Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Оператор-переключатель switch
В тех случаях, когда в программе необходимо произвести выбор одногоиз нескольких вариантов, удобно применять оператор switch. Его синтаксис: switch (<выражение>) { case <константа1>: <список операторов1>; case <константа2>: <список операторов2>; … case <константаN>: <список операторовN>; default: <список операторов>; } Оператор-переключатель выполняется следующим образом. Вычисляется значение выражения в скобках, приведенного после ключевого слова switch, затем программа просматривает список меток, указанных после слов case, до тех пор, пока не находит ту, которая соответствует данному значению. Далее программа переходит к выполнению оператора, расположенного в этой строке. Если подходящей метки не найдется и если существует строка с меткой default:, то будет выполнятся оператор, помеченный этой меткой. В противном случае произойдет переход к оператору, расположенному за оператором switch. Метки, имеющиеся в операторе switch, должны быть константами или константными выражениями (выражениями, операнды которого константы) целого или символьного типа. Запрещается использовать в качестве метки переменную. Значением выражения в скобках должна быть величина целого или символьного типа. Список операторов варианта может быть либо пустым, либо заканчиваться одним из операторов завершения (break, continue, goto, return). Если у вариантов нет общих частей, то рекомендуется каждый вариант завершать оператором break. Программа 89 #include<stdio.h> main () { intc; printf("Введите цифру от 1 до 7:"); c=getchar() ; printf("\nСоответствующий день недели:"); switch (с) { case '1': (printf("\nПонедельник!");break;} case'2': {printf("\nВторник!");break;} case '3': (printf("\nСреда!");break;} case '4': {printf("\nЧетверг!");break;} case '5': (printf("\nПятница!");break;) case '6': {printf("\nСуббота!");break;} default:printf("\nBocкpeceньe!") ; } } Если не использовать оператор завершения, то по окончании выполнения списка операторов выбранного варианта произойдет переход на следующий вариант из списка.
Оператор цикла for Оператор
for (<оператор1>;<выражение>;<оператор2>) <оператор3>; позволяет организовать повторяющийся вычислительный процесс и называется оператором цикла. Как правило, оператор1 и оператор2 являются операторами присваивания или обращениями к функции, а выражение1 - условным выражением. Цикл for удобно использовать в тех случаях, когда заранее известно количество повторений тела цикла, или имеется явно выраженная переменная, управляющая циклом. В этом случае выражение1 вычисляется один раз и задает инициализацию управляющей переменной. Выражение1 является условием завершения цикла, а оператор2 задает приращение управляющей переменной. Например, следующая конструкция
for (i=l; i<n; i++) <оператор>;
является широко распространенной и позволяет «перебрать» первые п натуральных чисел. Из первой строки цикла for можно сразу узнать всю информацию о параметрах цикла: начальное значение переменной i, ее конечное значение, а также насколько увеличивается значение переменной i при каждом выполнении тела цикла. Любой из операторов и выражений в цикле for может быть опущен, хотя точка с запятой при этом должна оставаться. Если отсутствует оператор1 или оператор2, то он просто выпадает из вычислений. Если же отсутствует выражение1, то считается, что оно всегда истинно. Например,цикл for (i=l ;;i++) { … } является бесконечным. Существуют разнообразные возможности применения цикла for: 1) можно применять операцию уменьшения для счета в порядке убывания вместо счета в порядке возрастания
for(n=10;n>0;n-) printf("%d \n",n);
2) при желании можно вести счет двойками, десятками и т.д.
for (n=2;n<60;n+=2) printf("%d\n",n);
3) можно вести подсчет при помощи символов, а не только чисел
for(ch='a';ch<='z';ch++) printf("Beличинa кода ASCII для %с равна %d.\n",ch,ch);
4) можно проверить выполнение некоторого произвольного условия, отличного от условия, налагаемого на число итераций
for(num=l;num*num*num<216;num++)
5) можно сделать так, чтобы значение некоторой величины возрастало не в арифметической, а в геометрической прогрессии
for(n=l;n<1500;n*=3) printf("-%d \n",n);
6) в качестве третьего выражения можно использовать любое правильно составленное выражение; какое бы выражение вы ни указали, его значение будет меняться при каждой итерации
for(x= I ;у<=75;у=5*(х++)+10) printf("%d, %d\n",x,y);
7) можно даже опустить одно или более выражений (но при этом нельзя опускать символы ";"); необходимо только включить в тело цикла несколько операторов, которые в конце концов приведет к завершению его работы ans=2; for(n=3;ans<=25;) ans=ans*n; Тело цикла for(;;) printfC"*\n"); будет выполняться бесконечное число раз, поскольку пустое условие всегда считается истинным; 8) первое выражение не обязательно должно инициализировать переменную; вместо этого, например, там мог бы стоять оператор printf() некоторого специального вида; необходимо помнить, что первое выражение вычисляется только один раз перед тем, как остальные части цикла начнут выполняться
for(printf("3апоминайте введенные числа!\n");num = 6;) scanf('"%d",&num); printf("ЭTO как раз то, что я хочу!\n");
в этом фрагменте первое сообщение оказывается выведенным на печать один раз, а затем осуществляется прием вводимых чисел до тех пор, пока не поступит число 6; 9) параметры, входящие в выражения, находящиеся в спецификации цикла, можно изменить при выполнении операций в теле цикла; предположим, например, что есть цикл со спецификацией следующего вида:
for(n=l;n< l000;n+=delta)
и если после нескольких итераций программа решает, что величина параметраdaltaслишком мала или велика, оператор if внутри цикла может изменить значение этого параметра (в диалоговой программе пользователь может изменитьэтот параметр в процессе выполнения цикла). В качестве оператора в теле цикла также может быть цикл. На количество вложений циклов друг в друга ограничений нет. В спецификацию цикла for может быть включено несколько инициализирующих или корректирующих выражений. Например, два вложенных цикла можно записать двумя различными способами: 1. for(i=l;i<10;i++) for(j=l;j<10;j++) <оператор> 2. for(i=l,j=l;i<10,j<10;i++,j++) <оператор> В нижеследующей программе переменные х, у, z изменяются параллельно.
Программа 90 # include<stdio.h> main() { int x,y,z,v,u,zero(); for(x=l,y=l,z=l;x<10;x++,y++,z++) printf("x=%d y=%d z=%d\n", х, y, z); } Результат работы программы: x=l y=l z=l x=2 y=2 z=2 x=3 y=3 z=3 x=4 y=4 z=4 x=5 y=5 z=5 x=6 y=6 z=6 x=7 y=7 z=7 x=8 y=8 z=8 x=9 y=9 z=9 Оператор цикла while В общем виде цикл while записывается так:
while (<выражение>) <оператор>;
Цикл while является «условным» циклом, использующим предусловие (т.е. условие на входе). Он называется условным, потому что выполнение оператора зависит от истинности условия, описываемого с помощью выражения. . Если выражение «истинно» (или в общем случае не равно нулю), то оператор, входящий в цикл while, выполняется один раз, а затем выражение проверяется снова. Эта последовательность действий, состоящая из проверки и выполнения оператора, периодически повторяется до тех пор, пока выражение не станет ложным (или в общем случае равным нулю). После этого управление передается оператору, следующему за оператором цикла while. При построении цикла while необходимо включить в него какие-то конструкции, изменяющие величину проверяемого выражения так, чтобы в конце концов оно стало ложным. В противном случае выполнение цикла никогда не завершится.
Пример 1. Алгоритм Евклида.
Программа 91 #include<stdio.h> main() { int x,y; scanf("\n%d",&x); scanf("\n%d",&y) ; while (x!=y) { if (x>y) x=x-y; else y=y-x; ) printf("\n%d",x); ) Пример 2. Проверить, содержит ли квадрат натурального числа n цифру 3.
Программа 92 #include<stdio.h> main() { int i,n,a; scanf("%d",&n); n=n*n; i=10000; while(i>=l) { a=n/i; /* если результат целочисленного деления n/i меньше 1,то а=0 */ n=n-a*i; if(a==3) goto abc; else i=i/10; ) printf("цифры 3 в числе n^2 нет"); goto cd; abc: printf("цифра 3 в числе n^2 есть"); cd: ; } Оператор цикла do/while В языке Си имеется также конструкция цикла с постусловием (условие на выходе), где истинность условия проверяется после выполнения каждой итерации цикла. Этот подход реализуется с помощью цикла do/while. Тело цикла do/while всегда выполняется по крайней мере один раз, поскольку проверка условия осуществляется только после его завершения. Форма записи:
do <оператор> while (<выражение>);
Оператор break Оператор break дает возможность выйти из операторов цикла for, while, do/while, а также из переключателя switch без проверки условия. Оператор break приводит к немедленному выходу из самого внутреннего охватывающего его цикла или из переключателя. Оператор break может использоваться для выхода из цикла в тех случаях, когда заданы два разных условия прекращения его работы. Программа 93 # include<stdio.h> main() { int x=l,y,z; printf("Мы будем вычислять значение функции y=2*x+z\n"); printf("Введите значение z:"); scant("%d",&z); while(x<1000) ( y=2*x+z;x++; if y=100 ( printf(= 100\n"); break; } } if y=100 printf("Цикл закончен!!!") ; else printf ("Цикл закопчен!!! Но y<>lOO."); }
Наличие оператора break позволяет использовать «бесконечные циклы». В ряде случаев весьма удобно записать заголовок цикла без всякого условия в виде for(;;),
а выход из цикла оформить с помощью операторов break.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |