Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Налоговая политика в период нэпа




. На первом этапе нэпа система налогообложения характеризова­лась множественностью различных сборов. Законодатель добивался упорядоченности налогообложения, сводя различные сборы в еди­ный натуральный налог, отменяя чрезвычайные сборы, устанавливая единый порядок взимания налогов. Центр тяжести при этом перено­сился на группу косвенных налогов, что было обусловлено самой структурой налогооблагаемых хозяйств (неразвитость частного ка­питала, мелкотоварный характер кустарных производств и т.п.).

В июле 1921 г. было принято первое Положение о промысловом налоге.

Одновременно стало возрастать значение другого прямого нало­га — подоходного. В постановлении X съезда Советов (декабрь 1922 г.) говорилось о необходимости «усилить обложение новой бур­жуазии и тех буржуазных профессий и промыслов, которые возрож­даются при нэпе». Впервые подоходный налог был введен в ноябре 1922 г.

Важное место в налоговой системе заняли местные налоги. В де­кабре 1921 г. и в конце 1922 г. законодатель дал перечень объектов, облагаемых местными налогами и установил предельные ставки об­ложения. Однако местные органы сами дополнительно вводили новые сборы и платежи. К налоговым платежам относились; расходы на имущественное страхование, квартирный налог, налог на торго­вое помещение, гербовый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды и т.п. Снимая часть налоговой нагрузки с кооперации и кустарей, государство перекладывало ее на частнокапиталистические предприятия. В декабре 1923 г. от уплаты промыслового налога были освобождены низовые звенья коопера­ции, тогда же льготы по подоходному налогу были распространены

на все виды кооперативов. Налоговые льготы получили также раз­личные кустарно-промысловые товарищества и артели мелких про­изводителей.

Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в годы нэпа

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзо­ре. При разработке проекта большинство членов комиссии высказы­вались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертика­ли — вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали — местным исполкомам. В. И. Ленин возражал против принципа «двой­ного подчинения», настаивал на единственно вертикальном подчи­нении прокурорских органов. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре.

ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста (но не как автономную систему). Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Респуб­лики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощ­нику Прокурора Республики.

На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйст­венных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и до­знанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Эти четыре основные функции прокуратуры сохраняются затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.

Прокурор Республики наделялся правом входить с предложения­ми об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных цент­ральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиу­ме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался гу­бернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно ра­ботать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входи­ло оказание юридической помощи гражданам и зашита их интересов в суде.

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приня­ла решение о реорганизации ВЧК. IX Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного поли­тического управления (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной дея­тельности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью ино­странных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредото­чивалась на раскрытии политических и антигосударственных пре­ступлений.

Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии (применявшиеся ранее ВЧК) отменялись, подготовленные следственными органами ГПУ дела передавались в судебные инстанции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия проведения обысков и арестов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...