![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Контейнерная теория общества ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Бум исследований мигрантов из Турции приходится на начало 1980-х годов. Социальные педагоги, социологи, историки открывают для себя «ислам», «традиционную культуру Востока» и последствия социальной отсталости населения «турецкой национальности». Исследователям неожиданно становится ясным, что структурные статистические данные, показывающие отклонение «турок» от «нормального» распределения социальных позиций, имеют «однозначную этническую природу». Историки объясняют ее чуждой современному немецкому обществу национальной традицией, социологи — социализационными недостатками представителей этнического меньшинства, социальные педагоги — культурным одиночеством. Все эти объяснения могут быть сведены в едином постулате: мигранты привезли из страны происхождения такие качества и характеристики, которые мешают им быть полноценными членами современного немецкого общества. Различные аспекты этнической (культурной) неполноценности объединяются в общей проблеме интеграции. Разрабатываются и меры разрешения этой проблемы. Языковая, культурная, социальная ресоциализация турок считается чуть ли не единственным способом интегрировать их в немецкую культуру. Особенно остро при этом ставится проблема второго поколения, родившегося на немецкой территории, но чуждого «немецкому народу». В начале 1990-х годов эти же объяснительные модели перекочевывают в дискуссию о структурном выделении группы этнических мигрантов в немецком обществе. Описание этнической неполноценности «русских немцев» хоть и не так однозначно, но также сфокусировано на негативных групповых или индивидуальных характеристиках мигрантов. «Русские немцы» определяются как слишком советские или как слишком традиционные, или, наоборот, утерявшие всякую традицию. Дискуссия о культурном и социальном несоответствии переселенцев продолжается на протяжении 1990-х годов и достигает кульминации в высказывании опасений (уже известных по описанию «турок в Германии») по поводу поколения юных «русских», добровольно выбрасывающих себя за пределы общества. Проблема интеграции, анализируемая в терминах этнического или культурного несоответствия мигрантов принимающему обществу, остается доминирующим исследовательским направлением в немецкоязычной социологической дискуссии. Учитывая различие истории возникновения, структуры, политического и правового статуса обеих миграций, поражает единодушие социальных ученых по поводу описания проблемы и способов ее решения как для «турок», так и для «немцев с Востока». Чем же объяснить такое единомыслие социологов? Мое предположение заключается в том, что интеграционная парадигма разделяет государственный взгляд на феномен интернациональной миграции и тем самым легитимируют социальное исключение «чужих». Однако ее «сговор» с государством нельзя сводить к примитивной идеологической функции. Исследователи интеграции не являются корыстными приспешниками политиков, а интеграционная парадигма — «опиумом для народа». Идеологическую функцию парадигмы интеграции скорее нужно искать в ее эпистемологических основаниях. Она некритически принимает государственное представление о надлежащем общественном устройстве за парадигмальную модель общества. Государственное видение надлежащего общественного устройства находится в прямом соответствии постулатам интеграционной парадигмы. Общество предстает в парадигме интеграции ограниченной системой с внутренним иерархически организованным порядком — социальной структурой. Из перспективы государства общественный порядок видится как иерархия статусов в пределах государственных границ. Интеграционная парадигма наделяет общество гомогенной культурой, выраженной в единой традиции, языке, ритуале. Государство пользуется понятием единой нации, основанной на традиции и языке. Центральной единицей — реципиентом и созидателем — социальной структуры и культуры в интеграционной социологии является индивидуальный актер. Государство же ставит в центр гражданина с правами и свободами. Индивидуальный публичный актер является единственным объектом социологических измерений. Он же является адресатом политических решений. Интегрированное общество находится в состоянии равновесия, если его элементы — индивидуальные актеры — соответствуют культурным требованиям и занимают надлежащее место в социальной иерархии. Регуляция общественного равновесия — первостепенная задача государства, а объяснение причин его нарушения — дело социальных наук. В рамках такого представления об общественном порядке интернациональная миграция