Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу




Вопрос 1

Микроэкономика является неотъемлемой частью общей экономической теории, ее первым этапом познания. Процесс формирования и развития экономической науки осуществлялся поэтапно. Впервые ее предмет был определен английским экономистом АдамомСмитом как изучение природы и причин богатства общества. Научная система, разработанная А.Смитом, вошла в историю экономической мысли под названием клас­сической политической экономии. Во второй половине ХIХ века все ощутимее становится ограниченность экономических ресурсов, вместе с тем все разнообразнее выглядят человеческие потребности. Перед экономистами встает задача оптимизации поведения экономических субъектов, в том числе отдельных фирм для реализации экономических целей. Меняется предмет исследования, его методы, а также название самой науки. Понятие «политическая экономия» замещается понятием «экономика». Теоретическим основанием новой науки стал неоклассический анализ, построенный на использовании методов предельных величин, дифференциальных и интегральных вычислений. Главным предметом анализа выступала уже не теория стоимости, а теория цены. Основоположник неоклассического анализа Альфред Маршалл рассматривал механизм ценообразования как рыночный процесс уравновешивания спроса и предложения. Теория цены затем была переименована в теорию фирмы и, наконец, получила широко используемое сегодня название -«микроэкномика». В современных учебных курсах предмет экономической теории с позиций неоклассиков дается в определении Л.Роббинса: «Экономическая наука- это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление». Современная экономическая теория выполняет следующие основные функции:

1 практическую, заключающуюся в разработке научных основ управления хозяйственной деятельностью; выявлении ее организационно-институциональных форм, определении наиболее адекватных способов разрешения экономических противоречий.

2 познавательно-прогностическую функцию, состоящую в раскрытии сути экономических законов и категорий и форм их проявления, свойственные им внутренние противоречия, механизм их действия.

3 мировоззренческо-воспитательную функцию, связанную с формированием нового типа экономического мышления

Метод экономической теории, как и предмет данной науки, включает различные структурные элементы. Главными из них являются: 1) философские и общенаучные принципы познания; 2) законы диалектики; 3) категории философии; 4) законы и категории экономической теории; 5) рациональные средства и методы прикладного экономического анализа, которые широко используют западные ученые.

Основным методом исследования, используемым в микроэкономике, является моделирование экономических явлений и процессов. Экономические модели, в отличие от технических, основаны не на материальной аналогии объекта исследования, а на аналогии идеальной.

Микроэкономика является составной частью экономической теории и представляет собой науку об экономическом поведении человека, а также фирм, осуществляющих рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов. В центре ее внимания – цены и объемы производства конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение экономических ресурсов между альтернативными целями.

Вопрос 2

Основная мотивация в поведении людей заключается в удовлетворении ими собственных потребностей. Под потребностями понимается нужда или же желание в чем-либо, не обеспеченная доходом человека.

Обычно потребности подразделяются на первичные или материальные и вторичные или социальные.

Среди различных классификаций потребностей широко распространена так называемая «пирамида потребностей» американского ученого А. Маслоу, выделившего в структуре потребностей следующие группы: 1) физиологические и биологические потребности (например, голод, жажда и др.); 2) экзистенциальные потребности (в безопасности существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизни и т. п.); 3) потребности в социальных связях (общени, уважении, дружбе); 4) престижные потребности (в служебном росте, признании, достижении определенного статуса); 5) творческие потребности (в самореализации, раскрытии своих способностей и возможностей). В процессе удовлетворения потребностей индивидуумы максимизируют полезность при минимальных издержках ,то есть ведут себя рационально. В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM, что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек». Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Первый (акроним SRSM) – социализированный человек, исполняющий роль, и человек, который может быть подвержен санкциям. Это человек, полностью контролируемый обществом. Ставится цель – полная социализация. Процесс направляется обществом – человек играет свою роль в нём. Наконец, возможность применения санкций – это контроль со стороны общества.

Вторая модель (акроним OSAM) – человек, имеющий собственное мнение, восприимчивый, действующий. Этот человек имеет мнение относительно разных сторон окружающего его мира. Он восприимчив, но действует в соответствии со своим мнением. Но он не имеет ничего общего с экономическим человеком, т.к. у него отсутствуют изобретательность и ограничения.

Вопрос 3

Экономические ресурсы (или факторы производства)-это элементы, используемые для производства экономических благ. Различают абсолютную и относительную ограниченность. Ресурсы общества состоят из земли (природных ресурсов), капитала, труда и предпринимательства. Первичным фактором производства во всех системах признается земля или природные ресурсы

Капитал — понятие, используемое для обозначения фактора производства, созданного людьми для повышения производительной силы их труда. К капиталу относятся средства производства, многократно участвующие в процессе производства и подлежащие постепенному изнашиванию. Кроме того, понятие "капи­тал" применяется также для обозначения финансовых активов.

Труд как экономическая деятельность представляет собой физические и умственные усилия людей в процессе производства. Существуют другие определения этого фактора, в т.ч. рабочая сила, человеческий фактор, трудовые ресурсы общества. Классическая экономика исходит из первичности человеческого фактора в отношении остальных с учетом интересов человеческой личности.

Предприниматель как центральная фигура предпринима­тельской деятельности соединяет в рамках фирмы труд, капитал и природные ресурсы с целью производства необходимых потребителям товаров и услуг и получения прибыль.

Относительнаяограниченность ресурсовозначает, что они ограничены в сопоставлении с неограниченными потребностями граждан. Существует также и абсолютнаяограниченность ресурсов, понимаемая их физическая исчерпаемость.

Вопрос 4

Выбор общества состоит в комбинации средств производства (У) и предметов потребления (Х). Увеличение предметов потребления ценой отказа от средств производства, означает, что ресурсы общества ограничены. Общество может выйти за границы производственных возможностей либо путем наращивания ресурсов, либо путем повышения их отдачи, т.е. через технические и организационные нововведения.

 Построение кривой производственных возможностей позволяет применить нетрадиционный способ измерения затрат: вместо обычной денежной оценки используется оценка в единицах непроизведенных благ (в нашем случае средств производства). Такие затраты называются альтернативнымиили затратами упущенных возможностей. Альтернативные издержки можно рассматривать как цену выбора в пользу какого-либо блага.

Кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму ( рис.1.1 ). Это связано с тем, что эффективность использования различных ресурсов разная.

Вопрос 5

Кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму ( рис.1.1 ). Это связано с тем, что эффективность использования различных ресурсов разная. Меняя структуру производства в пользу предметов потребления нам придется вовлекать в производство все менее пригодные для этого ресурсы, т.е. все больше сокращать выпуск средств производства. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой будет увеличиваться, то есть альтернативные затраты будут расти. Закон возрастания альтернативных затрат обусловлен нарушением принципа специализации ресурсов, используемых в производстве товаров Х и У.

Все точки, находящиеся на КПВ являются эффективными, т.е. отвечающие такой комбинации ресурсов при которой нельзя увеличить производство одного товара без сокращения производства другого. Принцип эффективного распределения ресурсов получил название Парето-эффективности по имени итальянского экономиста В.Парето. Эффективность по Парето это такой уровень организации экономики, когда общественное благосостояние (национальный доход) максимально и невозможно при заданных ресурсах и технологиях перераспределить доход в пользу одних не уменьшая при этом дохода других.

Таким образом, КПВ дает представление о четырех взаимосвязанных понятиях:

1экономическом выборе

2редкости ресурсов

3альтернативных затратах

4эффективности экономики.

Вопрос 6

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества. Основными элементами экономической системы являются субъекты (или агенты) экономической системы, а также способы их взаимодействия в процессе производства, обмена, распределения и потребления экономических благ.

Основными экономическими субъектами хозяйственной системы выступают индивиды(домохозяйства), фирмы и организации, а таже государство и его институты.

Вопрос 7

Экономическое содержание собственности определяется взаимодействием участников экономической системы по поводу присвоения экономических благ.

 Собственность занимает центральное место в экономической системе, она обусловливает:

цель функционирования и развития экономической системы;

социальную структуру общества;

характер стимулов экономической деятельности;

особенности распределения совокупного дохода;

Экономические отношения собственности реализуются в правовых формах, ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности. В системе правомочий , составляющих основу отношений собственности выступают права владения, распоряжения и пользования благами.

Правомочие владения- это юридически обеспеченная возможность хо­зяйственного господства (власти) собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи. Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в хо­зяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью.

Правомочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее хозяйственного использования. Правомочие пользования обычно опирается на право­мочие владения. Но иногда можно пользоваться вещью, и, не владея ею. Такие отношения возникают в случае заключения договора аренды между арендатором и арендодателем.

Помимо правовых, существуют и этические основания собственности. Представители французской экономической школы, такие как Ж.Ж. Руссо, П.Ж. Прудон связывали собственность с несправедливым первоначальным распределением благ. Как утверждал философ-просветитель Ж.Ж. Руссо в ХVIII в.: « Первый человек, огородивший участок общей земли кольями и сказавший,-это мое , сыграл роковую роль в жизни общества» .В соответствии с высказываниями другого француза- Пъера Жозефа Прудона « собственность- это кража». Продуктом кражи у Прудона выступает не всякая собственность. Собственность, основанная на труде и сбережении, есть залог свободы, «автократия человека над самим собой». В том случае, когда собственность выступает как « право добычи» и обеспечивает нетрудовой доход: ренту процент, барыш, ажио, дисконт, комиссию, привилегию, монополию, премию, совместительство, синекуру, взятку и т. д. Без труда и земля и капитал остаются непроизводительными.

Вопрос 8

Собственность может выступать в различных формах: частной, коллективной, а также государственной (общественной).

Если субъектом собственности выступает частное лицо-гражданин, семья или организация (фирма) то имеет место частная собственность. В законодательстве большинства стран ей соответствуют индивидуальные предприятия (единоличные или с привлечением ограниченного числа наемных работников), а так же хозяйственные общества ( в том числе акционерные общества).

В случае, когда субъектом собственности является группа лиц, связанных обязательствами совместной деятельности, возникает коллективная собственность. Коллективная собственность представлена кооперативами, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями ( если контрольный пакет акций находится у трудового коллектива).

Субъектами государственной собственности выступают федеральные, территориальные, а также местные (муниципальные) органы власти. Они являются выразителями общественных интересов и от лица общества распоряжаются ограниченными ресурсами. Государственные и муниципальные предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприя­тий, имущество которых едино и неделимо. Функция государственных предприятий не исчерпывается максимизацией прибыли и может преследовать внеэкономические цели: социальные политические, культурные.

Частная собственность сыграла огромную цивилизующую роль в историческом развитии, став основой, автономии индивида от государственной власти, становления и развития предпринимательства, формирования структур гражданского общества, политической демократии. Даже марксисты, признающие историческую ограниченность частной собственности, показали, что ее отсутствие во многих странах Востока послужило причиной заметного отставания от Запада. Сельская земледельческая община препятствовала развитию общественного разделения труда, становлению капиталистического товарного производства, прогрессу применяемых средств производства.

 Частная собственность составляет основу рыночной экономики ,обусловливая хозяйственную самостоятельность субъектов рыночного обмена. Она в максимальной степени способствует достижению конечных результатов заинтересованными собственниками. Вместе с этим собственность разделяет людей, порождая конкуренцию, вызывает неоправданную дифференциацию в доходах и богатстве.

Вопрос 9

Рынок — понятие историческое. Он возник на определенном этапе социаль­но-экономического развития и с тех пор претерпел существенные качествен­ные и количественные изменения. В основе экономики рыночного типа лежат общественное разделение труда и частная собственность на средства производства. Именно они в совокупности обеспечивают обмен продуктами труда как товарами. Разделение труда не только обусловливает обмен, но и позволяет сущест­венно повысить эффективность производства, поскольку распределяет труд между теми сферами деятельности, в которых он будет наиболее производительным, где с наибольшей отдачей будет использована квали­фикация работника. Частная собственность как предпосылка рыночного обмена обеспечивает индивиду власть над условиями производства и результатам и труда, что является могучим стимулом творческой, заинтересованной" деятельности. Институт частной собственности, как уже об этом говорилось выше, сформировался на основе редкости, ограниченности благ и является единственно возможным инструментом решения противоречия между потребностями людей в этих благах и их доступным количеством

Рынок представляет собой определенную форму организации общественного производства, при которой взаимодейст­вие производства и потребления обеспечивается посредством механизма цен. Механизм цен обеспечивает связь между производителями и потребителями, продав­цами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них. Таким образом, рыночную экономику можно определить как систему, которая контролируется, регулируется и управляется свободными, а не административно устанав­ливаемыми ценами

Ценовой механизм рынка, с одной стороны отражает сложившуюся ситуацию в распределение благ, а с другой,- подает сигналы для нового перераспределения ресурсов и потребительских благ под влиянием изменений во вкусах, технологиях и т.п.

В условиях добровольного обмена люди максимизируют свое благосостояние в наивысшей степени, в силу чего рыночная экономика является наиболее эффективным спосо­бом координации хозяйственной деятельности. Однако действие рыночного механизма сопряжено с так называемыми «провалами», т.е. несовершенством рыночного механизма. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций.

1. Монополия на рынке некоторых благ, нарушающая принципы свободной конкуренции, когда действие механизма цен искажается заинтересованными лицами;

2. Несовершенная (ассиметричная) информация, обусловленная разной осведомленностью о свойствах благ для потребителей и производителей; доступом к технологиям различных групп производителей; ограниченностью знаний об экономической ситуации различных субъектов рынка и др.

3. Внешние эффекты или экстерналли(англ, externalities) т.е. прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономичес­кого субъекта на результаты деятельности другого. В числе наиболее часто упоминаемых отрицательных эффектов обычно называют загрязнение окружающей среды ,технологическую безработицу, профессиональные заболевания, несчастные случаи на производстве..

4. Недостаточный объем производства общественных благ, в том числе услуги образовательной, медицинской правоохранительной систем, т.е. социальная инфраструктура, финансирование которой осуществляется, главным образом из средств государственного бюджета.

При стабильном рыночном равновесии вмешательство государства в механизм рынка нецелесообразно. Если равновесие нестабильно, необхо­димо активное вмешательство государства в рыночную систему. В практике государственного регулирования отраслевых рынков выделяют прямое административное воздействие на рынок, связанное с непосредственным установлением фиксированной цены на товар, а также косвенное регулирование в виде налогообложения продавцов либо покупателей.

Таким образом, государственное регулирование конкурентного рынка приводит к расстройству рыночного механизма, искажению цен, сжатию оборота.

 

Вопрос 10

Спрос на какой-либо товар характеризует желание субъекта купить то или иное количество этого товара. Наличие спроса на какой-то товар предполагает согласие уплатить за него определенную цену, а также отказаться от покупки других товаров на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, ,но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены остальных товаров.

Объемом спроса (QD) на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо или группа людей при заданной цене ((P). К числу прочих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, характер применяемой технологии, наличие и размеры налогов и дотаций, а в природоэксплуатирующих отраслях и природно-климатические условия.

Цена предложения ≈ это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

неценовые факторы спроса: качество рабочей силы, определяемое степенью профессионального мастерства с учетом стажа, образования, личностных характеристик

Вопрос 11

Смысл рыночного равновесия заключается в том, что интересы продавцов и покупателей данного товара совпадают. Спрос покупателей (demand)  обусловлен предельной полезностью, определяющей их цену спроса, а предложе­ние (supply)  — предельными усилиями и потерями, т. е. издержками производства товара, определяющими цену предложения продавцов.                                                                                                                                       

Вопрос 12

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

При равновесных ценах общество выигрывает. Показателем выигрыша покупателя служит излишек потребителя — выгода, которая равна разнице между ценой спроса покупателя и равновесной ценой. По изменению величины излишка потребителя можно судить о том, как изменение цены товара влияет на благосостояние покупателя

Показателем выиг­рыша продавца служит излишек производителя — разница между равно­весной рыночной ценой и ценой предложения продукции.

Вопрос 13

Эластичность, введенная в экономическую науку А. Маршаллом, — одна из важнейших экономических категорий, которая характеризует реакцию одной переменной величины на изменение другой. Анализ эластичности спроса и предложения имеет практическое значение, поскольку позволяет определить ценовую стратегию производителя посредством установления зависимости между изменением цены и выручкой.

Экономисты исследуют эластичность как спроса, так и предложения. При этом различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной..

Прямая эластичность спроса по цене — это степень воздействия измене­ния цены на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос.

Перекрестная эластичность спроса характеризует относительное изме­нение величины спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (Y)

Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода. Для большей части товаров непроизводственного назначения коэффи­циент эластичности спроса по доходу положителен. Он положителен для предметов роскоши, для регулярно используемых, но не являющихся край­не необходимыми товаров и отрицателен для некачественных товаров. Эластичность спроса по доходу показывает перспективность производства. Чем выше эластичность спроса по доходу, тем благоприятнее перспективы производства данного товара.

Вопрос 14

Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на тот или иной товар при изменении его цены на 1%.

Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спрос на него изменится более чем на 1%. Например, если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на них упадет на 15% или при снижении цены на 25% величина спроса повысится на 40%, говорят, что спрос на этот товар окажется эластичным по цене.

Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%. Например, если все сорта растительного масла подорожают на 49%, а объем спроса снизится только на 19%, можно будет сделать вывод, что спрос на растительное масло неэластичен по цене.

Информация об эластичности или неэластичности спроса на товар очень важна для предпринимателей, целью которых является увеличение дохода, или выручки от продажи товара, которую можно подсчитать, умножив цену одной единицы товара на количество реализованных товаров

 

 Сведем выводы, сделанные нами на основании анализа рисунков, в таблицу (см. табл. 4-1). Она дает основание сделать вывод о том, что когда цены и доход изменяются в противоположных направлениях, следует говорить об эластичном относительно цены спросе. Если же доход и цены изменяются в одном направлении, спрос относительно цены неэластичен. В случае когда изменение дохода не происходит при изменении цен, мы имеем дело со спросом, характеризующимся единичной эластичностью.


Существует два крайних случая эластичности, когда кривая ведет себя вопреки действию закона спроса (обратной зависимости величины спроса от цены). Эти случаи на практике встречаются редко.
В первом случае имеет место совершенно эластичный спрос.

При совершенно эластичном спросе при данной, установившейся цене можно продать определенное количество товара в каком-то диапазоне спроса (например, от 0 до Qn). В этом диапазоне потребители готовы покупать любое количество товара по цене Р1 Но они откажутся покупать товар, если цена будет выше Р1.

В качестве примера можно рассмотреть рынок сельскохозяйственной продукции, на котором много продавцов и покупателей и каждый продает и покупает небольшую долю однородной продукции. Допустим, на этом рынке продается пшеница. По установившейся рыночной цене предлагается к продаже большое количество пшеницы. Но стоит кому-то из продавцов лишь
незначительно повысить цену, как объем его продаж сведется к нулю, так как все покупатели станут приобретать такую же по качеству пшеницу у его конкурентов по установившейся цене. Поэтому спрос на пшеницу отдельного продавца будет совершенно эластичен.

Другой крайний случай характеризует противоположную ситуацию — совершенно неэластичный спрос. Совершенно неэластичный спрос означает, что объем спроса на товар остается неизменным при любой цене, т. е. объем спроса не реагирует на изменение цены в любом направлении.

Такое возможно, когда потребитель не может отказаться от покупки определенного количества какого-то товара. Например, для больных сахарным диабетом жизненно необходимы ежедневные инъекции инсулина, без них больные могут погибнуть. Поэтому они вынуждены покупать лекарство по любой цене. То же самое делают люди, страдающие пристрастием к наркотикам. Они могут пойти
на тяжкие преступления, чтобы достать денег для приобретения нужной им дозы наркотика. В рассмотренных примерах кривая спроса будет стремиться к вертикальной линии, идущей параллельно оси цен

 





Вопрос 15

Предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Математически предельная полезность товара есть частная производная общей полезности товарного набора по объему потребления i-того товара

Геометрически значение предельной полезности (длина отрезка ON) равно тангенсу угла наклона касательной к кривой TU в точке L. Поскольку линия TU выпукла вверх, с увеличением объема потребления г-того товара угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезность товара. Если при некотором объеме его потребления (на нашем рисунке Q'A) функция общей полезности достигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.

Итак, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

                                           TU = F(QA, QB, ..., QZ), (4.1)

где TU - общая полезность данного товарного набора; QA, QB, ┘, QZ - объемы потребления товаровА, В, ..., Z в единицу времени.

Теория потребления исследует основные принципы потребительского вы­бора (поведения), в основе которого лежат такие понятия, как полезность блага, его цена, доход потребителя. Потребитель — любой экономический агент, потребляющий конечные блага и услуги. Рациональный потребитель максимизирует полезность. Полезность — синоним таких понятий, как благосостояние, экономическое благосостояние, удовольствие и даже счастье. В более строгом значении (в кон­цепции маржиналистов) полезность — это суждение потребителя о благе.

Понятие полезности было введено в научный оборот английским философом И.Бентамом. Согласно его представлениям максимизация полезности является руководящим психологическим принципом поведения людей. Как писал Бентам: "природа поставила человека под управление двух верховных властителей - страдания (pain) и удовольствия (pleasure). Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать". Эта философия полезности (utility), как основной цели и критерия деятельности людей, получила название утилитаризма .

Экономисты рассматривают не полезность блага вообще, а полезность определенного количества того или иного блага. Поскольку потребитель нуждается не в благе вообще, а в опреде­ленном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответ­ствии с законом насыщения потребностей.

Существует два подхода к определению полезности количественный и порядковый.

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилах (от англ. utility - полезность). Такой подход обосновывается в концепции кардиналистов (kardinale, лат.- количественный). В этом случае справедливо будет сказать, что ежедневное потребление потребителем 1 стакана сока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, а 2-х стаканов - 38 ютилов.

Вопрос 16

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (у) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборовА и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны).

Следует учесть, что, что символыА и В здесь обозначают не отдельные товары, а товарные наборы. Очевидно, что данная аксиома не является слишком жесткой.

2. Аксиома транзитивности. ЕслиА> В > С, или А ~ В> С, или А > В ~ С, то А > С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: А > В, В > С и одновременно С> А. Аксиома транзитивности содержит и еще одно утверждение, а именно: если А ~ В и В ~ С, то А ~ С. Однако интерпретация ее сопряжена с известными сложностями. Пусть, например, индивидууму безразлично, положить в стакан чая 6 или 7 г сахарного песку, 7 или 8 г и т.д. Но тогда в силу только что высказанного утверждения ему должно быть безразлично, положить ли в него 6 или , скажем, 100 г сахара, что маловероятно. Парадокс объясняется наличием определенного порога восприятия.

 3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В. Таким образом, предполагается, что увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров улучшает положение потребителя.

Если перевести эту аксиому на язык количественной теории полезности, то она исключает возможность нисходящей ветви линии TU на рис. 3.1 и отрицательных значений предельной полезности. В принципе теорию потребительского выбора можно построить и без этой аксиомы. Но она значительно упрощает все последующие рассуждения.

4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это прежде всего означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания. В принципе и от этой аксиомы можно отказаться, что иногда и делается, в частности при анализе процессов потребления, сопровождающихся внешними эффектами и внешними затратами.

Для моделирования потребительского поведения в ординалистской концепции используются такие инструменты, как кривые безразличия и бюджетное ограничение.

 Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия или линия цен

Вопрос 17

Кривая безразличия это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, получим карту безразличия.

Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это свойство не может быть выведено непосредственно из аксиом рационального поведения. Оно просто отражает принцип диверсификации потребления.

Основным рабочим понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения –MRS (marginalrateofsubstitution - англ.).

Предельной нормой замещения благом X блага Y(MRSXY) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено "в обмен" на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным

Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров норма замещения постоянна (MRS = const). В этом случае кривые безразличия выглядят как прямые линии Обычно такие товары рассматриваются как один товар.

Возможно, далее, что товары вообще не могут заменять друг друга, как например правая и левая перчатки. Такие товары жестко дополняют друг друга. В этом случае каждая кривая безразличия вырождается в два взаимно перпендикулярных отрезка

Вопрос 18

Равновесие потребителя - точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия - что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.

Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:

· а) находиться на бюджетной линии;

· б) предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на рис. 8.5.

Потребитель может свободно выбрать любую точку на линии NM. Точки, расположенные правее и выше М, недоступны, ибо им соответствует доход больший, чем тот, которым располагает потребитель. Точки, расположенные левее и ниже NM, не отвечают условию, согласно которому весь доход должен тратиться.

Потребитель выбирает ту точку, в которой он получает наибольшее удовлетворение. Она расположена на кривой безразличия наиболее высокого из возможных уровня. На рис. 8.5 такой точкой является точка В. В точке Вбюджетная линия только касается, а не пересекает кривую безразличия U3. В точке касания норма замещения равна отношению цен PF/ Pc. Такая точка касания, в которой бюджетная линия лишь соприкасается, но не пересекает линию безразличия, соответствует наивысшему уровню полезности, доступному потребителю. В соответствии с графиком потребитель достигает равновесия там, где наклон бюджетной линии точно равен наклону кривой безразличия. Именно в точке В данные наклоны совпадают. Таким образом, наиболее предпочтительный из доступных для потребителя набор находится в точке В.

Итак, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещения потребителя точно равна наклону бюджетной линии.

Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:

Pf / Pc= норма замещения = MUf / MUc

Вопрос 18

Эффект замещения - это и есть изменение структуры спроса, вызванное увеличением закупок подешевевшего товара, «замещающего» остальные товары с неизменными ценами, поскольку они стали теперь относительно более дорогими.эффект дохода - это изменение структуры покупательского спроса, вызванного ростом реального дохода от снижения цен. Для покупателя всякое снижение цен позволяет сократить расходы, а значит получить соответствующую экономию своего дохода.

Размер «экономии» дохода зависит от величины снижения цен, но именно на эту величину покупатель стал как бы богаче, состоятельнее и предъявит дополнительный спрос. Вследствие понижения цен стало возможным либо сохранить сэкономленную часть дохода, не меняя структуру текущего потребления, либо приобрести больше товаров, чем до снижения цен. В данном случае интерес представляет та величина эффекта дохода, которая найдет выражение в увеличении покупательского спроса на товары текущего потребления.

Следовательно, эффект замещения и эффект дохода касаются изменения покупательского спроса, но у каждого из них своя мера влияния на его структуру. Не только теоретически, но и в практическом ценообразовании следует разграничивать воздействие этих эффектов на нормальные, т.е. высококачественные товары и товары низшего порядка (менее ценные).

Рассмотрим на графике эффект замещения и эффект дохода применительно к стандартному товару (рис. 6.6).

Вопрос 19

эквивалентная вариация дохода, поскольку она представляет собой изменение дохода, которое, с точки зрения полезности, эквивалентно изменению цены. Предположим, бюджетная линия занимает положение K1L1. Длина отрезка OK1 равна доходу потребителя I. Наклон бюджетной линии равен ≈ РX. Допустим, что первоначально потребитель имеет возможность приобретать неограниченное количество товара X по цене РX- Он выбирает товарный набор, соответствующий точке E1. Этот набор включает X1 единиц товара X. Сумма расходов на прочие товары равна OY1. Сумма расходов на X1 единиц товара X равна Y1K1.

Предположим теперь, что потребитель лишен возможности покупать товар X. Тем самым он оказывается в точке K1. Какую дополнительную сумму дохода ему нужно предоставить, чтобы его благосостояние не изменилось по сравнению с первоначальным положением? Поскольку точка А лежит на той же кривой безразличия, что и точка K1, необходимая дополнительная сумма дохода равна K1А. Эта величина называется компенсирующей вариацией дохода. Обозначим ее Vc.

Снова предположим, что потребитель находится в точке E1. Какой максимальной суммой дохода он готов пожертвовать ради того, чтобы его не лишали возможности покупать товар X? Проведем вспомогательную бюджетную линию K2L2, параллельную линии K1L1 и касающуюся той линии безразличия, которая проходит через точку K1. Потребитель не согласится пожертвовать суммой, превышающей K2K1, иначе кривая безразличия, проходящая через K1, оказывается для него недостижимой. Любая "жертва", меньшая, чем K2K1, позволяет потребителю увеличить свое благосостояние по сравнению с положением K1. Следовательно, максимальная сумма дохода, которой готов пожертвовать потребитель ради того, чтобы его не лишали возможности покупать товар X, равна K2K1. Эта величина называется эквивалентной вариацией дохода.1 Обозначим ее Ve.

Следует обратить внимание на то, что в определении Vc за основу принимается начальная кривая безразличия, в определении Ve за основу принимается последующая кривая безразличия (в нашем случае кривая безразличия, проходящая через точку K1).

 

Вопрос 20

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу

Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис.8.1 Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и Ру. Ее касание с кривой безразличия U1 определяет оптимум потребителя Е2, которому соответствует объем потребления товара в количестве X1. В случае снижения цены X до Рх1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2 в точке Е2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2.

Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления сX1 до Х2.

Определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую K'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания Е3 и соответствующий объем потребления товара X3.

Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1. Значит, сдвиг от Е1 к Е3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности (Х3–X1). Следовательно, эффект дохода составит (Х2 - Х3).

Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке Е2 выше, чем в точке Е3.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара повышается.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 139.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...