Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Позднее творчество И.С. Тургенева




 (роман «Дым», «Стихотворения в прозе»)

 «Стихотворения в прозе»:

Старуха Встреча Соперник Посещение Насекомое Я встал ночью... Когда я один... (Двойник) Собака Роза Нимфы Голуби Как хороши, как свежи были розы... Стой! Дрозд О моя молодость!О моя свежесть! Когда меня не будет... Восточная легенда Черепа Два брата Сфинкс Necessitas, vis, libertas  

 

План:

 

Роман «Дым»

- основной конфликт романа (Литвинов-Ирина-Татьяна)

- мировоззрение позднего И.С.Тургенева – что узнаваемо? Что появляется нового?

- сатирическое и трагическое в романе

- символика названия

 

«Стихотворения в прозе»: история создания, место в творчестве И.С.Тургенева. Структура цикла.

- Вопрос о жанровой природе. Истоки жанра.

 

 -«Образы» других жанров в цикле:

- «образ» баллады (Старуха, Встреча, Соперник, Посещение, Насекомое, Я встал ночью..., «Когда я один...» (Двойник). Как портретируется балладный сюжет?

 

- «образ» элегии (Собака, Роза, Нимфы, Голуби, Как хороши, как свежи были розы..., Стой!, Дрозд, О моя молодость!О моя свежесть!, Когда меня не будет...).

Традиционные элегические образы и мотивы. Особое идиллически-элегическое пространство. Античные реминисценции.

 

- «образ» восточной легенды (Восточная легенда)

 

- Синтез художественного и живописного в цикле (миниатюры-экфрасисы). (Черепа,

Два брата, Сфинкс, Necessitas, vis, libertas).

- «Стихотворения в прозе» и главные темы тургеневских произведений прошлых лет -социально-историческая, любовная, мистическая.

 

А.А. Григорьев, А.Н. Майков, А.К. Толстой

Поэзия А.Майкова, А.К.Толстого, А.Григорьева

 

1. Поэзия «чистого искусства». Основные эстетические принципы.

2. Поэзия А.Майкова.

- Античность в поэзии Майкова («Сафо», «Анакреон», «Гораций» и др.)

- Традиции К.Н.Батюшкова в поэзии Майкова. Одноименные циклы «Подражания древним». Как каждый из поэтов осуществляет подражания древним?

Сравнить двух «Вакханок» - Батюшкова и Майкова (сходство образных рядов, но отличие интонаций).

- Христианские мотивы и образы в лирике Майкова («Пустынник», «Магдалина», «Конец мира»). Влияние живописной традиции.

3. Поэзия А.К.Толстого.

- Своеобразие воплощения любовной тематики в лирике («миллеровский» цикл): «Средь шумного бала», «Колышется море», «Не верь мне, друг», «Что ты голову склонила» и др.

- Ирония в стихах А.К.Толстого («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

- Баллада и балладное начало в творчестве А.К.Толстого. «Курган», «Василий Шибанов».

Хорошо было бы взять сообщение:«Образ Козьмы Пруткова в творчестве А.К.Толстого»

4. Поэзия А.Григорьева

Стихи из цикла «Борьба» («Цыганская венгерка», «Говори хоть ты со мной…. и др.»).

Романсово-песенное начало в поэзии А.Григорьева.

 


Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

1.​ Какие жанровые традиции продолжает Чернышевский в своем романе? (просветительский роман, роман-утопия…)

2.​ Тема любви и семьи в романе. Переосмысление традиционных любовных сюжетов (любовный треугольник и пр.). Образ «новой» женщины.

3.​ Проблема положительного героя в романе; образ «особенного человека» Рахметова.

4.​ Теория разумного эгоизма: истоки, специфика воплощения в романе.

5.​ Воплощение идей утопического социализма в романе.

6.​ Образ идеального общества в утопии. Четвертый сон Веры Павловны.

7.​ Христианские мотивы (и их переосмысление) в романе.

8.​ Диалог с «проницательным читателем».

9.​ Особенности композиции романа.

10.​ Стиль Чернышевского-романиста (публицистическое начало, сатира, особенности воплощения социально-философской проблематики).

 




Лирика и поэмы Н.А. Некрасова

1. Первый поэтический сборник Н.А. Некрасова «Мечты и звуки». Рецензия В.Г. Белинского.

2. Стилевое и тематическое новаторство лирики Некрасова (например, что такое прозаизацияпоэзии?)

3. Тема страдания в поэзии Н.А. Некрасова (особо – тема женской судьбы). Социальное и вневременное («Тройка» /можно вспомнить «Тройки» Ф.Глинки, П.Вяземского; в чем необычность некрасовского варианта?/«В полном разгаре страда деревенская», «На Волге», «Забытая деревня»и т.д.)

