Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.




СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРОВ…………………………………………………………………………….. 4

 

ЧАСТЬ I. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗДЕЛ I. Важность развития речевых навыков. Пояснительная записка……………5

Перспективное планирование над общими речевыми навыками (Приложение 1).

РАЗДЕЛ 2. Просодическая сторона речи. Пояснительная записка……………………13

Перспективное планирование по развитию просодической стороны речи.

РАЗДЕЛ 3. Познавательные процессы. Пояснительная записка………………………20

Перспективное планирование по развитию познавательных процессов.

РАЗДЕЛ 4. Фонематические процессы. Пояснительная записка………………………23

Перспективное планирование по развитию фонематических процессов.

 

РАЗДЕЛ 5. Лексико-грамматический строй речи. Пояснительная записка ..................34 Перспективное планирование по развитию лексико-грамматических категорий

и связной речи по тематикам (Приложение 2).

РАЗДЕЛ 6. Мелкая моторика. Пояснительная записка…………………………………37

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук

(Приложение 3).

РАЗДЕЛ 7. Звуковая сторона речи и обучение грамоте…………………………………40

Пояснительная записка. Перспективное планирование по развитию звуковой

культуре речи и обучению грамоте.

РАЗДЕЛ 8. Релаксация. Пояснительная записка.............. ……………………………… 59

Релаксационные упражнения.

РАЗДЕЛ 9. Артикуляционный аппарат. Пояснительная записка……………………….65

Подготовка артикуляционного аппарата.

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................... ………………………………68

ЧАСТЬ 2. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ, ПО УСТРАНЕНИЮ ОНР
(3 уровня) У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ............................................. ………………………………86

ЛИТЕРАТУРА..................................................................... ……………………………... 91


ОТ АВТОРОВ

Начинающий учитель-логопед, придя после ВУЗа на рабочее место, задается

вопросом: «С чего начинать?».

Зная, какие трудности вызывает у молодых логопедов составление перспек-

тивных планов, данное пособие предназначено для них.

Пособие состоит из 2-х частей.

В первой части предложены примерные перспективные планирования, кото-

рые могут быть использованы для ежедневной работы в течение всего учебного

года. Перспективные планы рассчитаны на коррекцию не одного диагноза, а не-

скольких. Например:

§ при стертой дизартрии мы работаем над развитием общих речевых навы-

ков, просодической стороны речи, познавательных процессов, мелкой мо-

торики, фонематических процессов, артикуляционным аппаратом, лексико

- грамматическими категориями, связной речью;

§ при ФФН: над фонематическим восприятием, фонематическим слухом, фор-

мированием навыков звуко-слогового анализа и синтеза, познавательными

процессами, обучением грамоте;

§ при заикании: над дыханием и голосом, артикуляцией, релаксацией;          

§ при ОНР - над всеми компонентами.

Следовательно, при составлении поурочного планирования, необходимо заг-

лянуть в перспективные планы, взять задания по развитию определенных кате-

горий данного диагноза. Перспективные планы являют и примерными.

Вторая часть посвящена коррекционной работе обучения детей с ОНР. Авто-

ры посчитали нужным, вторую часть пособия изложить, как примерные конс-

пекты занятий в помощь молодым, начинающим логопедам. Данная часть – это

наглядное пособие, как пользоваться перспективными планами при       повседнев-

ной работе, для проведения фронтальных, подгрупповых, индивидуальных за-           

нятий с детьми с ОНР.

       Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер.

Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направ-

лены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слу-

хового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики. Система ло-

гопедического воздействия, предлагаемая настоящим пособием опирается на

поэтапность усвоения детьми родного (русского) языка при правильном форми-

ровании речевой функции.

       Авторы считают необходимым параллельно с логопедичской работой про-

водить с детьми занятия по развитию их внимания, памяти, навыков конструи-

рования и т.п.

       Авторы надеются па то, что пособие поможет начинающим логопедам твор-

чески подойти к организации процесса коррекции речи детей.

 

Желаем успехов!

 

 

                                                                                                                                        


ЧАСТЬ 1. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗДЕЛ 1.

ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспи­тания правильной звучной речи. Для формирования правильной рото­вой, воздушной струи используют упражнения, приведенные в данном плане. При систематичности этих упражнений ребенок начинает ощу­щать разницу в направлении воздушной струи и учиться ею, управлять. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощу­щений движений мягкого нёба. Упражнения, связанные с формировани­ем правильной воздушной струи нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования, чередуются с артикуляционной гимнастикой. При проведении комплекса упражнений, у детей нормализуется речевая моторика.

