Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева




ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕДИНЫ XIX века

Натуральная школа. Очерк В. Соллогуба "Тарантас"

1. «Натуральная школа»: содержание понятия, возникновение, история развития.

«Физиология Петербурга» - физиология – то, что сокрыто, но, одновременно, что-то прозаическое, плотское.

2. «Философия», тематика, жанровая система, принципы изображения. «натуральной школы».

3. В.Г. Белинский – идеолог и теоретик «натуральной школы»

4. В.А. Соллогуб – небольшое сообщение о писателе.

5. Черты натуральной школы в «Тарантасе».

1. Человеческие «виды» - социальные (крестьяне, купцы, цыгане, типажи губернского города)

2. Как проявляется расширение тематики? (соц. низы – те же крестьяне, парализованный станционный смотритель)

3. Отвержение эстетизма?

4. Собственно «физиологические» реалии, описания, названия глав?

5. Эстетическая значимость социального статуса?

6. Тема угнетенных и гонимых? Крестьянская тема?

7. Принципы сюжетной организации?

8. Роль повествователя? (???)

9. Обусловленность обстоятельств жизни героя социальной средой (ИВ и ВИ – истории жизни, Федя)

10.Тип конфликта (диалогический; обусловленность настоящих нестроений прежними обстоятельствами – нужно выяснить; «превращение» из романтика в прагматика) – Федя, парижский знакомый – князь.

11.Иронизирование над романтизмом и сентиментализмом (Онегин, Печорин, кладбище…). Ирония в названии «Путевые впечатления».

10. Гоголевская традиция в «Тарантасе». (Маниловщина, губернский город, чиновники, разговор с крестьянами, птица-тройка, из аллегорического ада в аллегорический же рай, но – финал – резко снижен; И.В. охотится за стариной как Чичиков за МД)

11. Традиционное и новаторское в воплощении темы пути, путешествия. Символика тарантаса.

12. Образы главных героев. Тема славянофильства и западничества. Как решен вопрос противостояния?

13. Ироническое, пародийное начало в стиле В.Соллогуба: функции, способы воплощения.

14.  Роль детали (портрета, интерьера, быта)

Творчество И.А. Гончарова. Роман "Обломов"

1.Образ Обломова

 

- портрет, деталь

- мировоззрение

- роль второстепенных персонажей в создании образа

- условия воспитания Илюши Обломова; особенности изображения Обломовки (мифологические подтексты: идеал утраченного рая).

- мечты Обломова и сон Обломова: сходства и различия (сбываются ли мечты героя?)

- фольклорные истоки образа

- Обломов в критике (взгляд Добролюбова и самого Гончарова)

2.Обломов – Штольц

Противопоставление и сопоставление героев (см. – гл. IX ч. I и гл. II ч. II; главы об Обломове и Штольце в IV ч.)

 

3.Оппозиции «природа / цивилизация», «восток / запад» в романе (вспомним натуральную школу)

 

4.Любовная линия в романе (Обломов-Ольга)

 

- меняется ли Обломов под влиянием Ольги?

- какие качества Обломова проявляются в сцене с письмом?

- чего герои ждут друг от друга? Почему не оправдываются ожидания? Проанализировать сцену прощания.

 

5.Женские образы в романе как воплощение разных типов любви.

 

 



Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева

1. Мироздание, человек в поэзии Ф.И.Тютчева.

Место человека в тютчевской модели мира.

Символика оппозиций день-ночь, космос-хаос, небо-земля, жизнь-смерть.

Тексты для анализа:

«День и ночь»,

"Как океан объемлет шар земной"

"Бессоница" (2)

"Сон на море"

"Безумие"

«Видение»

(«Сумерки») "Тени сизые смесились"

 

2. Природа в лирике Ф.И.Тютчева.

Насколько частотны конкретные пейзажные зарисовки? В чем своеобразие изображения природы? (см., напр. – «Летний вечер», «Осенний вечер»).

Тексты для анализа:

"Природа-сфинкс"

"Не то, что мните вы, природа"

«Осенний вечер»

«Летний вечер»

 

3.Трагическое начало в поэзии Ф.И.Тютчева (мотив одиночества, хрупкости бытия и т.д.).

Тексты для анализа:

"Silentium"

"Душа моя, Элизиум теней"

"Не рассуждай, не хлопочи"

"Нам не дано предугадать"

 

4. «Денисьевский» цикл Ф.И.Тютчева. Биографическая основа. Трагическое осмысление любви; любовь как «поединок роковой» (можно взять небольшое сообщение).

Тексты для анализа:

"О, как убийственно мы любим"

"Предопределение"

"Весь день она лежала в забытьи",

«Не говори: меня он, как и прежде, любит»,

"От жизни той, что бушевала здесь"

 

5. Стиль Ф.И.Тютчева (традиция одической поэзии XVIII в., архаичность языка, ораторские синтаксические конструкции).


