Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы досуговой деятельности




Принципы в педагогике досуга – генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации культурно-воспитательного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.

К общим принципом педагогики досуга прежде всего относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». С позиции педагогической науки закономерность трактуется как объективная повторяющаяся диалектическая связь различных явлений социально-культурной действительности. К их числу относится сочетание продуктивного и непродуктивного в социокультурной досуговой деятель-ности.

Другаязакономерномть – аккумулирование в досуговой деятельности необ-ходимого заряда творческой энергетики, позволяющей реализовать внутренний потенциал человека.

Для более глубинного педагогического проникновения в сущность досу-говой деятельности в социально-культурной сфере очень важно помнить о диалектике соотнесения времени, пространства и содержания. Вся досуговая деятельность протекает в рамках свободного времени, определенного куль-турного пространства и выбранного содержания творчества. Они тесно взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.

 Наконец, досуговая деятельность, связанная с духовным миром, обладает такой закономерностью, как зеркальность и универсальность. Не только досуг, но и все другие ее сферы, включая и образование, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту деятельность поистине волшебной.

Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода, актуализирующий социальную природу человека как способ движения личности в социальном пространстве и времени, как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям, для процесса его социализации. Он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрос-лого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникаль-ности и культурного своеобразие каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

 Принцип преемственности в первую очередь предполагает межкультур-ное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Он означает сохранение и развитие материальных и духовных ценностей, созданных в прошлом, передачу детям, подросткам, юношеству социального знания и опыта старших, под-держание преемственности народных традиций и норм в жизни социума.

Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъек-тов и объектов касается большинства многонациональных по составу реги-онов Российской Федерации. Межэтническое досуговое общение как сложное социально-психологическое явление в определенной мере затрагивает систему моральных норм и нравственных ценностей, сегодня оно составляет и основу межнациональных отношений.

Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и органи-зациюкультуротворчества в отдельных социальных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отно-шений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправ-данному использованию содержания и всего воспитательного потенциала досуговой, творческой деятельности.

Принцип самодеятельности реализуется во всех видах досугового твор-чества: от индивидуальных форм, любительских объединений до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечи-вает высокий уровень достижений в любой личностной и коллективной Дея-тельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой самооргани-зации, увлеченности и инициативе людей.

 

5.   Почему организация досуга является процессом и результатом педаго-гической деятельности?

Характерно, что по своему содержанию и наполнению досуговая практика, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частности, соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей как послереволю-ционного, так и более позднего советского времени сводились на том, что досуговая деятельность – это педагогически организованная свободная деятель-ность населения с целью развития, рекреации и удовлетворения своих куль-турных потребностей. Такое понимание позволило квалифицировать досуговую деятельность как педагогическое явление социальной жизни.

Взаимосвязь социального и культурного в досуговой практике определяется через соотношение: социальное – форма взаимодействия, культурное – резуль-тат взаимодействия. Социальное и культурное растворены друг в друге, поскольку в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.

Педагогический процесс в сфере культурного досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.

 

6. Сущность термина досуг

.  Досуг – это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляя-емой в свободное время, в результате которой происходит развитие лич-ностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. Поскольку досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу «что хочу, то и делаю». Это развивающая деятель-ность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры досуга. Досуг – это центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

 

7. Социально- педагогическая ценность досуга

Социально-педагогическая ценность досуга отражена в научных современных концепциях. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только культурологии, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, экономики, педагогики, например социально-культурная концепция воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, а экологическая концепция составляет восстановление физических и психических сил человека с помощью природных условий как решающего фактора полноценного досуга.

8. Современные концепции досуговой деятельности

. К ним прежде всего относится деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъем-лемая часть образа жизни человека. Деятельностная концепция видит в досуге проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для нее досуг – совокупность способов человеческой деятельности, а также высший уровень овладения какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи и др.). К основным и наиболее типичным для досуговой сферы видам деятельности эта концепция относит учебно-познавательную, ценностно-ориентационную, культурно-творческую и социально-творческую организа-торскую деятельность.     

В базовой социально-культурной концепции досуг воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личност-ных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомство с культурно-историческим наследием каждого народа. Одной из причин, по которой люди становятся активными посетителями культурно-досуговых центров, является их желание приобрести здесь новые знания, умения и навыки.. На этой основе создается разветвленная система дополнительного образования, представляющая важный элемент общей структуры свободного времени современного человека.