Нарушения голоса у детей оказывают существенное влияние на их общее и речевое развитие, ограничивает вербальную коммуникацию. Голос может способствовать профессиональной карьере человека и мо­жет препятствовать ей. Красивый, хорошо поставленный голос является представителем многих специальностей.

Мы должны стремиться, чтобы голос подопечных был приятным изапоминающимся. Достижения этой цели нам поможет представленный план.



 

Планирование работы

над общими речевыми навыками

Неде-ли

Содержание

Сентябрь

3.

4.

РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ ПО СХЕМЕ • вдох носом, выдох ртом • вдох ртом, выдох носом • вдох носом, выдох носом • вдох ртом, выдох ртом • вдох носом, выдох ртом с произношением гласных А, О, У, И

Октябрь

1.

1. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЛАВНОГО ВЫДОХА
Упражнение «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»

На уровне рта ребенка подвешены на ниточке сухие разноцветные
листья деревьев. Рассматриваем их, называем, определяем цвет.

Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос.

Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повторяем 3 – 5 раз.)

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ
Упражнение «УКАЧАЕМ КУКЛУ»

Дети стоят, спины прямые: на руках держат кукол. Логопед показывает, как нужно укачивать куклу, протяжно, на мягкой атаке распевая: «А – а - а» (Повторяем 3-5раз.)

2.

1. РАЗВИТИЕ ГЛУБОКОГО ВДОХА

Упражнение «УЗНАЙ ОВОЩ»

Логопед ставит на стол  перед детьми блюдо с овощами: луком, чесноком, огурцом, укропом. Дети рассматривают овощи, называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем всем по очереди логопед завязывает глаза; ребенок должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длинный глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч.

2.ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ

Упражнение «ПОЕЗД».

Логопед показывает картинку на которой изображен поезд, идущий вдалеке. Логопед показывает, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-у-у…» Дети повторяют 3-5 раз.

3.

1. РАЗВИТИЕ ГЛУБОКОГО ВДОХА

Упражнение «Узнай фрукт»

Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, называют их. Логопед разрезает фрукты; дети нюхают, запоминают запахи. Логопед всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху.  Предварительно логопед напоминает, как  делается глубокий, длинный вдох. Следим чтобы дети не поднимали плечи.

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. ПЕНИЕ ГЛАСНЫХ.

Упражнение «Лесенка»

Пропевание гласных А, У с повышением и понижением тона. Логопед показывает детям, как «голос поднимается и опускается по лесенке».

     

4. 1. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Эхо» Логопед показывает картинку, на которой дети в лесу кричат «АУ!». Дети делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!».(повторяем 3-5раз) 2. РАЗВИТИЕ РИТМИЧНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ. Игра «Дождик, дождик» Стулья расставлены по кругу, их на один меньше, чем играющих. Дети ходят в середине круга и говорят: Дождик, дождик, что ты льешь, Погулять нам не даешь? После этого дети бегут к стульчикам. Тот,  кому не хватило стульчика, проиграл. (Повторяем 3-5раз)
  Ноябрь
1. 1. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГОВЫДОХА. Игра «Пароходы» На высоком столе стоит таз с водой.  Дети встают вокруг стола, опускают в воду бумажные корабли. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на парус своего кораблика. Логопед следит, чтобы дети не поднимали пчечи, дули, держа губы трубочкой, не раздувая щек. Делаем 3 – 5 вдохов и выдохов. Победит тот, кто перегонит кораблик к противоположному краю таза. 2.РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. Чтение стихотворения А. Барто «Мячик». Логопед читает стихотворение сам, четко артикулируя, затем просит прочесть так же каждого ребенка; в заключение стихотворение декламируется хором.
2. 1. РАЗВИТИЕ  ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО  ДЫХАНИЯ Упражнение № 1. Диафрагмальное дыхание лежа. Ребёнок ложится на спину на ковер; левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает ребенку на себе как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. По команде логопеда ребенок вдыхает, выпячивая живот, и выдыхает, втягивает живот. Если упражнение у ребенка не получается, то полезно производить усиливающее к концу выхода легкое надавливание рукой живот. Обучение диафрагмачьному дыханию нужно проводить индивиду ально. Только обучив каждого ребенка, можно проводить упражнения с подгруппой. 2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ, КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.  Упражнение «Гномики - прачки». ЖИЛИ-БЫЛИ В ДОМИКЕ                  (дети, сжимают и МАЛЕНЬКИЕ ГНОМИКИ                    разжимают кулаки) ТОКИ, ПИКИ, ЛИКИ, ЧИКИ, МИКИ.  (правой рукой загибают, РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ,      а затем  разгибают  пальцы) СТАЛИ ГНОМИКИ СТИРАТЬ             (трут кулачками друг о друга) ТОКИ - РУБАШКИ                          (опять загибают пальчики на левой руке ПИКИ - ПЛАТОЧКИ,                   начиная с большого) ЛИКИ - ШТАНИШКИ, ЧИКИ - НОСОЧКИ,  МИКИ УМНИЦА БЫЛ, ВСЕМ ВОДИЧКУ НОСИЛ.

3. 1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ Упражнение №1 (закрепление). 2. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВ1ЮГО ВЫДОХА Упражнение с дыхательным тренажером. Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя. Логопед следит, чтобы плечи ребенка не поднимались. Ребенок берет конец трубочки в рот, делает глубокий вдох и дует, не раздувая щек, так, чтобы шарик поднимался, но не падал.  
4. 1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение № 2. Диафрагмальное дыхание стоя. Для правильной постановки тела вначале ребенок дышит, прислоняясь затылком, спиной и пятками к стене. Методика дыхания такая же, как в упражнении № 1. 2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ, КООРДИНАЦИЯРЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ. Упражнение «Помощники».  Раз, два, три, четыре.              (дети сжимают и разжимают кулачки)  Мы посуду перемыли.                 (трут одной ладошкой другую) Чайник, чашку, ковшик, ложку     (загибают пальцы) И большую поварёшку. Мы посуду перемыли,                (трут ладошку) Только чашку мы разбили,           (загибают пальцы) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть - чуть сломали. Так мы маме помогали.             (сжимают и разжимают кулаки)

                                              Декабрь

1. 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.    Упражнение №3. Исходное положение - см.упражнение №1. . Дети считают от 1 – 5. 2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА. Игра «Вьюга». Логопед показывает картинку, на которой нарисована вьюга. ЛОГОПЕД. Вьюга начинается. Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: У-У-У. . ЛОГОПЕД. Сильная вьюга. Дети увеличивают силу голоса. ЛОГОПЕД. Вьюга затихает. Дети уменьшают силу голоса. ЛОГОПЕД. Вьюга кончилась. Дети затихают.
2. 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение №3 (повторение). 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ  С ПОВЫШЕНИЕМ И ПОНИЖЕНИЕМ ГОЛОСА.   Упражнение «Лесенка». Логопед объясняет детям, что голос как бы поднимается и опускается по лесенке, показывает это детям.  Дети выполняют упражнение с логопедом, потом самостоятельно.
3. 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение № 4. Исходное положение - см. упражнение №1. Дети делают глубокий вдох на три счета, задерживают дыхание, медленно выдыхают на счет от 1 до 5.                                         2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛСА. Игра «Кто кого?» Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.
4. 1.  РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.  Упражнение № 4 (повторение). 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Приятный запах». Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, к еловой веточке и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

                         Январь

2. 1. ВОСПИТАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРА СТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ. Игра «Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети по очереди изображают больного, сердитого,грустного, удивленного, веселого человека.  При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: «АИ - ай -ай», «ОЙ - ой - ой», «ОХ - ох - ох» и т. д.  Дети отгадывают, кого изобразил говорящий. 2.РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ И ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ. Проговаривание потешки Г. Лагздыня «Петушок».  ПЕТУШОК ПЕТУШОК,  ПОДАРИ МНЕ ГРЕБЕШЁК.  НУ ПОЖАЛУЙСТА, ПРОШУ!  Я КУДРЯШКИ РАСЧЕШУ.
3. 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Упражнение № 5. Исходное положение - см. упражнение № 1. Счет на выдохе от 1 до 5 и обратно. Считать спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, так, чтобы в легких все время был запас воздуха. 2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ. Проговаривание потешки. КАК У НАШЕГО КОТА ШУБКА ОЧЕНЬ ХОРОША. КАК У КОТИКА УСЫ УДИВИТЕЛЬНОЙ КРАСЫ. ГЛАЗА СМЕЛЫЕ, ЗУБКИ БЕЛЫЕ.

4. 1.  РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.     Упражнение № 5 (повторение). 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.     Проговаривание предложений типа: Ася умывается. Игорь играл Алла ушла. Оля идет.

