Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древняя Русь в 9-11 веках. Политический строй, социальная структура древнерусского общества.




Проблемы становления и деятельности политических партий в современной России.

Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или многопартийные системы.

Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной жизни политический институт. Партиясамая политическая из всех общественных организаций: её целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Принципиальной стороной деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания.

Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989-1990 годы в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. Тогда же и стала прорастать реальная многопартийность. В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам экспертов, число политических организаций, принявших наименование "партия", составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии приобрели зимой—весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций. Здесь прослеживается некая обратная логика в формировании партий, когда первоначально складывается руководство, которые затем ищет потенциальных членов и избирателей.

Принятие в октябре 1990 года Закона СССР "Об общественных объединениях" стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.

Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Однако, как показала практика, эта возможность была практически сведена на «нет» отсутствием у партий из-за рыхлой организационной структуры возможности влиять на поведение своих членов-депутатов. В реальности политические партии зачастую оказались изолированы от механизма принятия государственных решений, получив минимальную возможность выработки и осуществления альтернативных программ общественного развития. Появление множества партий в России еще не свидетельствует о наличии многопартийной системы. Речь может идти лишь о ее становлении и законодательном оформлении. Серьезным препятствием на этом пути является отсутствие в обществе консенсусапо поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. А нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Нельзя представить себе чередование у власти партий, выступающих с  противоположными позициями

В России существуют партии различной направленности (демократической, либеральной, консервативной, прокоммунистической). Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные. Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от цивилизованных рамок западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих партий.

В настоящее время в России существуют партии: Единая Россия(+АПР), КПРФ, Правое дело(СПС,ДПР,Гражданская Сила), Российская политическая партия Мира и Единства, Либерально-демократическая партия России, Яблоко, Справедливая Россия.

Древняя Русь в 9-11 веках. Политический строй, социальная структура древнерусского общества.

Образованию государства на Руси и складыванию феодальных отношений у восточных славян предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была последняя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытнообщинного строя к феодализму. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда, что позволило получать прибавочный продукт и выделиться отдельной семье, которая вела собственное хозяйство. Происходит разложение родовых общин на территориальные или соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов, патриархальных семей.

В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Из среды общинников выделяются воины-профессионалы. Возрастает роль князя-военачальника, который первоначально выбирался на народном собрании — вече, там же избирались предводители племенного войска — воеводы. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной. Вокруг князя формировалась дружина, воинов-дружинников называли «отроками», война была их профессией. Они имели значительные привилегии. Дружинники не были подотчетны народному собранию, но лично преданы князю.

Прибавочный продукт, получаемый племенем, позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело. Однако немаловажную роль играла и военная добыча. Военно-дружинная знать выдвигается на передний план как в племенах, так и в союзах племен. В ее состав в Х в. окончательно вливается и родоплеменная знать, туда же в IX—Х вв. начинают входить представители других слоев общества. В руках этих военно-дружинных объединений сосредоточивается вся полнота власти, для упрочения которой они начинают захватывать земли простых общинников. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существовали уже не за счет добровольных приношений, а за счет обложения их данью, которая, правда, до середины Х в. не была еще фиксированной. Таким образом, с начала Х в. у восточных славян начался переход к феодальным отношениям.

2. Социальная организация общества восточных славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства — землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землей налог. Выделяются два основных класса — крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из:

> закупов — разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;

> рядовичей — зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);

> изгоев — обедневших выходцев из общин;

> холопов — зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине;

> всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать — представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники.

3. В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племен. В основе его лежали следующие причины:

> экономическое развитие;

> социальные процессы в период военной демократии;

> развитие торговых связей;

> общность языческих верований;

> необходимость защиты от внешних нападений;

> осуществление завоевательной политики.

Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен — северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую — поляне, северяне, вятичи.

4.Современная Россия с 1991 по 1993 гг. Смена парадигмы общественного развития.

