Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая структура человека в работах Б.Г.Ананьева.




По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологического в человеке является индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида изучает:общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности.Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. изучает – общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают– психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии. Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида. Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества.

 

Психология сознания и бессознательного (о бессознательном см. вопрос № 5).

Психика человека - высший уровень эволюционного развития психики, однако ей присуще многое из того, что характеризует психику животных. Важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием.Сознание - это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом. Сознание позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и выводы. Сознание - это идеальное субъективное отражение реальной дей­ствительности с помощью мозга. Сознание является высшей функ­цией мозга и отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Характеристика сознания

1. Наиболее существенное изменение общего состояния, испытываемое нами в повседневной жизни, — постепенный возврат сознания при пробуждении (а также при вы­ходе из состояния наркоза, комы или после обморока).

2. Сознание — это продукт деятельности высокоорганизованной материи (мозга), но оно нематериально (идеально). Материя первич­на, сознание вторично.

3. Человеческое сознание социально детермировано, оно по на­следству не передается, наследуется лишь возможность появле­ния сознания в онтогенезе. Эта возможность реализуется только в условиях человеческого общества, которое формирует сознание, оно продукт мозга и общественной жизни человека. Если ребенок в детские годы лишен общения с людьми (дети, воспитанные животными), то после определенного срока у него будет потеря­на способность развития человеческого сознания.

4. Специфическая способность человеческого сознания проявляет­ся в том, что оно не только отражает действительность, но дает возможность направить действия индивида и коллектива на про­изводство предметов потребления и орудий труда, необходимых Для жизнедеятельности.

5. Сознание обеспечивает формирование образов предметов и яв­лений, которые в данный момент не действуют на органы чувств: такие образы отражают общее, существенное в явлениях и вещах (представление).

6. Сознание выражается посредством языка (речь, письмо, художественная картина и т.д.).

7. «Ранимость» сознания заключается в том, что длительный избыточный прием ряда веществ (кофеина, алкоголя марихуаны) с лечебной (для снятия болей) или другой целью ведет к при­страстию и разрушению личности.Осознаваемая деятельность мозга— это наиболее сложная форма психической деятельности человека, сюда относятся следующие ее виды.1. Все виды психической деятельности (ощущения, восприятия, мышление, внимание и др.), связанные с абстрактным мышле­нием.2. Неавтоматизированная физическая работа, требую­щая научения.3. Восприятие отклонений констант внутренней среды организ­ма, вызывающих ощущение и мотивацию к деятельности, на­правленной на устранение этих отклонений. (жажда), при недостатке питательных веществ (чувство голода), половое влечение, при переполнении ряда внутренних органов (желудка, прямой кишки, мочевого пузыря).4. Восприятие избыточной информации от внутренних органов, связанных с нарушением их деятельности (патологией).Реакции, протекающие на уровне подсознания, энергетичес­ки наиболее выгодны, наиболее экономны. Это первичный фильтр для всей поступающей в мозг информации. Условия осознанного восприятия обеспечиваются механизмами внимания.

Особая форма сознания - самосознание - позволяет человеку выделить себя, свое из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.Явления нашей психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...