Основу другой – экологической, (природоориентированной) концепции досуга составляет восстановление физических и психических сил человека с помощью природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов (климата, растительности, водоемов, рельефа и т.д.) для культурно-лечебного, оздоро-вительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых. С активным отдыхом на природе связаны и традиционные «развлечения», которыми име-нуют виды деятельности, дающие возможность повеселиться, отвлекающие от забот, доставляющие удовольствие. Активный отдых воспроизводит силы человека, он дает работу мышцам и психическим функциям. В процессе отдыха в условиях природной среды человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления.

Глобализация мирового социального пространства привела к широкому распространению в мировой практике техноэкономической концепции досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение этой концепции имеет двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальноевзаимо-действие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена в конеч-ном счете восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Это предполагает рациональное, концентрированное использова-ние рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспечение рацио-нальных затрат, восстановление и развитие человеческого потенциала. С дру-гой стороны, создание специальной отрасли досугового, рекреационного обслу-живания, развитие сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений вызывают потребность в формировании и эксплуатации наиболее рентабельной досуговой системы. С этой точки зрения, техноэкономическая концепция досуга, ставящая во главу угла рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер.

В сфере досуга долгое время господствовала социально-управленческая концепция, являвшаяся продуктом командно-административной системы. Вместо реализации гуманистических целей и функций досуга социально-управленческая концепция досуга устанавливала жесткую регламентацию досуговых центров и форм досуговых занятий с помощью идеологических, нормативных, административных, экономических рычагов и механизмов управления досуговой сферой. Преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали неприемлемыми

 

Определения

Досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществ-ляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие лич-ностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые проблемы.

Культурная деятельность – деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.

Деятельность – специфическая форма отношения человека к окружаю-щему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преоб-разование его в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и результат.

Досуговая деятельность - это осознанная и направленная активность человека, в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которой он может выразить себя, удовлетворить собственные интересы.

 

10. Культурные ценности

Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную зна-чимость, здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Социально-культурные среды

Социально-культурная среда означает конкретное своеобразие и прояв-ление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный ( для неформальных групп иобщностей) характер., институт культуры, музей, библиотека, театр.

12. Культурно-досуговая деятельность

Деятельностькультурно-досуговая(КДД) - данный термин вошел в научный оборот в начале 80-х годов ХХ века. Его появление (автор Л.Коган), с одной стороны, отражало попытку найти обобщающее, собирательное определение противоречивой практике культурного досуга, именовавшейся в различные периоды советской истории как «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа». С другой стороны, появление термина «культурно-досуговая деятельность» являлось логическим следствием теоретического осмысления проблемы куль-турного досуга, ориентированного на принципиально новое понимание куль-туры, отличного от узкого ее рассмотрения только как культурное потребление. Сегодня она интерпретируется как живой культуротворческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественного творчества, приоб-щение к лучшим образцам, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговую деятельность правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей социально-культурной деятель-ности. Современное понимание сущности культурного досуга как одного из видов нерегламентированной человеческой деятельности, как составной части культуры позволяет отойти от традиционных советских стереотипов и штампов, помогает понять многосложную практику организации культурно-досуговой деятельности.

13. Цели воспитания

   Основная цель педагогики досуга – содействие гармоническому раз-витию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в сфере свободного времени. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А.Караковский и др.), в целеполагании культурно-воспитательного процесса необходимо базироваться на фундаментальные ценности, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потреб-ности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для педагогического процесса в досуговой деятельности.

Задачи

- целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, форми-рование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей;

- стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовывать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

- выявление и развитие способностей личности, стимулирование ее твор-ческого потенциала и позитивного самоутверждения.

 

14. Прикладные задачи досуговой деятельности

Определение прикладных задач требует педагогической диагностики – изучения социокультурной ситуации в микро-среде и конкретного состояния духовных потребностей, досуговной культуры каждого из воспитанников. Диагностика и прогнозирование служат необхо-димым условием педагогического, психологического, культурологического эффекта реализуемых программ и форм.

 

15. какие действия специалистов включает в себя технология изучения социокультурной ситуации?

 

16.   Что вы понимаете под социальным заказом?

