Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фоника: общая характеристика. Нарушение благозвучия речи (типы ошибок). Фигуры речи, основанные на созвучиях (ассонанс, аллитерация, парономазия).Стр 1 из 7Следующая ⇒
Орфоэпическая норма речи: общая характеристика. Нормы и тенденции в современной устной речи. Варианты ударения. Орфоэпическая норма речи. Ударение- выделение одного, реже- двух слогов в слове. 2 ударения- громкоговорящий факт Русское ударение более длительно по отношению к другим слогам. Русское ударение, в отличие от французского, не фиксировано. По носу, за гору- ударение на предлог. Варианты ударений. 1) равноправные - творог, творог. Творог- старшая норма, так как раньше в русском языке ударение почти всегда было корневым. - петля, петля петля- старшая норма - баржа, баржа - обеспечение, обеспечение В словарях впереди стоит всегда старшая норма. 2) стилистически маркированные -Баловать (общеупотр) Баловать (стил. марк., слово с эмоц. оттенком, для речи дома). -Девичий (общеупотр) Девичий (стил. марк). 3) Профессиональная. Шасси, шасси. Если говоришь шасси, то ты тем самым показываешь, что принадлежишь к определенной профессии или делу. Будь любезен, будь летчиком, а если ты не летчик, то просто неуч. Если ты физик, можно сказать атомный, это как бы ограничивает своих от чужих. 4) Смысловые. Замок- где живут замок- что открывают Гвоздики- растут в саду Гвоздики- забиваем молотком Языковая- колбаса языковая- политика Дожил- закончил, исчерпал способности дожил- до конца жизни Раньше большинство слов заканчивались на и, ы. Кроме двойственных: глаз- глаза, бок- бока, НО плечо- плечи (так как человека с одним плечом представить невозможно). Раньше было: облаки, не облака паспорты, не паспорта вееры, не веера адресы, не адреса 5) Хронологические засуха- засуха (устар) изумиться- изумиться (устар) Правила по отдельным ударным позициям. Если в краткой форме прилагательных женского рода ударение падает на окончание (длина, видна, полна), то в сравнительной степени ударение будет на суффиксе (длиннее, полнее, виднее). Красиво- красивее Весела- веселее Лилова- лиловее Ленива- ленивее Умна- умнее Стара- старее Грязна- грязнее Но есть и контрпример: молода- моложе Если в формах глаголов или кратких формах прилагательных мужского рода ударение падает на середину слова, то в формах глаголов и прилагательных женского рода ударение падает на конец слова. он молод- она молода он догнал- она догнала он занят- она занята он взял- она взяла Угля- угля (корневое ударение- старшая норма) углей- углей углями- углями В орфоэпии изучается норма, связанная с правилом произнесения звуков в слове и в тексте в целом. Орфоэпия отличается от фонетики, так как изучает вариативность, а не законы произнесения одних и тех же фонем. В безударных слогах гласные подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция - это изменение тембра звучания гласного; количественная редукция - это уменьшение его долготы и силы. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, изменяются незначительно, в большей степени редуцируются гласные остальных безударных слогов. В первом предударном слоге на месте букв а и о произносится звук [а]. От ударяемого [а] он отличается меньшей продолжительностью. Например: тр[а]ва, с[а]сна. В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а], обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]. Например: тр[ъ]вяной, з[ъ]лотой, школ[ъ], выз[ъ]в. В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а], например: [а]зот, [а]бладать. После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э], например: ж[ыэ]леть, лош[ыэ]дей. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и] и [э], например: в[иэ]сна, ч[иэ]сы. В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например: в[ь]ликан, вын[ь]сти, п[ь]тачок, выт[ь]нуть. На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа], например: з[аа]сфальтировать, з[аа]дно, п[аа]нглийски, в[аа]бразить. В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш], тра[ф]ка, ска[с]ка. На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие звонкие, например: [з]бежать, о[д] бросить, во[г]зал. В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, е[с'л']и, ка[з'н'], ку[з'н']ец, пе[н'с']ия. Встречаются два варианта произношения некоторых слов, например: [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е. Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [д'в']ерь и [дв']ерь, [з'в']ерь и [зв']ерь. Первые варианты звучат все реже. Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например: гру[]а, ма[]а, програ[]а. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например: а[к]орд, ба[с]ейн, гра[м]атика. Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт - бинта, штрих - штриха, зонт - зонта. В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне; ср.: 1) весна - весну, нора - нору, стопа - стопу; 2) гора - гору, доска - доску, цена - цену, щека - щёку. С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести. В родительном падеже множественного числа произносятся: 1) с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей; 2) с ударением на окончании: ведомостей, крепостей, новостей, повестей, скатертей, четвертей. Различается произношение ступеней (в лестнице) и ступеней (ступень развития чего-либо). Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без, например: на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто; за: за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ночь, за два, за шесть, за сто; под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер; по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое; из: из лесу, из дому, из носу, из виду; без: без вести, без толку, без году неделя. Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др. У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взят - взята - взято - взяты; принят - принята - принято - приняты; продан - продана - продано - проданы; прожит - прожита - прожито - прожиты и т.д.
Фоника: общая характеристика. Нарушение благозвучия речи (типы ошибок). Фигуры речи, основанные на созвучиях (ассонанс, аллитерация, парономазия). Фоника - раздел стилистики, изучающий звуковую сторону речи. В отличие от фонетики, представляющей собой раздел языкознания, который изучает способы образования и акустические свойства звуков того или иного языка, фоника - наука об искусстве звуковой организации речи. В заимствованных несклоняемых словах в конце слова обычно произносится Э, но пишется Е Эвфония- хорошее звучание (греч). Звук- минимальная единица речи, у которой есть форма, но нет содержания. В словах иноязычногопроисхождения после гласных на месте букв Е или Э произносится звук Э.
Наблюдаются колебания в произношении многих слов: энергия, деканат, кредо, энергетика. Парономазия. Паронимы- днокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. «Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь?» (A. C. Пушкин. Борис Годунов) «Нечего их ни жалеть, ни жаловать!» (A. C. Пушкин. Капитанская дочка. Глава XI). Запел и запил от любви к науке. (Высоцкий «Случай в ресторане»). Ассонанс. Ассонанс- повторение гласных. Пора, пора! Рогатрубят. (Пушкин «Граф Нулин»). У наших ушки на макушке Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки Французы тут как тут. (Лермонтов «Бородино»). Дева Света! Где ты, донна Анна? Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю наудалую И горе нашему врагу. (Пушкин. «Прозаик и поэт»). Хаты - в ризах образа… Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. (С.А. Есенин) Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумие. (В.В. Маяковский). Сонные сонмы сомнамбул весны Сонно манят в осиянные сны. (Игорь Северянин). Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Нева вздувалась и ревела Котлом клокоча и клубясь. (Пушкин).
4.Функциональные стили речи и их доминанты. Речевой жанр. Устные и письменные жанры разных стилей. |
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 363. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |