Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фоника: общая характеристика. Нарушение благозвучия речи (типы ошибок). Фигуры речи, основанные на созвучиях (ассонанс, аллитерация, парономазия).




Орфоэпическая норма речи: общая характеристика. Нормы и тенденции в современной устной речи. Варианты ударения.

Орфоэпическая норма речи.

Ударение- выделение одного, реже- двух слогов в слове.

2 ударения- громкоговорящий факт

Русское ударение более длительно по отношению к другим слогам.

Русское ударение, в отличие от французского, не фиксировано.

По носу, за гору- ударение на предлог.

Варианты ударений.

1) равноправные

- творог, творог. Творог- старшая норма, так как раньше в русском языке ударение почти всегда было корневым.

- петля, петля

петля- старшая норма

- баржа, баржа

- обеспечение, обеспечение

В словарях впереди стоит всегда старшая норма.

2) стилистически маркированные

-Баловать (общеупотр)

Баловать (стил. марк., слово с эмоц. оттенком, для речи дома).

-Девичий (общеупотр)

Девичий (стил. марк).

3) Профессиональная.

Шасси, шасси.

Если говоришь шасси, то ты тем самым показываешь, что принадлежишь к определенной профессии или делу. Будь любезен, будь летчиком, а если ты не летчик, то просто неуч.

Если ты физик, можно сказать атомный, это как бы ограничивает своих от чужих.

4) Смысловые.

Замок- где живут

замок- что открывают

Гвоздики- растут в саду

Гвоздики- забиваем молотком

Языковая- колбаса

языковая- политика

Дожил- закончил, исчерпал способности

дожил- до конца жизни

Раньше большинство слов заканчивались на и, ы. Кроме двойственных: глаз- глаза, бок- бока, НО плечо- плечи (так как человека с одним плечом представить невозможно).

Раньше было:

облаки, не облака

паспорты, не паспорта

вееры, не веера

адресы, не адреса

5) Хронологические

засуха- засуха (устар)

изумиться- изумиться (устар)

Правила по отдельным ударным позициям.

Если в краткой форме прилагательных женского рода ударение падает на окончание (длина, видна, полна), то в сравнительной степени ударение будет на суффиксе (длиннее, полнее, виднее).

Красиво- красивее

Весела- веселее

Лилова- лиловее

Ленива- ленивее

Умна- умнее

Стара- старее

Грязна- грязнее

Но есть и контрпример: молода- моложе

Если в формах глаголов или кратких формах прилагательных мужского рода ударение падает на середину слова, то в формах глаголов и прилагательных женского рода ударение падает на конец слова.

он молод- она молода

он догнал- она догнала

он занят- она занята

он взял- она взяла

Угля- угля (корневое ударение- старшая норма)

углей- углей

углями- углями

В орфоэпии изучается норма, связанная с правилом произнесения звуков в слове и в тексте в целом.

Орфоэпия отличается от фонетики, так как изучает вариативность, а не законы произнесения одних и тех же фонем.
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ОРФОЭПИИИ (Учебник Голуб)

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция - это изменение тембра звучания гласного; количественная редукция - это уменьшение его долготы и силы. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, изменяются незначительно, в большей степени редуцируются гласные остальных безударных слогов.

В первом предударном слоге на месте букв а и о произносится звук [а]. От ударяемого [а] он отличается меньшей продолжительностью. Например: тр[а]ва, с[а]сна.

В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а], обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]. Например: тр[ъ]вяной, з[ъ]лотой, школ[ъ], выз[ъ]в.

В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а], например: [а]зот, [а]бладать.

После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э], например: ж[ыэ]леть, лош[ыэ]дей.

После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и] и [э], например: в[иэ]сна, ч[иэ]сы.

В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например: в[ь]ликан, вын[ь]сти, п[ь]тачок, выт[ь]нуть.

На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа], например: з[аа]сфальтировать, з[аа]дно, п[аа]нглийски, в[аа]бразить.

В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш], тра[ф]ка, ска[с]ка.

На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие звонкие, например: [з]бежать, о[д] бросить, во[г]зал.

В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, е[с'л']и, ка[з'н'], ку[з'н']ец, пе[н'с']ия. Встречаются два варианта произношения некоторых слов, например: [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е.

Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [д'в']ерь и [дв']ерь, [з'в']ерь и [зв']ерь. Первые варианты звучат все реже.

Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например: гру[]а, ма[]а, програ[]а. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например: а[к]орд, ба[с]ейн, гра[м]атика.

Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт - бинта, штрих - штриха, зонт - зонта.

В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне; ср.:

1) весна - весну, нора - нору, стопа - стопу;

2) гора - гору, доска - доску, цена - цену, щека - щёку.

С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести.

В родительном падеже множественного числа произносятся:

1) с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей;

2) с ударением на окончании: ведомостей, крепостей, новостей, повестей, скатертей, четвертей.

Различается произношение ступеней (в лестнице) и ступеней (ступень развития чего-либо).

Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без, например:

на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто;

за: за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ночь, за два, за шесть, за сто;

под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое;

из: из лесу, из дому, из носу, из виду;

без: без вести, без толку, без году неделя.

Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании:

брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др.

У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взят - взята - взято - взяты; принят - принята - принято - приняты; продан - продана - продано - проданы; прожит - прожита - прожито - прожиты и т.д.

 


Фоника: общая характеристика. Нарушение благозвучия речи (типы ошибок). Фигуры речи, основанные на созвучиях (ассонанс, аллитерация, парономазия).