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ - это конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определённой его части. Она может выражаться в необходимости решения таких общественно и индивидуально значимых вопросов, как помощь различным проблемным контингентам (бедные, инвалиды, престарелые, беженцы, заключенные, жертвы насилия, беспризорные и т.п.) и массовая социальная работа - с детьми, семьями, одинокими людьми, теми или иными группами риска. Социальная помощь и поддержка реализуются в организационном, материальном, медицинском, психологическом, правовом, информационном планах, в плане предоставления жилища, убежища, питания, возможности получения общего образования и профессиональной подготовки, в духовной работе. Спрос на духовный продукт

 

17. Средства досуговой деятельности

разнообразные материалы, орудия и условия досугового процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально передается и усваивается содержание социокультурной деятельности и достигаются поставленные педагогические цели». Средства досуговой деятельности выступают в качестве основных состав-ляющих процессуальной части методического процесса в качестве инст-румента для достижения воспитательных социально значимых целей. Термин «средства» в толковом словаре имеет несколько значений. Первое – прием, способ действия для достижения цели. Второе и третье (во множественном числе) – предметы, приспособленные для чего-либо; материальные ценности, деньги.[1] Философский словарь дает термин «средства производства», отмечая, что это «вещные» элементы производства в отличие от «личного элемента» - работника.[2] В педагогике под средствами воспитания считаются, во-первых, всё социальное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации; во-вторых, средствами воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания.[3]

18. Классификация

В качестве средств, являющихся источником информации, выступают раз-личные системы знаков – такие, как устное и письменное слово, система услов-ных обозначений (ноты, формулы, аббревиатуры и т.п.), достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, музыка, театр, хореог-рафия и другие виды), средства наглядности, компьютерные программы, квали-фикация и внутренняя культура работников культуры, организаторов досуга, формы и методы организационной деятельности.

Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия, объединяют в себе такие технические средства как кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатную продукцию, различное оборудование (оборудование сцены, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, лазерные установки, игровые автоматы, аттракционы и т.п.), дизайн среды, технические средства реклаиы, механика сцены, свет, цвет, звук и др.

Все средства педагогики досуга между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. младшие школь-ники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.. К тому же, выбор средств зависит от содержания мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

 

19. Требования

   Успешное применение средств педагогики досуга зависит от выполнения следующих условий:

- выбор средств всегда обусловлен целью досугового мероприятия, именно цель определяет средство;

- количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

- всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

- имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности».

 

20. Содержание досуговой деятельности

Под содержанием педагогики досуга понимается совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интерио-ризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. По существу, это вся культура, в процессе вхождения в которую человек становится личностью и членом общества.

Основу категории содержания педагогики досуга составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и куль-турные нормативы. Именно эти составляющие определяют успешность раз-работки и реализации социально-культурных проектов и программ.

  Содержательные приоритеты досуга – это наиболее значимые в социаль-ном и личностном плане направления социокультурной деятельности в сфере свободного времени, предоставляющие каждому индивиду возможности реа-лизации своих сущностных сил, придающие новые качества различным сто-ронам человеческой деятельности, стимулирующие творческие инициативы самого населения.

На основании исследований практики наибольшую личностную и соци-альную значимость в современной досуговой сфере имеют следующие нап-равления культурной, досуговой деятельности, в которых чётко просматрива-ются «выходы» на организацию практической работы в форме культурно-досуговых программ:

1. Искусство (формирование художественной культуры населения).

2. История (историческая культура).

3. Нравственность (нравственная культура).

4. Экология (экологическая культура).

5. Здоровье (физическая и психическая культура).

6. Политика (политическая культура).

7. Труд (профессиональная культура).

 

21. Форма досуговой деятельности

формы педагогики досуга – это способы и приемы организации досуговой деятельности людей в учреждениях социального воспитания, культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную досуговую деятельность с воспитанниками. Форма как часть воспитательного, развивающего процесса зависит от целей, содер-жания, методов и одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы организации досуга зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разно-образны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

 

22. Классификация форм

1 массовые

Аукцион Театрализованные            представления   Праздники                           Фестивали

 Олимпиады                         

2 групповые

Кружки, диспуты, круглые столы, любительские объединения, клубы по интересам,

3 индивидуальные

Занятия в секциях, беседы, консультации, занятия в кружках, интерактивные компьютерные игры

23. На конкретном примере из практики дайте оценку современным формам

Выбор форм, их разработка и проведение – дело нелегкое и очень ответст-венное, т.к. формы педагогики досуга обладают определенной самостоятель-ностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию.

В настоящее время в организации досуга населения наблюдаются сложные и противоречивые явления. С одной стороны, участники досуговых мероприятий часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают менеджеры социально-культурной сферы. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.

Что же сегодня могут сделать организаторы досуга, социальные работники для того, чтобы привлечь к социально-культурной деятельности как можно больше участников?

- Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени всех возрастных групп;

- во-вторых, со стороны государственных администраций должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в социуме, - это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи;

- в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности;

- в-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;

 - в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности учреж-дений социально-педагогической направленности и культуры, необходимо содействовать развитию и распространению новых форм в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.

Выбор форм, их разработка и проведение – дело нелегкое и очень ответст-венное, т.к. формы педагогики досуга обладают определенной самостоятель-ностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию.

В настоящее время в организации досуга населения наблюдаются сложные и противоречивые явления. С одной стороны, участники досуговых мероприятий часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают менеджеры социально-культурной сферы. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.

Что же сегодня могут сделать организаторы досуга, социальные работники для того, чтобы привлечь к социально-культурной деятельности как можно больше участников?

- Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени всех возрастных групп;

 - во-вторых, со стороны государственных администраций должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в социуме, - это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи;

- в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности;

- в-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;

- в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности учреж-дений социально-педагогической направленности и культуры, необходимо содействовать развитию и распространению новых форм в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.

организации досуга.

 

24. Что такое метод, его роль и значение в педагогике досуга?

Методами педагогики досуга являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.

В досуговой деятельности метод выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В методической системе досуговой деятельности «цели – содержание – методы – формы – средства» методы являются главным элементом


25. Классификация методов

 

26. Охарактеризуйте основные методы педагогики досуга.

     Современные методы педагогики досуга характеризуются большим раз-нообразием. Результативности можно добиться лишь при использовании комплекса методов, а их выбор зависит от:

- общих целей воспитания и развития личности и ведущих установок досуговой деятельности;

- особенностей досуговых предпочтений;

- цели, задач и содержания конкретной формы социальной, культурно-до-суговой деятельности;

- возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории;

- материальной оснащенности, условий досуговой деятельности;

- времени проведения досугового мероприятия;

- возможностей специалистов, организаторов досуговой деятельности, их профессионального мастерства и личностных качеств. 

 

 

27. Социально-культурная инфраструктура

.Социально-культурнаяинфраструк-тура досуга – это материальные объекты и виды деятельности, создаю-щие общие условия для реализации культурных потребностей населения в сфере досуга. Данная трактовка позволяет включить в определение социально-культурной инфраструктуры многочисленные социально-педагогические и социально-культурные институты, причастные к организации досуга населеи

 

28. Дайте характеристику учреждениям социально-педагогической и


культурно-оздоровительной направленности.

В настоящее время в России создана система учреждений социально-педа-гогической направленности, осуществляющих социальное воспитание под-растающего поколения в новых условиях (учреждения дополнительного образования детей и подростков; учреждения социального обслуживания семьи и детей по месту жительства; специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками др.). Учреждения этого типа играют важную роль как в

процесса, профилактической, реабилитационной работе, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства.

К сожалению, практика показывает, что потребность в специализированных учреждениях социально-педагогической направленности с каждым годом возрастает. Это связано в целом с неблагополучной экономической ситуацией в нашей стране, с проблемами социального воспитания и, прежде всего, семейного. Все большее и


большее число детей попадают в разряд социальных сирот.

Социальная политика государства направлена на создание наиболее бла-гоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц, (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разносто-роннего развития личности.

За организацию и проведение всей программы досуговой тератии отвечают руководители здравниц и туристических учреждений, а также штат специалистов – организаторов досуга, содержащийся за счет фонда заработной платы: заведующие клубами, культорганизаторы, библиотекари, акком-пониаторы (пианисты, аккордеонисты, баянисты), киномеханики, радисты, представители других служб.

Материальную базу досуговой деятельности в санаторно-курортных и туристических центрах представляют общекурортные Дворцы и Дома культуры, клубы в санаториях, домах отдыха и пансионатах, туристические и краеведческие кабинеты, музеи и уголки в здравницах и на турбазах, дискотеки, библиотеки, киноконцертные залы, стадионы, танцевальные площадки, игротеки и аттракционы, лодочные станции и т.д.

Содержание досуговых программ для отдыхающих здравниц и туристи-ческих учреждений сегодня определяется рыночными отношениями, стои-мостью услуг, включая транспорт, прокат оборудования и инвентаря.

 

29. Культурно-досуговые учреждения

Традиционными для российской действительности являются учреждениякультурно-досуговой сферы. Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время являются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональны-ми комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреа-ции, образования и творчества.

Появились и новые типы учреждений культуры – информцентры, медиатеки, центры досуга и творчества, дома ремесел, национально-культурные центры, ночные клубы и др.

Основными направлениями в деятельности учреждений клубного типа являются информационно-просветительская, художественно-публицистичес-кая, содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие тра-диционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов, развитие художественного и технического творчества, культурно-развлекательная, физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность, экскур-сионное обслуживание и др.

Одними из самых популярных учреждений досугового типа являются парки культуры и отдыха. Как и клубы, парки являются комплексными мно-гофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности различных социальных групп. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массив, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.

По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-запо-ведники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки и гидропарки, зоны отдыха.

Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, глав-ными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.   

К социально-культурным институтам музейного типа относятся научно-просветительные учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хра-нением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследова-тельских и просветительских функций.

По отраслям знаний музеи дифференцируются на исторические, естественно-научные, научно-техничес-кие и отраслевые, мемориальные, художественные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, деревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры. Большую группу составляют многочисленные частные и общественные музейные коллекции.

В инфраструктуре культурного досуга населения значительную роль игра-ютбиблиотеки. Основное назначение библиотек – собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятель-ности библиотек выходит информационное направление.

В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объе-диняющие различные, и прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-центров, интернет-салонов и интернет-кафе.

Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.

30. Социальные технологии в соц сфере

, социальная технология в сфере культуры и досуга – это целенаправ-ленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность досуговой деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, используемых в социально-педагогическом процессе и обеспечива-ющих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в условиях социально-культурной среды.

Любая из социальных технологий в досуговой сфере формируется на стыке педагогики с культурологическими дисциплинами, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков, они, естественно базируются на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.  

31. Система технологий педагогики досуга

система социальных технологий педагогики досуга

организационная подсистема методическая подсистема режиссерская подсистема социально-психологи-ческаяподсистема
организация, управление, объекты, субъекты, участки работы реклама «пиар»-акции   КД программы, СК проекты, методические рекомендации, сценарии, инновационный опыт   режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ мотивированная сфера, структура личности воспитанников, проф. сознание специалиста, пед.мастерство орг. досуга

 

Все подсистемы составляют технологическую систему досуговой деятель-ности и служат основой для осуществления целенаправленного педагогичес-кого процесса. Очень важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем, входящих в структуру технологии производства культурных продуктов, благ и услуг

 

32. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференци-рованные (по Т.Г.Киселевой и Ю.Д.Красильникову):

1)общие технологии охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-педагогической, досуговой деятельности. С помощью общих технологий формируется и интенсивно осваивается досуговая среда (например, формирование духовных запросов личности, досуговая мотивация, стимулирование социальной и творческой активности в сфере досуга и др.);

2)функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления организации досуга, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания в сфере культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и прос-ветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и люби-тельских объединений, технологии организации отдыха и развлечений, рек-реационно-оздоровительные технологии и др.). Основу функциональных технологий составляет органическое единство культуры, просвещения, ин-формации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Не случайно поэтому функциональные технологии носят обязывающие многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

3) дифференцированные (частные) технологии представляют собой ме-тодики, направленные на работу с отдельными категориями населения и раз-личными возрастными группами (методика организации досуга детей и под-ростков, методика молодежного досуга, методика семейного досуга, методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста и т.п.). Диф-ференцированные технологии обладают характерными особенностями, обус-ловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей. Основу дифференцированных технологий составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилиро-ванные для отдельных социально-демографических групп.

Общие, функциональные и социально-дифференцированные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгорит-мических организационно-управленческих действий, функционирования лич-ностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов. Социальные технологии досуговой деятельности постоянно пополняются за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов.

 

33. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

 

Условно можно выделить несколько этапов формирования культурно-досуговых программ по интересам:

1) Генерирование в рамках избранного приоритетного направления социо-культурной деятельности (искусство, история, нравственность, экология, здоровье, политика, труд и т.п.) яркой и нетривиальной для данного региона идеи, содержащей:

- признаки высокой общественной значимости;

- отвечающей интересам определенной социальной группы.

2) Формулировка целей и задач программы, решение которых даст возможность сформировать те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у своих граждан.

3) Определение набора видов деятельности, соответствующих целевому назначению культурно-досуговой программы и реальных для осуществления в условиях того или иного региона. Следует учитывать, чтобы и по форме, и по содержанию они не дублировали, но дополняли бы деятельность государст-венных и общественных институтов региона.

Принципиальное методологическое значение для программ приобретает последовательная трансформация социальных задач в конкретно-педагоги-ческие. Это позволяет придать программам воспитательную, развивающую и рекреативную направленность. Основополагающими для их реализации явля-ются и требования педагогики сотрудничества.

  Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, связанные с созданием, освоением и педагогическим использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе рекреационные программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т.д.; группповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Выбор тематики и разработка культурно-досуговых проектов и программ диктуется социальным заказом, потребностями различных категорий населе-ния, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазвития каждого человека. Содержание разрабатываемых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» сов-ременной социокультурной сферы.

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социаль-но-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.

 

 

34. ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

 

Среди факторов, определяющих направленность социализации детей и подростков, следует прежде всего выделить влияние родительской семьи, школы, общества сверстников, средств массовой коммуникации и внешколь-ных учреждений досуговой деятельности. Анализ результатов психолого-педагогических исследований выявляет следующие проблемные области ран-ней юности: «Родители», «Будущее», «Сверстники», «Школа», «Свободное время», «Другой пол», «Собственное Я».[4] Характеристика данной социальной группы включает такие черты, как максимализм, негативизм, нетерпимость – качества, которые составляют своеобразный «подростковый синдром». В сегодняшней атмосфере демократических перемен у подростков эти черты проявляются ярче, чем у других возрастных категорий.

35. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

 

Проблемная ситуация, характерная для досуга детей и подростков заключается, во-первых, в отсутствии специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга, в рамках образовательных институтов. Оказалась в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития в организованных структурах, пытаются восполнить дефицит условий самореализации деструктивными, разрушающими культуру и личность процессами, асоци-альными и противоправными формами поведения, пополняют отряды бомжей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий.   

Во-вторых, отрицательно на развитии детского досуга сказывается его коммерциализация. Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, объединений, пользующихся спросом у подросткового поколения, стали платными. Переход многих учреждений культурного досуга на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих. Подростки, относящиеся к семьям с низким прожиточным уровнем, оказались отрезанными от этой сферы досуга.

В-третьих, компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Неумение правильно организовать свой досуг приводит совре-менных подростков к компьютерной зависимости. Долгое просиживание перед компьютером приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гипо-динамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение.

В-четвертых, еще одной важной проблемой досуга является неспо-собность удовлетворить потребности подросткового возраста в общении. Дети не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Зачастую не имея возможности полноценного непосредственного общения со сверстниками, подростки пополняют дворовые и уличные компании. Ценности, объединяющие такие сообщества, не всегда оказываются позитивными с точки зрения социальной значимости.

 

36. ВВЕДЕНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА

 

В качестве таких целевых установок можно рассматривать формирование у подростков мотивов к творческой деятельности; поддержку молодежных общественных инициатив в сфере нравственности, экологии, истории и др.; создание организационно-правовых условий для социального самовыражения, самоутверждения, самореализации; обеспечение взаимопонимания между поколениями; гуманизация духовного облика подростков, повышение их культурного уровня.

Главная целевая установка культурно-досуговых программ – ориентация на те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у подростков.

 

37. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Социально-культурные проблемы, носителями которых являются девиант-ные подростки, связаны со снижением моральных критериев во взаимо-отношениях, неразвитой способностью к состраданию, сопереживанию, эм-патии; девальвацией ценности образования, труда; отсутствием интереса к культурному наследию, истории своего края; разрушением духовно-нравст-венной атмосферы в семье, ростом криминальной активности и отклоняю-щихся форм поведения и др.

В сегодняшней ситуации действие целого ряда факторов придает этим проблемам особую остроту. В условиях демократических свобод (многопар-тийность, самоуправление, свобода слова) представители подрастающего поколения часто не могут сделать правильный выбор, если им не привиты правила культурного поведения, если у них отсутствуют нравственные ориентиры. Все это приводит к прогрессирующей тенденции непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения. Растет количество преступлений, за которые подростки привлекаются к уголовной ответствен-ности, это – разбой, грабеж, повторение преступлений, изнасилование. В пос-ледние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особен-ностями подростковых самоубийств являются психологические особенности полового созревания: крушение любви, разочарование, отсутствие ответного чувства, обиды.

Профилактика девиантного поведения обязательно предполагает педаго-гический процесс перевоспитания. В сфере культуры, искусства, спорта, досуга разработаны различные по содержанию и направленности социально-профилактические, реабилитациионные (адаптационные, анимационные, кор-рекционные) технологии, использующиеся в профилактике девиантного поведения. Обучение эти видам технологий, объединенным общей информа-ционной и коммуникативной доминантой, необходимо при подготовке совре-менных специалистов, организаторов досуга.

38. ТЕХНОЛОГИИ ДОСУГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Социально-культурная реабилитация – это комплекс предупредительных мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаи-мосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции или реинтеграции в окружающую среду.

    Целью социально-культурной реабилитации является социальнаяинтег-рация – процесс, который характеризует меру достижения личностью опти-мального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально-культурном пространстве и социальном времени. Соответственно под реинтеграцией следует понимать процесс и характерис-тику меры восстановления ранее присущих индивиду, но вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных социальных и ролевых функций в адекватном для него социально-культурном пространстве.

В повседневной практике социально-культурной реабилитации, направ-ленной не только на борьбу с различными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом на их предупреждение, т.е. устра-нение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека, выработан ряд подходов к решению данной проблемы (информационный, социально-профи-лактический, медико-биологический и др.). Эти подходы предполагают координацию и концентрацию усилий различных субъектов социально-профилактической работы.

Особенности информационного подхода состоят в активном использовании СМИ (печать, телевидение, радио, кино и др.) для профилактики девиантного поведения. Однако информационные структуры не только не выполняют возложенную на них благородную миссию, но и наносят существенный вред, пропагандируя прямо или косвенно человеческие пороки (насилие, вседоз-воленность, пьянство и др.), с которыми общество вынуждено бороться. Отсутствие целевой информации о последствиях, наступающих, например, в случае немедицинского употребления наркотических веществ, затрудняет борьбу с наркоманией. Сегодня необходимо создание мощной антинаркоти-ческой системы, базирующейся на лучших достижениях зарубежных методик и технологий

Социально-профилактический подход опирается на нормативно-правовые основы и предполагает меры общегосударственного характера, направленные на повышение уровня жизни народа, ликвидацию безработицы, социально-культурную адаптацию мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.

Социально-профилактические меры девиантного поведения также вклю-чают в себя как нравственные, организационные, технические, так и индиви-дуально-профилактические (воспитательные). Речь идет о целом ряде позитивных факторов, влияющих на повышение качества жизни людей, устранение причин, вызывающих социальные деформации. Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя принятие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, опреде-ляющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развивающее воздействие, ори-ентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразу-мевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности. Это и коррекционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности индиивида в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды.

Специфика медико-биологического подхода заключается в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера (паталогия на биологическом уровне). Данный метод не исключает, а дополняет предыдущие подходы. Взаимосвязь нравственного и психического здоровья относится к наиболее субъективным факторам, влияющим на совершение преступления – наиболее опасного вида девиантного поведения. Нарушение психики человека вызывает и такие социальные отклонения, как «уход в себя» (аутизация) или из общества, от людей («биологический» - самоубийство, «социальный» - бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии, что может привести к любым преступным действиям.

Лечебно-оздоровительная составляющая медико-биологического подхода рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижение соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья. С этой целью используются многочисленные оздоровительные (медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические), культур-но-ориентированные и культуротворческие(арттерапия, библиотерапия, экологические, гарденотерапия, иппотерапия, клубно-спортивные и спортив-но-оздоровительные, лекотерапия, фитотерапия, музыкотерапия, сказкотера-пия, юморотерапия и др.), художественно-прикладные, ремесленные и другие.

 


[1] Словарь русского языка. В 4-х т. – М., 1961. – Т. 4.

[2] Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. – М., 1986.

[3] Педагогика: Учебник /Л.П.Крившенко и др.; под редЛ.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 140-141.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 843.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...