Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТВОРЧЕСТВО Э. ПО-НОВЕЛЛИСТА




1. Американский романтизм: специфика, темы, проблемы. «Биографический» код творчества Э. По: влияние личного, биографии на художественное творчество писателя. Мотивы отчаяния, мистики, «поэтика ужаса» в творчестве писателя.

2. Теория новеллы Э.По, требования к жанру, цели; новаторство писателя. Разработка новых жанровых разновидностей новеллы: психологическая, детективная и др.

3. Психологические состояния, «психологический слом» в психологических новеллах Э.По:

· «Морелла» – система персонажей, хронотоп и соотношение внутреннего и внешнего действия;

· поэтика ужаса и страха в новеллах «Маска красной смерти» и «Рукопись, найденная в бутылке».

4. Поэтика детективной новеллы «Золотой жук»:

· эпиграф и его смысл;

· композиция новеллы, казалось/оказалось как основной композиционный прием (события, их интерпретация, видимость и «кажимость»);

· символичность и метафоричность образа жука, его семантика и функция;

· поэтика хронотопа: остров как таинственное пространство действия и время пиратства как способ романтизации.

Основные понятия темы:детективная (логическая) новелла, психологическая новелла, тривиальное / нетривиальное сознание.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

1. Вулис, А. «Жук весь золотой, чистое золото…»: литературоведческие заметки о рассказе Э.По «Золотой жук» / А. Вулис // Вопросы литературы. – 1984. – №2. – С. 86-104.

2. Ковалев, Ю.В. От «Шпиона» до «Шарлатана»: статьи, очерки, заметки по истории американского романтизма / Ю.В. Ковалев. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. – 260 с..

3. Проценко, И.Б. Теория новеллы в системе эстетических воззрений Э.По / И.Б. Проценко // Вестник Ленинградского университета. Сер, История, язык, литература. – 1980. – Вып. 3. – С. 56-59.

4. Шогенцукова, Н.А. Опыт онтологической поэтики: Э.По, Г. Мелвилл, Д. Гарнер / Н.А. Шогенцукова. – М.: Наследие, 1995. – 231 с.

 

Дополнительная

1. Зверев, А.М. Э.А.По / А.М. Зверев // История литературы США: литература сер. XIX в. (поздний романтизм): в 3 т. / отв. ред. Е.А. Стеценко ; ИМЛИ РАН. – М.: Наследие, 2000. – Т.3. – С. 172-221.

2. Осипова, Э.Ф. Особенности художественного метода Э.По / Э.Ф. Осипова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер, Филология, востоковедение, журналистика. – 2004. – Вып. 1/2. – С. 3-9.

3. Проблемы становления американской литературы / Я.Н Засурский – М.: Наука, 1981. – 384 с.

4. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность / отв. ред. Я. Н. Засурский. – М.: Наука, 1982. – 349с.

5. Соловьева, Н.А. Национальная идентичность в эпоху романтического национализма (культура и природа в дискурсе о человеке) / Н.А. Соловьева // Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации : материалы школы-семинара. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – С. 75-83.

6. Тугушева, М. П. «Сиесотворивый» Эдгар По / М.П. Тугушева // Тугушева М. П. Под знаком четырех. О судьбе произведений Э.По, А. Конан Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона. – М.: Книга, 1991. – С. 13-75.

7. Шогенцукова, Н.А. Путь к утопии в американском романтизме / /Н.А. Шогенцукова // Вопросы филологии. – 1999. – №3. – С. 101-109.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. С помощью работ в списке обязательной литературы сформулируйте основные требования Э. По, предъявляемые к жанру новеллы, и определите основные черты каждого вида новеллы.

2. «Морелла»: определите специфику хронотопа, уточнив основные локусы действия и их основные черты (внешний мир, дом, подвал и др.). Найдите и выпишите из текста портретные черты, детали первой и второй Мореллы; соотнесите с помощью цитат из текста динамику внутреннего мира персонажа-рассказчика; определите семантику и функцию эпиграфа.

3. «Маска красной смерти»: определите специфику хронотопа, выписав характерные черты локусов вне замка и внутри него; уточните иерархическую структуру мира замка и характеристику балла-маскарада; выпишите основные детали-символы; соотнесите начало и финал новеллы по основным элементам (участники, время-пространство, детали).

4. «Рукопись, найденная в бутылке»: на основе выписанных из текста характеристик уточните семантику и функцию основных символов (корабль, гроза, рукопись, время, призраки); соотнесите отношения персонажа-рассказчика с окружающими на кораблях и сопоставьте внешние характеристики экипажа кораблей до и после происшествия.

5. «Золотой жук»: найдите и укажите в тексте эпизоды, реализующие сюжет эпиграфа, и ситуации, отсылающие к эпиграфу (многозначность и вариативность «болезни»); соотнести точку зрения рассказчика на происходящие события и их объяснение гениальным героем, на основе этого определите в тексте черты тривиального и нетривиального сознания; найдите в новелле характеристики хронотопа, его романтизирующие, выпишите выписать все внешние характеристики и номинации жука в тексте, данные тривиальным и нетривиальным сознанием; укажите по тексту все «роли», которые выполняет жук в истории кладоискательства с обозначением эпизодов.

 

http://fantlab.ru/autor18

http://www.licey.net/lit/american/po

План практического занятия № 8. МОРСКОЙ АМЕРИКАНСКИЙ РОМАН: Г. МЕЛВИЛЛ «МОБИ ДИК, ИЛИ БЕЛЫЙ КИТ»

МОРСКОЙ АМЕРИКАНСКИЙ РОМАН:

Г. МЕЛВИЛЛ «МОБИ ДИК, ИЛИ БЕЛЫЙ КИТ»

 

1. Морской роман как основная форма американского романтизма: специфика, черты, проблемы. Море/океан и корабль как романтические символы, продолжение Мелвиллом «кольриджевской» темы.

2. Архитектоника романа, сюжетный и «надсюжетный» план:

· поэтика эпиграфа, названия романа и отдельных глав;

· мистификация, ее роль в тексте, первая и вторая «Этимология», «Извлечения», их семантика и функция в романе;

· научно-исследовательские вставки романа и имитация научного труда, предмет и методы «исследования», «научная» классификация, представленная в «Цетологии».

3. Система персонажей:

· Ахав и Моби Дик как романтические герои и двойники;

· Измаил как рассказчик и реализация повествовательных стратегий.

4.Экзистенциальная проблематика и библейский текст романа: Ветхозаветные Книги Ионы и Иова как претекст историй Ахава и Измаила.

5. Белый Кит: символические смыслы и значения, семантика белого цвета, многоликость и многофункциональность Кита.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

1. Ковалев, Ю.В. От «Шпиона» до «Шарлатана»: статьи, очерки, заметки по истории американского романтизма / Ю.В. Ковалев. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. – 260 с..

2. Петровская, Е. Кит как текст. Читая «Моби Дика» / Е. Петровская // Логос. – 1991. №2. – С. 240-261.

3. Шогенцукова, Н.А. Опыт онтологической поэтики: Э.По, Г. Мелвилл, Д. Гарнер / Н.А. Шогенцукова. – М.: Наследие, 1995. – 231 с.

4. Библейская энциклопедия : труд и издание архимандрита Никифора. – [Репринтное издание 1891]. – М.: ТЕРРА, (1990). – 905 с.

Дополнительная

1. Гиленсон, Б. А. История литературы США : учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов и высших педагогических учебных заведений / Б.А. Гиленсон. – М.: Академия, 2003. – 703 с. – (Высшее образование).

2. История литературы США: в 2 т / гл. ред. Я.Н. Засурский ; Российская академия наук, Институт мировой литературы им. М. Горького. – М.: Наследие, 1999. – Т 2. Литература эпохи романтизма / отв. ред. А.М. Зверев. – 463 с.

3. Проблемы становления американской литературы / Я.Н Засурский – М.: Наука, 1981. – 384 с.

4. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность / отв. ред. Я. Н. Засурский. – М.: Наука, 1982. – 349с.

5. Соловьева, Н.А. Национальная идентичность в эпоху романтического национализма (культура и природа в дискурсе о человеке) / Н.А. Соловьева // Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации : материалы школы-семинара. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – С. 75-83.

6. Торп, У. Герман Мелвилл / У. Торп // Литературная история США : в 3т / под ред. М.П. Тугушевой. – М.: Прогресс, 1977-1979. – Т.1. – М., 1977. – С. 515-548.

7. Шогенцукова, Н.А. Путь к утопии в американском романтизме / /Н.А. Шогенцукова // Вопросы филологии. – 1999. – №3. – С. 101-109.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Найдите в романе Мелвилла схожие с поэмой С. Кольриджа «Сказание о Старом Мореходе» мотивы, детали, символы, ситуации, персонажи. Определите романтическую и христианскую семантику образов моря/океана, корабля/ладьи.

2. На основе статьи Е. Петровской определите историю, семантику и функцию эпиграфа романа.

3. Классифицируйте символичные названия глав:

· отсылающие к библейскому тексту,

· реализующие драматические элементы (ремарки, действие, акты и др.);

· раскрывающие сюжет романа.

Определите основное содержание этих глав и сопоставьте его с названием.

4. Соотнесите Ахава и Моби Дика по портретной характеристике, внешним деталям, статусу и месту в окружающем мире.

5. Проследите динамику восприятия Измаилом Моби Дика и Белого Кита по тексту романа, выписав характеристики и номинации, данные Измаилом. Определите символические детали ситуации спасения Измаила.

6. Найти в библейской энциклопедии (см. Литературу) или Библии ветхозаветные истории Ионы, Иова, Ахава, Измаила. Проанализируйте проповедь отца Мейпла, определить ее место в романе, смысл и функцию в тексте и сюжете; стилистика и пафос подачи материала.

7. Укажите сюжетные параллели в ветхозаветных легендах и историях Ахава/Измаила. Сформулируйте ответ на вопрос: «Почему спасся только Измаил и гибнут все остальные члены команды»?

8. Выпишите из романа определения белого и определения Китов в «Цетологии», а также все сюжетные «статусы» Моби Дика; на основе этого определите семантику Белого Кита в тексте.

 

 

Литература Западной Европы 19 века

Нажмите ссылку http://19v-euro-lit.niv.ru/, чтобы открыть ресурс.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 543.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...