естественным образом выступает принципиально опасным для общественного равновесия феноменом. Вторжение «чужеродных элементов», социализированных в чуждой культуре и не вписанных в социальную структуру, может привести к нарушению общественной гармонии. Естественным является и вывод: восстановление порядка возможно только при исключении «чужих» из областей общественного участия или при интеграции их в систему социального равновесия. Если наше предположение об однородности взгляда государства и интеграционной парадигмы на социальный порядок верно, то необходимо ответить на вопрос о функциональности этого совпадения взглядов. Государство привлекает контейнерную теорию общества по понятным причинам. С ее помощью оно наиболее оптимально может поместить себя в структуру общества-контейнера. Непонятно, однако, в чем «выгода» контейнерной теории для социальных наук? Выводы Истоки государственных дискриминационных практик по отношению к мигрантам нужно искать в традиционных основаниях системы национального гражданства. Исключение «чужих» проявляется на двух уровнях: институциональном и символическом. Оба уровня воспроизводят друг друга в тех государствах, где политические решения требуют публичной легитимации. Каждое политическое или административное решение по особому обращению с мигрантами должно сопровождаться легитимным описанием его причин. И их чаще всего находят в самих мигрантах или их происхождении. Легитимация особого отношения к мигрантам через их индивидуальную или этническую неполноценность снимает с политики ответственность за последствия институционального и символического исключения. Описание проблемы миграции как социального или культурного несоответствия между мигрантами и принимающим обществом легитимирует, таким образом, порядок социального исключения. Подкрепленное институциональной реальностью, социальное исключение становится мощным механизмом символического исключения мигрантов из сообщества «полноценных граждан». Социальные науки, ищущие причины проблем миграции в культурном, этническом, классовом багаже мигрантов, поставляют политике множественные варианты оправдания символического и институционального исключения. Определяя «чужих» и закрепляя государственный взгляд на «реальность», они усиливают самовоспроизводящееся пророчество исключения: «они не такие, как мы, потому что они другие».
Ответы на вопросы
Виктор ВОРОНКОВ Я хочу обратить внимание коллег, что дискурсы миграции почти всегда носят латентно расистский характер. Мы, когда обсуждаем иммиграцию, о ком говорим? Мы не говорим о французах, переехавших в Германию, или американцах, или шведах, или англичанах — это не проблематизируется, хотя эти люди тоже могут искать и получать гражданство. Почему-то мы всегда имеем в виду тех, кто приезжает из «третьего мира».
Виктор ШНИРЕЛЬМАН Насколько мне известно, в прошлом году были сделаны существенные изменения в германском законодательстве относительно предоставления мигрантам гражданских прав. Есть ли связь между этими изменениями и довольно жестким дискурсом о «Leitkultur» в Германии? Если есть такая культура, то что это?
Татьяна БАРАУЛИНА Дискуссия о «Leitkultur» — как это можно перевести? — «основной культуре», «высокой культуре» не случайна. Она не случайна, по моему мнению, именно в контексте переопределения системы гражданства, в контексте нового основания гражданской солидарности. Если в течение холодной войны быть лояльным государству значило быть этнически принадлежащим ему по крови либо быть антикоммунистически настроенным, то сейчас лояльность государству однозначно определить стало трудно. Дискуссия о том, что такое «лояльность государству» и основания солидарности — можно ли ее определять через знание языка, принадлежность к культуре или этничности, — возникает после разрушения политического противостояния между Западом и Востоком. Мое личное убеждение заключается в том, что переопределение Германии или гражданской системы в Германии коренным образом связано с исчезновением противостояния между Востоком и Западом, с окончанием холодной войны. Кризис национального государства, о котором сейчас говорят, — это на самом деле кризис государств благосостояния. В рамках этой дискуссии, однако, постоянно возвращаются к этнической общине как источнику солидарности. Это не кризис национальной риторики, закрывающей доступ для чужих в это самое национальное сообщество, а кризис легитимации классического европейского государства благосостояния. Не случайно в Америке и в Англии, где государство благосостояния менее развито, такого кризиса национального государства якобы нет, по крайней мере, разговор о нем не ведется.
