение? а) Связано с физиологией человека; б) появилось с возникновением транспорта; в) определено каким-то законом. 3. Когда появился первый светофор? а) В начале XIX века; б) в конце XIX века; в) в начале XX века. 4. Где появился первый светофор? а) В Германии; б) в Риме; в) в Англии (в Лондоне). 3. Где и кем были впервые введены правила дорожного движения? а) Юлием Цезарем в Древнем Риме; б) в Германии с появлением первого автомобиля с бензиновым двигателем Даймлера; в) Во Франции с появлением первого парового автомобиля II. Кроссворд «Зеленый огонек».
По горизонтали: 1. Тот или иной вид передвижения или перевозки средств. (Транспорт.) 2. Степень быстроты движения. (Скорость.) 3. Твердая ледяная корка на дороге. 4.Действие на дороге, в результате которого транспорт оказывается впереди другого движущегося транспорта. (Объезд.) 5.Боковая часть края дороги. (Обочина.) По вертикали: 1. Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе.) 2. Вид городского транспорта. (Автобус.) 3. «Чтобы тебе помочь путь пройти опасный, горим и день, и ночь - зеленый, желтый, красный». (Светофор.) 4. Место дежурства инспектора ГИБДД. (Пост.) 5. Крупный населенный пункт, являющийся промышленным, административным, культурным центром. (Город.) 6. Условный знак для передачи на расстояние каких-либо сведений. (Сигнал.) 7. Состояние организма вследствие физического или психического расстройства. (Шок.) III. Литературная разминка. Вспомнить загадки, стихи, пословицы, поговорки, песни о транспорте, правилах дорожного движения. IV.Представление игрового материала по ПДЦ. V.Блицтурнир «Минутка безопасности». 1.Что в жестах регулировщика напоминает жесты наших предков - охотников и воинов? 2. Почему опасно переходить улицу бегом? 3. Почему опасно переходить улицу наискосок? 4. Что обозначает надпись: «Опасность на повороте» - на задней части автобуса? 5. Чем опасна стоящая машина? 6. Как ходить по дороге, на которой нет тротуара? 7. Почему опасно ходить по улицам группами? 8. Чем опасен островок безопасности? 9. Можно ли оглядываться при переходе улицы?
ДРК (ДЕНЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ)
РАБОТА С ДЕТЬМИ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
|