Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 1. Житейская, научная и практическая психологияСтр 1 из 10Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИУ «Белгородский государственный университет» Факультет психологии Кафедра возрастной и социальной психологии Е. А. Овсяникова, М. Ю. Худаева ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ Рабочая тетрадь
Белгород 2012 УДК 159.9 ББК 88.4 О 34 Печатается по решению редакционно-издательского совета НИУ «Белгородский государственный университет» Рецензенты: Москаленко С. В. – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии Белгородского университета кооперации, экономики и права; Петрова И. В. – кандидат психологических наук, заведующая сектором науки Старооскольского филиала НИУ «БелГУ». Овсяникова Е. А., Худаева М. Ю., О 34 Введение в профессию. Рабочая тетрадь / Е. А. Овсяникова, М. Ю. Худаева. – Белгород, 2012. – 79 с.
В рабочей тетради собраны различные задания для самостоятельной работы студентов, которые могут быть использованы при изучении таких учебных дисциплин, как «Введение в профессию» и «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности». Использование рабочей тетради в процессе обучения этим дисциплинам будет способствовать формированию у студентов адекватных представлений о профессии психолога, видах его деятельности, особенностях личности и морально-этических нормах и правилах профессиональной деятельности психолога. Рабочая тетрадь адресована бакалаврам, обучающимся по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование».
ББК 88.4
© Овсяникова Е. А., Худаева М. Ю., 2012 © НИУ «БелГУ», 2012 оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ. 4 Раздел 1. Житейская, научная и практическая психология…………………… 5 Раздел 2.Отрасли современной психологии, их роль в современной практике……………………………………………………………………………8 Раздел 3. Психология как профессия…………………………………………. 11 Раздел 4.Психология как профессиональная общность……………………...13 Раздел 5.Виды деятельности педагога-психолога и их характеристика…….15 Раздел 6.Личность профессионала…………………………………………….19 Раздел 7. Риски и опасности социальной среды и профессионального пространства……………………………………………………………………..23 Раздел 8. Морально-этические основы профессиональной деятельности психолога…………………………………………………………………………24 Список использованной литературы…………………………………………...34 Приложения. 36
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вхождение студентов в мир психологии начинается с изучения ими дисциплины «Введение в профессию». В рамках данной учебной дисциплины решаются многие задачи: осуществляется знакомство с отраслями психологии, основными направлениями деятельности психолога, изучаются характеристики психологии как профессиональной общности, описываются риски и опасности социальной среды и профессионального пространства психолога, происходит формирование представлений о значимых для профессии качествах личности. Специфика дисциплины «Введение в профессию» состоит не только в том, что она решает задачу ознакомления с конкретной профессией, но и способствует формированию профессионального психологического мышления. Данная рабочая тетрадь будет полезна также при изучении дисциплины «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», так как в ней содержатся многочисленные задания, иллюстрирующие морально-нравственную сторону деятельности психолога и особенности взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, коллегами, а также описывающие проблемные и конфликтные ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности психолога. Осмыслить, усвоить и принять студентами морально-этические нормы профессии позволит обширный материал, содержащийся в приложении. В данном пособии представлены также психодиагностические методики, которые помогут студентам оценить наличие и степень выраженности личностных качеств, необходимых в деятельности психолога. Предлагаемая авторами рабочая тетрадь содержит задания, практические ситуации и упражнения для самостоятельной работы студентов. Задания носят как репродуктивный, так и творческий характер. Рабочая тетрадь адресована бакалаврам, обучающимся по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование».
Раздел 1. Житейская, научная и практическая психология 1. Заполните таблицу:
2. Назовите характеристики профессии психолога, на основе которых выросли следующие мифы и предрассудки о ней: А) Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».
Б) Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
В) Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
Г) Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
Д) Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
3. Назовите характеристики профессии психолога, на основе которых возникли «предрассудки» о труде,выделенные Е. А. Климовым: А) Идеал «легкого труда» -
Б) Наивный антиэнтропизм (то есть стремление «уменьшить степень неопределенности») -
В) Душеведческая «слепота» -
Г) Презумпция превосходства «ученого» над «практиком» -
4. Заполните таблицу:
5. Сформулируйте и занесите в таблицу основные отличия психолога- профессионала и психолога- любителя:
6. Перечислите конкретные психические явления, которые относятся к области изучения психологии.
7. Иногда предмет психологии определяют как область душевных явлений. Психика человека и его душа – это одно и то же? Аргументируйте свой ответ.
8. Охарактеризуйте отношения между психологией и философией?
9. Что изучает социология и чем она может быть полезна психологии? Раздел 2.Отрасли современной психологии, их роль в современной практике 10. Заполните таблицу: Общая характеристика основных отраслей фундаментальной психологии
11. Заполните таблицу: Общая характеристика основных отраслей прикладной психологии
12. Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев: 1) предмет, с которым они связаны; 2) связи с другими отраслями знания; 3) общие или частные проблемы, которые они изучают; 4) методы, которые они используют. Приведите примеры отраслей психологии по каждому из критериев.
Раздел 3. Психология как профессия 13. Перечислите основные признаки профессии.
14. Перечислите основные характеристики профессии психолога.
15. Назовите основные мотивы выбора профессии «психолог».
16. Заполните таблицу: Различия профессиональных позиций педагога и психолога
Раздел 4.Психология как профессиональная общность 17. Подготовьте сообщение об одном из психологов в соответствии со следующей структурой: - краткий биографический очерк; - основные этапы научной деятельности; - вклад в науку. Перечень имён психологов для подготовки сообщения: К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, П. Б. Ганнушкин, В. В. Давыдов, Б. В. Зейгарник, П. И. Зинченко, К. Н. Корнилов, Н. Н. Ладыгина-Котс, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина, В. Н. Мясищев, И. П. Павлов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рубцов, И. М. Сеченов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомский, Г. И. Челпанов, Д. Б. Эльконин, А. Адлер, А. Бандура, М. Вертгеймер, В. Вундт, А. Гезелл, С. Гроф, В. Келер, К. Коффка, К. Левин, А. Маслоу, С. Минухин, Р. Мэй, Н. Пезешкиан, Ж. Пиаже, В. Райх, К. Роджерс, В. Сатир, Б. Ф. Скиннер, Э. Толмен, Д.Уотсон, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, С. Холл, К. Хорни, Э. Эриксон, К.Г. Юнг. 18. Соотнесите содержание деятельности и специализацию психолога:
Раздел 5.Виды деятельности педагога-психолога и их характеристика 19. Заполните таблицу:
20. Соотнесите вид деятельности психолога и его характеристику:
Раздел 6.Личность профессионала 21. Заведите и заполняйте дневник самонаблюдения, в котором фиксируйте свои мысли и переживания, которые возникают у вас в процессе приобретения профессии психолога, а так же интересные ситуации, которые вы наблюдаете и с которыми сами непосредственно сталкиваетесь в повседневной жизни. 22. Перед вами словесные портреты школьных психологов. Определите свои вкусы и предпочтения: к какому из них вы сами пошли бы на консультацию со своей проблемой (личной и профессиональной)? Обоснуйте свой ответ. Портрет 1. Психологом в школе работает молодая девушка в очках, умная, образованная и уверенная в себе. Держится независимо, строго, официально. Все знает и все умеет. На вопросы учителей отвечает обычно так: «Надо делать так и так, а вы все делаете неправильно…». Портрет 2. Школьный психолог – долговязый 30-летний парень. Всегда ходит в джинсах и длинном свитере. Общается в школе мало, чаще молча сидит и смотрит. Глаза отрешенные, думает о чем-то своем. На вопросы учителей долго тянет: «Э-э-э… Знаете ли… Это сложная проблема…». И начинается продолжительный разговор, в ходе которого постепенно многое становится понятным. Портрет 3. Психологом в школе стала работать М. И. – бывшая учительница. Закончила психологические курсы. Пока еще твердо не знает, что надо делать психологу в школе. Испытывает неуверенность в своих силах. Но сама – человек добрый, отзывчивый и имеет богатый жизненный опыт. Портрет 4. Психолог в школе – 35-летний мужчина. Пришел в школу два года назад после окончания вечернего отделения психологического факультета. Раньше работал инженером в НИИ. Активный, общительный, с юмором. С первых дней работы в школе ребята из средних и старших классов начали с ним дружить: организовали секцию восточного единоборства, ездят в туристические поездки. Учителя удивляются: на переменах и после уроков в кабинете психолога толпятся ребята. О чем-то спорят, слушают музыку. И вроде бы он к себе никого специально не приглашает, сам спорит увлеченно, не уступая, а ведь тянутся к нему…
23. Перед вами описание трех примеров из школьной практики. Определите, кого из четырех описанных выше школьных психологов выберут эти люди, если бы они имели право выбора? Обоснуйте свой ответ. А. «Я – учительница начальных классов. Все у меня было хорошо до тех пор, пока не начался мой разлад с мужем. Муж был несправедлив ко мне, я все время переживала и стала срываться на детях. Иногда чувствую, что ничего не хочу – ни идти в школу, ни дома оставаться, ни вообще жить».
Б. «зовут меня Витька, учусь в 7 «А» классе. И что она ко мне пристала? Ну, повернулся я к Сашке! Ну, запустил тетрадкой в Людку! Ну, не сделал домашнее задание! Ну, забыл дневник дома! Так все в классе забыли свои дневники, а она пристала ко мне! И дураком меня обзывает! Надоело все! Не хочу идти на урок!».
В. «Наша Светочка – умница! Все у нее получается: уберется чистенько, платьице погладит, уроки сделает. Маму-папу слушается. С собакой гуляет. А вот учительница ее невзлюбила! Плохие оценки ей ставит. Мы уже с мужем к директору ходили, да толку нет. Больше так продолжаться не может. Мы решили перевести нашу девочку в другую школу!».
24. Опишите по следующим критериям внешний и внутренний образ человека, специалиста, который, по вашему мнению, сможет успешно работать психологом: - предпочтительный пол и возраст; - как он (она) выглядит, одевается; - как себя ведет с коллегами, клиентами; - какой характер у этого человека; - какие профессиональные знания, умения и навыки он (она) имеет; - какие личностные и профессиональные особенности должен иметь психолог.
25. Перед вами психограмма профессии «психолог», которую разработали японские ученые. Согласны ли вы с таким набором профессионально-важных качеств психолога? Оцените по десятибалльной шкале выраженность у вас качеств, указанных в данной психограмме ? Проанализируйте полученные данные. Психограмма профессии «психолог»
26. Дайте 10 ответов на вопрос: Кто такой психолог?
27.Охарактеризуйте клиента психолога:
28. С помощью методик, представленных в приложении 5, проведите самодиагностику профессионально-важных качеств психолога. Проанализируйте полученные данные. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 384. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |