Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АМЕРИКАНСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА.




План практического занятия № 4-5. ФРАНЦУЗСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН: В. ГЮГО «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ»

ФРАНЦУЗСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН:

В. ГЮГО «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ»

1. Концепция истории В. Гюго, продолжение и трансформация традиции В. Скотта: соотношение исторических и вымышленных лиц, приемы создания исторической атмосферы, художественная правда и историческая правда в романе. Гренгуар и его роль в историческом романе.

2. Специфика обращения к средневековью. Народная масса в романе и способы реализации средневекового сознания: приемы создания, роль в истории.

3. Ананке как ключевое слово романа (Ананке/Фатум, причины и смысл обращения к греческому варианту – ανανκη).

4. «Архитектурный» код романа: Собор, его функция в тексте и амбивалентность («каменная Библия»/«Вавилонская башня»), Собор и его площадь.

5. Контраст как основополагающий прием в создании композиции романа; системы персонажей и моделировании основных персонажей (внутренний/внешний мир): Квазимодо, Клод Фролло, Феб.

6. Эсмеральда как центральный персонаж романа: проявление характеров через фигуру Эсмеральды (рассмотреть в романе сюжетные линии Эсмеральда/Квазимодо; Эсмеральда/Клод; Эсмеральда/Феб).

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

1. Реизов, Б.Г. «Собор Парижской Богоматери» / Б.Г. Реизов // Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ в. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 482-554.

2. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма / Б.Г. Реизов. – Л.: Гослитиздат, 1958. – 567 с.

3. Литвиненко, Н.А. К проблеме специфики жанра «Собора Парижской Богоматери» В.Гюго/Н.А. Литвиненко//Вопросы филологии.1999. –N 2. – С. 89-99.

Дополнительная

1. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с.

2. Добин, Е. С. История девяти сюжетов : рассказы литературоведа / Е. С. Добин. – СПб. : Детгиз, 2007. – 191 с.

3. Евнина, Е.М. Виктор Гюго / Е.М. Евнина ; Академия наук СССР. – М.: Наука, 1976. – 215 с. – (Из истории мировой культуры).

4. Кирнозе, З. И. Страницы французской классики : книга для учащихся / З. И. Кирнозе. – М. : Просвещение, 1992. – 223 с.

5. Моруа, А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / А. Моруа ; пер. с фр. Н.Немчинова, М.Трескунов. – М. : Радуга, 1983. – 639 с.

6. Трескунов М.С. Виктор Гюго. Очерк творчества / М.С. Трескунов. – М.: Гослитиздат, 1961. – 475 с.

7. Турнье, М. Полет вампира : заметки о прочитанном : сборник статей / М. Турнье. – М.: Стратегия, 2004. – 319 с. – (Programme A.Pouchkine).

8. Фридлендер, Г. М.. Достоевский и мировая литература / Г. М. Фридлендер. – Л. : Советский писатель, 1985. – 456 с. – (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР).

2. Горянская, Н.В. Темы и мотивы романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» в тетралогии М. Алданова «Мыслитель»/ Н.В. Горянская//Культура и текст-2005 : сборник научных трудов международной конференции: в 3 т. –СПб. ; Самара ; Барнаул: Издательство БГПУ, 2005. –Т.3. – С. 42-48.

5. Кафанова, О.Б. Русский мифообраз Гюго: (К 200-летию со дня рождения писателя) / О.Б. Кафанова // Русская литература в современном культурном пространстве : материалы конференции : в 2 ч. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. - Ч. 1. - С. 139-146.

8. Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя:Биографические повествования /сост. Н.Ф. Болдырева –Челябинск:Урал,1998. –515 с.– (Жизнь замечательных людей ;Т. 29).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Определите в кн. 1, гл. 1 «Большой зал» приемы создания исторической атмосферы. Найдите способы точной датировки событий в начале текста и выявите элементы полемики автора с «вальтероскоттовской» теорией исторического романа.