                      Февраль

1. 1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.    Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Логопед отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди. ПРОДАВЕЦ. ПРОДАВЕЦ РЕБЯТАМ РАД. В МАГАЗИНЕ ДЛЯ РЕБЯТ ЕСТЬ МАТРЕШКИ РАСПИСНЫЕ, ЕСТЬ МАШИНКИ ЗАВОДНЫЕ.                            В. СТЕПАНОВ 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение № 5 (повторение).  
2. 1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ. Проговаривание стихотворения с куклой бибабо. Логопед  задает ритм и темп декламации с помощью куклы бибабо, затем это же пробуют сделать по очереди и дети.      ПОЧТАЛЬОН. Кто приносит нам газеты И от бабушки приветы? Их приносит почтальон. С толстой сумкой ходит он. В. Степанов.
3. 1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. Воспитание ясной шепотной речи в потешках, отработанных на индивидуальных занятиях по звукопроизношению. 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение № 6. Счет на выдохе от одного до пяти и обратно; добрать воздух - счет до пяти; добрать воздух - счет от пяти до одного.
4. 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение № 6 (повторение). 2. РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОЙ ОКРАСКИ И ВЫСОТЫ ТОНА.     Чтение сказки К. Чуковского «Путаница» (дети произносит только звукоподражания).

                        Март.

1. 1. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.   Проговаривание потешки «Солнышко»  с заданной интонацией (грустно, радостно, жалостно). СОЛНЫШКО. Солнышко, солнышко. Золотое донышко, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. 2. РАЗВИТИЕРЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.    Упражнение № 6 (повторение).  
2. 1. РАБОТА НАД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ, ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ. Отраженное проговаривание предложений. 2. РАБОТА НАДРЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ. Упражнение № 7 Исходное положение прежнее. Глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание поговорки: При солнышке тепло, при матушке добро.
3. 1. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ. Упражнение № 7 (повторение). 2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.   Чтение стихотворения «Март» в сопровождении металлофона МАРТ. Март. Еще стоят морозы, Но весна не за горами Я пушистую мимозу Подарил сегодня маме                                 В. Нищев.
4. 1. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ. Упражнение № 7 (повторение). Проговаривание на выдохе:  Гуляю на балконе я – Там, где цветет бегония. 2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЕПОТНОЙ РЕЧИ. Проговаривание отработанных потешек.

                       Апрель.

1. 1. ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО  РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ. Игра «Лесной переполох».(см. приложение). 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. Проговаривание предложений: Аня утром умывалась. Ира убрала игрушки. У Ивана апельсин.
2. 1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. Сопряженное проговаривание отработанных потешек на ясном шепоте. 2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.  Упражнение № 7 (повторение). Проговаривание двустишия:  Ты пасись, коровка, дольше,  Молока неси побольше.
3. 1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.Проговаривание потешки: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. 2. РАБОТА НАД ПЛАВНОСТЬЮ И НАПЕВНОСТЬЮ РЕЧИ. Проговаривание стихотворения «Ласточка». на мягкой атаке с распеванием гласных (см. приложение).  

4. 1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЕПОТНОЙ РЕЧИ. Проговаривание потешки «Пчелы гудят» (см. пршожение) 2. РАБОТ А НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ. Проговаривание загадки о пчеле с заданной интонацией (см. приложение).  

                             Май.

1. 1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ. Проговаривание загадки о золотой рыбке с одновременны и прохлопыванием (см. приложение). 2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.  Упражнение № 7 (повторение). Проговаривание загадки о соме (см. приложение)  
2. 1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЕПОТНОЙ РЕЧИ. Чтение стихотворения А. Кушнера о Неве (см. приложение). 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. Проговаривание предложений: У Иры и Инны игрушки. У Ани и Ады апельсины. Ира и Игорь играли.  
3. 1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.     Чтение стихотворения  В. Кожевникова «Посадочная площадка» с одновременным отстукиванием (см. приложение). 2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.    Упражнение № 7 (повторение). Проговаривание загадки о дороге (см. приложение).  
4. 1. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.       Чтение стихотворения  С. Маршака «Радуга» с заданнойинтонацией (см. приложение). 2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.     Чтение стихотворения « На лужайке» с куклой бибабо.  

               РАЗДЕЛ 2.

ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Большое значение в коррекционной работе имеет развитие у детей красивого голоса, тембра, интонации, тона, ритма речи.

Голос - это зеркало человека. А кто делает зеркала? Конечно-же мастера. Так вот и мы, скромные учителя - логопеды являемся мастера­ми своего дела. А дело наше такое - поставить голос детям, которые в этом нуждаются. Мы должны стремиться, чтобы голос наших подопеч­ных был приятным и запоминающимся. Благодаря настойчивым трени­ровкам, дети смогут приобрести такой голос.

