Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Потребности и мотивы. Направленность личности.




Под направленностью понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека. Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. Как сложное психологическое свойство личности, направленность имеет свою собственную структуру. Элементы структуры: Потребности - необходимость человека в определенных условиях жизни и развития.Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.Ценностные ориентации – система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.

Интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.Идеал - это образец, которому следует человек в деятельности и поведении.Убеждения - определенные положения, суждения, мнения, принципы и идеалы, знания о природе и обществе, в которые человек верит, в истинности их не сомневается, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Мировоззрение - система взглядов на природу, общество и человеческое мышление.Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Мотивы личности. в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены. Тем не менее, большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние. Мотив как цель (предмет.)( отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека) Мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив, высказанная Л. И. Божович, А. Г. Ковалевым, К, С. Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос: «почему осуществляется активность человека») Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. Мотив как устойчивое свойство личности.

Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов.. Мейли относит к мо-тивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Мотив как побуждение. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка – внутреннее осознанное побуждение. мотив – это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.

Структура, характеристики и функции мотива. Структура каждого конкретного мотива выступает как основания действия, поступка человека. Е. П. Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;- блок внутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее (интересы и склонности), нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, убеждения) и т.д. ,- целевой блок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребности. В состав мотива могут входить один или несколько компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а другие – вспомогательную, сопутствующую. Таким образом, в структуре мотива находят отражение несколько причин и целей. Важнейшими характеристиками мотива являются сила н устойчивость мотива. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическимифакторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым, знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Кроме того сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте. Устойчивость мотива оценивается по по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени.

В качестве основных функций мотивов выделяют следующие: побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива; направляющую функцию, которая отражает направленность на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения; регулирующую функцию, Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми.Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива. Классификация мотивов.Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 443.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...