Ингрид ОСВАЛЬД Я хотела сказать кое-что о том, есть ли какие-то связи между разрушением национального государства и миграцией. Мне кажется, что эти связи ясны и очевидны. Что такое кризис национального государства? Это то, что границы разрушаются не войной, а добровольными методами. Это, к примеру, делегирование прав Брюсселю. И каждое национальное европейское государство, конечно, не хочет отдать сразу весь контроль. Поэтому есть какие-то области, где не только на символическом, но и на юридическом уровне упорно что-то делают. Одна из этих областей — это миграционная политика. Сейчас соединились все системы законодательства, поэтому у нас сейчас шенгенская страна. Шенген — это прямой результат уравнивания и адаптации разных систем законодательства. Я не думаю, что Германия — это худшая часть Европы по сравнению с другими странами. И Франция и Великобритания не хотят пускать к себе свои бывшие колонии, у всех у нас есть какие-то мигранты, которые нежелательны. И государства вместе защищают себя от мигрантов, изобретая специфические культуральные, символические языки, чтобы это всем объяснить. Я еще раз повторяю, мы можем сколь угодно долго повторять, изучать эти культуральные элементы и аргументы. При этом существует множество политических и экономических причин, которые мы рискуем совсем потерять из виду. Есть какая-то интеграция на рынке труда, но мы этого не замечаем, а постоянно говорим о каких-то культуральных элементах.
Владимир МАЛАХОВ Мне показалось, что все-таки напрасно релятивизируется дихотомия французской и немецкой модели. Как бы ни было это условно, и какими бы французы ни были шовинистами, как бы ни цеплялись они за идеал этнокультурной однородности и как бы плохо ни относились к иммигрантам, все-таки во Франции и в Германии принципиально различны нормы законодательств. А различны они в силу разного понимания национальности — принадлежности национальному сообществу. Это отличие закреплено и в публичном дискурсе, и на уровне законов: в Германии господствует ius sangvinis (право крови), во Франции — ius soli (право почвы). Теперь эта дихотомия постепенно теряет остроту: с 1999 года у немцев серьезно изменилось законодательство; французы вполне на «немецкий» манер пытались ввести этнокультурое понимание национальной принадлежности («код национальности», поправка Паскуа). Но тем не менее это различие, мне кажется, принципиально. Во-первых, до 1999 года все это работало. Во-вторых, то, на чем я пытаюсь заострить внимание, — это особенности публичных дискурсов. Немецкая ситуация, которую мы сейчас описываем, имеет, между прочим, много аналогий с российской. Уникальность немецкой ситуации и возможность проведения параллелей с российской состоит в устойчивом, распространенном в обществе отождествлении этничности и национальности. Даже на уровне документов это закреплено: есть Staatsangehoerigkeit (гражданство), а есть Nationalitaet (национальность) — ничего подобного при заполнении французской анкеты вы не найдете. Сейчас немецкие законы подогнаны под европейские, но нельзя за год-два изменить мышление, воспроизводившееся на протяжении поколений. Грубо говоря, немцем нельзя было стать, можно было только родиться. Как и евреем. Сейчас, кажется, все сложнее?
Борис ЦИЛЕВИЧ Евреем можно стать, приняв гиюр.
Владимир МАЛАХОВ Но это уже хорошо, это уже шаг вперед. Ведь Израиль, по сути, был расистским государством. И таким же расистским государством оставалась Германия до 1999 года. Немцем считался тот, кто являлся потомком немцев, уехавших когда-то, двести лет назад, например, из Швабии или из Шлезвиг-Гольштейна. Он мог при этом ни слова не знать по-немецки. Вот хорошая иллюстрация: на бирже труда разговорились двое из бывшего СССР, один из Казахстана, другой из Воркуты. Делятся впечатлениями: «К очередям-то мы еще в “совке” привыкли. — За колбасой, может, и привыкли, но не за работой!» Тут поворачивается к ним турок и говорит: «А мы вас сюда не звали!» Он социализирован в германской культуре, но он считается «иностранцем», «ауслендером», а они — «переселенцами», «аусзидлерами». Это опять же закреплено в языке. Выходец из Анатолии — иностранец, даже если он по культуре и, возможно, по самосознанию — немец, а люди, не говорящие по-немецки и не имеющие никаких «немецких» черт, кроме записи в паспорте, — немцы. Это этническое понимание национальности продолжает работать. Или такая показательная вещь, как отказ от практики двойного гражданства. Попытались социал-демократы, пришедшие к власти, не получилось. Активисты ХДС-ХСС собрали подписи: народ против. С Россией масса аналогий. Просто сейчас нет времени их обсуждать
Cергей АБАШИН Существуют ли в Германии и возможны ли вообще какие-то другие модели описания миграции, то есть модели, которые не подразумевают культурного деления на «своих» и «чужих»? Возможны ли иные способы описания этого явления в принципе, или единственной альтернативой является незаметность самой проблемы, то есть ее игнорирование в публичном дискурсе?
