Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II
Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа. Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи
Аллегория с текстом «Наказа»
Основные положения:
- Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
- Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
- Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
- Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
- Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.
Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.
К политике просвещённого абсолютизма Екатерины II относится следующая деятельность:
Мероприятие
| Цель
| Содержание
| 1763
Реформа Сената
| Императрица хотела единолично руководить процессом написания законов
| Законодательная функция перешла лично к Екатерине II, Сенат превратился в главный судебный и административный орган
| 1764
Секуляризация церковных земель и имущества
| Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель.
| Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства
| 1764 Ликвидация гетманства на Украине
| Укрепление вертикали власти
| Вся власть перешла к Малороссийской коллегии и её президенту, генерал-губернатору П. Румянцеву, подчинённому лично Екатерине II
| 1764
Начато строительство «воспитательного дома» для беспризорных детей Открыт «Смольный институт благородных девиц»
| Решение «сиротского» вопроса и популяризация женского образования.
| Учреждения спонсировались из казны, также привлекались пожертвования дворян и деятелей.
| 1765
Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»
| Стимулирование экономики, продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии
| Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства
| 1765
Дворянам разрешено ссылать крестьян на каторгу
| Повышение лояльности правящего класса — дворян
| Утверждено личным указом
| 1765 Инаугурация Императорской Академии художеств
| Популяризация искусств
| Академия получила официальный статус и отделилась от Московского университета
| 1766-1768
Созыв и заседания Уложенной Комиссии
| Разработка нового, единого свода законов, улучшающих положение крестьян.
| Попытка создания нового единого законодательного документа «Проект новаго уложения». Деятельность не была успешной, комиссия распущена в 1768.
| 1767
Запрет крестьянам жаловаться на помещиков
| Удовлетворение запросов дворянства
| Жалоба признавалась преступлением и каралась ссылкой на каторгу в Сибирь
| 1768
Введение обязательного оспопрививания
| Развитие здравоохранения
| Для пресечения слухов о пагубном действии процедуры, Екатерина II стала одной из первых кому поставили прививку от оспы.
| 1771
Запрет на публичную продажу крестьян за долги помещика
| Попытка скрыть существующий рабовладельческий строй
| Прямой запрет императрицы не имел особой силы, объявления о продаже крестьян продолжали появляться в газетах
| 1775
Ликвидация Запорожской Сечи
| Создание единой системы воинских частей, подчиняющихся императору.
| Исчезла угроза со стороны Крымского ханства, императрица опасалась повторной измены казаков после восстания Пугачёва и личным указом упразднила Сечь.
| 1775
Губернская реформа
| Усиление власти императора и правящего класса – дворянства. Внедрение местного самоуправления. Разделение органов административной и судебной власти.
| Большая часть выборных должностей досталась дворянству. Генерал-губернаторы, назначаемые Екатериной II, получили практически неограниченную власть на вверенных им территориях.
| 1775
Манифест о свободе предпринимательства
| Стимулирование экономики.
Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан)
| Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений.
Купечество освобождено от податного налога.
| 1782
Полицейская реформа
| Усиление вертикали власти, предотвращение возможных беспорядков
| Регламентирование иерархии и функций полиции в городах.
| 1783
Введение крепостного права в Малороссии
| Создание единых правовых принципов рабовладения
| Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян
| 1783
Повторное открытие Академии наук
| Популяризация и развитие наук и изысканий
| Было приглашено большое количество зарубежных преподавателей, курсы велись преимущественно на иностранных языках.
| 1783
Разрешение на создание вольных типографий
| Показное снижение цензуры
| Личный указ
| 1785 Жалованная грамота дворянам
| Окончательное закрепощение крестьянства, обеспечение лояльности дворянства
| Закрепление дворянства, как высшего сословия. Отменены все возможные налоги и необходимость военной службы.
| 1785
Жалованная грамота городам
| Официальное оформление правового статуса мещан и купцов, передача им незначительных административных функций.
| Введение разделения горожан на 6 разрядов, выборных органов – общей городской и шестигласной дум.
| 1786
Создание народных училищ
| Популяризация образования в обществе
| Создание главных и малых училищ в разных городах.
| 1789 Арест Радищева
| Пресечение попыток распространения идей, ставящих под сомнение проводимые Екатриной II преобразования
| Личным указом, за издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву
| 1792 Арест Новикова
| Личным указом, за распространение «вводящих в заблуждение идей»
| 1796 Введение крепостного права в Новороссии
| Создание единой правовой концепции рабовладения
| Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян
| Итоги и противоречия просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой
Закон, в концепции просвещённого абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения на сословия и должности. Однако в выстроенной Екатериной II системе, дворяне если не стояли выше закона, то уж точно получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде. Так, например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» предусматривала запрет на конфискацию земель дворян, осужденных по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам. Благородное сословие освобождалось от телесных наказаний и имело много других привилегий.
Введение местного самоуправления в городах и губерниях, на деле представлялось распределением главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Главной целью его, как и полицейской реформы, являлось предотвращение повторения крестьянского восстания 1773-1775 годов, вызванного жесткой эксплуатационной политикой по отношению к этому сословию.
Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи. Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий. Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д.
Противоречия обнаруживаются и непосредственно в «просвещении». Рядом с популяризацией общественного образования, в политике Екатерины II стоят репрессии таких видных деятелей как Новиков (издавший более трети всех книг, выпущенных за время её правления) и Радищев (писатель, открыто критикующий Екатерину II). Сами же образовательные реформы, как и продвижение искусств и науки, никак не затрагивали большую часть населения государства – крестьянство.
Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием.
Вопрос № 11
|