![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы досуговой деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Принципы в педагогике досуга – генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации культурно-воспитательного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов. К общим принципом педагогики досуга прежде всего относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». С позиции педагогической науки закономерность трактуется как объективная повторяющаяся диалектическая связь различных явлений социально-культурной действительности. К их числу относится сочетание продуктивного и непродуктивного в социокультурной досуговой деятель-ности. Другаязакономерномть – аккумулирование в досуговой деятельности необ-ходимого заряда творческой энергетики, позволяющей реализовать внутренний потенциал человека. Для более глубинного педагогического проникновения в сущность досу-говой деятельности в социально-культурной сфере очень важно помнить о диалектике соотнесения времени, пространства и содержания. Вся досуговая деятельность протекает в рамках свободного времени, определенного куль-турного пространства и выбранного содержания творчества. Они тесно взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы. Наконец, досуговая деятельность, связанная с духовным миром, обладает такой закономерностью, как зеркальность и универсальность. Не только досуг, но и все другие ее сферы, включая и образование, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту деятельность поистине волшебной. Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода, актуализирующий социальную природу человека как способ движения личности в социальном пространстве и времени, как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям, для процесса его социализации. Он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрос-лого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникаль-ности и культурного своеобразие каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека. Принцип преемственности в первую очередь предполагает межкультур-ное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Он означает сохранение и развитие материальных и духовных ценностей, созданных в прошлом, передачу детям, подросткам, юношеству социального знания и опыта старших, под-держание преемственности народных традиций и норм в жизни социума. Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъек-тов и объектов касается большинства многонациональных по составу реги-онов Российской Федерации. Межэтническое досуговое общение как сложное социально-психологическое явление в определенной мере затрагивает систему моральных норм и нравственных ценностей, сегодня оно составляет и основу межнациональных отношений. Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и органи-зациюкультуротворчества в отдельных социальных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отно-шений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправ-данному использованию содержания и всего воспитательного потенциала досуговой, творческой деятельности. Принцип самодеятельности реализуется во всех видах досугового твор-чества: от индивидуальных форм, любительских объединений до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечи-вает высокий уровень достижений в любой личностной и коллективной Дея-тельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой самооргани-зации, увлеченности и инициативе людей.
5. Почему организация досуга является процессом и результатом педаго-гической деятельности? Характерно, что по своему содержанию и наполнению досуговая практика, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частности, соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей как послереволю-ционного, так и более позднего советского времени сводились на том, что досуговая деятельность – это педагогически организованная свободная деятель-ность населения с целью развития, рекреации и удовлетворения своих куль-турных потребностей. Такое понимание позволило квалифицировать досуговую деятельность как педагогическое явление социальной жизни. Взаимосвязь социального и культурного в досуговой практике определяется через соотношение: социальное – форма взаимодействия, культурное – резуль-тат взаимодействия. Социальное и культурное растворены друг в друге, поскольку в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Педагогический процесс в сфере культурного досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.
6. Сущность термина досуг . Досуг – это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляя-емой в свободное время, в результате которой происходит развитие лич-ностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. Поскольку досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу «что хочу, то и делаю». Это развивающая деятель-ность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры досуга. Досуг – это центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
7. Социально- педагогическая ценность досуга Социально-педагогическая ценность досуга отражена в научных современных концепциях. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только культурологии, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, экономики, педагогики, например социально-культурная концепция воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, а экологическая концепция составляет восстановление физических и психических сил человека с помощью природных условий как решающего фактора полноценного досуга. 8. Современные концепции досуговой деятельности . К ним прежде всего относится деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъем-лемая часть образа жизни человека. Деятельностная концепция видит в досуге проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для нее досуг – совокупность способов человеческой деятельности, а также высший уровень овладения какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи и др.). К основным и наиболее типичным для досуговой сферы видам деятельности эта концепция относит учебно-познавательную, ценностно-ориентационную, культурно-творческую и социально-творческую организа-торскую деятельность. В базовой социально-культурной концепции досуг воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личност-ных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомство с культурно-историческим наследием каждого народа. Одной из причин, по которой люди становятся активными посетителями культурно-досуговых центров, является их желание приобрести здесь новые знания, умения и навыки.. На этой основе создается разветвленная система дополнительного образования, представляющая важный элемент общей структуры свободного времени современного человека. Основу другой – экологической, (природоориентированной) концепции досуга составляет восстановление физических и психических сил человека с помощью природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов (климата, растительности, водоемов, рельефа и т.