"Былое и думы" А.И. Герцена(часть 1, гл. 1-6; часть 2, гл. 16; часть 3, часть 4, гл. 25, 26, 29, 30; часть 5. ˂Рассказ о семейной драме>)

1.Замысел и история создания «Былого и дум». Хронологические рамки повествования. С каких глав началась работа над книгой?

 

2.Жанровое своеобразие книги: мемуарное, автобиографическое, публицистическое. Как осуществляется синтез художественного и документального? (Важно – как именно отбираются, располагаются и воссоздаются пусть даже абсолютно документальные факты.В этом – художественность).

 

3.Изображение личности в «Былом и думах» (портреты, отбор фактов, принцип контраста, авторская оценка и пр.). Образы Николая I, Белинского.

Изображение конкретных человеческих судеб на историческом фоне (Витберг, декабристы и их близкие, Пассеки и др.)

 

4.Герцен и Огарев. Формирование взглядов, клятва на Воробьевых горах, «религия другого рода».

Первая дружба – важнее первой любви. Вот. А потом жену увел. Тоже мне друг.

 

5. «Наши» и «не наши». «Сфинкс русской жизни». Образ Белинского. Чаадаев. Московские и петербургские славянофилы.

6.Специфика воплощения «вечных тем»; трагические элементы в произведении А.И. Герцена.

 

7.Особенности стиля Герцена: роль разговорных элементов, образность, единство устной и книжной интонации, ирония и т.д.

(И.С.Тургенев о языке Герцена:«...Язык его, до безумия неправильный, приводит меня в восторг: живое тело»).


 

"Мистические" повести И.С. Тургенева

Тексты: «Фауст», «Призраки», «Клара Милич»

«Фауст»

1. Кто из русских писателей до Тургенева обращался к образу Фауста?

2. Эпиграф к повести. Как приведенная цитата из «Фауста» «отзывается» в тургеневском произведении?

3. Какие «живописные» реминисценции (портреты) присутствуют в повести? Какими дополнительными смыслами обогащается за счет них текст?

4. Как воплощено мистическое начало в повести? (Обратить внимание и на символику: паук, гроза и пр.)

5. Смысл названия?

 

«Призраки»

1. «Отголоски» романтической традиции в повести.

2. Своеобразие фантастического - как оно воплощено? Композиционно-смысловая роль сна.

3. Культурно-исторические реминисценции. Как и зачем вводятся?

4. Хронотоп повести (время и пространство).

5. Особенность композиции (в чем общность с «Фаустом»?)

 

 

«Клара Милич»

В чем обнаруживается сходство с предыдущими повестями?

 

 - образ главного героя

- роль культурных реминисценций (романсы, цитаты, портреты….)

- своеобразие фантастического, символика

- образ главной героини

 


Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

1. История создания и публикации романа. Кому он посвящен? В чем смысл подобного посвящения?

Смысл эпиграфа в первоначальной редакции романа:

«Молодой человек (человеку средних лет): В вас было содержание, но не было силы. Человек средних лет: А в вас — сила без содержания. (Из современного разговора)». 


2. Базаров как сюжетный и смысловой центр романа.

Тургенев - Фету: «пишут мне:зачем Анна Сергеевна не высокая натура, чтобы полнее выставить контраст ее с Базаровым? Зачем старики Базаровы не совершенно патриархальны? Зачем Аркадий пошловат -- и не лучше ли было представить его честным, но мгновенно увлекшимся юношей? К чему Феничка -- и какой можно сделать из нее вывод? Скажу Вам одно, что я все эти лица рисовал, как бы я рисовал грибы, листья, деревья; намозолили мне глаза -- я и принялся чертить».

 

- Базаров и Аркадий

 До какого момента они вместе (и вместе ли?) и в какой момент и почему расходятся?

Как прокомментировать фразу из письма Тургенева : «…пишут мне: (… ) зачем Аркадий пошловат -- и не лучше ли было представить его честным, но мгновенно увлекшимся юношей?» Что значит «пошловат» и действительно – зачем?

 

- Базаров и Павел Петрович

Что между ними различного и что общего (в характерах, сходных жизненных ситуациях и пр.)?

 

- Базаров и Одинцова

- Базаров и Ситников, Кукшина

2. Любовныелинии в романе (НП и Фенечка, Аркадий и Катя, ПП и княгиня Р., Базаров и Одинцова)

Типология женских образов («тургеневская» девушка, роковая женщина-сфинкс, женщина-emancipee).

 

3. Композиция романа. (Два раза проделывается путь «Марьино – Никольское – родители Базарова». В чем разница между двумя путешествиями? Что меняется в Базарове?)

 

4. Финалромана.

Смысл аллюзий на«Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина.

 

5. Смысл названия - «Отцы и дети». В чем смысл этого «и»? Авторская позиция в романе – как она выражена?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...