Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Централизация правоохранительной системы




В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функ­ции Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР, на первую возла­гались обязанности по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, положениям Конституции; за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; за законностью действий органов милиции, ОГПУ; по поддержанию обвинения в суде. С 1936 г. все прокурорские органы стали подчиняться Проку­ратуре СССР, выйдя из подчинения наркомюстов республик.

В августе 1938 г. принимается Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифи­цированная судебная система. Состав судов всех инстанций стал включать судью и двух народных заседателей. Первой инстанцией являлся народный суд, в качестве судов второй инстанции (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали: краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были: Верховный Суд автономной респуб­лики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специаль­ные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание, орган, который в административном (внесудебном) по­рядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительные трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имевший право опротестовы­вать решения Особого совещания в Президиум ЦИК СССР.

На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), создан­ное еще в 1930 г.

 97. Обновление конституционного законодательства Конституция СССР 1936 г.

За период с 1924 г. до 1936 г. (после принятия первой Консти­туции СССР и до принятия второй) в стране произошли сущест­венные экономические, политические и социальные изменения. Многоукладная экономическая структура была реконструирована с целью усиления государственного планового сектора. Были лик­видированы остатки «эксплуататорских классов», изменился соци­альный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде по-

явилось много выходцев из деревни). Сильные трансформации про­изошли в среде крестьянства. Сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократию и идеологов. Произошли зна­чительные изменения в сфере национально-государственного стро­ительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления и управления народным хо­зяйством.

В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внесения изменений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы).

Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствую­щее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную ко­миссию.

Новая Конституция состояла из тринадцати глав и ста сорока шести статей. Отмечалось, что политическую основу СССР состав­ляют Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в стране. Экономическую основу СССР составляют социалис­тическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхоз­ной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допус­калось мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народ­но-хозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность.

Государственное устройство страны определялось как федера­тивное (союзное) объединение одиннадцати республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, не пере­численные полномочия остались за союзными республиками. Пос­ледним предоставлялось право выхода из состава СССР, консти­туции союзных республик должны были соответствовать Консти­туции СССР, в случае расхождения союзного и республиканского законов, действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство.

Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза изби­рался по территориальным округам, Совет Национальностей — по союзным, автономным республикам, автономным областям и наци­ональным округам. Обе палаты признавались равноправными, обе работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногла­сий при принятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы. Вместе с тем Пре­зидиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдум, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы.

Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формирова­лось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издает постановления и распоряжения на основе действующих зако­нов, принятых Верховным Советом. В Конституции давался пере­чень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животно­водческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранении) народных комиссариатов.

По аналогии с союзными органами центральной власти и управ­ления строилась система органов союзной республики.

Глава 9 была посвящена изменениям в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с восемнадцатилетнего воз­раста. Предшествующее избирательное законодательство (по Кон­ституциям 1918 и 1924 г.) отменялось.

В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей граж­дан упоминалось о правах: на труд, отдых, материальное обеспече­ние (в старости, по болезни, в случае потери трудоспособности), образование (бесплатное). Провозглашалось равенство полов, наци­ональностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, отделение церкви от государства и школы от церкви. ВКП(б) объявлялась «передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляю­щее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

 98. Основные тенденции развития советского права в 1930-е гг.

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредоточи­валась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формальном смысле — всякий акт, принятый представительным органом, в материальном смысле это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие опреде­ленные правила поведения. По Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также принимает постановле­ния и решения на основании и во исполнение действующих законов. Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому облегчался тем фактом, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единст­вом. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании. С 30-х гг. все большее число постанов­лений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентиро­вались наиболее серьезные политические акции, например, коллек­тивизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: прави­тельства и ЦК).

Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения. В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало админи­стративный контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов, были фактически привязаны к месту прожи­вания и ограничены в праве передвигаться по стране.

В сфере сельского хозяйства был проведен ряд мер, направлен­ных на усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О мерах охраны общественных зе­мель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и ограничивающее процесс увеличения приусадебных земель колхозников. В январе 1940 г. те же органы принимают постановление «Об обязательной поставке шерсти госу­дарству», в марте — «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов».

Еще в сентябре 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками тру­додней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами земельных владений. Одновременно с этими
мероприятиями в апреле 1939 г. принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве.                                                                                                    

Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда.
В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по упрочению трудовой дисциплины...», в котором устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вводило на производстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагаемые на работника.

В июле 1940 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была
повышена обязательная мера труда: вместо существовавшего семи 
и шестичасового рабочего дня устанавливался восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели — шестидневная рабочая неделя.                                          

Через месяц новым указом запрещался самовольный уход работников с предприятий и учреждений, а также переход с одного предприятия (учреждения) на другое. К нарушителям применялись уго­ловные наказания. В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР наркоматам было предоставлено право переводить  
рабочих и служащих с одного предприятия на другое (независимо от
их территориального расположения) в принудительном порядке.
В то же время принимается Указ «О государственных трудовых резервах», на основании которого разворачивалась сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квали­фицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы
должны были находиться в непосредственном распоряжении прави­тельства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 315.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...