Настоящий раздел посвящен тому, как этого добиться. Мы учим де­тей выразительному чтению, полому необходимо вырабатывать у них умение придавать своему голосу различную интонационную окраску, чтобы это сделать, нужно развивать у детей широкий тембральный диапозон - т.е., способность легко,без напряжения изменить тембр, застав­лять голос звучать то мягко и бархатно, то жестко, металлически и т.п.

В общении немаловажную роль отводят интонации. Она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истин­ные намерения, чувства и отношение к вам.

Темп – это сильное оружие речевого общения и использовать его надо умело. Выбор темпа зависит от содержания, смысла высказывания. Вы­бор темпа зависит и от ситуации общения - от того, где и с кем вы гово­рите.

Тон - это эмоциональная окраска голоса человека. Он играет исклю­чительную роль в устной речи. Отражает самые разнообразные чувства, переживание. В процессе общения надо думам, не только о точном вы­боре тона, каким будут произноситься эти слова.

Одним из качеств хорошей речи является ее ритмичность, то есть оп­ределенное, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Такая упорядоченность речи делает ее мелодичной, музыкальной.

Работая над этими компонентами речи, мы делаем речь детей, краси­вой, плавной и мелодичной.


Планирование работы

по развитию просодической стороны речи.

 

Время прове- дения. Месяц/ неделя. Формирование ритмической организации высказывания. Формирование темповой организации высказывания. Формирование интонационном выразительности речи.  
09/3 1. Развитие восприятия Ритмических структур. Детям предлагается прослушать серии ударов - громких и тихих, с короткими и длинными паузами. !!!_ _ _ ; !!_ _ !!; ! !! !!; !_!_!, А затем подсчитать и охарактеризовать удары. 1. Развитие восприятия и воспроизведения темпа речи. «Угадай, как надо делать»? Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в одном темпе: «Мелит мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками, в том же темпе, в котором говорит логопед. 1. Развитие восприятия различных видов интонации. «Восклицательный знак». Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца!
09/4 2.Воприятие ритмических структур. Детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. «Дождик» Логопед читает стихотворение, а дети хлопают в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова «кап-кап-кап». Затем совместно проговаривают стихотворение. Капля раз, капля два. Капля медленно сперва: Кап-кап-кап. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять: Кап-кап-кап. Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем Кап-кап-кап «Вопросительный знак». Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.
10/1 3. Формирование Ритмической организации Высказывания (узнавание, понимание, восприятие. усвоение). - односложные слова: без стечения согласных - дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, меч... «Дятел». Произносить в разном темпе последнюю строчку. Дятел дерево долбит. На весь лес он стучит. Тук - тук, тук - тук. «Точка» У неё особый пост В самой малой строчке Если точка - Вывод прост: Это значит - ТОЧКА. Фразу следует кончать Если точка рядом. Точку надо уважай, Точку слушать надо. Ф. Кривин

10/2 - со стечением согласных: стул, торт, соль, брат. крот... Прочитай предложение в нужном темпе. - Работу сделали за два дня. - Как медленно вертится колесо. - Помогите, человек тонет! - Как долго тянется зима! - Скорей бежим домой! - У него нога за ногу заплетается. «Вопросительное предложение». Сейчас, когда приду домой, Произнесёт их мама: «Ты дрался, да? Ты что - немой?.. Ну что молчишь упрямо?»
10/3 - двусложные слова: без стечения согласных, с первым ударным слогом -мама, каша, море, мыло, руки... Выбери темп в зависимости от ситуации. Например: к вам на улице подошла старушка с просьбой показать, где находится аптека. Расскажи ей маршрут, предупреди об опасностях (камень, наледь). «Повелительное предложение». Повествовать придётся мне, И я скажу: «Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...»
10/4 - без стечения согласных, с первым ударным слогом оса, узор, зима, замок, коза… Задание аналогично предыдущему. Пример: к остановке подошел автобус. Уточни у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывай, что автобус долго стоять не будет. «Восклицательное предложение». Тут папа в комнату войдет Войдет и скажет: «Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!»                  Ф.Кривин
11/1 - со стечением согласных, с ударением на первом слоге - краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка... Задание аналогично предыдущему. Пример: до отхода поезда осталось несколько минут. Вы уезжаете в гости. Вас провожает мама. За оставшееся время вы должны сказать маме важное сообщение. 2.Формирование интонационной выразительности. Игра «Далеко или близко». Восприятие и определение силы и высоты голоса (тихий и громкий, низкий и высокий) при  произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.
11/2 - со стечением согласных, с последним ударным слогом - окно, доска, кирпич, матрос, очки... Произнеси скороговорки в разном темпе: Усядемся на пригорке Да расскажем скороговорки. Игра «Заблудились»

11/3 - трехсложные слова: без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге - ягода, посуда, машина... Задание прежнее. Курьер курьера Обгоняет в карьер. Игра « Высоко или близко».
11/4 - со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом - яблоко, автобус, скамейка, колбаса... Задание то же. Всех скороговорок не перескороговоришь, Не перевыскороговоришь. Инсценировка «Три медведя»
12/1 - пары слов без перемещения ударного слога: односложные: гусь - гуси, зуб - зубы, стул - стулья, гвоздь - гвозди… Задание прежнее. Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: А-а-а-а-а З-з-з-з-з
12/2 - многосложные: песня - песни, машина - машины, палец - пальцы, спица - спицы, спичка - спички... Задание то же. Колотил Клин в один блин клин. У-у-у-у-у Д-д-д-д-д
12/3 - пары слов с перемещением ударного слога: односложные: дом -дома, сад - сады, столб - столбы, стол -столы... Задание повторяется. Краб крабу сделал грабли, Подарил грабли крабу.  – Грабь граблями гравий, краб. Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух - трех звуков: Ау ои ауи ауа усо
12/4 - многосложные: доска - доски, дерево - деревья, окно -окна, колесо -колёса... Задание то же. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, В капюшоне кукушонок был смешон. Усиление и ослабление голоса. У- беззвучная артикуляция - ау, ауи. У-шепотное произнесение - ау, ауи. У- тихое произнесение -ау, ауи. У- громкое произнесение - ау, ауи.
01/3 - различные комбинации по месту ударения в слогах: красивое платье; маленький меч, высокое дерево; Мама пришла, Дома было тихо. Наступила весна. Произнеси скороговорку в разном темпе. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.  
01/4 Воспроизведение ударения. Та* - та Та - та* Та - та - та* Та - та* - та Та* - та - та Прочитать скороговорку с убыстрением темпа. Кулинаки - пулинаки, Громко гавкают собаки, Тихо тикают часы, Чистят чижики носы. Прочитать гласные буквы громко, тихо, шепотом, а затем наоборот.

02/1 Задание то же   Па* - па Па - па* Па - па - па* Па - па* - па Па* - па - па Кулинаки - пулинаки, Тихо тикают собаки, Громко гавкают носы, Чистят чижики часы. Прочитай выделяя: Это Маша. Маша поёт. На улице ранняя весна.
02/2 Отхлопывание стихотворения, фраз, слов. Кулинаки – пулинаки, Чистят чижиков собаки, Тихо гавкают часы, Громко тикают носы. Задание прежнее. Как Маша поёт? Когда он придет? Сколько в саду детей?
02/3 Считалочка «Мяч». Мой веселый, звонкий мяч. Ты куда помчался Вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой!               С.Маршак, Кулинаки – пулинаки, Где часы, а где собаки? Только тот и разберет, Кто ходит задом -наперед. Прочти с интонацией. Какая она красивая! Это же мама! Доброе утро!
02/4 Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак, Сунул Грека в реку руку, Рак за руку Грека цап. Прочитайте стихотворение, определите, с чем связаны ошибки. «НЕВПОПАД» И. Токмакова. Скажи погромче, Слово «гром»- Грохочет слово, Словно гром. А.Барто.
03/1 Аты баты – шли  солдаты, Аты баты – на  базар. Аты баты – что  купили? Аты баты – самовар. Аты баты – сколько стоит? Аты баты – три рубля. Аты баты – кто выходит? Аты баты – это   я. «В ГОСТИ К ФЕДОСЬЕ» В гости к Федосье Матрена пришла, К чаю пришла, Лимон принесла. А Федосья растерялась и Заторопилась, А Федосья растерялась и заторопилась - Пейте, Матрена, С лимончиком, Пейте, Лимона, С матренчиком!          И. Мазник. «ИНСЦЕНИРОВКА» - Саша, иди делать уроки! Молчание в ответ. - Саша! - Да иду, иду! - Ты как со мной разговариваешь?
03/2 Вышла мышка как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышка дернула за гири. Вдруг раздался сильный звон. Выходи из круга вон! Распредели пословицы и поговорки по темпу (быстрому и медленному). - За твоим языком не поспеешь босиком. - Замолола безолова. - Говорит словно в стену горохом сыплет. - У него слово слову костыль подает. -  Он речь сквозь зубы цедит. - Слово вымолвит, словно жвачку прожует. - Слово за слово цепляется. Определи тон (радость, грусть, равнодушие, удивление, досада, огорчение). Мы завтра идем в поход. В нашей школе сегодня будет концерт. Завтра обещают дождь.
03/3 «Поэтические телята». Выбери любое из известных вам стихов и «промычите» его без слов, как телята. КОНКУРС ЧТЕЦОВ. «Велосипедист» Мчатся колеса, По дороге. Над дорогой мчатся ноги. Это еду я бегом. Это я бегу верхом!             В.Берестов. 1 Произнеси по разному. О! - удивленно, - радостно, - недовольно, - испуганно.
04/1 Играем в оркестр. Один читает стихотворение, а другие в такт произносят «динь- дон, динь - дон». Динь - дон, динь - дон. В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Динь - дон, динь - дон. Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно. Или это снится сон? Динь - дон, динь - дон. И.Токмакова. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Б.В.ЗАХОДЕР «ЕЖИК» Произнеси слово «да» десятью разными способами. ДА! - восторженно. - нежно, - категорически. - вопросительно. - задумчиво, - скорбно, - дерзко, - иронически. - с сожалением.
04/2 Постучим в барабан! «Ёжик и барабан» С барабаном ходит ежик. Бум - бум - бум! Целый день играет ёжик, Бум - бум - бум! С барабаном за плечами, Бум - бум - бум! Ёжик в сад забрел случайно. Бум - бум - бум! Чтение стихотворений на выбор учащихся. Задание то же. ОТКРОЙ ДВЕРЬ! - гневно, - радостно. - грустно, - весело, - высокомерно. - раздраженно, - подавленно.
04/3 СЧИТАЛКИ. Родное слово, 1 кл. Г.М.Грехнева Чтение стихотворения А.Н.Плещеев «Весна» Задание повторяется. Проворонила ворона Вороненка. Скажи с : - сожалением, - осуждением, - удивлением.
04/4 См. 04/3 Чтение стихотворения А.Н.Маяков «Уходи, зима седая»! Задание то же На дворе трава, на траве дрова. Скажи: - радостно, - восторженно, - раздраженно, - недовольно.
05/1 «Хор лягушек» Воссоздать ритм и медленно песни голосом лягушек (ква-ква). Чунга – чанга - Синий небосвод, Чунга – чанга - Лето круглый год. Чунга - чанга – Песенку поем.        Ю.Энтин. Чтения стихотворения А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...» Задание повторяется. - От топота копыт Пыль по полю летит. Скажи: - радостно, - восторженно, - раздраженно, - недовольно.
05/2 Играем в «объяснялки». Прочти в ритме. Левой, правой. Левой, правой. На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик очень ряд: Барабанит, барабанит полтора часа подряд!               А. Барто. Чтение любимых стихотворений. Произнеси по разному: «Молодец».
05/3 И спасали меня, Не бросали меня И звенели - ладонь о ладонь - буфера, И состав Пересчитывал каждый сустав. И скрипел и стонал Деревянный вагон. А в углу медсестра пришивала погон.                  Д.Самойлов. Чтение стихотворений по усмотрению педагога. Чтение стихотворений с интонацией.
05/4 Чтение стихотворений в ритме. Чтение стихотворений в темпе. Чтение стихотворений с интонацией.

РАЗДЕЛ 3.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже дости­гает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное ус­воение школьной учебной программы. Развитость восприятия проявля­ется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладаю­щим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью разви­тия внимания, его неустойчивостью. Его совершенствованием необхо­димо заботится в первую очередь.

Для того, чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную програм­му, необходимо:

чтобы память, стала произвольной;

чтобы ребенок располагал различными, эффективными средствами запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.


Перспективный план

по развитию познавательных процессов.

