Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое положение крестьянства в конце XVIII — начале XIX в.




Крестьянское население подразделялось на «государственных поселян», принадлежавших государству и владевших землями, полу­ченными от правительства; свободных крестьян, арендующих землю у дворян или правительства и не являющихся крепостными; крепост­ных крестьян, принадлежавших дворянам или императору.

Все категории крестьян имели право нанимать работников, вы­ставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (кре­постные могли это делать только с разрешения помещика), зани­маться мелкой торговлей и кустарными промыслами.

Права наследования, распоряжения имуществом, вступления в обязательства для крестьян были ограничены.

Государственные крестьяне и свободные крестьяне имели право на защиту в суде, и на полное владение, но не распоряжение предо­ставленными землями, на полную собственность в движимом иму­ществе.

Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам — государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение по­мещика (в области распоряжения и наследования движимого иму­щества). Помещику, в свою очередь, запрещалось продавать крес­тьян в «розницу».

Свободными людьми объявлялись казаки. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели права на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не могли владеть крепостными), торговать товарами собственного про­изводства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказа­ний, их дома — от постоя.

В 1803 г. принимается Указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. Почти за шестьдесят лет действия указа (до реформы 1861 г.) было утверждено лишь около пятисот договоров об освобождении, и стали вольными хле­бопашцами около ста двенадцати тысяч человек. Освобождение осуществлялось с санкции Министерства внутренних дел, крестьяне получали права собственности на недвижимость и участие в обя­зательствах.

В 1842 г. издается Указ об обязанных крестьянах, предусматри­вающий возможность передачи помещиками земли крестьянам в арендное пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности, подчиняться суду поме­щика. На положение «обязанных» крестьян было переведено лишь около двадцати семи тысяч крестьян, проживающих в имениях всего шести помещиков. Недоимки с крестьян взимали через полицию «губернские управления».

Обе эти частичные реформы не решали вопроса об изменении экономических отношений в сельском хозяйстве, хотя и наметили механизм аграрной реформы (выкуп, состояние «временной обязан­ности», отработки), которая была осуществлена в 1861 г.

Более радикальными были правовые меры, принятые в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях: в 1816—1819 гг. крес­тьяне этих регионов были освобождены от крепостной зависимости без земли. Крестьяне переходили на отношения аренды, пользуясь помещичьей землей, выполняя повинности и подчиняясь помещи­чьему суду.

Мерой, направленной на изменение крепостнических отноше­ний, стала организация военных поселений, в которых с 1816 г. стали размещаться государственные крестьяне. К 1825 г. их число достигло четырехсот тысяч человек. Поселенцы были обязаны за­ниматься сельским хозяйством (отдавая половину урожая государ­ству) и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить на заработки, их жизнь регламентировалась Воинским уставом. Эта мера не могла дать свободные рабочие руки для развития про­мышленности, но наметила пути для организации принудительного труда в сельском хозяйстве, которые будут использованы государством значительно позже.                                                                                 
В 1847 г. было создано Министерство государственных имуществ, которому было поручено управление государственными крестьяна­ми, было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян; закреплена система крестьянского самоуправления: волостной сход — волостное управление — сельских сход —        
сельский староста. Эта модель самоуправления будет еще долгое
время использоваться как в системе общинной, так и будущей кол­хозной организации, став однако фактором, сдерживающим отход крестьян в город и процессы имущественной дифференциации крес­тьянства.                                                                                                         

 51. Государственные реформы начала XIX в.

Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII в., происходила в течение всего столетия. Определен­но наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация госу­дарственного аппарата, параллельно углублялась специализация от­дельных органов власти и управления.

Император возглавлял всю систему власти, опираясь на развет­вленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве высшего совеща­тельного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сме­нил Непременный Государственный Совет, состоявший из двенад­цати членов, который просуществовал до 1810 г.

В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, раз­рабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный Совет.

Председателем Государственного Совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета.

Государственный Совет рассматривал и готовил различные пра­вовые акты: законы, уставы, учреждения. Основной целью его зако­нотворческой деятельности было приведение всей правовой систе­мы к единообразию.

В 20-х гг. XIX в. Государственный Совет утрачивает свою моно­полию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредоточивается в Собственной Его Величества канцелярии, в специальных комите­тах и министерствах. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых орга­нов государственного управления.

Первое отделение контролировало деятельность министров, ми­нистерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольне­нием высших чиновников.

Второе отделение осуществляло кодификационные работы, про­водило обобщение юридической практики.

Третье отделение было создано для руководства борьбой с госу­дарственными преступлениями. Оно состояло из восьми отделов: первый ведал сбором данных полиции по вопросам, подведомствен­ным отделению, второй осуществлял контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников, третий занимался вопросами под­делки денег и ценных бумаг, четвертый осуществлял организацию работы по надзору за определенными категориями граждан, пятый руководил административной высылкой поднадзорных, шестой осу­ществлял наблюдательное производство за местами лишения свобо­ды, седьмой организовывал наблюдение за иностранными граждана­ми, восьмой занимался статистическими исследованиями и обобще­ниями.

Дальнейшая централизация государственного управления потре­бовала пересмотра системы отраслевых органов государственного управления.

В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств», положивший начало новой форме отраслевых управленческих орга­нов. В отличие от коллегий министерства обладали большей опера­тивностью в делах управления, в них усиливалась персональная от­ветственность руководителей и исполнителей, расширялись значе­ние и влияние канцелярий и делопроизводства.

В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопут­ных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

В задачи министерств входили: организация «сношений с места­ми», подготовка справок о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделан­ную работу и подготавливали перспективные планы на будущее. Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.

В 1811 г. издается «Общее учреждение министерств», документ, подготовленный М.М. Сперанским. Власть министров определялась в документе как высшая исполнительная, непосредственно подчи­ненная верховной императорской власти.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...