Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ потребностей рынка и сегментация потребителейСтр 1 из 2Следующая ⇒
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ»
«УТВЕРЖДАЮ» И. о. проректора по УВР «____» _____________ 2017 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению раздела «Экономическая часть» выпускной квалификационной работы бакалавра для направлений подготовки: 06.03.01, 09.03.01, 15.03.02, 16.03.03, 19.03.01,19.03.02, 19.03.03, 20.03.01,29.03.03, 36.03.01 и для специальности: 36.05.01
Москва 2017 г. Цель раздела «Экономическая часть» — убедиться в существовании рынка сбыта,показать знание рынка и конкурентов, оценить рынок и тем самым укрепить доверие к предлагаемому к защите проекту. Данный раздел должен отчетливо продемонстрировать существующую рыночную потребность в предлагаемом продукте или услуге, а также что вы не только понимаете ее, но и можете ее эффективно удовлетворить с прибылью. Отечественный и западный опыт свидетельствуют, что плохое знание рынка является одной из главных причин несостоятельности многих предпринимательских проектов. Это особенно заметно в ситуациях с новыми бизнес-идеями, когда предприниматель зачастую должен полагаться на здравый смысл и интуицию. Раздел «Экономическая часть» относится к числу наиболее сложных и значимых разделов выпускной квалификационной работы бакалавра, поскольку предполагает проведение маркетингового исследования. Принятие решений о том, какая продукция, в каком объеме и по каким ценам будет воспринята рынком и реализована, является основой для формирования в дальнейшем стратегии маркетинга, планирования производства и расчета финансово-экономических показателей. Данное маркетинговое исследование предполагается осуществить преимущественно с применением кабинетного метода (desk research), экспертных методов, широкого использования вторичных источников получения информации, что, вместе с тем, не исключает использования таких методов исследования, как анкетирование и проведение опросов на основе малой выборки (табл. 1).
Таблица 1 Возможные источники получения маркетинговых данных, используемые методы сбора данных и возможные способы установления коммуникации
Формируя этот раздел, целесообразно проводить проверку собранных данных, используя для этого информацию из разных источников и различные методы ее оценивания. Общее описание рынка и его целевых сегментов В этом подразделе необходимо дать описание рынка в целом и его перспективных целевых сегментов, определить значение характеристик этих сегментов, а также возможностей, которые они предоставляют. С маркетинговой точки зрения изучение рынка товара в большей мере отвечает рыночным реалиям. Поэтому в данном подразделе должно быть представлено исследование результатов анализа товарного рынка и его целевых сегментов. Как правило, разработчику проектаважно убедиться, что его надежды на растущий потенциал рынка оправданы. С этой целью важно описать и оценить свой целевой рынок (табл. 2). Анализ потребностей рынка и сегментация потребителей Для анализа рынка товара здесь необходимо использовать результаты макро и микро-сегментирования рынка. Напомним, что в маркетинге процесс разделения рынка на группы потребителей со схожими запросами и покупательскими характеристиками называют сегментированием. Оно предполагает выполнение следующих этапов работ. Этап 1. Макро-сегментирование. Предполагает деление базового рынка на отдельные товарные рынки (макросегменты), для чего необходимо определить переменные сегментирования и построить матрицу (сетку) сегментирования. Переменные для макро-сегментирования могут быть определены по-разному. Как правило, на первом этапе (макроуровне) сегментацию рынка рекомендуют проводить с учетом трех критериев:
Таблица 2 Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить, и ожидаемые результаты
1) функции (или решения по удовлетворению базовой потребности); 2) группы потребителей; 3) технологии. Поиск и использование нетрадиционных способов сегментирования может привести к выявлению новых высокодоходных целевых сегментов и получению заметного преимущества перед конкурентами. Конечным результатом первого этапа является формирование матрицы сегментирования, на основе которой можно определить стратегию охвата сегментов рынка, а также выявить новые потенциальные сегменты. Этап 2. Микро-сегментирование. Процесс микро-сегментационного анализа включает в себя выполнение четырех основных шагов: Шаг 1. Сегментационный анализ: предполагает деление рынка товара на различающиеся группы потенциальных покупателей, имеющих схожие запросы (условие однородности), отличающиеся от запросов потребителей из других сегментов (условие разнородности). Шаг 2. Выбор целевого сегмента: осуществляется с учетом стратегических амбиций и отличительных возможностей предприятия. Шаг 3. Рыночное позиционирование: предполагает выработку решения о том, как предприятие должно восприниматься потенциальными покупателями с учетом отличий его товаров и позиций конкурентов. Шаг 4. Разработка маркетинговой программы: направлена на достижение желаемой позиции в целевом сегменте(-ах). Рассмотрим подробнее шаги 1 и 2. Шаг 1. Сегментационный анализ.