Месяц, Неделя. Название упражнения. Текстовый материал.
3/09 «Кого (чего) не стало»? Предложить ребенку посмотреть на 2 картинки. На 1 изображено 3 предмета, а на 2 - 2 предмета. Спросить: «Чего не стало?» (увеличивать количество предметов).
4/09 «Кто появился»? Задание однотипно первому, только число предметов увеличивается, а не уменьшается.
1/10 «Что изменилось»? Количество предметов на 2 картинках одинаково. На 2-ой меняется положение предметов. Ребенку задается вопрос: «Что изменилось».
2/10 «Найди отличия»? Предлагается ребенку найти отличия на картинках. Например: «Чем отличаются эти два дома»?
3/10 «Покажи такую же фигуру». Ребенку предлагаются 2 картинки с одинаковыми предметами, только в разном порядке. Задается вопрос: «показать такую же фигуру».
4/10 «Покажи предметы одинаковой формы» Предложите ребенку на картинках последовательно показать все предметы (столы, окна, двери, овощи, фрукты) круглой, овальной, прямоугольной и треугольной формы, а затем и назвать её.
1/11 «Большой - средний - маленький» Ребенку предлагается ряд картинок, где изображены предметы разной величины. Его просят показать большой, средний, маленький.
2/11 «Высокий -низкий» Задание аналогично предыдущему, только ребенок показывает и называет предмет высокий и низкий.
3/11 «Длинный -короткий» Задание аналогично предыдущему, только ребенок показывает длинный и короткий предмет.
4/П «Толстый - тонкий» Задание аналогично предыдущему, только ребенок показывает толстый и тонкий предмет.
1/12 «Широкий - узкий» Задание аналогично предыдущему, только ребенок показывает широкий и узкий предмет.
2/12 «Сравни по величине» Данное задание закрепление. На основании выше указанных заданий, ребенок сравнивает предметы между собой.
3/12 «Высоко - низко (вверху внизу), выше - ниже». Попросите ребенка показать и назвать место нахождения предметов (вверху, внизу).
4/12 «Далеко - близко, дальше - ближе» Попросите ребенка показать, что на картинке расположено далеко, близко, а также, что расположено дальше от него (ближе к нему).
3/01 «Впереди - сзади» Попросите ребенка показать, какой предмет расположен впереди другого, а какой позади.
4/01 «Справа - слева» Попросите ребенка поднять вверх правую руку, а затем левую, показать правую и левую ногу (ухо, глаз). Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся справа от него, а затем - слева от него.
1/02 «Каскад слов» Подготовьте хорошо знакомые ребенку слова в виде столбика по возрастающей (от 1 до 10). Попросите ребенка повторять слова за вами в той последовательности, в которой читаете.

2/02 «Хлопни в ладоши» Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга. Он должен по договоренности, хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, например, тетрадь.
3/02 «Оканчивание слов» Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его  заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По... », - так вы начинаете игру.
4/02 «Собери фигуру по памяти» Расположите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить так же.
1/03 «Отыщи слова» Детям предлагается напечатанный текст. Ребенок просматривает каждую строчку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их.
2/03 «Соотношение понятий»   Разложите перед ребенком четыре времени года и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу. Предложите ребенку разложить по порядку кружки.  
3/03 « Я положил в мешок» Взрослый говорит: «Я положил в мешок яблоки», Следующий добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы» Третий игрок добавляет ещё слово. И так далее. В данной игре важно чтобы ребенок развивал в себе способность вспомнить.
1/04 «Я - фотоаппарат» Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать все предметы. Он в течение нескольких минут рассматривает все предметы. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить
2/04 «Будь внимателен» Ребенка просят нарисовать 10 треугольников, а затем заштриховать красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники.
3/04 «Найди лишнее слово» Ребенку читается 4 слова. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Например: молоко, сметана, творог, хлеб.
4/04 «Найди лишнюю картинку» Задание аналогично предыдущему. Только используются картинки.
2/05 «Кто больше назовет слов» Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающие какое - либо понятие. Например: назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина).
3/05 «Опредеи понятие» Ребенку предлагаются следующие наборы слов: велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, бить, тупой. Ребенок должен объяснить данные слова,
4/05 «Найди похожее слово» Используется тот же набор слов. Ребенок должен найти похожее по значению слово.

РАЗДЕЛ 4.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Игры, приведенные в данном пособии, направлены на развитие фо­нематического восприятия, анализа и синтеза, фонематических представ­лений и слоговой структуры слова.

Упражнения ориентированы для занятий с детьми, имеющими ОНР (3 уровень), дизартрию и ФФН. Логопедическая работа включает форми­рование произносительных навыков, развитие фонематического воспри­ятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Начиная с подготовительной группы, дети знакомятся со всеми бук­вами русского алфавита, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим иг­рам, которые составляют специфику обучения дошкольников и младших школьников, и являются существенным компонентом этого обучения. В процессе целенаправленного обучения у детей воспитывается фонема­тический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходи­мыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обу­чения грамоте.

Основным признаком при подборе материала является принцип пос­ледовательного перехода от простого к более сложному.

Не только раннее выявление, но и своевременное оказание детям ло­гопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у детей и своевременно предупреждать неуспеваемость учащихся общеобразовательной школы.

 


Перспективный план

по развитию познавательных процессов










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 142.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...