Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие культуры в Новое время: открытия в науке и технике, идеология просвещения.




усская культура и культура других народов России развивалась в пореформенное время в сложных условиях. В России сохранилось самодержавие, помещичье землевладение и другие остатки феодализма, которые тормозили развитие страны, мешали культурному росту народов. Народ коснел в невежестве и нищете. Царизм душил передовую, прогрессивную идеологию и насаждал реакционную.

Передовым деятелям науки и культуры приходилось вести упорную борьбу с реакционными теориями, претерпевать гонения со стороны самодержавия, преодолевать огромные материальные трудности. Русская наука и культура приобрели мировое значение лишь благодаря упорному, героическому труду русских ученых, техников, писателей, художников.

Огромное благотворное влияние на развитие культуры оказывало революционное движение. В 60-70-х годах все лучшие люди России, все крупные писатели, ученые, художники испытали на себе влияние революционеров-демократов

· Герцена,

· Чернышевского,

· Добролюбова.

Задачи борьбы с самодержавием, с остатками крепостничества, борьбы за свободу родного народа вдохновляли деятелей культуры на беззаветный труд во имя осуществления этих великих идей.

В 80-90-е годы на смену революционному демократизму приходит марксизм, который дал новые идеалы и открыл широкие перспективы для развития культуры и науки.

Связь с революционным движением своей эпохи, с потребностями жизни народа - отличительная черта развития русской культуры в пореформенное время. Великие революционные идеалы делали культуру близкой и родной народу, превращали ее в действенную силу, активно влиявшую на ход исторического развития.

 

Просвещение

Рост фабрик и заводов, развитие техники требовали грамотного работника, который мог бы

1. разбираться в машинах,

2. чертежах,

3. умел бы читать, писать, считать.

Правительство вынуждено было пойти на расширение сети церковно приходских школ- двухклассных или четырехклассных начальных школ, создававшихся при церквах. школьников в них учили читать, писать, считать особое внимание уделялось закону божьему, проповеди.

Большое количество школ открыли земства. Земские начальные школы отличались лучшей постановкой преподавания и более широкой программой. Там, где не было земских и церковноприходских школ, крестьянские общества открывали за свой счет так называемые вольные школы.

По инициативе прогрессивных кругов создавались воскресные школы для обучения взрослых. Эти школы иногда использовались революционерами для пропаганды передовых идей. Полиция строго следила за преподаванием в воскресных школах, преследовала их, но они сыграли положительную роль в распространении грамотности в народе.

Нужда в образованных чиновниках, инженерах, техниках, агрономах заставила правительство расширить сеть средних и высших учебных заведений. Был открыт ряд новых университетов (в Одессе, Томске), несколько технических учебных заведений:

1. Высшее техническое училище в Москве (ныне носящее имя Н. Э. Баумана),

2. политехнические институты в Риге, Харькове, Киеве и других городах,

3. два сельскохозяйственных научно-учебных заведения и пр.

Однако даже начальных школ в России было еще ничтожно мало. Царизм тормозил развитие просвещения. Учебным заведениям отпускались незначительные средства. По грамотности населения Россия занимала одно из последних мест в Европе. К концу века грамотные составляли лишь 28% всего населения (в том числе среди мужчин 39%, среди женщин всего 17%).

Средних и высших учебных заведений было также очень мало. Они не удовлетворяли потребности общества и народного хозяйства. Самодержавие всячески препятствовало поступлению в средние и высшие школы выходцев из народа.

Особенно плохо было с женским образованием. До 60-х годив в России не было открытых средних школ для девушек. Институты благородных девиц и частные пансионы, доступные только богатым дворянкам, давали довольно поверхностное образование. В университеты и другие высшие учебные заведения женщин не принимали. Только в 60-х годах под давлением общественного движения правительство открыло первую женскую гимназию, а в 70-х годах - женские врачебные курсы. Этим было положено начало женскому образованию, но вплоть до Октябрьской революции женщины оставались в неравноправном положении.

 

Наука и техника

Первостепенное значение приобретают во второй половине ХIХ в. естественные науки -

1. математика,

2. физика,

3. химия,

4. зоология,

5. география и др.

Их развитие определялось потребностями жизни, нуждами производства, стремлением ученых вывести Россию из вековой отсталости.

В области математики открытия мирового значения сделали замечательные русские ученые

· П. Л. Чебышев,

· А. М. Ляпунов,

· первая русская женщина-профессор С. В. Ковалевская.

Великий математик Пафнутий Львович Чебышев (1821 - 1894) был широко образованным человеком. Его исследования поражают широтой постановки вопросов и стремлением увязать проблемы математики с развитием естественных наук и техники. Чебышев был крупнейшим механиком. Его открытия по теории машин и механизмов имели огромное практическое значение. Он правильно указывал на тесную связь науки и практики, отмечая, что «науки находят себе верного руководителя в практике». Чебышев был основателем петербургской математической школы, из которой вышла целая плеяда блестящих ученых.

Учеником и продолжателем дела Чебышева был Александр Михайлович Ляпунов, открытия которого положили начало ряду важнейших направлений математической науки.

Весьма интересным и ярким явлением в русской науке и в русском общественном движении была Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891). Еще в ранней юности она обнаружила незаурядные математические способности, но получить систематического образования в России Ковалевская не смогла, так как университеты были закрыты для женщин. Для изучения математики она уехала в Германию. В 1871 г. Ковалевская оказалась в осажденном Париже, ухаживала в госпитале за ранеными коммунарами.

За свои выдающиеся математические работы Ковалевская за границей получила степень доктора наук, но места профессора в России так и не смогла получить и вынуждена была снова уехать за границу. В Швеции онастала профессором Стокгольмского университета, где и прочитала ряд блестящих курсов по математике. Труды Ковалевской получили мировое признание. Ковалевская известна также как писательница и журналистка, произведения которой имели в свое время большой успех.

Значительных успехов во второй половине добились ученые в области физики, как особой специфической отрасли науки о природе. Тесная связь с другими естественными науками и с техникой объясняет огромное внимание к этой науке и огромное значение исследований по физике для естественных наук в целом и для развития техники.

Выдающимся физиком этого времени был Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Его работы по изучению магнетизма и фотоэлектрических явлений имели огромное значение для развития как техники, так и науки. Велико значение Столетова как педагога. Более тридцати лет он возглавлял кафедру физики в Московском университете, здесь он создал физическую лабораторию для проведения экспериментальных работ и обучения студентов. Столетов воспитал большое количество талантливых учеников и являлся главой замечательной московской школы физиков. По своим общественно-политическим взглядам Столетов был передовым ученым, сочувствовал революционному движению и антиправительственным выступлениям студентов.

На вторую половину XIX столетия приходится расцвет творческой деятельности великого русского ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907). Родился Менделеев в Тобольске в семье директора гимназии, учился сначала в тобольской гимназии, а затем в Главном педагогическом институте в Петербурге. Уже в школе он проявил незаурядные способности, большой интерес к науке. Талант его как ученого развернулся в Петербургском университете, который стал центром русской химической науки.

Величайшей заслугой Менделеева было открытие периодического закона химических элементов. Этот закон позволил Менделееву впервые в истории химии предсказать существование новых элементов и даже определить их атомный вес. В скором времени эти элементы были действительно открыты. Книга Менделеева «Основы химии» была переведена на все европейские языки и издавалась много раз.

Менделеев был крупнейшим общественным деятелем. Он много сделал для развития экономики и производительных сил России. Пропагандируя развитие отечественной промышленности, он ратовал за широкое использование природных богатств, призывал к разработке полезных ископаемых - угля, нефти - и много сделал для развития каменноугольной и нефтяной промышленности. Менделеев является одним из основателей агрохимии, его предложения по применению химических удобрений в сельском хозяйстве имели большое практическое значение.

Менделеев был прекрасным преподавателем и считал педагогическую работу своей второй службой родине. Великий ученый и патриот, Менделеев является гордостью нашей страны и русского народа.

На основе достижений математики, физики, химии во второй половине XIX в. изобретатели добились крупнейших успехов, означавших переворот в технике.

 

Выдающиеся изобретатели

Выдающимся изобретателем был офицер русского военно-морского флота Александр Федорович Можайский (1825-1890). Всю свою жизнь он посвятил созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал строение крыльев птиц, соотношение площади крыльев и веса птиц, скорость парящего полета, исследовал полеты воздушных змеев и сам неоднократно поднимался на них. Он пришел к выводу, что машину нужно строить не с машущими крыльями, а неподвижными относительно корпуса. Ему удалось построить модели, которые взлетали в воздух после разбега с земли, а затем сконструировать и первый в мире самолет. Это изобретение означало величайшую победу человека над силами природы Можайский высказал правильные идеи, которые в дальнейшем легли в основу самолетостроения.

Открытием мирового значения было изобретение А. С Поповым в 1895 г радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859-1905) родился в семье сельского священника Пермской губернии образование получил в Петербургском университете. Еще в университете он проявил интерес к электротехнике, работал в научных кружках, а в летние месяцы на электростанциях. Долгие годы трудился Попов над изучением электрических явлений, электромагнетизма. В 1895 г. Попов выступил с публичным докладом, во время которого демонстрировал изобретенный им радиоприемник. Этот день является датой изобретения радио. Лишь через год итальянец Г. Маркони сделал заявку на аналогичное изобретение. Приоритет в этом открытии, бесспорно принадлежит великому русскому ученому и изобретателю А. С. Попову. В дальнейшем Попов значительно улучшил свой аппарат и начал применять его для связи между кораблями. Попов работал в тяжелых материальных условиях, средств ему отпускалось мало. Русское правительство преступно невнимательно отнеслось к величайшему открытию ученого. Несмотря на это, А. С. Попов с гневом отверг предложения иностранных капиталистов перейти к ним на службу. Он заявил им, что он русский и гордится тем, что «не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

Развитие физической науки определило значительные достижения в электротехнике и электротехнической промышленности. Начало развития этих отраслей промышленности, по существу, относится ко второй половине XIX в. Русские инженеры П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин создали первые в мире электрические лампочки, что привело к перевороту в технике освещения, передаче электроэнергии, сохранении и распределении ее. Во всем мире электрическое освещение называли «русским светом».

 

Выдающиеся путешественники

Развитие капитализма поставило новые задачи перед географической наукой и геологией. Если в первой половине XIX в. были предприняты крупные морские экспедиции, ознаменовавшиеся замечательными открытиями, то во второй половине столетия были не менее замечательные сухопутные путешествия.

Выдающиеся исследования в Средней и Центральной Азии провел Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827- 1914) -замечательный географ, статистик, ботаник и энтомолог. Семенов-Тян-Шанский совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань, по закаспийской территории и Туркестану. Его открытия положили начало научному обследованию огромной территории Средней и Центральной Азии. Последующие экспедиции в эти области проходили по его замыслам и инициативе. По инициативе Семенова-Тян-Шанского было предпринято замечательное многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».

Другим крупным ученым и неутомимым путешественником был Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888). Он совершил пять путешествий в Центральную Азию. Пржевальский несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, горы Тянь-Шаня, Западный Китай, Джунгарию и другие территории Центральной Азии. Его путешествия сопровождались важными открытиями в области географии, зоологии, ботаники. Собранные им гербарии и коллекция животных явились большим вкладом в развитие зоологии и ботаники. Исследования Пржевальского получили мировое признание, они открыли для европейцев Центральную Азию, Тибет, прежде почти неизвестные им.

Выдающимся путешественником и ученым был Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888). С юношеских лет он принимал участие в революционном движении. За участие в студенческих сходках Миклухо-Маклая исключили из Петербургского университета, и он вынужден был уехать за границу, где и завершил свое образование. Первые путешествия Миклухо-Маклай совершил на Канарские острова, в Марокко, по побережью Красного моря и провел ценные исследования по вопросам зоологии и географии. В начале 70-х годов он предпринял путешествие на острова Тихого океана с целью изучения народов, населяющих эти острова. 15 месяцев исследователь прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (этот берег с того времени называется берегом Маклая). Своим добрым, гуманным отношением к местному населению русский ученый завоевал искреннюю любовь и безграничное доверие жителей. Затем Миклухо-Маклай путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, изучал народности Микронезии и Малонезии. На основе своих исследований он пришел к выводу о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас. Расовые и культурные признаки народов формируются под влиянием природной и социальной среды. Миклухо-Маклай решительно отвергал лженаучное деление рас на высшие и низшие. Его описания быта и нравов, хозяйства и материальной культуры папуасов до сих пор не потеряли научного значения, Миклухо-Маклай страстно выступал против колониальных захватов, разоблачал варварство колонизаторов, боролся против колониального разбоя и работорговли. Общественные выступления Миклухо-Маклая были горячо поддержаны передовыми кругами русского общества.

 

Биология и медицина

Крупных успехов во второй половине XIX столетия добилась биологическая наука и медицина.

Особенно велики заслуги русского естествоиспытателя Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905). Сеченов стал основоположником русской физиологической школы. Его знаменитая работа «Рефлексы головного мозга» была настоящим переворотом в науке. Она по-новому осветила деятельность головного мозга и центральной нервной системы и положила начало крупнейшим открытиям в биологии и медицине. Сеченов был не только великим ученым, но и блестящим популяризатором науки, превосходным педагогом, воспитавшим много талантливых учеников и сподвижников. Сеченов является гордостью русской науки, великим патриотом и гражданином своей страны. Его жизнь и деятельность - научный подвиг во имя торжества разума и справедливости. Его идеи послужили основой замечательных исследований

· И. И. Мечникова,

· К. А. Тимирязева,

· И. П. Павлова и многих других русских ученых,

деятельность которых развернулась в полном объеме несколько позднее - уже в XX столетии.

Философия, политэкономия, юриспруденция, Общественные история, литературоведение были особенно тесно науки связаны с революционным движением, с общественной мыслью, частью которой они сами являлись. Определяющее значение в их развитии имели выдающиеся мыслители и общественные деятели, участники и вожди революционного движения в России,- А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев.

Вопрос № 12










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...