Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные мотивы слияния и поглощений компаний.




Выявление мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний и поглощений. Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний.

 

· Получение синергетического эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний.

· Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Каждая из них имеет то, что необходимо для другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, что ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно.

· Мотив монополии. Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери.

· Налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.

· Диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Очень часто причиной слияний и поглощений является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг).

· Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. Зачастую проще купить действующее предприятие, чем строить новое. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании (компании-мишени) значительно меньше стоимости замены ее активов.

Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, слияния для российских компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов.

 

Для того чтобы слияние или поглощение прошло успешно, необходимо:

1. правильно выбрать организационную форму сделки;

2. обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству;

3. иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения;

4. в случае слияния быстро и мирно решить вопрос “кто главный”;

5. максимально быстро включить в процесс слияния не только высший, но и средний управленческий персонал.

 

Слияния могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики могут быть изменения, вызванные слиянием или поглощением.

Экспертами обычно указываются три причины неудачи слияний и поглощений:

 

· неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой компании;

· недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании;

· ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию.

 

Очень часто недооцениваются необходимые инвестиции для осуществления сделки по слиянию или поглощению. Ошибки в оценке стоимости будущей сделки могут быть очень внушительными. Например, при поглощении BMW компании Rover приблизительная стоимость последней составляла 800 млн. фунтов, а необходимые в последующие пять лет после слияния инвестиции - 3,5 млрд.

Аналитические исследования имевших место слияний показывают интересные результаты: оказывается выгоднее продавать компанию, чем приобретать чужую. В большинстве случаев акционеры компаний, которые выступали продавцами в сделках по слиянию или поглощению, получили весьма существенные выгоды, а акционеры поглощающей компании выигрывали гораздо меньше.

Транснациональные корпорации - это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. Правовой режим транснациональных, корпораций предполагает “деловую активность” осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний.

Наиболее общей причиной их возникновения является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

 

Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей путем создания крупнейшими компаниями собственных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

 

К числу конкретных причин возникновения транснациональных корпораций следует отнести стремление к получению сверхприбыли. В свою очередь, жесткая конкуренция, необходимость выстоять в этой борьбе также способствовали концентрации производства и капитала в международном масштабе и появлению ТНК.

 

+ лекции

 

30. Периодизация мировой экономики (основные этапы развития).

 

1) сер. 19-нач. 20вв.

2) нач.50-х гг. 20в.- кон. 70-х гг. 20в.

3) 80-е гг. – настоящий момент

 

Мировое хозяйство прошло длительный этап своего становления и эволюции. Считается, что мировое хозяйство, как таковое, сформировалось в конце ХIХ — начале ХХ вв.

Мировое хозяйство сложилось к началу XX в. в результате длительного исторического процесса.

I этап возникновения мирового хозяйства (XVI—XIX вв.) приходится на эпоху Великих географических открытий XV—XVI вв. Они привели к ускоренному развитию международной торговли, когда после господства натурального хозяйства международная торговля стала приобретать особо важное значение. Этот этап характеризуется ускоренным развитием международной торговли преимущественно колониальными товарами. Всемирное хозяйство этого периода было ограниченным, оставаясь сферой приложения только купеческого капитала. Мировое хозяйство на этом этапе понимается как совокупность внешнеторговых взаимоотношений стран и является сферой приложения преимущественно купеческого капитала.

II этап относят к середине XIX — началу XX в. — после промышленного переворота и перерастания капитализма в его монополистическую стадию.

В начале XX в. развитие массового производства способствовало перерастанию мирового рынка в мировое хозяйство. В это время, наряду с миграцией рабочей силы и с обменом товарами, росла миграции капитала, тогда большое развитие получили международные производственные связи.

Формирующееся в этот период мировое хозяйство на базе капиталистического производства представляло собой совокупность международных экономических отношений промышленно развитых стран друг с другом и с колониями.

III этап в процессе развития мирового хозяйства ограничивается временными рамками между Первой и Второй мировой войнами, а в содержательном плане характеризуется разрушением многих достигнутых в предшествующие годы мирохозяйственных связей. Несмотря на ускорение экономического развития многих стран после 1920 г., международная финансовая система отличалась повышенной неустойчивостью, оттоками долгосрочного капитала из индустриальных стран, замедливших свое развитие. Мировая торговля так и не смогла достичь предвоенного уровня 1913 г. В 1917 г. из мирохозяйственных связей выпала Россия. Появляются два типа мирового хозяйства: капиталистический и социалистический.

В это время существует понятие «стальной пакт» - нацистская Германия, фашистские Италия и Япония, франкистская Испания. Мотивы: расширение пространства – Германия (“Mein Kampf”), Италия (Бенитто Муссолини) – идея возрождения Римской империи. Япония – региональная сверхдержава, контроль всего Азиатского и Тихоокеанского региона (изгнание Британии и США). => двуполярный мир.

IV этап в развитии процесса интернационализации начался после окончания Второй мировой войны и продолжался до начала 90-х гг. Он может быть охарактеризован как этап перестройки международных экономических отношений или поиска нового международного экономического порядка, в ходе которого ранее нарушенные внешнеэкономические связи в мировой экономике постепенно восстанавливались, увеличивались потоки через границу товаров, услуг и факторов производства.

Мировое хозяйство в этот период развивается под влиянием беспрецедентного экономического роста, мощной тенденции стран к объединению в области экономической деятельности и повышении производительности труда, либерализации внешнеторговой политики, интенсивного научно- технического прогресса, распада колониальной системы империализма.

В этот период в мировое хозяйство вовлекаются развивающиеся страны, активизируются международные экономические отношения обоих его составляющих блоков — мирового капиталистического и мирового социалистического хозяйств, налаживаются мирохозяйственные связи между ними; национальные экономики оказываются все более втянутыми в мирохозяйственный оборот и все более зависимы от него, особенно в рамках интеграционных объединений; создается система международных организаций для регулирования мирохозяйственных связей; активизируется деятельность международных корпораций.

В середине 70-х гг., когда общемировое экономическое доминирование США сменилось многополюсной системой всемирного хозяйства, что жестко усилило конкуренцию между тремя центрами мирового экономического развития. В это же время в систему всемирного хозяйства на новых ролях вошли новые индустриальные государства.

С начала 90-х гг. ведет отсчет V современный этап развития мирового хозяйства, начинающего приобретать черты единого целостного образования. Главными факторами такого развития явились распад СССР и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи - межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии), переход на рыночные основы развития бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы, дальнейшее развитие интеграционных  (объединение) процессов в мире, а также возрастающая роль международных корпораций как субъектов мирового хозяйства. Международные корпорации создали международное производство, ориентированное на удовлетворение потребностей любого гражданина мира.

 

31. Основные политические проблемы современности в контексте развития мирового хозяйства.

 

32. Основные индикаторы (показатели) экономического развития, используемые в мировой экономике (ВВП, ВНП, ЧНП, НД, экспортная квота, импортная квота, внешнеторговый оборот и пр.).

 

Экономические показатели - это величины или характеристики, показывающие состояние экономики. Их динамика задается статистическим рядом рассчитываемых, как правило, еженедельно, ежемесячно или ежеквартально значений, который помогает обнаружить тенденции развития экономики и предсказать ее будущее. Краткосрочные процессы и явления, отражающиеся на состоянии экономики, весьма многообразны. Некоторые из них регулярно повторяются в определенное время года, как, например, резкое увеличение объема розничных продаж накануне Нового года. Среди других важных для экономической жизни событий можно выделить забастовки и необычные погодные условия, начало и прекращение войн, общий спад деловой активности, начало экономического подъема или спекулятивного бума. Поскольку различные факторы действуют от нескольких недель до нескольких лет, очень важно иметь информацию, регулярно обновляемую через достаточно короткие промежутки времени.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...