Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Натурфилософская лирика Ф.И. ТютчеваСтр 1 из 2Следующая ⇒
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕДИНЫ XIX века Натуральная школа. Очерк В. Соллогуба "Тарантас" 1. «Натуральная школа»: содержание понятия, возникновение, история развития. «Физиология Петербурга» - физиология – то, что сокрыто, но, одновременно, что-то прозаическое, плотское. 2. «Философия», тематика, жанровая система, принципы изображения. «натуральной школы». 3. В.Г. Белинский – идеолог и теоретик «натуральной школы» 4. В.А. Соллогуб – небольшое сообщение о писателе. 5. Черты натуральной школы в «Тарантасе». 1. Человеческие «виды» - социальные (крестьяне, купцы, цыгане, типажи губернского города) 2. Как проявляется расширение тематики? (соц. низы – те же крестьяне, парализованный станционный смотритель) 3. Отвержение эстетизма? 4. Собственно «физиологические» реалии, описания, названия глав? 5. Эстетическая значимость социального статуса? 6. Тема угнетенных и гонимых? Крестьянская тема? 7. Принципы сюжетной организации? 8. Роль повествователя? (???) 9. Обусловленность обстоятельств жизни героя социальной средой (ИВ и ВИ – истории жизни, Федя) 10.Тип конфликта (диалогический; обусловленность настоящих нестроений прежними обстоятельствами – нужно выяснить; «превращение» из романтика в прагматика) – Федя, парижский знакомый – князь. 11.Иронизирование над романтизмом и сентиментализмом (Онегин, Печорин, кладбище…). Ирония в названии «Путевые впечатления». 10. Гоголевская традиция в «Тарантасе». (Маниловщина, губернский город, чиновники, разговор с крестьянами, птица-тройка, из аллегорического ада в аллегорический же рай, но – финал – резко снижен; И.В. охотится за стариной как Чичиков за МД) 11. Традиционное и новаторское в воплощении темы пути, путешествия. Символика тарантаса. 12. Образы главных героев. Тема славянофильства и западничества. Как решен вопрос противостояния? 13. Ироническое, пародийное начало в стиле В.Соллогуба: функции, способы воплощения. 14. Роль детали (портрета, интерьера, быта) Творчество И.А. Гончарова. Роман "Обломов" 1.Образ Обломова
- портрет, деталь - мировоззрение - роль второстепенных персонажей в создании образа - условия воспитания Илюши Обломова; особенности изображения Обломовки (мифологические подтексты: идеал утраченного рая). - мечты Обломова и сон Обломова: сходства и различия (сбываются ли мечты героя?) - фольклорные истоки образа - Обломов в критике (взгляд Добролюбова и самого Гончарова) 2.Обломов – Штольц Противопоставление и сопоставление героев (см. – гл. IX ч. I и гл. II ч. II; главы об Обломове и Штольце в IV ч.)
3.Оппозиции «природа / цивилизация», «восток / запад» в романе (вспомним натуральную школу)
4.Любовная линия в романе (Обломов-Ольга)
- меняется ли Обломов под влиянием Ольги? - какие качества Обломова проявляются в сцене с письмом? - чего герои ждут друг от друга? Почему не оправдываются ожидания? Проанализировать сцену прощания.
5.Женские образы в романе как воплощение разных типов любви.
Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева 1. Мироздание, человек в поэзии Ф.И.Тютчева. Место человека в тютчевской модели мира. Символика оппозиций день-ночь, космос-хаос, небо-земля, жизнь-смерть. Тексты для анализа: «День и ночь», "Как океан объемлет шар земной" "Бессоница" (2) "Сон на море" "Безумие" «Видение» («Сумерки») "Тени сизые смесились"
2. Природа в лирике Ф.И.Тютчева. Насколько частотны конкретные пейзажные зарисовки? В чем своеобразие изображения природы? (см., напр. – «Летний вечер», «Осенний вечер»). Тексты для анализа: "Природа-сфинкс" "Не то, что мните вы, природа" «Осенний вечер» «Летний вечер»
3.Трагическое начало в поэзии Ф.И.Тютчева (мотив одиночества, хрупкости бытия и т.д.). Тексты для анализа: "Silentium" "Душа моя, Элизиум теней" "Не рассуждай, не хлопочи" "Нам не дано предугадать"
4. «Денисьевский» цикл Ф.И.Тютчева. Биографическая основа. Трагическое осмысление любви; любовь как «поединок роковой» (можно взять небольшое сообщение). Тексты для анализа: "О, как убийственно мы любим" "Предопределение" "Весь день она лежала в забытьи", «Не говори: меня он, как и прежде, любит», "От жизни той, что бушевала здесь"
5. Стиль Ф.И.Тютчева (традиция одической поэзии XVIII в., архаичность языка, ораторские синтаксические конструкции). "Былое и думы" А.И. Герцена(часть 1, гл. 1-6; часть 2, гл. 16; часть 3, часть 4, гл. 25, 26, 29, 30; часть 5. ˂Рассказ о семейной драме>) 1.Замысел и история создания «Былого и дум». Хронологические рамки повествования. С каких глав началась работа над книгой?