Татьяна БАРАУЛИНА В политической дискуссии есть альтернативная модель. Она как раз появилась совсем недавно — фигура квалифицированного мигранта. Эти мигранты описываются совершенно не в этнических терминах, не важно, с какой политической позиции: они — граждане мира, они нам необходимы, потому что квалифицированны. Возможность миграции на основании «грин-карт» обсуждается как раз в этой неэтнической модели. Она критикуется многими социологами и политиками, которые опять же сомневаются в лояльности этих мигрантов по отношению к государству. «Что мы будем делать, если через пять лет у него контракт закончится и он нас бросит?» И еще, если миграция не появляется в политическом дискурсе, то мигрантов как бы и нет. Это, однако, не значит, что нет миграции как таковой. Например, этнические немцы в Германии не изучались практически до конца 1980-х годов, потому что никого это не интересовало. В общем-то, все писали про трудовую миграцию, про «турок», про проблемы с ними и так далее. И вдруг после падения «железного занавеса» возникает такая тема, которая опять же хорошо продаваема и для которой уже есть механизм объяснения.
Юлия ЛЕРНЕР Было бы очень интересно узнать, проводится ли в Германии активная политика культурной интеграции по отношению к этническим немцам, с одной стороны, и турецким иммигрантам и их детям, с другой стороны? Проводится ли на уровне образовательных институтов, образовательных программ и т. д. или в каких-то других областях? Можем ли мы увидеть разную позицию этих двух коллективов с точки зрения их включенности или исключенности из национального или этнического государства, как бы мы его ни определяли?
Татьяна БАРАУЛИНА Интегрируют в Германии, по-моему, всех мигрантов очень активно, опять же потому, что в Германии существуют очень развитые традиции государства благосостояния, государственная социально-демократическая традиция, а не либеральная, как в Америке. Поэтому, естественно, есть образовательные программы (языковые, например) по интеграции мигрантов в немецкое общество. Однако интересный факт заключается в том, что они часто организационно и финансово разделены. Эти мигранты разделены не только по правовому статусу, но и по средствам, которые получают различные организации на различных мигрантов. В общем-то интегрируют не мигрантов, интегрируют отдельно иностранцев (например, русских немцев), интегрируют молодежь и так далее. Можно было бы сделать сравнительное исследование двух организаций, которые интегрируют какие-то социально слабые группы, и посмотреть различное обхождение государства с различными статусными группами. В Германии происходит и изменение интеграционной концепции. Сейчас ведется дискуссия о введении общей интеграционной программы для всех мигрантов. С этническими немцами, естественно, возникают проблемы легального порядка, потому что они все-таки немецкие граждане.
Ингрид ОСВАЛЬД Дискуссия об этнических немцах началась только в 1990-х годах. Я думаю, очень важно, что после войны прошел огромный приток этнических немцев, их называли вынужденными мигрантами, переселенцами, беженцами и т. д. Это происходило до 1960-х годов. Примерно 13 миллионов. Это надо только представить себе, какое это было количество. Они довольно хорошо интегрировались. Хотя там тоже были проблемы. Я лично помню, например, я несколько лет жила, когда была еще маленькая, в маленьком городе в южной Германии, в районе, который назывался «Маленькая Москва». Назывался так потому, что там в основном жили переселенцы. Шел долгий и сложный процесс их интегрирования. Почему это было возможно — потому что Германия очень сильно нуждалась в рабочей силе. И после войны первый поток мигрантов состоял из рабочих-мигрантов, потому что была нужна рабочая сила. И когда это начиналось, то обсуждалось совершенно по-другому. Было ясно, рынок труда не может интегрировать так много образованных кадров. Поэтому в дискуссии появились культурные элементы. Сейчас это как будто повторяется в связи с состоянием рынка труда. Что касается этой грин-карты — это цинизм. Приглашают людей, у которых есть довольно хорошие шансы на рабочем рынке. Все остальные приглашаются только для работы, которую никто другой не хочет делать, особенно образованные немцы. Та же самая «ляйт-культур», мне кажется, это не отношения Запад—Восток, это какая-то новая волна культурализации этого вопроса.
Татьяна БАРАУЛИНА Я не хотела останавливаться на внешних причинах типа требований рынка труда, поэтому я сказала, что меня интересует именно политическая или публичная проблематизация миграции. Интересен факт, что к середине 1980-х годов в Германию приезжает 50 тысяч русских немцев и практически не приезжает ни один рабочий-мигрант. При этом о русских немцах или об этнических немцах в то время политики не говорят ни слова. Их нет, они исчезают просто. Они исчезают и из бюрократических структур, потому что для них нет специально выработанной системы бюрократического обхождения. А о трудовых мигрантах ведется широкая дискуссия: насколько они отличаются от немецкого населения, почему не интегрируются. И это происходит независимо от причин, связанных с рынком труда, — в середине 1980-х годов на рынке труда уже начинаются проблемы. Хотя после войны в Германию мигрировали 13 миллионов, политические дебаты никак не были связаны с миграцией, тем более с культурными различиями. Наоборот, постоянно подчеркивается их, мигрантов, связанность, причастность, объединенность с немецким народом. Они, конечно, социально слабые, но, однако, с нами вместе. Национальное единство, этническое единство подчеркивалось. Опять же в публичной сфере. А что была «Маленькая Москва» — я никак не могу это оспаривать. Но с русскими немцами теперь начинает повторяться история, которую пережили в Германии трудовые мигранты. Трудовые мигранты теперь более обоснованно участвуют в социальной солидарности с точки зрения политики. У них хоть и другая культура, но они интегрировались, а вот русские немцы, особенно во втором поколении, теперь криминально опасны, проблема с наркотиками обсуждается все время. Например, в городском управлении Билефельда с 1995 года была создана специальная рабочая группа, которая рассматривает только эти проблемы — криминализацию и наркотики среди русскоязычной молодежи.
Юлия ЛЕРНЕР Татьяна очень правильно сказала, что коллективы «других» угрожают государству, его национальному единству, культурной гомогенности. И действительно, в этом смысле ваш текст вписывается в литературу, которая пытается изучать государственные и институциональные практики по отношению к разным группам иммигрантов как индикаторы и средства понимания процессов построения национального коллектива, государственного коллектива, коллективной идентичности и так далее. Та же литература говорит о том, что разные другие в разной степени угрожают этому самому коллективу, его национальному сознанию, идентичности и прочему. И вот один раз я прочитала в этой связи такое предложение, которое мне особенно понравилось: «другой», который наиболее нам кажется опасным (или государству кажется опасным), — это тот other (другой), который claims to be us (претендует на то, чтобы быть нами). И в этом смысле этот дискурс по поводу турецких немцев, что вот они, мол, «другие в культурном смысле», на самом деле говорит о том, что они воспринимаются не так плохо, как могло бы быть. Что я имею в виду? Что на самом деле потенциально их позиция (не знаю, насколько реально уже сейчас) находится, если не внутри, то, по крайней мере, где-то очень рядом с тем, чтобы быть включенными (included) в этот национальный коллектив. Тогда как есть другие примеры, скажем, коллективов арабских или иностранных рабочих в Израиле, которые просто на самом деле выключены... их степень исключенности (exclusion) намного больше, чем турецких немцев в Германии... Теперь по поводу социальных наук. Интересно посмотреть, насколько социальные науки воспроизводят вот эту самую градацию «другости», инакости. Проще всего задаться вопросом, какие науки кем занимаются. Например, какими эмигрантами занимается антропология? Какими эмигрантами занимается экономика? Например, иностранными рабочими в Израиле занимается исключительно антропология, которая рассказывает о том, как африканцы строят свои церкви и как они там праздники справляют. Или экономика, которая говорит об их влиянии на рынок труда... и так далее. То есть насколько социальные науки воспроизводят вот эти вот градации деления inclusion (включение) и exclusion (исключение) разных групп «других» и «своих».
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 319. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |