Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функции досуговой деятельности




Что изучает организация досуговой деятельности

Рассмотрение сущностных характеристик педагогики досуга подводит к необходимости определения ее параметров. Она изучает особенности педаго-гического процесса в сфере досуга всех возрастных групп. Учитывая, что ребенок, подросток, взрослый, занимающийся досугом, представляет собой сложную, противоречивую личность, обладающую только ей присущими мировоззренческими, психологическими, нравственными и эстетическими качествами, умениями и навыками, педагогика досуга ориентируется на гармо-низацию ее жизни как с точки зрения физической, так и духовной. При раскрытии предмета педагогики досуга необходимо исходить из характе-ристики досуговой деятельности как средства индивидуального самоут-верждения людей, воздействия социально-культурной практики на сознание и поведение личности. Для понимания сущности педагогики досуга мы выделяем два подхода к анализу досуга – функциональный и предметный. С позиции первого подхода в наиболее общем плане можно выделить такие функции досуга, как разви-вающая, рекреационная и развлекательная. В аспекте педагогики досуга акцент производится на развивающей функции. То есть, предметом педагогики досуга является воспитание и образование в процессе развлекательной и рекреацион-ной деятельности. Таким образом, педагогическая организация досуговой деятельности включается в смысловое определение предмета педагогики досуга, в то время как в школьной педагогике предмет рассматриваются через призму эффективности обучения в школе. Иными словами, предметом педа-гогики досуга является сознательно и целенаправленно организуемый куль-турно-воспитательный процесс в сфере досуга.

   Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики досуга, можно сделать вывод, что педагогика досуга – это наука о воздействии досуговой деятельности на социально-культурную среду, духовный мир ее субъектов и объектов – создателей и потребителей культурных благ и ценностей с целью повышения их досуговой квалификации.

Объект организации досуговой деятельности

Объектом педагогики досуга выступают люди всех возрастов, начиная с воспитанников детских садов и кончая почтенными ветеранами, а также явления социо-культурной действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной досуговой деятельности.Это объяс-ятся тем, что проблемы социального взаимодействия, которыми она заниматся, касаются практически всех и соответственно педагогике приходится сопри-касаться практически со всеми. Не менее широким является пространство, в рамках которого предстают явления социокультурной жизни. К таким явлениям относится потребление человеком культурных благ, творчесво и экстериори-зация (социальная активность).

Многочисленные исследования показывают, что доминирующим занятием людей на досуге является потребление культурных благ. Потребление включает в себя иерархию различных видов досуговой деятельности: оно может быть пассивным, активным и целенаправленно активным. Пассивное потребление как низший уровень развития досуговой деятельности состоит из таких предпочтений, как просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, посещение зрелищ, хождение в гости, прием гостей и др. Активное потребление отражает устойчивые позитивные интересы и включает в себя охоту, рыбалку, туризм, посещение театров, выставок и т.п. Целенаправленное активное потребление включает различные виды увлечений – занятия спортом, коллекционирование, путешествия и т.п.

Творчество как уровень досуговой деятельности по созданию культурных ценностей и их интерпретации охватывает те виды занятий на досуге, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания, проявляя при этом поисковую, творческо-экспериментальную активность. По своей духовной и природной сущности человек есть творец. Творчество захватывает психику человека целиком, дает ему постоянный приток эмоций, новых ощущений, стимулирует у него стремление к состязательности, импровизации и изобретательности. Степень реализации творческого потенциала человека зависит от условий, средств и технологий досугового процесса. Творческую самореализацию человека повышают следующие условия: выбор им целей интеллектуального, художественного, технического творчества, открытое содержание творчества, природосообразные творческие технологии, возмож-ность индивидуальной траектории, темпа и форм творчества и т.п.

Экстериоризация досуговой деятельности личности или групп – понятие не однозначное. Экстериоризация понимается как перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей. Социально-культурная активность личности здесь может проявиться как в трансляционной форме распрост-ранения знаний, идей, художественных ценностей и иной культурной инфор-мации в целях формирования определенных взглядов, представлений, эмоцио-нальных состояний, а также как организация социально-полезной деятельности других людей. В организационной форме экстериоризация досуговой деятель-ности осуществляется как демонстрация конкретных результатов групповой досуговой деятельности – показ спектакля, выступление музыкального кол-лектива, экспонирование выставки и т.п., то есть как организация детского и взрослого досуга.

Функции досуговой деятельности

Общетеоретическаяфункция педагогики досуга состоит в теоретическом анализе закономерностей досугового процесса. Наука описывает факты, явле-ния, процессы социально-культурной, досуговой жизни, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики досуга также реализует научные задачи и состоит в обоснованном предвидении социокультурной ситуации (например, тенденции молодежной субкультуры, ее перспективны, как будет видоизменяться досуг в будущем). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное прогнозирование. В досуговой сфере значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе духовное развитие обращено в будущее.

Практические (преобразовательные, прикладные) функции педагогики досуга ориентированы на решение практических задач (реализация социаль-ного заказа) и реализуются в досуговой практике детей, подростков, взрослых, разработке новых методов, средств, форм, систем досуговой деятельности и управления инфраструктурой культурного досуга. К практическим функциям педагогики досуга можно отнести: 

- Развивающую,суть которой заключается в развитии сущностных сил человека, заложенных в него природой (наследственность). Исходя из прин-ципаприродосообразности, социальные педагоги используют развивающий диапазон культуры и досуга для стимулирования и наращивания позитивных наследственных качеств человека. Иными словами, если в человеке от при-роды заложен Рафаэль, то целенаправленная досуговая деятельность должна быть направлена на развитие и саморазвитие этих предпосылок. Развивающая функция олицетворяет собой гуманистическую направленность воспитатель-ного процесса.

- Коммуникативную, которая предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Содержание коммуникативной функции применительно к культурно-досу-говой сфере составляет производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование огромного объема информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

- Специфической практической функцией досуговой деятельности является рекреативно-оздоровительная.По-существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досу-говых программ для различных групп населения, причем с целью восстанов-ления сил, затраченных в предшествуеющей трудовой деятельности (произ-водственной, интеллектуальной, творческой и т.п.). Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

- Гедонистическая функция (от термина «гедонизм» - удовольствие, удов-летворение) означает направленность формализованной досуговой деятель-ности на удовлетворение культурных потребностей, запросов и интересов человека. Эта функция предполагает изучение социальными педагогами спроса населения на «культурный продукт» и обеспечение соответствующего предложения по его удовлетворение в сфере свободного времени  

- Культурно-творческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью человека (трудовая, тех-ническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследова-тельская, прикладная). Культуротворческая деятельность в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях. 

Единство всех функций педагогики досуга позволяет социальным работ-никам, организаторам культурного досуга и творчества наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных социальных средах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 921.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...