2.Жанровое своеобразие книги: мемуарное, автобиографическое, публицистическое. Как осуществляется синтез художественного и документального? (Важно – как именно отбираются, располагаются и воссоздаются пусть даже абсолютно документальные факты.В этом – художественность).
3.Изображение личности в «Былом и думах» (портреты, отбор фактов, принцип контраста, авторская оценка и пр.). Образы Николая I, Белинского. Изображение конкретных человеческих судеб на историческом фоне (Витберг, декабристы и их близкие, Пассеки и др.)
4.Герцен и Огарев. Формирование взглядов, клятва на Воробьевых горах, «религия другого рода». Первая дружба – важнее первой любви. Вот. А потом жену увел. Тоже мне друг.
5. «Наши» и «не наши». «Сфинкс русской жизни». Образ Белинского. Чаадаев. Московские и петербургские славянофилы. 6.Специфика воплощения «вечных тем»; трагические элементы в произведении А.И. Герцена.
7.Особенности стиля Герцена: роль разговорных элементов, образность, единство устной и книжной интонации, ирония и т.д. (И.С.Тургенев о языке Герцена:«...Язык его, до безумия неправильный, приводит меня в восторг: живое тело»).
"Мистические" повести И.С. Тургенева Тексты: «Фауст», «Призраки», «Клара Милич» «Фауст» 1. Кто из русских писателей до Тургенева обращался к образу Фауста? 2. Эпиграф к повести. Как приведенная цитата из «Фауста» «отзывается» в тургеневском произведении? 3. Какие «живописные» реминисценции (портреты) присутствуют в повести? Какими дополнительными смыслами обогащается за счет них текст? 4. Как воплощено мистическое начало в повести? (Обратить внимание и на символику: паук, гроза и пр.) 5. Смысл названия?
«Призраки» 1. «Отголоски» романтической традиции в повести. 2. Своеобразие фантастического - как оно воплощено? Композиционно-смысловая роль сна. 3. Культурно-исторические реминисценции. Как и зачем вводятся? 4. Хронотоп повести (время и пространство). 5. Особенность композиции (в чем общность с «Фаустом»?)
«Клара Милич» В чем обнаруживается сходство с предыдущими повестями?
- образ главного героя - роль культурных реминисценций (романсы, цитаты, портреты….) - своеобразие фантастического, символика - образ главной героини
Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" 1. История создания и публикации романа. Кому он посвящен? В чем смысл подобного посвящения? Смысл эпиграфа в первоначальной редакции романа: «Молодой человек (человеку средних лет): В вас было содержание, но не было силы. Человек средних лет: А в вас — сила без содержания. (Из современного разговора)».
Тургенев - Фету: «пишут мне:зачем Анна Сергеевна не высокая натура, чтобы полнее выставить контраст ее с Базаровым? Зачем старики Базаровы не совершенно патриархальны? Зачем Аркадий пошловат -- и не лучше ли было представить его честным, но мгновенно увлекшимся юношей? К чему Феничка -- и какой можно сделать из нее вывод? Скажу Вам одно, что я все эти лица рисовал, как бы я рисовал грибы, листья, деревья; намозолили мне глаза -- я и принялся чертить».
- Базаров и Аркадий До какого момента они вместе (и вместе ли?) и в какой момент и почему расходятся? Как прокомментировать фразу из письма Тургенева : «…пишут мне: (… ) зачем Аркадий пошловат -- и не лучше ли было представить его честным, но мгновенно увлекшимся юношей?» Что значит «пошловат» и действительно – зачем?
- Базаров и Павел Петрович Что между ними различного и что общего (в характерах, сходных жизненных ситуациях и пр.)?
- Базаров и Одинцова - Базаров и Ситников, Кукшина 2. Любовныелинии в романе (НП и Фенечка, Аркадий и Катя, ПП и княгиня Р., Базаров и Одинцова) Типология женских образов («тургеневская» девушка, роковая женщина-сфинкс, женщина-emancipee).
3. Композиция романа. (Два раза проделывается путь «Марьино – Никольское – родители Базарова». В чем разница между двумя путешествиями? Что меняется в Базарове?)
4. Финалромана. Смысл аллюзий на«Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина.
5. Смысл названия - «Отцы и дети». В чем смысл этого «и»? Авторская позиция в романе – как она выражена?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 181. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |