Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 2. МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ




Метод физического действия как основа деятельности современного режиссёра

 

Учитывая определённую в первой главе разницу между понятиями физического действия и действенного анализа, следует определиться, что, вероятно, в данном контексте под методом физического анализа следует понимать совокупность обоих понятий. Такая трактовка иногда встречается, и в данном случае следует говорить скорее о методе действенного анализа, ведь именно он является в первую очередь методом работы режиссёра, в том числе режиссёра театрализованных представлений.

Если говорить об особенности применения данного метода — метода действенного анализа — в работе режиссёра, то сразу следует отметить, что процесс работы с использованием подобной методики подразумевает деление творческого процесса на этапы. Исходя из этого, следует рассмотреть каждый этап в отдельности, чтобы определить роль каждого в контексте общей последовательности.

Первый этап заключается непосредственно в работе режиссёра с материалом — пьесой или же какой-либо задумкой театрализованного представления "наедине". На данном этапе, иногда с подачи самого К. С. Станиславского именуемом "умственной разведкой" пьесы, особую роль играет погружение режиссёра вглубь текста произведения, постижение его главной идеи, полный охват происходящих в материале событий и, конечно же, начальное выстраивание собственной концепции, собственного представления о том, как эта пьеса должна выглядеть в идеале, и как эти идеальные представления о ней можно воплотить с учётом имеющихся у режиссёра возможностей: временных, организационных, актёрских, бутафорских и прочих.

Метод действенного анализа, как правило, подразумевает трансформацию образов литературы в театральную, актёрскую сферу. Начало данного процесса происходит именно на первом этапе — этапе "умственной разведки".

     Второй этап как раз целиком и полностью является полноценным творческим воплощением метода физических действий. Здесь начинается уже "разведка телом", в которой физическое действие мыслится как часть триединого процесса, состоящего из физического, словесного и мыслительного действий. На данном этапе подробно прорабатывается внешняя сценическая композиция, её физическое воплощение и условная "физиологическая драматургия", прорабатывается мизансцена как важнейший компонент театра.

На заключительном этапе в игру вновь вступает метод действенного анализа, но уже с новой задачей — объединить все использующиеся в работе методы в единое целое, в совокупность режиссёрской техники, чтобы подчинить все средства главной цели — театральной "правде" происходящего.

С точки зрения действенного анализа, Станиславский предлагал выявлять в пьесе несколько типов событий, чтобы определить общий процесс движения, динамику пьесы. Традиционно, в том числе с учётом методических разработок Г. А. Товстоногова, выделяется «пять типов событий:

1. Под исходным событием понимается своеобразный "зачин" спектакля. Исходное событие является отражением исходного "предлагаемого обстоятельства", которое проходит сквозь весь спектакль: он начинается с него и заканчивается им же. Это одновременно и ситуация, и при этом — всё происходящее вместе взятое. То есть, можно говорить о некоторой обобщающей функции такого понятия.

2. Основным событием называют главное "предлагаемое обстоятельство", которое даёт толчок всему происходящему и задаёт ему определённый тонус и характер, формирует динамику спектакля. В это событие входит начало т.н. "сквозного действия".

3. Центральным событием считается некий пик борьбы, реализуемой в рамках сквозного действия.

4. Финальное событие подразумевает окончание такой борьбы, основное предлагаемое обстоятельство, как правило, к этому моменту полностью исчерпывается.

5. Главным событием называют крайне событие спектакля. В нём заключается некоторое "зерно" сверхазадачи, в нем проявляется сама идея произведения. Здесь же решается судьба исходного события и связанного с ним предлагаемого обстоятельства — только теперь мы окончательно знаем, что с ним произошло: оно осталось прежним или же изменилось, и если да — то как именно и о чём это должно говорить зрителю.»[9]

Огромное значение в действенном анализе играет определение главного конфликта. Как правило, он носит нравственный характер, являет собой процесс рождения личности, или же её деградации — т.е. становления или падения.

Под сквозным действие в современном методе действенного анализа имеется в виду воплощение некой сверхзадачи, подразумевающей нравственное содержание и "посыл" пьесы, её основную идею.

     Помимо прочего, метод действенного анализа в действительности предполагает совместный импровизационный анализ пьесы и действия в ней. Он осуществляется актёрами под чутким руководством режиссёра — это и есть та самая "разведка телом", второй этап работы, непосредственно именуемый методом физического действия, который подразумевает действенный анализ как свою частность с точки зрения современных исследователей. Всё это, имеющее глубокие корни в методике К. С. Станиславского, было позже глубоко переработано не только М. Н. Кедровым и М. О. Кнебель, но и Г. А. Товстоноговым. Именно он является автором деления метода действенного анализа на вышеописанные три этапа работы, как пишет И. Б. Малочевская в своей монографии "Режиссёркая школа Товстоногова".

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...