Фоника - раздел стилистики, изучающий звуковую сторону речи. В отличие от фонетики, представляющей собой раздел языкознания, который изучает способы образования и акустические свойства звуков того или иного языка, фоника - наука об искусстве звуковой организации речи.
Под фоникой понимают также звуковую организацию речи, т.е. отбор и употребление языковых средств фонетического уровня с определенным стилистическим заданием. В этом смысле говорят о фонике как о конструктивном компоненте стиля того или иного писателя, поэта (например: «К.Д. Бальмонт придавал большое значение фонике и достиг в ней высокого мастерства»).
Наконец, фоникой называют и стилистически значимые средства языка фонетического уровня. При этом говорят о фонике того или иного произведения, исследуя, например, фонику поэмы, стихотворения, анализируя эстетическую функцию различных фонетических средств, прежде всего-звуков речи.
Принято выделять:
элитарную речь
простую речь
сниженную речь
Если мы хотим говорить по элитарному типу речи, мы должны произносить слово так, как оно пишется.
«тысяча», а не «тысича», «ноктюрн», а не «нактьурн».
Ошибки:
1) стяжение гласных
[закном] за окном
[арадром] аэродром
[прибрила] приобрела
2) вставка
грейпфрукт вместо грейпфрут
3) ассимиляция гласных
каросин (керосин), кустюм (костюм)
4) упрощение структуры
администратор- админ
5) диссимиляция согласных
когда говорим не трамвай, а транвай
6) смягчение согласных
зверь- зьверь
сосиска- сосиська
съем- сьем
если- есьли
суточные- сутошные
пятьдесят- пийсят

В заимствованных несклоняемых словах в конце слова обычно произносится Э, но пишется Е
кафе, пюре, купе, кашне
исключения: рантье, коммюнике
Если несклоняемые слова имеют ударение на основе, то в конце их и пишется и произносится Е
факсимиле (роспись владельца на чем- либо, только уже выгравированная, отпечатанная), кофе.

Эвфония- хорошее звучание (греч).
Эвфония
- наука о благозвучии. Эвфония исследует правильно организованную звучащую речь в двух аспектах: смысловом и эстетическом. Правильное сочетание звуков способствует четкой артикуляции при произношении и более легкому восприятию для слушателя. Хорошо звучащая речь- это не только требование эстетического вкуса, но и требование ясного, четкого языкового выражения мысли, целесообразности речи.
Фонетические ошибки:
1) сцепление гласных
М.В.Ломоносов называл сцепление гласных зиянием, будто между согласными зияет дыра.
радиоузел
спроси у Ирыили у Оли
2) сцепление согласных
конкурс взрослых
чай с шоколадом
бегств, чувств, знакомств, тускл, добр, кругл, мгла сгущалась (очень неприятно, когда идет такое сцепление согласных, поэтому, если хочешь выразить плохие ощущения, надо пользоваться ими).
3) сцепление и перекличка слогов
по по
казателям, до достижения, при приеме, приз за завоевание
замером размеров после разборки коробки
запасы боеприпасов представляют особую опасность
мнение у меня о нем не изменилось
цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла

Звук- минимальная единица речи, у которой есть форма, но нет содержания.
У звуков нет смысл, но есть устойчивые ассоциации, которые позволяют при повторе звука, концентрации звука в слове или речи создать доп. смыслы, усилить идею, выраженную словесно.

В словах иноязычногопроисхождения после гласных на месте букв Е или Э произносится звук Э.
каноэ, дуэль, проект, пируэт
Лучше всего сохраняет твердость перед Е зубные согласные: т, д, з, с, н, р и мы произносим Э, хотя пишем Е.
антенна, ателье, детектив, тембр
Но! Тенор, Одесса, контекст, кларнет, манера, фанера.

 

твердое мягкое
компьютер академия
лазер лидер
тезис музей
тест термин
интервал вексель
кодекс Кремль
бутерброд интеллект
модель федеральный
пресса пресса

Наблюдаются колебания в произношении многих слов: энергия, деканат, кредо, энергетика.

Парономазия.

Паронимы- днокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

«Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь?» (A. C. Пушкин. Борис Годунов)

«Нечего их ни жалеть, ни жаловать!» (A. C. Пушкин. Капитанская дочка. Глава XI).

Запел и запил от любви к науке. (Высоцкий «Случай в ресторане»).
Пощадят ли площади меня? (Пастернак, из цикла «разрыв»).
Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар. (Пушкин, Евгений Онегин).

Ассонанс.

Ассонанс- повторение гласных.

Пора, пора! Рогатрубят. (Пушкин «Граф Нулин»).

У наших ушки на макушке

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки

Французы тут как тут. (Лермонтов «Бородино»).

Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! - Тишина. (Блок «Шаги командора»).

Взложу на тетиву тугую,

Послушный лук согну в дугу,

А там пошлю наудалую

И горе нашему врагу. (Пушкин. «Прозаик и поэт»).
Аллитерация.
Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных (Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят - бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят. Тютчев).
Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза. (С.А. Есенин)

Надеюсь,

верую: вовеки не придет

ко мне

позорное благоразумие. (В.В. Маяковский).

Сонные сонмы сомнамбул весны

Сонно манят в осиянные сны. (Игорь Северянин).

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
 Величавый возглас волн. (Бальмонт. Челн томленья).

Нева вздувалась и ревела

Котлом клокоча и клубясь. (Пушкин).

 

4.Функциональные стили речи и их доминанты. Речевой жанр. Устные и письменные жанры разных стилей.
5 функциональных стилей. Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...