Десятилетиями в нашей стране провозглашалось формальное равенство всех союзных республик, говорилось об их суверенитете, однако практика выглядела совсем иной. Возникла необходимость коренной реформы всего союзного устройства. В центре споров и дискуссий, политических реформ оказались проблемы обеспечения государственного суверенитета союзных республик. Перед обществом встал вопрос о самом существовании СССР, о государственно-правовых формах, способных обеспечить права народов, республик и союза в целом. Чтобы закрепить Союз, руководство страны настояло на проведении в марте 1991г. референдума по проблеме сохранения СССР. В нем приняли участие 9 республик. ¾ проголосовали за сохранение Союза. На 20 августа было намечено подписание нового союзного договора в Москве. 19 августа было объявлено о болезни Горбачева, о том, что перестройка, начатая по его инициативе, зашла в тупик и всю полноту власти берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В него вошли вице-президент Г.Янаев, председатель Совета Министров В.Павлов, председатель КГБ В.Крючков, министр внутренних дел Б.Пуго и др. В манифесте ГКЧП говорилось о беспорядке в стране, об унижении советских людей за границей. Обещались поддержка частной собственности, снижение цен, повышение заработной платы и обеспечение всех жильем. Были введены войска в Москву и попытка сделать то де в Ленинграде. Однако руководители ГКЧП недооценили готовность Б.Ельцина и его сторонников действовать решительно. Ельцин издал серию указов, квалифицирующих действия ГКЧП как государственный переворот, обратился с призывом к трудящимся начать всеобщую забастовку, а к военнослужащим не выполнять приказы ГКЧП. Во многих городах России прошли митинги и демонстрации протеста. Был экстренно созван Верховный Совет России, который осудил действия ГКЧП и поддержал Ельцина. Горбачев вернулся в Москву. Организаторы ГКЧП были арестованы. Была приостановлена деятельность КПСС, объявлено о начале реформы КГБ с целью его ликвидации и замены службой разведки. Даже те республики, которые ранее желали участвовать союзном договоре, провозгласили свою независимость. Сложные процессы, происходившие во всех республиках, бессилие союзных реформ власти привели к тому, что 8 декабря 1991г. в Беловежской пуще под Брестом руководители Белоруссии, РФ, Украины подписали соглашение о создании СНГ и пригласили вступить в СНГ новые государства бывшего СССР. 21 декабря была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР. 25 декабря Горбачев подписал указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил об уходе с поста Президента СССР. В этот вечер над Большим Кремлевским дворцом вместо красного флага был поднят российск. стяг.

Приобретение РФ статуса самостоятельного. независимого государства сопровождалось формированием новых структур власти. Ельцин возглавил правительство, став одновременно президентом и премьер-министром, взяв на себя также руководство и Министерством обороны. Программа экономической реформы включала 3 основные направления: либерализация цен, т.е. отказ от административного регулирования, свобода торговли и проведение приватизации. Но плата за решимость начать реформирование экономики в условиях отсутствия закрепившихся государственных структур оказалась слишком высока. Либерализация цен привела к их росту намного большему, чем предполагалось. Свобода торговли при неразвитости рыночной инфраструктуры породила самые примитивные формы торгового обмена. К лету 1992г. Произошла перегруппировка политических Элит, те, кто раньше опасались гонений, теперь стали активно выступать против либеральных монетаристских реформ. Правительство Е.Гайдара вынуждено было прекратить монетаристскую финансовую политику. Во многом это было связано с неплатежами предприятий и угрозой остановки промышленности., а также потому, что правительство не имело реальных рычагов воздействия на финансовые структуры. Инфляция составила около 20 % в месяц. К концу 1992г. Большинство депутатов выступало не только против правительства, но и против Президента, его обвиняли в политике развала государства и ограблении народа. Ельцин предложил провести референдум. Был заключен компромисс, вместо Гайдара новым премьер-министром стал Черномырдин. Но напряженность нарастала, депутаты пытались отстранить президента от должности. Развернулась борьба между ветвями власти. Президент настаивал на принятии новой конституции, Россия должна была стать президентской республикой.

В Москве было введено чрезвычайное положение, «белый дом» был расстрелян из танков.12 декабря 1993г. Состоялись первые выборы и референдум о новой Конституции. Представительным органом явилось Федеральное собрание в составе двух палат: Госдумы и Совета федерации. Посредником в спорах выступал Конституционный суд. Выборы показали, что население устало от нескольких лет перестройки, распада СССР ,неприспособленности к изменению уклада жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...