Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА




1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СКАНДИНАВСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Психологи вносят свой вклад в улучшение условий жизни людей и качества жизни путем исследований и распространения психологических знаний, а также, практического применения этих знаний.

Обладая этими знаниями, психологи в силу своей профессии могут способствовать благоприятным переменам в отдельных лицах, группах и организациях. Лица и группы, с которыми психологи вступают в профессиональный контакт, часто оказываются в жизненной ситуации, которая может ограничить возможность их оптимального существования и которая делает их уязвимыми и зависимыми. Сам род занятий психологов требует, чтобы они всегда помнили об этических вопросах, и именно поэтому психологи решили сформулировать профессиональные этические принципы.

Термином «профессиональные этические принципы» подчеркивается необходимость связи между высоким профессиональным и этическим уровнем в работе психолога.

Принципы сформулированы так, чтобы:

помочь скандинавским психологам определить свою позицию в вопросах этики;

защитить клиентов и испытуемых (отдельных лиц или групп) от неправильного и/или вредного лечения;

служить основой для сохранения доверия в психологической практике и исследованиях.

Профессиональные этические принципы регулируют профессиональную деятельность психологов; она определяется, как любая формальная ситуация, в которой психологи, с их профессиональными возможностями, осуществляют профессиональную деятельность или проводят исследование в отношении отдельного лица, группы или организации, называемых в дальнейшем клиентом.

Принципы являются обязательными для всех членов Скандинавской психологической ассоциации, практикующих какую-либо из форм психологической профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность включает в себя следующие формы (но не ограничивается ими): обучение, исследование, клиническая работа, консультация, административная работа, планирование, работа в организациях и с персоналом.

Профессиональными этическими принципами следует также руководствоваться в профессиональных ситуациях, которые нельзя охарактеризовать непосредственно как психологическую профессиональную деятельность, но в которых участвуют психологи и которые основываются на использовании профессионального психологического образования.

Принципы охватывают важные аспекты рабочей ситуации и профессиональной деятельности психолога. Они объединены в восемь разделов, каждый из которых освещает основной вопрос; разделы в свою очередь разделены на главные принципы и более детальные разъяснения и примеры. Ни принципы, ни разъяснения и примеры не следует рассматривать как охватывающие все ситуации, которые могут возникнуть в процессе профессиональной психологической деятельности.

Профессия психолога постоянно развивается; в нее непрерывно привносятся новые знания и методы, поэтому важно, чтобы профессиональные этические принципы постоянно обсуждались и развивались. Однако принципы должны также отражать основные личные и общественные вопросы и, следовательно, обладать стабильностью, на которую не слишком легко повлиять.

Работа психолога зачастую подразумевает оказание глубокого влияния на других людей. Поэтому специальные требования к наличию профессиональных, этических принципов являются существенными. Однако многие профессиональные задачи психологов невозможно регулировать формальными правилами. Следовательно, жизненно важное значение имеют индивидуальная этическая сознательность психолога, его чувство ответственности и профессиональная компетентность.

Психологи всегда придерживаются профессиональных этических принципов и не позволяют оказывать на себя влияние с целью нарушить эти принципы.

Основные принципы

Один из основных принципов заключается в том, что все люди имеют право на личную неприкосновенность и на то, что она не будет нарушаться. Профессиональная деятельность психологов осуществляется в соответствии с этим принципом. Поэтому психологи соблюдают особую осторожность в отношении тех аспектов своей работы или своей натуры, которые могут представлять собой угрозу принципам уважения личной неприкосновенности.

Психологи работают на основе научных знаний и подтвержденного опыта с целью углублять представления людей о самих себе и способствовать самоопределению личности. Они работают для того, чтобы улучшить условия жизни людей и устранить или уменьшить человеческие страдания. Психологи несут особую ответственность за тех, кто не в состоянии добиться для себя подобающей жизни.

Психологи должны быть в курсе научных и профессиональных исследований в своей области и постоянно повышать свою компетентность. Психологи стремятся осознавать свои собственно профессиональные и личные сильные и слабые стороны, чтобы реально оценить, какие задачи они смогут взять на себя, а какие не смогут.

Профессиональные этические принципы не могут охватить все возможные ситуации. Основной принцип здесь состоит в том, что психологи принимают во внимание все затрагиваемые стороны. Если это невозможно, они информируют об этом и рассматривают, будет ли этически оправдано продолжать выполнение задачи в данных условиях. Психологи информируют пользующихся их услугами, когда это необходимо, о требованиях, предъявляемых их профессиональной этикой. Психологи должны удостовериться, что в условиях их работы нет ничего, что помешало бы им выполнять требования, предъявляемые профессиональными этическими принципами.

I. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Принципы

А. Психологи несут ответственность за последствия своей работы и должны удостовериться, насколько возможно, что их услуги не будут использованы неподобающим образом.

В. Психологи воздерживаются от каких-либо действий или заявлений, угрожающих неприкосновенности любого лица. Психологи следят, чтобы их знания не использовались в целях оскорбления, угнетения или подавления личности.

С. Деятельность и знания психологов никогда не используются в целях подавления.

Разъяснения и примеры

1. Психологи несут личную ответственность за свою работу, но в то же время осознают тот факт, что другие рассматривают их как представителей определенной профессии.

2. Психологи заботятся об интересах и лиц — участников исследований и заказчиков — лиц, пользующихся услугами. Соображения в пользу клиентов и участников исследований имеют преимущество перед соображениями в пользу личных и коллегиальных интересов психологов.

3. Психологи, обучающие других методам психологической работы, несут ответственность за разъяснение сильных и слабых сторон этих методов, а также их возможного этического значения.

II. КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Принципы

А. Психологи работают в соответствии с научными принципами и обоснованным опытом, чтобы постоянно поддерживать уровень своей профессиональной компетентности.

В. Психологи рассматривают сильные стороны своей личности и пределы своих возможностей в соответствии с типом предстоящих им задач.

Разъяснения и примеры

1. Психологи рассматривают тип и уровень задачи в свете своей компетентности. Если психологи считают свою компетентность недостаточной, они передают задачу другим или стараются получить указания. Если психологи отказываются от задачи из соображений компетентности, они отвечают, насколько это возможно, за то, чтобы задача была выполнена каким-либо иным способом.

2. Психологи специально предупреждают, если они применяют методы, устройства и технику, находящиеся еще в стадии испытания и не отвечающие нормальным методологическим стандартам или которыми они еще не до конца овладели.

3. Психологи стараются быть в курсе научных и профессиональных исследований в сфере их деятельности.

4. Психологи не публикуют в целях личной или материальной выгоды работы, которые они не считают обладающими достаточно высоким качеством.

5. Если психологи имеют личные проблемы такого типа и проявляющиеся в такой степени, что эти проблемы влияют на выполнение их профессиональных обязанностей, они обращаются за профессиональной помощью, чтобы прояснить ситуацию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...