Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г.




Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выбо­рам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».

Значительная часть населения была лишена избирательных прав. К ней относились: лица, использующие наемный труд в целях извле­чения прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматри­вать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов городские советы имели более высокую норму пред­ставительства, чем губернские съезды советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, во втором — от 125 тысяч избирателей. Подобное же преимущество городские советы имели при выборах на областные и губернские съезды советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным
в Конституции правилом — рабочие принимали участие в выборах
не только в территориальных округах, они голосовали также в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных ор­ганах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в
советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Госу­дарственную Думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответ­ствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр,
предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффек­тивный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.


                                                                                                                        






Первые декреты о суде

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточ­но многообразный характер: революционные суды, народные суды, мировые суды, суды народной совести, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «совестью» и обычаями.

Первым государственным актом, положившим начало формиро­ванию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 1). Он упразднил все дореволюцион­ные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г., ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных сле­дователей, Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Со­став суда избирался местными советами.

Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важ­ных гражданских (сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (на­казание до двух лет лишения свободы) дел.

Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступив­шие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассацион­ное обжалование могло вести к отмене приговора или решения ниже­стоящего суда, если вышестоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нару­шения процессуальных, уголовных норм, несправедливость приго­вора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться дек­ретами В1ДИК, СНК, положениями политических программ (партий большевиков и левых эсеров), «революционным правосознаньем» и «законами свергнутых правительств», если они не противоречат выше перечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 19J8 г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет о суде (№ 2), расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов, и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседа­телей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только об акте преступ­ления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания.

Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширяв­ший компетенцию местных судов (иски до десяти тысяч рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Кассационные жалобы рассмат­ривали Советы местных народных судей, состоявшие из постоянных сулей нижестоящих судов. Декретом ВЦИК создавался в Москве Кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов. В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей.         

Выборы судей осуществлялись местными советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и рас­полагать опытом политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами советской власти и «социалистическим правосознанием».

Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их советами. Члены коллегий были должностными лицами (вплоть до 1920 г., когда они утратили этот статус).

Предварительное следствие проводили следственные комиссии, милиция либо сами судьи.        

 

                                                                                                               










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...