4. Трагическая тональность в лирике Некрасова. Чем обусловлен трагизм? Элегия», «Рыцарь на час»)

5. Своеобразие воплощения любовной темы. «Панаевский цикл»: основные мотивы.

6. Традиции А.С.Пушкина в воплощении темы творчества, в образе музы.

Можно сравнить:

- «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкина и «Поэт и гражданин» Некрасова;

- «Муза»(1821) Пушкина и «Муза» («Нет, музы ласково поющей и прекрасной….» Некрасова. А также некрасовские«О Муза! Я у двери гроба», «Замолкни, Муза мести и печали!», «Вчерашний день часу в шестом…»

7. *Поэма «Саша». Черты романа, баллады, «натурального» фельетона, сказа. Образ «нового человека» в поэме. Можно попробовать сравнить с тургеневским «новым человеком» (если у кого-то в памяти свежи «Рудин» и «Накануне»).



Поэзия А.А. Фета

Тексты А.А. Фета:

 

Статья«О стихотворениях Ф. Тютчева»

Рассказ«Кактус»

Стихи «Как мошки зарею…», «Фантазия», «Сны и тени…», «Во сне», «Грезы», «Как беден наш язык! – хочу и не могу…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Буря на небе вечернем…», «Снился мне берег скалистый…», «Облаком волнистым…»,«Смерти», «Измучен жизнью, коварством надежды…», «Никогда», «Угасшим звездам», «Диана», «Вакханка», «Венера Милосская»,Моего тот безумства желал, кто смежал…».

 

Другие тексты:

 

ДобролюбовН.А. «Первая любовь»

МинаевД.Д. «Топот, радостное ржанье…», «Холод, грязные селенья…»

Тургенев И.С. «Я долго стоял неподвижно….»

 

 

1. Тематика лирики А.Фета. Красота как объект поэзии Фета. Статья Фета «О стихотворениях Ф. Тютчева» («философская» и «поэтическая мысль», положения о наблюдательности поэта и «художественности формы» – их связь с поэтическим творчеством самого Фета).

2. Мотивы сна, мечтаний, фантазии, музыки и «несказанного» в лирике Фета – связь с романтической традицией (стихотворения «Как мошки зарею…», «Фантазия», «Сны и тени…», «Во сне», «Грезы», «Как беден наш язык! – хочу и не могу…»).

3. Суггестивность, безглагольность, ассоциативность и фрагментарность стихотворений Фета (стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Буря на небе вечернем…», «Снился мне берег скалистый…», «Облаком волнистым…»).

4. Философская лирика Фета – тема смерти и иллюзорности жизни (стихотворения «Смерти», «Измучен жизнью, коварством надежды…», «Никогда», «Угасшим звездам»).

5. Антологические стихотворения Фета – роль экфрасиса, семантика античных образов («Диана», «Вакханка», «Венера Милосская»).

6. Рассказ «Кактус» – основные образы и мотивы в их соотнесенности с лирическими стихотворениями Фета.

7. Пародии на Фета (Н.А.Добролюбов, Д.Д. Минаев, И.С. Тургенева).

Драматургия А.Н. Островского

Гроза»

- характер противостояния Катерины и Кабановой, идеалы героинь

- внешний и внутренний конфликт в пьесе

- символика (гроза, река, дом, сад; своеобразие воплощения темы времени)

- Феклуша, сумасшедшая барыня, безымянные персонажи - их функция в пьесе.

Бесприданница»

- образ главной героини (роль музыкальных мотивов)

-этапы развития любовной коллизии (мотив любви «купли-продажи»)

- символика (опять же – река, обрыв), но и бытовых деталей (оружие на турецком ковре, шампанское и пр.)

Снегурочка»

- функция фантастики, фольклорных, мифологических элементов

- своеобразие жанра – «весенняя сказка»

- соединение реалистических и романтических приемов

4. Что общего в построении конфликтов, воплощении любовной тематики, финалах и – главное – образах главных героинь во всех трех пьесах? 

 

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Господа Головлевы

1. История создания романа

- эволюция замысла;

- смысл обращения к жанру семейной хроники.

2. Тема «дворянских гнезд» в русской литературе XIX века (Гончаров, Тургенев…) и своеобразие ее воплощения в романе «Господа Головлевы».

3. Тема семьи и рода в романе

- особенное и общее в членах семьи Головлевых;

- причины вырождения рода Головлевых. Тема «умертвий» в романе.

- композиция (как способствует воплощению темы деградации рода Головлевых?)

 

4. Образ Иудушки (идеи и принципы, пороки, характер религиозности, пробуждение «одичалой совести», гибель).Иудушка и Чичиков.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...