2. Выделите приемы создания образа народной массы и ее основные черты в первой сцене романа и эпизоде осады Собора; на основе этого определите роль народной массы в концепции истории автора.

3. Выявите с помощью работы М.М. Бахтина формы народной смеховой культуры, примеры их реализации в средневековом сознании и на основе этого в первой сцене романа и в кн.6, гл.3 «Рассказ о маисовой лепешке» выделите черты средневекового сознания и способы его реализации в тексте. Проанализируйте главы «Рассказ о маисовой лепешке» и «Слеза за каплю воды» по схеме: пространство, ритуал, события, основные участники, семантика названия.

4. Найдите в специальной литературе толкование понятий: «фатум» (римское) и ананке, рока (греческое). В предисловии к роману определите варианты и способы осмысления идеи Рока/Судьбы; греческое и римское толкование в тексте.

5. В тексте романа выявите и объясните эпизоды реализации идеи Рока в романе и в судьбе Клода Фролло (название книги, которую изучает Клод, Собор и т.д.). Найдите в тексте ситуации, события и детали, отсылающие к образам мухи и паука, и определите семантику и функцию данной метафоры.

6. Найдите эпизоды текста, где Собор становится персонажем романа, объясните их смысл и определите основные сюжетные функции Собора.

7. Соотнесите способы моделирования образов Собора и Квазимодо (внешность, характер, судьба, голос/его отсутствие, роль в судьбах других персонажей) и обоснуйте идею их двойничества.

8. В Книге третьей найдите амбивалентые, антропоморфные характеристики Парижа и Собора, объясните их смысл; сформулируйте средневековое осмысление архитектуры, Зодчества; на основе этого определите поэтику романа и его историчность (почему роман назван «Собором…»).

9. В контексте теории контраста В.Гюго соотнесите эпизоды коронации Квазимодо и его наказания на площади; эпизоды суда над Гренгуаром и суда над Квазимодой; а также 3 и 4 гл. кн.одиннадцатой; выявите смысл со- и противопоставления этих сцен.

10. Сопоставьте персонажей (Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб) по принципу двойничества и реализации контраста в их моделировании (портрет, поведение, роль в сюжете и судьбе Эсмеральды).

 

Нажмите ссылку http://www.tverlib.ru/gugo/g04.htm, чтобы открыть ресурс.

 

 

План практического занятия № 6.ФРАНЦУЗСКАЯ ИСПОВЕДАЛЬНАЯ ПРОЗА: Б. КОНСТАН «АДОЛЬФ»

 

ФРАНЦУЗСКАЯ ИСПОВЕДАЛЬНАЯ ПРОЗА:

Б. КОНСТАН «АДОЛЬФ»

1. Романтическое мироощущение во Франции, связь с немецким и английским романтизмом, специфика французского романтизма в художественных текстах.

2. Психологический, исповедальный роман как адекватная французскому романтизму форма: жанровая специфика, приемы психологизма в романтизме.

3. Поэтика исповедального романа Б. Констана «Адольф»:

· новаторство французского романтизма в решении романтического характера, рефлектирующий романтический герой и способы создания характера – портрет, внешние детали, местный колорит, пейзаж, отношения с другими персонажами и миром;

· романтическая концепция любви и ее реализация в романе: любовь/страсть романтического героя в объективном мире;

· специфика романтического конфликта и новаторство в его решении у Констана, внутренний мир/внешний мир, мир чувств/судьба, обстоятельства;

· композиция романа как выражение авторской позиции в решении романтического конфликта: пространственно-временная организация действия, приемы исповедального повествования и мистификация: семантика и функция в тексте.

Основные понятия темы:исповедальная проза, психологизм, местный колорит.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

1. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. – Л.: Художественная литература, 1976. – 448 с.

2. Эсалнек А.Я. Становление романа во французской литературе конца XVIII- нач. XIX в. (Ж.Руссо, Б.Констан, Стендаль) / Э.Я Эсалнек // Эсалнек А.Я. Типология романа (теоретические и историко-литературные аспекты). – М.: Издательство Московского университета, 1991. – С. 37-52.

Дополнительная

1. Забабурова, Н.В. Французский психологический роман (Эпоха Просвещения и романтизм) / Н.В. Забабурова. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1992. – 224 с.

2. Зенкин, С. Н. Французский романтизм и идея культуры: Неприродность, множественность и относительность в литературе / С.Н. Зенкин. – М.: РГГУ, 2002. – 288 с.

3. Кривушина, Е.С. Поэтика романтической прозы (на материале французской литературы) : учебное пособие / Е.С. Кривушина. – Иваново: Прогресс, 1988. – 80 с.

4. Михайлова, И.Н. Искусство и литература Франции с древних времен до XX века / И.Н. Михайлова, Е.Г. Петраш,. – М.: КДУ, 2005. – 384 с.

5. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма / Б.Г. Реизов. – Л.: Гослитиздат, 1958. – 567 с.

6. Шевякова, Э.Н. Становление поэтики исповедального романа в раннем французском романтизме :(Шатобриан.Сенанкур)//Вопросы филологии. – 1999. –N 3. – С. 93-100.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. С помощью конспекта работы Л.Я. Гинзбург сформулируйте черты исповедального романа и выявите приемы психологизма в художественных текстах.

2. Найдите в произведении и проанализируйте приемы создания романтического рефлектирующего героя: местный колорит, пейзаж, отношения с миром и способы объяснения причин данных отношений, «субъективизация» событий.

3. С помощью тезиса Ж. де Сталь, теоретика французского романтизма сформулируйте специфику романтического понимания любви: «Рассудок вовсе не влияет на поведение; когда есть сердце, слушаешь лишь его веления…Если признать, что душа – это всего лишь побудительная сила, то эта сила очень велика, когда она направляется страстью < …>Не понимаю, как можно управлять чем-то, не имея власти; для человека возможны лишь два состояния: или он уверен в том, что сам себе хозяин, и тогда он бесстрастен, или он чувствует, что над ним властвует сила, которая выше него, и тогда он полностью зависит от нее. Все эти компромиссы со страстью – чистый вымысел; страсть, как настоящий тиран, или на троне, или в цепях» (Ж. де Сталь «О влиянии страстей на счастье людей и народов»).

4. Выявите примеры психологизации повествования, соотношения внутреннего и внешнего миров в тексте: соотнесите поэтапное развитие чувства Адольфа с событиями жизни и заполните таблицу:

 

глава внешний мир внутренний мир
1 События прошлого, настоящего. Конфликт Я и общество  
2 Знакомство с Элеонорой. Влияние семьи Страстное влечение: «кровь, струясь в моих жилах, сжигала меня…»
3 Свидание Реализация страсти: «я жаловался, сердился, осыпал Э. упреками…»
4. Развитие любовной связи «Элеонора была живой радостью моей жизни, но она не была больше целью: она меня связывала»
5    
6    
7    

Проследите развитие чувства Адольфа и трансформацию романтического понимания любви, выраженного Ж. де Сталь, в тексте романа – мотивация любви Адольфа; причины выбора объекта любви; поведение и т.д.

5. Допишите таблицу и определите смысл сложного многоуровневого строения, сформулируйте основную проблему произведения с помощью соотношения разных уровней повествования:

 

№ п/п Раздел Субъект повествования Тема Причина одиночества
1. Предисловие автора   Автор    
2. Примечание издателю        
3. Тетрадный текст, раскрывающий основное действие романа Адольф Одиночество Адольфа Окружающий мир
4. Письмо к издателю от знакомого Адольфа        
5. Ответ издателя Издатель    

 

План практического занятия № 7.. АМЕРИКАНСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА. ТВОРЧЕСТВО Э. ПО-НОВЕЛЛИСТА

АМЕРИКАНСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...