Цель микро-сегментации — провести более подробный анализ всего многообразия запросов потребителей в рамках каждого рынка товара (макросегмента). Хорошее знание клиентов и их потребностей — основа успеха в любом бизнесе. Наиболее распространены четыре основных метода микро-сегментирования, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. 1. Социально-демографическое (описательное) сегментирование — в его основе социально-демографические характеристики: возраст, пол, размер семьи, образование, профессия, доход и др. 2. Сегментирование по выгодам, в основе которого лежит концепция товара как совокупность выгод в соответствии с ценностными ориентирами людей. 3. Социокультурное сегментирование (или сегментирование по стилю жизни), в котором демографические характеристики дополнены такими элементами, как: виды человеческой деятельности (работа, отдых, хобби, развлечения, спорт и др.), интересы (семья, дом, работа, питание, достижения), мнения (о себе, о бизнесе, об экономике, о культуре, о товарах) и предпочтения. 4. Поведенческое сегментирование, в основе которого используют такие критерии, как тип пользователя товара (например, непользователь, новый пользователь, бывший пользователь, случайный и регулярный пользователь), сегментирование по объему покупки (например, активные, умеренные пользователи и не пользователи), а также сегментирование по уровню лояльности (очень лояльные, умеренно лояльные, переключающиеся). Об эффективности проведенного сегментирования рынка можно судить по четырем основным критериям: 1) дифференцированная реакция сегментов; 2) адекватный размер сегментов; 3) измеримость; 4) доступность сегмента. Шаг 2. Выбор целевого сегмента После завершения сегментирования рынка необходимо выбрать целевые сегменты, чтобы сконцентрироваться на обслуживании тех сегментов, которые обещают больше всего прибыли в настоящем и в будущем. В разделе необходимо определить некоторые первоначальные оценки рынка (в терминах количества клиентов, объемов продаж продуктов/услуг или выручки от реализации). Следует выявить изменения размеров вашего рынка, произошедшие в течение последних 2 лет. В идеале вы должны предсказать рост рынка на следующие 2года, используя для сравнения показатели темпов роста за последние 2года. Характеристики объемов продаж и развития рынка могут быть представлены с помощью матрицы, описывающей спрос на продукцию (табл. 3). В ней по столбцам вводятся основные потенциальные группы потребителей (сегменты рынка), а по строкам — имеющиеся на рынке виды (группы) продукции. Для каждой клетки определяют фактическую (и/или прогнозную) оценку спроса как в количественном, так и в стоимостном выражении. Такая картина оценки спроса может быть дополнена оценками развития спроса на ближайшие 2года.
Таблица 3. Прогноз объемов продаж продукции (тыс. шт.) на 20 __г
Анализ данных, собранных в таблице 3, позволяет ответить на следующие вопросы. 1. Какие потенциальные группы потребителей предлагают наилучшие перспективные возможности для развития предприятия? 2. В каком направлении необходимо работать и от каких изделий стоит отказаться? Анализ фактических объемов продаж и характеристик рыночного спроса на продукцию позволяет разработать варианты прогнозов ожидаемых объемов продаж: - пессимистический (консервативный); - наиболее вероятный; - оптимистический. Такие прогнозы должны строиться на разумной основе, чтобы не ставить под сомнение обоснованность всего проекта. Полезно представить прогнозы объемов продаж на 2 последующих года с разбивкой по периодам (кварталам), чтобы показать влияние таких факторов, как сезонность. Если в проекте рассматриваются несколько продуктов (услуг), то можно показать прогнозы объемов продаж по каждому из них. Здесь также используется графическая форма представления данных. В некоторых случаях полезно представить ожидаемые объемы продаж и по группам потребителей, а также сопроводить их описанием основных предполагаемых факторов, которые могут воздействовать на рост сбыта (рост доходов населения, правительственная политика, миграция населения и др.). Заметим, что в силу специфики товаров стандартных методик сегментирования и оценки потенциала рынка быть не может. Удачно разработанная методика сегментирования рынка позволяет компаниям выявить привлекательные сегменты, первыми выйти на перспективный рынок и на некоторое время избавиться от конкурентов. Поэтому компании тщательно оберегают свои методики сегментирования рынка и раскрывают их тогда, когда они уже не представляют для них особой ценности. Выбор сегмента может быть осуществлен с использованием следующих критериев: - размер сегмента; - рост сегмента; - соответствие между продуктом/услугой и потребностями клиента в сегменте; - потенциал для дифференцирования продукта относительно продуктов ваших конкурентов. Результатом должно быть определение: - целевых сегментов рынка; - какие товары и на какие рынки будут поставляться; - оценки ёмкости рынка (сегмента); - доли рынка, которую компания намерена контролировать.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |