Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика кредитного договора




По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Кредитный договор должен быть заключен только в письменной форме.

Предметом кредитного договора могут быть только деньги, но не иное имущество (вещи). Выдача большинства кредитов осуществляется в безналичной форме, то есть предметом кредитных отношений становятся права требования, а не деньги (в виде денежных купюр).

По своей юридической природе кредитный договор - консенсуальный, то есть вступает в силу с момента достижения сторонами соответствующего соглашения до реальной передачи денег заемщику (такая передача может производиться периодически, а не однократно). При наличии такого соглашения заемщик может принудить заимодавца к выдаче ему кредита. Последний может отказаться от выдачи кредита полностью или в части при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о не­возможности возврата суммы кредита в срок, например при неплатежеспособности заемщика. Заемщик не может быть принужден к получению кредита (и его возврата с установленными процентами), если иное прямо не предусмотрено законом или договором. В роли заимодавца по кредитному договору может выступать только банк, иная кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию Центробанка. Стороны могут заключить договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Правовое регулирование расчетов

В условиях рыночных отношений реализация многих обязательств связана с движением де­нежных средств, например, за поставленную продукцию, на оплату труда, платежи в бюджет. Центральный банк Российской Федерации является органом, координи­рующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации. Банк устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов является одной из основных целей деятельности Банка России. В норма­тивных актах Центрального банка РФ, регулирующих расчетные опера­ции, сочетаются организационные и имущественные элементы, непос­редственно связанные с движением денежных средств предприятий и организаций через банки.

Основные условия расчетных отношений между юридическими лицами сводятся к следующему:

- расчетные операции осуществляются, как правило, через коммерческие банки с открываемых предприятиями расчетных и иных счетов;

- все расчеты между юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуще­ствляются только в безналичном порядке;

- формы безналичных расчетов определяются в соответствии с законода­тельными актами и нормативными актами Центрального банка РФ.  Предприятия могут выбирать любую из установленных форм расчетов, исходя из собственных интересов. Банки не вправе препятствовать осу­ществлению расчетов по формам, предусмотренным в договоре кон­трагентов;

- списание средств со счета предприятия может производиться банком только по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;

- банк не вправе определять и контролировать направления использова­ния денежных средств, находящихся на счете предприятия, и устанав­ливать другие не предусмотренные законодательными актами или дого­вором ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению;

- платежи могут совершаться как после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг, так и авансом или пу­тем предварительной оплаты;

- платежи производятся при наличии на счетах плательщиков собствен­ных средств или в установленном порядке за счет банковского кредита;

- зачисление средств на счет предприятия-получателя средств осуществ­ляется лишь после списания сумм со счета плательщика;

- формы расчетных документов, по которым проводятся расчетные опе­рации, устанавливаются Банком России. предприятия и банки обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам, строго соблюдать договорную и расчетную дисциплину.

Расчеты могут осуществляться в безналичном порядке и наличными деньгами.

Обязательным участником расчетных правоотношений при безналич­ной форме расчетов является банк или иная кредитная организация. Расчеты наличными деньгами производятся между плательщиком и получателем без участия банка. Способ расчетов зависит от статуса субъекта расчетных отношений и основания, по которому производится платеж. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими пред­принимательской деятельности, могут производиться наличными день­гами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Принципы и функции налогообложения

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Подсбором ‑ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: 1) объект налогообложения; 2) налоговая база; 3) налоговый период; 4) налоговая ставка; 5) порядок исчисления налога; 6) порядок и сроки уплаты налога.

Налоговый кодекс РФ регулирует властные отношения по установлению, ведению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.1-3 НК РФ).

Принципы налогообложения

1. Принцип законности налогообложения; (НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).)

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения; (Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ))

3. Принцип справедливости налогообложения; (Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям»)

4. Принцип публичности налогообложения;

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения; (соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными»)

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; (Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика)

8. Принцип определенности налоговой обязанности; (Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить)

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики; (Закреплен в п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств)

10. Принцип единства системы налогов и сборов.

Функции налогов:

1) фискальная, подразумевает обеспечение финансирования государственных расходов, а именно отторжение части доходов организаций или граждан, идущей на содержание государственного аппарата, обороны и непроизводственной сферы, не имеющей своих источников доходов. Это первостепенная функция налогов;

2) регулирующая, представляет собой функцию поддержания социального равновесия посредством изменения соотношения между доходами различных социальных групп, что помогает сглаживать социальное неравенство. Грамотно изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, вводя и отменяя различные виды налогов, государство может способствовать развитию различных отраслей и производств и решать актуальные социальные проблемы страны;

3) стимулирующая функция выражается в том, что с помощью налоговых льгот и санкций государство может стимулировать технический прогресс и капитальные вложения в расширение производства и таким образом увеличивать число рабочих мест. Правильно организованная налоговая система подразумевает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление, и таким образом, средства, идущие на капитальные вложения, освобождены от налогов полностью или частично;

4) социальная функция выражается в том, что посредством налогов в бюджете накапливаются финансовые средства, при помощи которых можно решать народнохозяйственные и социальные проблемы через финансирование специальных программ. Кроме того, посредством налогов государство может перераспределять некоторую часть прибылей предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, вкладывая впоследствии эти средства в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, у которых длительные сроки окупаемости затрат.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...