д.) для культурно-лечебного, оздоро-вительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых. С активным отдыхом на природе связаны и традиционные «развлечения», которыми име-нуют виды деятельности, дающие возможность повеселиться, отвлекающие от забот, доставляющие удовольствие. Активный отдых воспроизводит силы человека, он дает работу мышцам и психическим функциям. В процессе отдыха в условиях природной среды человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Глобализация мирового социального пространства привела к широкому распространению в мировой практике техноэкономической концепции досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение этой концепции имеет двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальноевзаимо-действие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена в конеч-ном счете восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Это предполагает рациональное, концентрированное использова-ние рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспечение рацио-нальных затрат, восстановление и развитие человеческого потенциала. С дру-гой стороны, создание специальной отрасли досугового, рекреационного обслу-живания, развитие сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений вызывают потребность в формировании и эксплуатации наиболее рентабельной досуговой системы. С этой точки зрения, техноэкономическая концепция досуга, ставящая во главу угла рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер. В сфере досуга долгое время господствовала социально-управленческая концепция, являвшаяся продуктом командно-административной системы. Вместо реализации гуманистических целей и функций досуга социально-управленческая концепция досуга устанавливала жесткую регламентацию досуговых центров и форм досуговых занятий с помощью идеологических, нормативных, административных, экономических рычагов и механизмов управления досуговой сферой. Преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали неприемлемыми
Определения Досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществ-ляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие лич-ностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые проблемы. Культурная деятельность – деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей. Деятельность – специфическая форма отношения человека к окружаю-щему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преоб-разование его в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и результат. Досуговая деятельность - это осознанная и направленная активность человека, в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которой он может выразить себя, удовлетворить собственные интересы.
10. Культурные ценности Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную зна-чимость, здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Социально-культурные среды Социально-культурная среда означает конкретное своеобразие и прояв-ление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный ( для неформальных групп иобщностей) характер., институт культуры, музей, библиотека, театр. 12. Культурно-досуговая деятельность Деятельностькультурно-досуговая(КДД) - данный термин вошел в научный оборот в начале 80-х годов ХХ века. Его появление (автор Л.Коган), с одной стороны, отражало попытку найти обобщающее, собирательное определение противоречивой практике культурного досуга, именовавшейся в различные периоды советской истории как «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа». С другой стороны, появление термина «культурно-досуговая деятельность» являлось логическим следствием теоретического осмысления проблемы куль-турного досуга, ориентированного на принципиально новое понимание куль-туры, отличного от узкого ее рассмотрения только как культурное потребление. Сегодня она интерпретируется как живой культуротворческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественного творчества, приоб-щение к лучшим образцам, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговую деятельность правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей социально-культурной деятель-ности. Современное понимание сущности культурного досуга как одного из видов нерегламентированной человеческой деятельности, как составной части культуры позволяет отойти от традиционных советских стереотипов и штампов, помогает понять многосложную практику организации культурно-досуговой деятельности. 13. Цели воспитания Основная цель педагогики досуга – содействие гармоническому раз-витию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в сфере свободного времени. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А.Караковский и др.), в целеполагании культурно-воспитательного процесса необходимо базироваться на фундаментальные ценности, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потреб-ности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для педагогического процесса в досуговой деятельности. Задачи - целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, форми-рование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей; - стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовывать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования; - выявление и развитие способностей личности, стимулирование ее твор-ческого потенциала и позитивного самоутверждения.
14. Прикладные задачи досуговой деятельности Определение прикладных задач требует педагогической диагностики – изучения социокультурной ситуации в микро-среде и конкретного состояния духовных потребностей, досуговной культуры каждого из воспитанников. Диагностика и прогнозирование служат необхо-димым условием педагогического, психологического, культурологического эффекта реализуемых программ и форм.
15. какие действия специалистов включает в себя технология изучения социокультурной ситуации?
16. Что вы понимаете под социальным заказом? СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ - это конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определённой его части. Она может выражаться в необходимости решения таких общественно и индивидуально значимых вопросов, как помощь различным проблемным контингентам (бедные, инвалиды, престарелые, беженцы, заключенные, жертвы насилия, беспризорные и т.п.) и массовая социальная работа - с детьми, семьями, одинокими людьми, теми или иными группами риска. Социальная помощь и поддержка реализуются в организационном, материальном, медицинском, психологическом, правовом, информационном планах, в плане предоставления жилища, убежища, питания, возможности получения общего образования и профессиональной подготовки, в духовной работе. Спрос на духовный продукт
17. Средства досуговой деятельности разнообразные материалы, орудия и условия досугового процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально передается и усваивается содержание социокультурной деятельности и достигаются поставленные педагогические цели». Средства досуговой деятельности выступают в качестве основных состав-ляющих процессуальной части методического процесса в качестве инст-румента для достижения воспитательных социально значимых целей. Термин «средства» в толковом словаре имеет несколько значений. Первое – прием, способ действия для достижения цели. Второе и третье (во множественном числе) – предметы, приспособленные для чего-либо; материальные ценности, деньги.[1] Философский словарь дает термин «средства производства», отмечая, что это «вещные» элементы производства в отличие от «личного элемента» - работника.[2] В педагогике под средствами воспитания считаются, во-первых, всё социальное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации; во-вторых, средствами воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания.[3] 18. Классификация В качестве средств, являющихся источником информации, выступают раз-личные системы знаков – такие, как устное и письменное слово, система услов-ных обозначений (ноты, формулы, аббревиатуры и т.п.), достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, музыка, театр, хореог-рафия и другие виды), средства наглядности, компьютерные программы, квали-фикация и внутренняя культура работников культуры, организаторов досуга, формы и методы организационной деятельности. Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия, объединяют в себе такие технические средства как кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатную продукцию, различное оборудование (оборудование сцены, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, лазерные установки, игровые автоматы, аттракционы и т.п.), дизайн среды, технические средства реклаиы, механика сцены, свет, цвет, звук и др. Все средства педагогики досуга между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. младшие школь-ники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.. К тому же, выбор средств зависит от содержания мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).
19. Требования Успешное применение средств педагогики досуга зависит от выполнения следующих условий: - выбор средств всегда обусловлен целью досугового мероприятия, именно цель определяет средство; - количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны; - всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны; - имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности».
20. Содержание досуговой деятельности Под содержанием педагогики досуга понимается совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интерио-ризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. По существу, это вся культура, в процессе вхождения в которую человек становится личностью и членом общества. Основу категории содержания педагогики досуга составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и куль-турные нормативы. Именно эти составляющие определяют успешность раз-работки и реализации социально-культурных проектов и программ. Содержательные приоритеты досуга – это наиболее значимые в социаль-ном и личностном плане направления социокультурной деятельности в сфере свободного времени, предоставляющие каждому индивиду возможности реа-лизации своих сущностных сил, придающие новые качества различным сто-ронам человеческой деятельности, стимулирующие творческие инициативы самого населения. На основании исследований практики наибольшую личностную и соци-альную значимость в современной досуговой сфере имеют следующие нап-равления культурной, досуговой деятельности, в которых чётко просматрива-ются «выходы» на организацию практической работы в форме культурно-досуговых программ: 1. Искусство (формирование художественной культуры населения). 2. История (историческая культура). 3. Нравственность (нравственная культура). 4. Экология (экологическая культура). 5. Здоровье (физическая и психическая культура). 6. Политика (политическая культура). 7. Труд (профессиональная культура).
21. Форма досуговой деятельности формы педагогики досуга – это способы и приемы организации досуговой деятельности людей в учреждениях социального воспитания, культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную досуговую деятельность с воспитанниками. Форма как часть воспитательного, развивающего процесса зависит от целей, содер-жания, методов и одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы организации досуга зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разно-образны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.
22. Классификация форм 1 массовые Аукцион Театрализованные представления Праздники Фестивали Олимпиады 2 групповые Кружки, диспуты, круглые столы, любительские объединения, клубы по интересам, 3 индивидуальные Занятия в секциях, беседы, консультации, занятия в кружках, интерактивные компьютерные игры 23. На конкретном примере из практики дайте оценку современным формам Выбор форм, их разработка и проведение – дело нелегкое и очень ответст-венное, т.к. формы педагогики досуга обладают определенной самостоятель-ностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию. В настоящее время в организации досуга населения наблюдаются сложные и противоречивые явления. С одной стороны, участники досуговых мероприятий часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают менеджеры социально-культурной сферы. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени. Что же сегодня могут сделать организаторы досуга, социальные работники для того, чтобы привлечь к социально-культурной деятельности как можно больше участников? - Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени всех возрастных групп; - во-вторых, со стороны государственных администраций должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в социуме, - это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи; - в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности; - в-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки; - в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения. Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности учреж-дений социально-педагогической направленности и культуры, необходимо содействовать развитию и распространению новых форм в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации. Выбор форм, их разработка и проведение – дело нелегкое и очень ответст-венное, т.к. формы педагогики досуга обладают определенной самостоятель-ностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию. В настоящее время в организации досуга населения наблюдаются сложные и противоречивые явления. С одной стороны, участники досуговых мероприятий часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают менеджеры социально-культурной сферы. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени. Что же сегодня могут сделать организаторы досуга, социальные работники для того, чтобы привлечь к социально-культурной деятельности как можно больше участников? - Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени всех возрастных групп; - во-вторых, со стороны государственных администраций должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в социуме, - это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи; - в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности; - в-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки; - в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения. Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности учреж-дений социально-педагогической направленности и культуры, необходимо содействовать развитию и распространению новых форм в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации. организации досуга.
24. Что такое метод, его роль и значение в педагогике досуга? Методами педагогики досуга являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты. В досуговой деятельности метод выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В методической системе досуговой деятельности «цели – содержание – методы – формы – средства» методы являются главным элементом 25. Классификация методов
26. Охарактеризуйте основные методы педагогики досуга. Современные методы педагогики досуга характеризуются большим раз-нообразием. Результативности можно добиться лишь при использовании комплекса методов, а их выбор зависит от: - общих целей воспитания и развития личности и ведущих установок досуговой деятельности; - особенностей досуговых предпочтений; - цели, задач и содержания конкретной формы социальной, культурно-до-суговой деятельности; - возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории; - материальной оснащенности, условий досуговой деятельности; - времени проведения досугового мероприятия; - возможностей специалистов, организаторов досуговой деятельности, их профессионального мастерства и личностных качеств.
27. Социально-культурная инфраструктура .Социально-культурнаяинфраструк-тура досуга – это материальные объекты и виды деятельности, создаю-щие общие условия для реализации культурных потребностей населения в сфере досуга. Данная трактовка позволяет включить в определение социально-культурной инфраструктуры многочисленные социально-педагогические и социально-культурные институты, причастные к организации досуга населеи
28. Дайте характеристику учреждениям социально-педагогической и культурно-оздоровительной направленности. В настоящее время в России создана система учреждений социально-педа-гогической направленности, осуществляющих социальное воспитание под-растающего поколения в новых условиях (учреждения дополнительного образования детей и подростков; учреждения социального обслуживания семьи и детей по месту жительства; специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками др.). Учреждения этого типа играют важную роль как в процесса, профилактической, реабилитационной работе, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства. К сожалению, практика показывает, что потребность в специализированных учреждениях социально-педагогической направленности с каждым годом возрастает. Это связано в целом с неблагополучной экономической ситуацией в нашей стране, с проблемами социального воспитания и, прежде всего, семейного. Все большее и большее число детей попадают в разряд социальных сирот. Социальная политика государства направлена на создание наиболее бла-гоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц, (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках). Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разносто-роннего развития личности. За организацию и проведение всей программы досуговой тератии отвечают руководители здравниц и туристических учреждений, а также штат специалистов – организаторов досуга, содержащийся за счет фонда заработной платы: заведующие клубами, культорганизаторы, библиотекари, акком-пониаторы (пианисты, аккордеонисты, баянисты), киномеханики, радисты, представители других служб. Материальную базу досуговой деятельности в санаторно-курортных и туристических центрах представляют общекурортные Дворцы и Дома культуры, клубы в санаториях, домах отдыха и пансионатах, туристические и краеведческие кабинеты, музеи и уголки в здравницах и на турбазах, дискотеки, библиотеки, киноконцертные залы, стадионы, танцевальные площадки, игротеки и аттракционы, лодочные станции и т.д. Содержание досуговых программ для отдыхающих здравниц и туристи-ческих учреждений сегодня определяется рыночными отношениями, стои-мостью услуг, включая транспорт, прокат оборудования и инвентаря.
29. Культурно-досуговые учреждения Традиционными для российской действительности являются учреждениякультурно-досуговой сферы. Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время являются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональны-ми комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреа-ции, образования и творчества. Появились и новые типы учреждений культуры – информцентры, медиатеки, центры досуга и творчества, дома ремесел, национально-культурные центры, ночные клубы и др. Основными направлениями в деятельности учреждений клубного типа являются информационно-просветительская, художественно-публицистичес-кая, содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие тра-диционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов, развитие художественного и технического творчества, культурно-развлекательная, физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность, экскур-сионное обслуживание и др. Одними из самых популярных учреждений досугового типа являются парки культуры и отдыха. Как и клубы, парки являются комплексными мно-гофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности различных социальных групп. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массив, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения. По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-запо-ведники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки и гидропарки, зоны отдыха. Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, глав-ными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов. К социально-культурным институтам музейного типа относятся научно-просветительные учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хра-нением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследова-тельских и просветительских функций. По отраслям знаний музеи дифференцируются на исторические, естественно-научные, научно-техничес-кие и отраслевые, мемориальные, художественные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, деревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры. Большую группу составляют многочисленные частные и общественные музейные коллекции. В инфраструктуре культурного досуга населения значительную роль игра-ютбиблиотеки. Основное назначение библиотек – собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятель-ности библиотек выходит информационное направление. В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объе-диняющие различные, и прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-центров, интернет-салонов и интернет-кафе. Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы. 30. Социальные технологии в соц сфере , социальная технология в сфере культуры и досуга – это целенаправ-ленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность досуговой деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, используемых в социально-педагогическом процессе и обеспечива-ющих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в условиях социально-культурной среды. Любая из социальных технологий в досуговой сфере формируется на стыке педагогики с культурологическими дисциплинами, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков, они, естественно базируются на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций. 31. Система технологий педагогики досуга система социальных технологий педагогики досуга
Все подсистемы составляют технологическую систему досуговой деятель-ности и служат основой для осуществления целенаправленного педагогичес-кого процесса. Очень важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем, входящих в структуру технологии производства культурных продуктов, благ и услуг
32. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференци-рованные (по Т.Г.Киселевой и Ю.Д.Красильникову): 1)общие технологии охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-педагогической, досуговой деятельности. С помощью общих технологий формируется и интенсивно осваивается досуговая среда (например, формирование духовных запросов личности, досуговая мотивация, стимулирование социальной и творческой активности в сфере досуга и др.); 2)функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления организации досуга, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания в сфере культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и прос-ветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и люби-тельских объединений, технологии организации отдыха и развлечений, рек-реационно-оздоровительные технологии и др.). Основу функциональных технологий составляет органическое единство культуры, просвещения, ин-формации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Не случайно поэтому функциональные технологии носят обязывающие многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д. 3) дифференцированные (частные) технологии представляют собой ме-тодики, направленные на работу с отдельными категориями населения и раз-личными возрастными группами (методика организации досуга детей и под-ростков, методика молодежного досуга, методика семейного досуга, методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста и т.п.). Диф-ференцированные технологии обладают характерными особенностями, обус-ловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей. Основу дифференцированных технологий составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилиро-ванные для отдельных социально-демографических групп. Общие, функциональные и социально-дифференцированные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгорит-мических организационно-управленческих действий, функционирования лич-ностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов. Социальные технологии досуговой деятельности постоянно пополняются за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов.
33. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
Условно можно выделить несколько этапов формирования культурно-досуговых программ по интересам: 1) Генерирование в рамках избранного приоритетного направления социо-культурной деятельности (искусство, история, нравственность, экология, здоровье, политика, труд и т.п.) яркой и нетривиальной для данного региона идеи, содержащей: - признаки высокой общественной значимости; - отвечающей интересам определенной социальной группы. 2) Формулировка целей и задач программы, решение которых даст возможность сформировать те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у своих граждан. 3) Определение набора видов деятельности, соответствующих целевому назначению культурно-досуговой программы и реальных для осуществления в условиях того или иного региона. Следует учитывать, чтобы и по форме, и по содержанию они не дублировали, но дополняли бы деятельность государст-венных и общественных институтов региона. Принципиальное методологическое значение для программ приобретает последовательная трансформация социальных задач в конкретно-педагоги-ческие. Это позволяет придать программам воспитательную, развивающую и рекреативную направленность. Основополагающими для их реализации явля-ются и требования педагогики сотрудничества. Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, связанные с созданием, освоением и педагогическим использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе рекреационные программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т.д.; группповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости. Выбор тематики и разработка культурно-досуговых проектов и программ диктуется социальным заказом, потребностями различных категорий населе-ния, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазвития каждого человека. Содержание разрабатываемых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» сов-ременной социокультурной сферы. Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социаль-но-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.
34. ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ
Среди факторов, определяющих направленность социализации детей и подростков, следует прежде всего выделить влияние родительской семьи, школы, общества сверстников, средств массовой коммуникации и внешколь-ных учреждений досуговой деятельности. Анализ результатов психолого-педагогических исследований выявляет следующие проблемные области ран-ней юности: «Родители», «Будущее», «Сверстники», «Школа», «Свободное время», «Другой пол», «Собственное Я».[4] Характеристика данной социальной группы включает такие черты, как максимализм, негативизм, нетерпимость – качества, которые составляют своеобразный «подростковый синдром». В сегодняшней атмосфере демократических перемен у подростков эти черты проявляются ярче, чем у других возрастных категорий. 35. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Проблемная ситуация, характерная для досуга детей и подростков заключается, во-первых, в отсутствии специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга, в рамках образовательных институтов. Оказалась в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития в организованных структурах, пытаются восполнить дефицит условий самореализации деструктивными, разрушающими культуру и личность процессами, асоци-альными и противоправными формами поведения, пополняют отряды бомжей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий. Во-вторых, отрицательно на развитии детского досуга сказывается его коммерциализация. Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, объединений, пользующихся спросом у подросткового поколения, стали платными. Переход многих учреждений культурного досуга на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих. Подростки, относящиеся к семьям с низким прожиточным уровнем, оказались отрезанными от этой сферы досуга. В-третьих, компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Неумение правильно организовать свой досуг приводит совре-менных подростков к компьютерной зависимости. Долгое просиживание перед компьютером приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гипо-динамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение. В-четвертых, еще одной важной проблемой досуга является неспо-собность удовлетворить потребности подросткового возраста в общении. Дети не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Зачастую не имея возможности полноценного непосредственного общения со сверстниками, подростки пополняют дворовые и уличные компании. Ценности, объединяющие такие сообщества, не всегда оказываются позитивными с точки зрения социальной значимости.
36. ВВЕДЕНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА
В качестве таких целевых установок можно рассматривать формирование у подростков мотивов к творческой деятельности; поддержку молодежных общественных инициатив в сфере нравственности, экологии, истории и др.; создание организационно-правовых условий для социального самовыражения, самоутверждения, самореализации; обеспечение взаимопонимания между поколениями; гуманизация духовного облика подростков, повышение их культурного уровня. Главная целевая установка культурно-досуговых программ – ориентация на те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у подростков.
37. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Социально-культурные проблемы, носителями которых являются девиант-ные подростки, связаны со снижением моральных критериев во взаимо-отношениях, неразвитой способностью к состраданию, сопереживанию, эм-патии; девальвацией ценности образования, труда; отсутствием интереса к культурному наследию, истории своего края; разрушением духовно-нравст-венной атмосферы в семье, ростом криминальной активности и отклоняю-щихся форм поведения и др. В сегодняшней ситуации действие целого ряда факторов придает этим проблемам особую остроту. В условиях демократических свобод (многопар-тийность, самоуправление, свобода слова) представители подрастающего поколения часто не могут сделать правильный выбор, если им не привиты правила культурного поведения, если у них отсутствуют нравственные ориентиры. Все это приводит к прогрессирующей тенденции непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения. Растет количество преступлений, за которые подростки привлекаются к уголовной ответствен-ности, это – разбой, грабеж, повторение преступлений, изнасилование. В пос-ледние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особен-ностями подростковых самоубийств являются психологические особенности полового созревания: крушение любви, разочарование, отсутствие ответного чувства, обиды. Профилактика девиантного поведения обязательно предполагает педаго-гический процесс перевоспитания. В сфере культуры, искусства, спорта, досуга разработаны различные по содержанию и направленности социально-профилактические, реабилитациионные (адаптационные, анимационные, кор-рекционные) технологии, использующиеся в профилактике девиантного поведения. Обучение эти видам технологий, объединенным общей информа-ционной и коммуникативной доминантой, необходимо при подготовке совре-менных специалистов, организаторов досуга. 38. ТЕХНОЛОГИИ ДОСУГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Социально-культурная реабилитация – это комплекс предупредительных мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаи-мосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции или реинтеграции в окружающую среду. Целью социально-культурной реабилитации является социальнаяинтег-рация – процесс, который характеризует меру достижения личностью опти-мального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально-культурном пространстве и социальном времени. Соответственно под реинтеграцией следует понимать процесс и характерис-тику меры восстановления ранее присущих индивиду, но вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных социальных и ролевых функций в адекватном для него социально-культурном пространстве. В повседневной практике социально-культурной реабилитации, направ-ленной не только на борьбу с различными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом на их предупреждение, т.е. устра-нение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека, выработан ряд подходов к решению данной проблемы (информационный, социально-профи-лактический, медико-биологический и др.). Эти подходы предполагают координацию и концентрацию усилий различных субъектов социально-профилактической работы. Особенности информационного подхода состоят в активном использовании СМИ (печать, телевидение, радио, кино и др.) для профилактики девиантного поведения. Однако информационные структуры не только не выполняют возложенную на них благородную миссию, но и наносят существенный вред, пропагандируя прямо или косвенно человеческие пороки (насилие, вседоз-воленность, пьянство и др.), с которыми общество вынуждено бороться. Отсутствие целевой информации о последствиях, наступающих, например, в случае немедицинского употребления наркотических веществ, затрудняет борьбу с наркоманией. Сегодня необходимо создание мощной антинаркоти-ческой системы, базирующейся на лучших достижениях зарубежных методик и технологий Социально-профилактический подход опирается на нормативно-правовые основы и предполагает меры общегосударственного характера, направленные на повышение уровня жизни народа, ликвидацию безработицы, социально-культурную адаптацию мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев. Социально-профилактические меры девиантного поведения также вклю-чают в себя как нравственные, организационные, технические, так и индиви-дуально-профилактические (воспитательные). Речь идет о целом ряде позитивных факторов, влияющих на повышение качества жизни людей, устранение причин, вызывающих социальные деформации. Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя принятие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, опреде-ляющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развивающее воздействие, ори-ентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразу-мевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности. Это и коррекционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности индиивида в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды. Специфика медико-биологического подхода заключается в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера (паталогия на биологическом уровне). Данный метод не исключает, а дополняет предыдущие подходы. Взаимосвязь нравственного и психического здоровья относится к наиболее субъективным факторам, влияющим на совершение преступления – наиболее опасного вида девиантного поведения. Нарушение психики человека вызывает и такие социальные отклонения, как «уход в себя» (аутизация) или из общества, от людей («биологический» - самоубийство, «социальный» - бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии, что может привести к любым преступным действиям. Лечебно-оздоровительная составляющая медико-биологического подхода рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижение соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья. С этой целью используются многочисленные оздоровительные (медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические), культур-но-ориентированные и культуротворческие(арттерапия, библиотерапия, экологические, гарденотерапия, иппотерапия, клубно-спортивные и спортив-но-оздоровительные, лекотерапия, фитотерапия, музыкотерапия, сказкотера-пия, юморотерапия и др.), художественно-прикладные, ремесленные и другие.
[1] Словарь русского языка. В 4-х т. – М., 1961. – Т. 4. [2] Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. – М., 1986. [3] Педагогика: Учебник /Л.П.Крившенко и др.; под редЛ.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 140-141.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1009. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |